Напоминание

"Исследовательская деятельность как важный фактор воспитания"


Автор: Архипова Наталья Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 28" г. Сыктывкара
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исследовательская деятельность как важный фактор воспитания"
Раздел: среднее образование





Назад





Научно-исследовательская

деятельность

как важный фактор

воспитания
Руководитель НОУ МОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара Республики Коми Архипова Наталья Васильевна
«Важным условием выживания и работы человека в информационном мире является овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления». Воспитание и обучение одарённой личности в настоящее время, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределённость современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Цель организации научно-

исследовательской работы учащихся
- воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.
Качества, формирующиеся в процессе НИД организованность дисциплинированность самоконтроль самоанализ целеустремленность коммуникативность уверенность ответственность самостоятельность
Научно-исследовательская деятельность Создает: Высокую мотивацию познавательной и учебной деятельности Формирует: Черты творческой личности; положительную «Я-концепцию» Развивает: Мышление, интуицию, воображение Способствует: развитию социально-активной личности и ее самоопределению

Проблемы организации НИД в школе:
 Отсутствие обучения педагогов по проблеме организации НИД (только самообразование);  отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации у современных школьников;  у большинства учеников нет потребности в изучении более сложных понятий для работы над исследованием или проектом, поэтому к НИД привлекаются только лучшие ученики;  школьнику приходиться не только собственно учиться, но еще и социализироваться;  Совместная деятельность ученика и педагога требует достаточно много времени;

Пути решения проблем:

Руководителю НОУ пройти курсы повышения

квалификации по организации НИД в школе;

Включить в тему самообразования педагогов

школы вопрос об организации НИД учащихся;

Более широко и систематически использовать

методы

НИД

не

только

на

уроках,

но

и

во

внеурочной деятельности;

Привлекать к НИД не только самых лучших

учеников школы, но и средних учащихся;

Продумать

систему

поощрений

учащихся

и

педагогов, активно занимающихся НИД.


Организация НОУ в школе

Цель:

расширение сферы научно-

исследовательской деятельности

обучающихся школы.

Формирование и развитие УУД обучающихся

через научно-исследовательскую и проектную

деятельность.


Задачи:

1. Выявление и воспитание одаренных детей, вовлечение учащихся и

учителей в активную научно-исследовательскую и проектную

деятельность.

2. Развитие положительной мотивации к научно-исследовательской и

проектной деятельности учащихся и педагогов путем творческого

поиска, приносящего радость открытия.

3. Предоставление учащимся возможности участия в различного рода

конкурсах, конференциях, семинарах, интеллектуальных марафонах.

4. Вооружение учащихся и педагогов научными методами

исследования, мониторинга и прогнозирования.

5. Создание творческих групп учащихся и научного ученического

совета (НУС), осуществляющего руководство работой НОУ.

6. Контроль и оценка результатов научно-исследовательской

деятельности и ее коррекция.

7. Поддержка одаренных учащихся с привлечение государственных и

различного рода спонсорских средств.

Результат:

Саморазвитие личности обучающихся через работу в НОУ.


Направления работы:

Информационная работа.

Руководство методической работой НОУ.

Методическая работа с педколлективом.

Методическая работа с учащимися.

Работа с родителями, вузами, научно-

исследовательскими и культурно-просветительными

учреждениями.


С чего начать?
1.Проведение анкетирования учащихся и учителей по организации работы НОУ. 2.Изучение и прогнозирование запросов учащихся и их родителей на соответствующие виды деятельности. 3.Организация творческих групп педагогов и учащихся. 4.Психолого-педагогическое тестирование обучающихся 2-11 классов. 5.Создание банка данных о творческих способностях обучающихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности обучающихся. 6.Разработка положений по: НОУ, ШНИК, «Интеллектуальному марафону», различным конкурсам. 7.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год. 8.Выбор и утверждение состава НУС (Научного Ученического Совета).

Информационная работа
1.Оформление стенда НОУ. 2.Информирование обучающихся и педагогов о конкурсах различного уровня. 3.Информирование о работе НОУ через Интернет. 4.Пополнение электронного сборника научно- исследовательских работ учащихся и учителей школы.

Руководство работой НОУ.
1.Утверждение состава НУС. 2.Разработка и утверждение плана работы НОУ на учебный год. 3.Создание банка данных одаренных детей на основе ППТ. 4.Проведение анкетирования учащихся по организации работы НОУ. 5.Организация творческих групп педагогов и учащихся. 6.Разработка обучающих программ, методических рекомендаций по НИД. 7.Утверждение жюри школьных конкурсов. 8.Организация и проведение школьной научно-практической конференции. 9.Подготовка и участие в районной научно-практической конференции. 10.Подведение итогов школьных конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая научно-исследовательская работа», «Лучший научный руководитель», «Лучшая презентация». 11. Изучение и прогнозирование запросов учащихся на соответствующие виды деятельности, отслеживание динамики результатов и успехов учащихся. 12.Анализ деятельности и поощрение наиболее активных членов НОУ и педагогов.
Методическая работа с педколлективом 1.Проведение анкетирования учителей по организации работы НОУ. 2.Привлечение педколлектива к работе НОУ. 3.Проведение с классными руководителями круглого стола «Выявление одаренных детей и их развитие через научно- исследовательскую и проектную деятельность». 4.Проведение заседания «Планирование работы НОУ на уч. год». 5.Проведение семинаров, круглых столов, практических занятий по вопросам организации НИД учащихся. 6.Привлечение педагогов к участию в мастер-классах с целью обобщения опыта работы учителей по овладению современными технологиями обучения. 7.Подготовка научных руководителей участников школьного и районного туров научно-практической конференции. 8.Проведение конкурса «Лучший научный руководитель». 9.Привлечение учителей 2-4 классов к участию в проектной деятельности обучающихся.
Методическая работа с учащимися 1.Проведение практических занятий по обучению НИД. 2.Подготовка и участие в предметных месячниках: естественных наук, истории, математики, русского языка и литературы. 3.Участие в предметных декадах: экологической, правовой и т.д. 4.Участие в школьных и районных турах олимпиад, конкурсах. 5.Участие в школьном и районном турах интеллектуального марафона. 6.Участие в школьном и районном турах научно-практической конференции. 7.Проведение заседаний членов НУС. 8.Проведение рейдов в классы с целью помощи учителям в подготовке обучающихся к проектной и научно-исследовательской деятельности. 9.Коллективная и самостоятельная исследовательская деятельность. 10.Проведение конкурсов: «Лучшая проектная работа», «Лучшая презентация», «Лучшая научно-исследовательская работа».
Работа с родителями и внешкольными учреждениями 1.Изучение и прогнозирование запросов родителей на соответствующие виды деятельности их детей. 2.Взаимодействие с родителями с целью популяризации НИД в школе и привлечения 3.Создание системы взаимодействия с внешкольными учреждениями, вузами, предприятиями, организация экскурсий.


В раздел образования