Автор: Сапицкая Валентина Борисовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 39
Населённый пункт: Хутор Бараниковский, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Весна-красна!"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39 хутора Бараниковского
Конспект подгруппового логопедического занятия
для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Весна-красна!».
Выполнила:
учитель – логопед
Сапицкая Валентина Борисовна
2025 год
1
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и расширение словаря по
теме «Весна». Совершенствование лексико-грамматического строя речи (составление
простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт»,
«перелётные птицы», употребление имён существительных в Р.п).
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие связной речи, зрительного и
слухового
внимания,
фонематических
представлений,
тонкой
и
артикуляционной
моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества,
взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание
любви и бережного отношения к природе.
Оборудование.
Магнитный набор «Весна», магнитная доска,
контейнер с
карандашами.
Предварительная работа.
Наблюдения за изменениями в природе во время
прогулки. Формирование знания признаков весны.
Ход занятия.
1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона).
Дети заходят в кабинет и садятся за стол. Приветствие «Ладошки».
Ладошки вверх, ладошки вниз,
Друг другу улыбнись.
Ладошки вверх подняли
И «здравствуйте» сказали!
Логопед: К нам на занятие пришёл кукла Маша.
Логопед:
Кукла Маша приглашает вас в путешествие. (Дети достают из коробочки
автобус, машину, поезд и самолёт). Ребята, что это? (дети называют свой вид транспорта).
Дети: Самолёт. Поезд. Машина. Автобус.
Логопед: А как назвать всё это одним словом?
Дети: Транспорт.
2
. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед: Ой, ребята, кукла Маша говорит, что нам пора в путь.
Мы едем-едем-едем
В далёкие края,
И много интересного
Узнаем вновь, друзья!
Логопед:
А
теперь
все
вместе:
Еду-еду-еду-еду
я,
остановка,
где
моя?
(речь
сопровождается движениями своего вида транспорта).
Логопед:
Выбирайте себе остановку. На обороте обозначена цифра. Итак, первая
остановка «Весёлый язычок». У кого остановка с цифрой один? Прикрепи её на доску.
2
Выполнение артикуляционная гимнастики с использованием следующих карточек:
улыбочка, трубочка, окно, лопаточка, иголочка, хоботок, забор, грибок, лошадка, часики,
качели.
Логопед: Язычок потренировали, отправляемся дальше.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие связной речи).
Дети: Еду-еду-еду-еду я, остановка, где моя? (речь сопровождается движениями).
Логопед: Следующая остановка – «Маленькие говоруны». Будем много говорить. У кого
остановка с цифрой два? Прикрепи её на доску.
Логопед: Кукла Маша загадает вам загадку, слушайте внимательно:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
(Весна)
Логопед:
Ребята, вы самостоятельно выберете картинки, подходящие к весеннему
времени года.
(Дети работают с магнитным набором «Весна», в этот момент играет музыка
П.И.Чайковского «Подснежник»).
Логопед: Ребята, назовите приметы весны. А кто прилетает весной из тёплых стран?
А весной прилетают перелётные птицы. Выберите из птиц только перелётных. Кто это,
назовите. (Грач, ласточка, скворец, журавль, соловей, ворона, голубь, дятел-показ
картинок).
Логопед: Кукла Маша предлагает нам поиграть в игру «Кого не стало?» (Разложить
картинки птиц, по очереди убирать). Говорят все дети по очереди.
Логопед. Молодцы! Ребята, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим,
что мы замерзли на прогулке. Что мы будем делать, чтобы согреться?
Логопед: Поэтому следующая остановка – «Весенняя физкультура». У кого остановка с
цифрой три? Прикрепи её на доску.
Дети: Еду-еду-еду-еду я, остановка, где моя? (речь сопровождается движениями).
4. Физкультурная пауза «Веснянка». (Координация речи с движением). Кукла Маша
тоже участвует.
Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно
поднимают руки.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Идут по кругу, взявшись за руки, и медленно
опускают руки.
3
Ручейки по улице
Бегут на носочках в противоположную сторону.
Все журчат, журчат.
Руки на поясе.
Журавли курлыкают
Меняют направление движения.
И летят, летят. (Н. В. Нищева)
Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками.
5. Развитие фонематических представлений.
Логопед:
А мы вместе с куклой Машей отправляемся к следующей остановке –
«Чудесные звуки». У кого остановка с цифрой четыре?
Дети: Еду-еду-еду-еду я, остановка, где моя? (речь сопровождается движениями).
Игра «Поймай звук ». Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а].
Поднимите свой транспорт, когда услышите звук [у].
Игра «Угадай звук»: логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети определяют их по
беззвучной артикуляции.
Логопед: Ай, да молодцы! Ребята, весной расцветают самыми первыми красивые цветы
Мать-и-мачеха. На что похож этот цветок? (демонстрация фотографии мать-и-мачехи).
Дети: Этот цветок похож на солнышко.
Логопед: Как вы думаете, что вам подарит кукла Маша? Она дарит вам …солнышки.
Только чего-то не хватает у солнышек. Кто самый внимательный, кто скажет, что нужно
дорисовать?
Дети: Лучики!
Логопед: Верно! Но сначала разомнем наши пальчики! И мы приблизились к следующей
остановке – «Волшебный карандаш». У кого остановка с цифрой пять?
Дети: Еду-еду-еду-еду я, остановка, где моя? (речь сопровождается движениями).
6. Развитие тонкой моторики. Пальчиковая гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Маленький подснежник». (Формирование направленной воздушной
струи).
К нам Весна лишь заглянула –
Протягивают руки вперед.
В снег ладошку окунула
Руки внизу, перпендикулярно корпусу.
И расцвел там нежный,
Руки соединяют в бутон на уровне глаз.
Маленький подснежник.
Медленно раздвигают пальцы (цветок «раскрылся»).
7. Формирование графомоторных навыков.
Логопед: Молодцы, ребята! Дорисуем лучики солнышку.
8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
4
Логопед просит детей положить картинки рядом с собой и предлагает детям
вспомнить, чем они занимались на занятии.
Логопед: Мы приблизились к последней остановке «Солнечный сюрприз».
Дети: Еду-еду-еду-еду я, остановка, где моя? (речь сопровождается движениями).
Логопед: Что сегодня было самым интересным на занятии? Почему?
Логопед: Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне и кукле
Маше очень понравилось, как вы занимались. Молодцы! Кукла Маша приготовил вам
сюрприз! (волшебная коробочка, в которой лежат конвертики со сладким сюрпризом).
Прощание в конце занятия:
Все дети дружно встают в круг, держатся за руки и говорят:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»
5