Напоминание

"Формирование познавательных универсальных учебных действий: обучение сжатому изложению"


Автор: Панкратова Ольга Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №6
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий: обучение сжатому изложению"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка на тему: «Формирование познавательных универсальных учебных действий: обучение сжатому изложению» Выполнила: учитель ГБОУ СОШ №6 г. Сызрани Панкратова Ольга Евгеньевна Сызрань 2015 1

Содержание
I Введение 1.1 Цель и задачи проекта 1.2 Планируемый результат 1.3 Описание методических приемов, которые позволяют его реализовать II Основная часть Описание деятельности учащихся: идея, логика, методические принципы заданий, дидактический материал (примеры и тексты заданий) III Заключение IV Список литературы 2

Цель проекта
– теоретическое обоснование и практическая разработка системы заданий, формирующих познавательные УУД при подготовке к сжатому изложению
Задачи:
 разработать задания, направленные на понимание текста  разработать задания, направленные на компрессию текста  доказать важность формирования познавательных УУД при подготовке к сжатому изложению как части ГИА Результатом данного проекта будет являться система разработанных заданий по обучению сжатому изложению, что является крайне актуальным в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации. А главное мы увидим, как формируются различные познавательные универсальные учебные действия, что в условиях перехода основной школы к новым образовательным стандартам крайне важно. При работе над данным проектом я изучила проблему подготовки к сжатому изложению, проанализировала педагогический опыт, накопленный по изучаемому вопросу, добавила собственные наработки и систематизировала эти материалы. 3
Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосре - доточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. Одним из главных требований, предъявляемым к сжатому изложению на ГИА, является передача содержания трех основных микротем текста, поэтому я на своих уроках должна формировать умения определять и формулировать тему и основную мысль как всего текста, так и его отдельных абзацев. Между тем известно, что учащиеся испытывают большие затруднения при чтении/понимании текста, что неизбежно влечет за собой коммуникативные неудачи при создании собственных текстов. При установке на сжатое изложение важно помнить, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. Поэтому
на первых этапах обучения

необходимо зрительное восприятие текста
. Вот первый пример таких заданий: Предлагая ученикам прочитать текст, учитель предупреждает, что после прочтения нужно будет определить, в каких предложениях содержатся ответы на вопросы: 1. В чем заключается принцип рационального аскетизма? 2. Почему ребенку доверяли собирать книги? 3. Как в семье героя относились к книгам?
1)Чтение учениками текста
1.Я вырос в семье, где господствовал рациональный аскетизм: посуда — это то, из чего едят и пьют, мебель — на чем сидят или спят, одежда — для тепла, а дом — чтобы в нем жить, и ни для чего более. 2.Любимым присловьем моего отца было: “Не то важно, из чего пьешь, а то — с кем пьешь”. 3.Из этого вовсе не следует, что отец “закладывал воротник”: он не чурался рюмочки, но до войны — только по праздникам, а после оной — еще и по воскресеньям. 4.Он был беспредельно жизнелюбив и столь же беспредельно гостеприимен, но глагол “пить” подразумевал для него существительное “чай”. 5.Хорошо, если с мамиными пирогами, но пироги случались не часто. 6.Принцип рационального аскетизма предполагает наличие необходимого и отсутствие того, без чего спокойно можно обойтись. 7.Правда, одно “излишество” у нас все же было: 4
книги. 8.Отца часто переводили с места на место, и мы привыкли собираться. 9.Все переезды, как правило, совершались внезапно, громом среди ясного неба.10. Отец приходил со службы, как обычно, и не с порога, не вдруг, а, сняв сапоги, ремни и оружие, умывшись и сев за стол, припоминал, точно мимоходом: “Да, меня переводят. Выезжаем послезавтра”. 11.И начинались сборы, лишенные лихорадочной суматохи, потому что каждый знал, что делать. 12.Мне, например, полагалось укладывать книги. 13.Возникла эта особая ответственность, когда я был ростом с ящик, но и тогда никто не проверял моей работы: родители старомодно считали, что недоверие унижает человеческую личность. 14.Это-то я теперь понял, что они так считали, а тогда, кряхтя и сопя — фолианты встречались! — осторожно снимал книги с полок, волок их к ящикам и старательно укладывал ряд за рядом. 15.И дело даже не в том, что мне доверяли упаковывать единственную ценность не только нашей семьи, но и вообще всего человечества, как я тогда сообразил, — дело в том, что я физически, до пота и. ломоты в неокрепших мускулах ощущал эту великую ценность. 16.Я по детскому, первому, а следовательно, и самому прочному опыту узнал, сколь весом человеческий труд, завещанный людям на века. 17. И, становясь перед книгами на колени — иначе ведь не упакуешь, — я еще бессознательно, еще не понимая, но уже чувствуя, становился на колени перед светлыми гениями всех времен и народов. 18.Кажется, я так и остался стоять на коленях перед Литературой.
2. Работа над текстом
 О чём этот текст? Какова тема данного текста, как ее определить?  Какова главная мысль текста? К чему призывает автор?  Какой тип речи используется в этом тексте?  Сформулируйте тезис – положение, в котором сжато выражена главная мысль текста.  Сколько абзацев вы бы выделили? Определите микротему каждого абзаца. Составьте план. При выполнении этого задания формируются такие общеучебные универсальные действия как
смысловое

чтение

и

извлечение

необходимой

информации

из

прочитанного текста
5
Продолжаем работу по осмыслению прочитанного текста
1. Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.
Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодично мурлыканье…Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. 250 слов (По Л. Корочкину) (Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее. Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение) 6

2. Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?
(Л. Корочкин рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)
3. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем,

подчеркните самые важные, ключевые слова.
(Каждый ученик работает самостоятельно) При работе над ключевыми словами формируется такое общеучебное УУД как
определение основной и второстепенной информации.

4. Проверка выполненных работ
Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность м а л е н ь к о й п а н т е р ы . ( 2 0 с л о в ) Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как у с п о к а и в а е т е ё м е л о д и ч н о е м у р л ы к а н ь е … ( 8 1 с л о в о ) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. (102) 7
И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует е ё п о т р е б н о с т я м и д о с т а в л я е т е й у д о в о л ь с т в и е . ( 1 9 с л о в ) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным. (27 слов) (По Л. Корочкину) Содержание микротем: 1 микротема: Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. 2 микротема: Кошки доставляют радость. Ласковые, привязчивые, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны. 3 микротема: Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней. 4 микротема: Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама. 5 микротема: Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением. После того, как у обучающихся будет сформировано такое УУД, как
смысловое чтение
, мы начинаем формировать
свободное восприятие текста
при прослушивании аудиозаписей текста. Это более сложный уровень, но работа осуществляется по тому же плану: 1) Прослушайте текст 2) Определите его тему (о чем он?). 3) Подумайте о его главной мысли 4) Выделите его основные части. 5) Составьте сложный план текста
Составление плана
(простого и сложного) также является важным познавательным универсальным учебным действием Итогом систематизации материала может стать
составление синквейна.

Учитель:
Ребята, давайте составим синквейн по тексту 8
(Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение); 2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)
Вариант ответа:
Кошка Загадочная, таинственная, Привлекает, радует, успокаивает, Нужно завоевать доверие кошки, Животное. Второй важнейшей задачей, которая стоит перед экзаменуемым, выполняющим сжатое изложение, является применение одного или нескольких приемов сжатия во всех 3 абзацах. А это значит, что необходимо дать понятие обучающимся о различных приемах сжатия и сформировать умение применять их в своей работе. Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста - как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств. Среди «содержательных» приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее). К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся: 1) замены: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением; - замена предложения или его части указательным местоимением; 9
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; - замена сложноподчиненного предложения простым; 2) исключения: - исключение повторов; - исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно. При овладении различными приемами компрессии формируются такие важнейшие познавательные УУД, как
анализ,

синтез,

переработка

информации

для

получения

необходимого

результата.
Причем работу над компрессией текста нужно начинать с упражнений по образцу (репродуктивный уровень), например:
Замените прямую речь косвенной

Образец:
Отец был уверен в свой правоте, поэтому вполголоса, но резко произнес: «Не о чем говорить. Отправляйтесь домой!» «Хорошо, идем», - ответили мы. Отец был уверен в свой правоте, поэтому сказал нам, чтобы мы отправлялись домой. Мы согласились.
Задание:
Когда женщины замолкли, оборванный охотник в обмотках из солдатской шинели сказал вполголоса своему спутнику: «Споем и мы, Ваня. Как думаешь?» «Ну что ж, споем», - согласился спутник. (Когда женщины замолкли, оборванный охотник в обмотках из солдатской шинели предложил своему спутнику спеть. Тот согласился.) Вторым, более сложным уровнем, будет выполнение данной работы без образцов. Проверку работ может осуществлять как учитель, так и
эксперты
из числа «сильных» учеников.
1)Упражнения на исключение второстепенной информации
1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них. 10
Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением. 2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста: Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой
2)Упражнения на обобщение частной информации.
1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили Ответы учащихся: Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным) Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно - простое с однородными сказуемыми) 2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием: Ответы учащихся: 11
(Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё; Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют; Очень явно – чутко, сильно; Это животное – её; самым элементарным вещам – самому элементарному; К одному они испытывают полное доверие - доверяют)
В

данных

предложениях

найдите

однородные

члены,

замените

их

обобщающим

словом:
Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили, поезда и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время. (Достижения техники) У каждой…чашки какой-нибудь, у дорожной или прогулочной палки, у книги, у зеркала все равно своя история. (У каждого предмета)
Объедините предложения со схожим смыслом в сложные, запишите сокращенный

вариант.
Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. Что требуется для нормального отдыха? Прежде всего тишина. Современные исследования показывают, что человек, вернувшись с работы домой, стремится к изоляции от городского шума и суеты. (Современные исследования показывают, что человеку для нормального отдыха прежде всего необходима тишина.) 12

Перестройте сложные предложение в простые, сохраняя их суть.
Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка еще до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. (Ценность времени – в его быстротечности). Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. (У делового человека дефицит времени увеличивается.)
Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать,
чтобы

этого достичь (достичь цели)
(В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать
для

достижения цели)
Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно,
чтобы нагреть от

комнатной температуры до кипения 150 т воды.
( Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно
для нагревания от

комнатной температуры до кипения 150 т воды)

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией

или деепричастным оборотом

Чтобы

ядерная

реакция

протекала,
необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз.
(Для

протекания

ядерной

реакции
необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз)
Если бы на мгновение прекратилось действие
электромагнитных сил,
то
сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. 13



(С прекращением действия
электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы) Самым сложным является для учащихся, когда в небольших текстах им предлагается
применить

различные

приемы

компрессии,

назвать

их,

аргументировать

уместность применения именно этих способов.
Как результат всей вышеописанной работы и является написание полноценного сжатого изложения. Важной частью работы над сжатым изложением является умение оценивать свою работу по существующим критериям (ПУУД -
контроль оценка процесса и результатов

деятельности
)
В результате работы над сжатием получился текст:
Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой п а н т е р ы . ( 9 с л о в ) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов) Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым о т н о ш е н и е м к н е й м о ж н о з а в о е в а т ь е ё л ю б о в ь . ( 4 0 с л о в ) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов) Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов)
Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями:
ИК-1 экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2) 14
ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3) ИК-3 работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2) Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7 Таким образом, при обучении сжатому изложению мы формируем такие познавательные универсальные учебные действия, как смысловое чтение, умение воспроизводить и преобразовывать информацию, анализ, синтез, определение основной и второстепенной информации, осознанное и произвольное речевое высказывание в письменной форме и оценка процесса и результатов деятельности, что доказывает необходимость продолжать разрабатывать систему заданий по данному виду учебной деятельности. 15

Список использованной литературы:
1. Архипова С.В. Основы методики развития речи учащихся. Учебное пособие. – Рязань, Р I 11У, 1999, - 134 стр. 2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011 – 159 стр. 3. Вахрушев А.А., ГорячевА.В., Данилов Д.Д., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Козлова С.А.. Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100») 4. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению 5. Добротина И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста// РЯШ. - 2007. - № 4. - С. 24-27. 6. Литература: Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум: 8 -11 кл./ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, С.А.Шаповал. – М., 2001 7. Соболева О. В. Понимание текста: зачем, когда и чему учить // Русский язык (приложение к газете «Первое сентября»). - 2007. - № 23. - С. 29-36. 8. Фалина Т.М. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении – М.: 2005 – 14с. 9. ГИА 2012. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий. Драбкина С.В., Субботин Д.И.-М.:2012; 10. Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА. Сжатое изложение. Е. В. Корчагина, Е. С. Симакова.- АСТ, Астрель,2011; 11. ГИА. Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Егораева Г.Т.- Экзамен., М.:2012 16


В раздел образования