"Исследовательская деятельность как важный фактор воспитания"
Автор: Архипова Наталья Васильевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 28" г. Сыктывкара Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми Наименование материала: методическая разработка Тема: "Исследовательская деятельность как важный фактор воспитания" Раздел: среднее образование
воспитания
Руководитель НОУ МОУ «СОШ № 28»
г. Сыктывкара Республики Коми
Архипова Наталья Васильевна
«Важным условием выживания и работы человека в
информационном мире является овладение методом
научного познания мира или так называемого
исследовательского стиля мышления».
Воспитание и обучение одарённой личности в
настоящее время, связано с потребностью общества
в неординарной творческой личности.
Неопределённость современной окружающей среды
требует не только высокую активность человека, но
и его умения, способности нестандартного
поведения.
Цель организации научно-
исследовательской работы учащихся -
воспитание поколения мыслящего,
жаждущего получать всё новые и новые
знания, способствующие формированию
образованной, гармонически развитой,
творческой личности; способной добывать
свои знания самостоятельно.
Качества,
формирующиеся
в процессе НИД
организованность
дисциплинированность
самоконтроль
самоанализ
целеустремленность
коммуникативность
уверенность
ответственность
самостоятельность
Научно-исследовательская деятельность
Создает:
Высокую мотивацию
познавательной и
учебной
деятельности
Формирует:
Черты творческой
личности;
положительную
«Я-концепцию»
Развивает:
Мышление,
интуицию,
воображение
Способствует:
развитию социально-активной личности и ее
самоопределению
Проблемы организации НИД в школе:
Отсутствие обучения педагогов по проблеме организации НИД
(только самообразование);
отмечается
тенденция
к
снижению
или
же
утрате
учебной
мотивации у современных школьников;
у большинства учеников нет потребности
в изучении более
сложных понятий для работы над исследованием или проектом,
поэтому к НИД привлекаются только лучшие ученики;
школьнику приходиться не только собственно учиться, но еще и
социализироваться;
Совместная
деятельность
ученика
и
педагога
требует
достаточно много времени;
Пути решения проблем:
•
Руководителю НОУ пройти курсы повышения
квалификации по организации НИД в школе;
•
Включить в тему самообразования педагогов
школы вопрос об организации НИД учащихся;
•
Более широко и систематически использовать
методы
НИД
не
только
на
уроках,
но
и
во
внеурочной деятельности;
•
Привлекать к НИД не только самых лучших
учеников школы, но и средних учащихся;
•
Продумать
систему
поощрений
учащихся
и
педагогов, активно занимающихся НИД.
Организация НОУ в школе
Цель:
расширение сферы научно-
исследовательской деятельности
обучающихся школы.
Формирование и развитие УУД обучающихся
через научно-исследовательскую и проектную
деятельность.
Задачи:
1. Выявление и воспитание одаренных детей, вовлечение учащихся и
учителей в активную научно-исследовательскую и проектную
деятельность.
2. Развитие положительной мотивации к научно-исследовательской и
проектной деятельности учащихся и педагогов путем творческого
поиска, приносящего радость открытия.
3. Предоставление учащимся возможности участия в различного рода
4. Вооружение учащихся и педагогов научными методами
исследования, мониторинга и прогнозирования.
5. Создание творческих групп учащихся и научного ученического
совета (НУС), осуществляющего руководство работой НОУ.
6. Контроль и оценка результатов научно-исследовательской
деятельности и ее коррекция.
7. Поддержка одаренных учащихся с привлечение государственных и
различного рода спонсорских средств.
Результат:
Саморазвитие личности обучающихся через работу в НОУ.
Направления работы:
•
Информационная работа.
•
Руководство методической работой НОУ.
•
Методическая работа с педколлективом.
•
Методическая работа с учащимися.
•
Работа с родителями, вузами, научно-
исследовательскими и культурно-просветительными
учреждениями.
С чего начать?
1.Проведение анкетирования учащихся и учителей по организации
работы НОУ.
2.Изучение и прогнозирование запросов учащихся и их родителей на
соответствующие виды деятельности.
3.Организация творческих групп педагогов и учащихся.
4.Психолого-педагогическое тестирование обучающихся 2-11 классов.
5.Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их
одаренности на основе психолого-педагогического тестирования,
индивидуальных собеседований и непосредственной практической
деятельности обучающихся.
6.Разработка положений по: НОУ, ШНИК, «Интеллектуальному
марафону», различным конкурсам.
7.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год.
8.Выбор и утверждение состава НУС (Научного Ученического Совета).
Информационная работа
1.Оформление стенда НОУ.
2.Информирование обучающихся и педагогов о
конкурсах различного уровня.
3.Информирование о работе НОУ через
Интернет.
4.Пополнение электронного сборника научно-
исследовательских работ учащихся и учителей
школы.
Руководство работой НОУ.
1.Утверждение состава НУС.
2.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год.
3.Создание банка данных одаренных детей на основе ППТ.
4.Проведение анкетирования учащихся по организации работы НОУ.
5.Организация творческих групп педагогов и учащихся.
6.Разработка обучающих программ, методических рекомендаций по
НИД.
7.Утверждение жюри школьных конкурсов.
8.Организация и проведение школьной научно-практической
конференции.
9.Подготовка и участие в районной научно-практической конференции.
10.Подведение итогов школьных конкурсов: «Лучшая проектная работа»,
«Лучшая научно-исследовательская работа», «Лучший научный
руководитель», «Лучшая презентация».
11. Изучение и прогнозирование запросов учащихся на соответствующие
виды деятельности, отслеживание динамики результатов и успехов
учащихся.
12.Анализ деятельности и поощрение наиболее активных членов НОУ и
педагогов.
Методическая работа с педколлективом
1.Проведение анкетирования учителей по организации работы НОУ.
2.Привлечение педколлектива к работе НОУ.
3.Проведение с классными руководителями круглого стола
«Выявление одаренных детей и их развитие через научно-
исследовательскую и проектную деятельность».
4.Проведение заседания «Планирование работы НОУ на уч. год».
5.Проведение семинаров, круглых столов, практических занятий по
вопросам организации НИД учащихся.
6.Привлечение педагогов к участию в мастер-классах с целью
обобщения опыта работы учителей по овладению современными
технологиями обучения.
7.Подготовка научных руководителей участников школьного и
районного туров научно-практической конференции.
8.Проведение конкурса «Лучший научный руководитель».
9.Привлечение учителей 2-4 классов к участию в проектной
деятельности обучающихся.
Методическая работа с учащимися
1.Проведение практических занятий по обучению НИД.
2.Подготовка и участие в предметных месячниках: естественных наук,
истории, математики, русского языка и литературы.
3.Участие в предметных декадах: экологической, правовой и т.д.
4.Участие в школьных и районных турах олимпиад, конкурсах.
5.Участие в школьном и районном турах интеллектуального
марафона.
6.Участие в школьном и районном турах научно-практической
конференции.
7.Проведение заседаний членов НУС.
8.Проведение рейдов в классы с целью помощи учителям в
подготовке обучающихся к проектной и научно-исследовательской
деятельности.
9.Коллективная и самостоятельная исследовательская деятельность.
10.Проведение конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая
презентация», «Лучшая научно-исследовательская работа».
Работа с родителями и внешкольными
учреждениями
1.Изучение и прогнозирование запросов родителей на
соответствующие виды деятельности их детей.
2.Взаимодействие с родителями с целью популяризации НИД в
школе и привлечения
3.Создание системы взаимодействия с внешкольными
учреждениями, вузами, предприятиями, организация экскурсий.