Автор: Кожевникова Валентина Германовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 5 г. Уржума
Населённый пункт: г. Уржум
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воздух и его свойства" Самолеты
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №5 города Уржума Кировской
области
« САМОЛЕТЫ»
НОД в старшей группе в рамках темы «Воздух и его свойства».
Подготовила воспитатель:
Кожевникова Валентина Германовна
г.Уржум
2025 г.
« САМОЛЕТЫ»
НОД в старшей группе в рамках темы «Воздух и его свойства».
ЦЕЛЬ: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное
развитие детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: способствовать формированию целостной картины мира,
расширению кругозора.
Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов,
любознательности.
Воспитательная: побуждать к проявлению элементарных общепринятых
норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способствовать формированию осторожного и осмотрительного отношения
к потенциально опасным для человека ситуациям.
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: шпагат или веревка, скотч двухсторонний,
воздушные шарики, трубочки ля коктейля, технологические карты
изготовления самолетов из бумаги. Материалы и инструменты из
развивающей среды.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
В содержании образовательной деятельности интегрируются
образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВОСПИТАТЕЛЯ (В.)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ (Д.)
В. садится за стол рядом с детьми и с
помощью технологической карты
начинает конструировать бумажный
самолет
Дети, заинтересованные действием
педагога, присоединяются, начинают
изготавливать свои самолетики. При
этом действуют по своему
усмотрению: мастерят по
представлению, или с помощью
технологической карты, или по
показу
Запускают самолетики
В. обращает внимание на опасную
ситуацию, которая возникла в группе:
Можно нечаянно поранить друг друга
(самолет может попасть в лицо).
-Что может произойти, если мы
будем запускать самолетики
беспорядочно, кто куда захочет?
Может произойти авария ,
самолетики столкнутся (дети
обсуждают возможные последствия
такой ситуации)
Что делать?
Дети обсуждают возможные
варианты:
- Запускать самолетики по очереди.
-Запускать самолетики в одном
направлении
-А как происходит у настоящих
самолетов?
-Есть такая специальная дорога с
которой самолеты взлетают и на
которую они приземляются, она
называется « взлетно-посадочная
полоса»
-Настоящими самолетами управляют
пилоты, поэтому они не
сталкиваются и приземляются,
делают посадку где нужно.
-Не только посадочная , но и
взлетная, потому что самолеты с неё
также и взлетают
-Но скорость самолета очень
высокая, да и пилоты не всегда видят
другие самолеты. Кто же помогает им
не столкнуться?( диспетчер)
Д. высказывают свои мнения:
-Есть человек в аэропорту, который
им помогает по связи
-А где у нас будет эта полоса?
Д. делают «взлетно-посадочную
полосу», сдвинув столы
-Может ли наш самолетик лететь без
нашей помощи, сам и приземлиться
точно на посадочную полосу?
Д. обсуждают вопрос воспитателя,
пытаются запустить самолетики так,
чтобы они приземлились на стол.
Вносят свои предложения. Варианты
их осуществления.
Совместно с воспитателем проводят экспериментальную проверку
предложенных вариантов (на модели воспитателя): прикрепляют воздушный
шарик к самолетику и запускают его; используют веревку, трубочку для
коктейля для создания специальных приспособлений. Находят подходящий
вариант.
Предлагает для создания
собственных моделей объединиться в
пары
Пытаются воспроизвести
полученную модель
усовершенствованного самолета в
самостоятельной деятельности
( объединяются в пары)
Помогает в разговоре сделать вывод о том, что помогло самолету двигаться
вперед без нашей помощи и приземлиться там, где надо ( воздух, выходя из
надутого шарика, толкает самолет вперед, веревка направляет, не даёт
сбиться с курса). На примерах объясняет, что нужен достаточный запас
воздуха, если слабо надуть шарик, то самолет может не долететь до «
посадочной полосы».
-Хотите запустить самолетики на
По желанию дети продолжают
улице? Что вам для этого
необходимо? В. Предлагает взять с
собой на прогулку шарики разной
формы ( длинные, круглые,
овальные) и определить какие
самолетики улетят дальше
запускать свои самолеты, устраивая
для них другие посадочные полосы.
« САМОЛЕТЫ»
НОД в старшей группе в рамках темы «Воздух и его свойства».
ЦЕЛЬ: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное
развитие детей.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: способствовать формированию целостной картины мира,
расширению кругозора.
Развивающая: способствовать развитию познавательных интересов,
любознательности.
Воспитательная: побуждать к проявлению элементарных общепринятых
норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способствовать формированию осторожного и осмотрительного отношения
к потенциально опасным для человека ситуациям.
СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: шпагат или веревка, скотч двухсторонний,
воздушные шарики, трубочки ля коктейля, технологические карты
изготовления самолетов из бумаги. Материалы и инструменты из
развивающей среды.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.
В содержании образовательной деятельности интегрируются
образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие.
Содержание деятельности( ход):
(Дети играют . Воспитатель запускает самолёт. Ребенок отправляет самолёт
обратно. Я тоже хочу сделать самолет. Воспитатель садится за стол рядом с
детьми , и с помощью технологической карты начинают конструировать
бумажный самолет.)
-Бумага пополам, загибаем и ещё раз точно также.(Запускают самолеты) .
-Минуточку внимания! Если мы будем запускать самолетики кто куда хочет,
что может случиться? (Можно в глаз попасть) Это не очень хорошо, очень
не приятно. Давайте попробуем сделать так, чтобы наши самолётики
двигались туда куда мы хотим.
-Давайте вспомним, а где вы видели самолеты?(на аэродроме)
А на аэродроме самолеты приземляются-Как называется место, где они
приземляются? (дорога) Как называется дорога на которой они
приземляются? (взлётная полоса).Точно! Давайте мы сделаем взлетную
полосу. Можно сделать из этого стола?((можно. А я хочу по -другому. )Как
ты хочещь?(Взять листок и нарисовать линию.)Ну давай-держи листок-
нарисуй. А я попробую на столе сделать.) Кто со мной? Смотрите .
отправление и приземление может быть не в одном месте. Вылетел из
одного аэродрома, а приземлился в другом. Где у нас будет другой? (Вот
здесь)
-Здесь будет, ну давайте попробуем.(Отходят по дальше-кто хочет, кто не
хочет.) Я попробую сейчас чтобы самолет приземлился на полосе. На какой
полосе?(взлетной) Молодцы! На взлётной полосе.(Воспитатель запускает
самолет)(очень высоко. Ау меня.) Попробуйте. Может у вас получится.
(Запускают самолеты)
-Дети, получилось у нас посадить самолеты на взлётную полосу? (нет).
Значит у нас , что произошло? (авария) А это ?(это для наших пассажиров
опасно.) Для самолетов опасно. Хорошо наши не разбились, а могут
разбиться. Давайте придумаем, чтобы наш самолет летел, сам и садился на
полосу. А как?
( ( Шарик прицепить, потом шарик проткнуть и самолет приземлиться) –
Шарик проткнуть, а когда?( когда самолет будет приземляться)Самолет
полетит на шарике. А шарик-то полетит? (Да) Есть шарик. Давай пробуй.
(Надо его надуть и прицепить) Так дело –то в чём?(скотч) Я тебе дам , что
ты хочешь-делай.(опасно) Опасно! Не будем делать.)
Посмотрите (достает надутый шарик), если его мы отпустим(отдает
ребёнку)-отпускай (реб. отпускает) Полетел куда нам надо(нет), а нам то
надо на взлётную полосу. Слушайте, кто у нас заставляет самолеты лететь
туда куда надо? (руль, ветер) настоящие самолёты? (руль) Рулем кто
руководит, штурвалом? (пилот) Пилот, но ведь пилотом-то кто тоже
руководит, разрешает посадку в аэропорту. (связь) Связь с чем? ( со
спасательной станцией) А вот кто знает, кто у меня умный, кто говорит?
(командир). Диспетчер, который направляет самолет, говорит: «Посадку
разрешаю» и пилот заходит на посадку. Диспетчер нужен, который ведет
наш самолет, может быть он направит наш самолет сюда ( В.показывает на
стол) и заставит наш самолет приземлиться. (нужен ветер).
-Ветер будет двигать шарик(надувает шарик). Вот шарик, что нужно делать
с ним?(Давай я его подержу. Можно я буду твоим помощником.) Что нужно
сделать?(отпустить шарик на самолет) А как- вот так что ли?(да. Смех) Еще
раз надувает. –Скотч зачем? Ну давай,что ты хотел.(прикрепить к самолету
шарик скотчем)Ну давай вот скотч(приклеивают двухсторонний скотч к
самолёту) носиком вперед или назад(приклеивают носиком назад-шарик к
самолету).
-Эксперимент века, отпускаем шарик.(смех) Посмотрите. Он у нас полетел
куда? (Как попало). А нам его нужно направить. Я вам подскажу, как нужно
направить.(В. показывает нитки) Нитку привязать к столу и направить. Куда
привязать? (привязывают к окну или к ручке у стенки)Где у нас полоса? А
где закрепить верёвку(за ножку стола). Хватит такой длины? Кто будет
привязывать( привязывают к ножке стола). Получилось, что самолет сядет на
взлётную полосу. Надо как-то направить, чтобы по верёвке каталось (самолет
на верёвку, скользкий самолетик, трубочку прицепить) Что это? (трубочка).
Точно, надо трубочку приделать.( Обратно отвязывают и вставляют
трубочку, привязывают к столу, трубочку прикрепить к самолёту.)
-Надувайте шарик, много не надо(шарик прикрепляют к самолёту
скотчем ,кончиком к шкафу, самолет к трубочке)
-Тише, взлёт разрешаю ! –Давайте прикрепим по другому :скотч к трубочке
шарик к самолету и шарик к трубочке. Можно я попробую! Получилось! А
сейчас вы. Кто догадается, что мы с воздухом в шарике делаем? (Не
выпускаем, закрепить прищепкой. А потом воздух, выходя из шарика,
толкает самолет вперёд, верёвка направляет, не даёт сбиться с курса.)
-Внимание ! Самолет идет на посадку!(шар не долетел) Чего не хватило?
(воздуха)Что надо сделать чтобы воздуха хватило?( надуть больше) Нужен
достаточный запас воздуха, если шарик надуть слабо, то самолёт не долетит
до « посадочной полосы «) Продолжают деятельность.
Хотите запустить самолётики на улице? Это мы сделаем на прогулке. А
также дома вы будете запускать свои самолетики, и научите этому своих
родных и знакомых.