Автор: Удовенко Светлана Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БДОУ г. Омска "Детский сад № 195"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Конспект НОД по ЗКР в подготовительной группе
Тема: "Звуки, буквы, слоги и слова"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ЗКР в подготовительной группе
по теме «Звуки, буквы, слоги и слова»
Цель: закрепление усвоенных детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях по
подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении звуки родного языка;
- формировать фонематический слух, умение различать гласные и согласные звуки, давать их
характеристику и обозначать схематично, умение определять звук в слове и соотносить его с буквой;
- закреплять умение детей делить слова на слоги;
- продолжать учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
- упражнять в нахождении по образцу существительных с суффиксами.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, актуализацию словарного запаса детей;
- продолжать формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность, уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной и
самостоятельной деятельности;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время игры, культуру речевого
общения.
ХОД:
1. Вводная часть
1.1 Введение в тему:
Организационный момент.
Воспитатель:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
И с гостями в этот день!
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы готовитесь к школе. Давайте же мы с вами
пообещаем, что:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Воспитатель: Дети, мы с вами совсем недавно читали сказку и смотрели мультфильм, я загадаю вам
загадку про него, а вы попробуйте отгадать.
С грядки старушка цветок сорвала.
Девочке Жене его отдала.
В его лепестках есть волшебная сила.
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепесток отрывая,
И как называется сказка такая? (ответы детей)
Дети: "Цветик - семицветик".
- Как звали главного героя ? (девочка Женя)
- Сколько лепестков было у волшебного цветка? (7)
- Какого цвета лепестки? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
1.2 Мотивация деятельности:
Раздается звонок с ноутбука.
Воспитатель: Ребята, пришло сообщение на мою электронную почту, давайте его прочтем, посмотрев
в ноутбук.
- Пришло письмо от девочки Жени, но адресовано оно для вас ребята. Посмотрите, даже есть
фотография этой девочки.
- Ребята, здравствуйте! К вам обращается девочка Женя.
Старушка дала мне очень красивый цветок. У него было семь лепестков разного цвета. Я назвала его
«цветик - семицветик». Лепестки этого цветка не простые, а волшебные. Я вас очень прошу помочь мне
собрать 6 лепестков, которые я потратила впустую, только один лепесток помог мальчику Вите. Я
поняла, что только один лепесток сделал доброе дело и хочу все исправить. Если вы выполните
правильно шесть заданий, цветочек будет иметь прежнюю силу, и я смогу помочь тем, кто в этом
нуждается. Помогите, пожалуйста. И подпись: Женя.
Воспитатель: Поможем Жене вернуть лепестки? (Да).
Готовы ли вы к выполнению заданий? А задания сегодня будут про звуки, буквы, слоги и слова.
Справитесь? (Да).
1.3.Целеполагание: нам нужно будет выполнить много заданий и не отступать перед трудностями.
2. Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний. Добывание (сообщение и принятие) нового знания.
Воспитатель: Ребята, для начала давайте проведем фонетическую зарядку со звуками, немного
разомнемся, вспомним нашу игру.
Гудит в небе самолет – ЛЛЛ,
Плывет в море пароход – УУУ,
В траве кузнечик притаился – Ч-Ч-Ч,
Змея ползет довольно быстро – ШШШ,
Слышна песенка жука – ЖЖЖ,
Комар спрятался пока – ЗЗЗ,
Льется из крана вода – ССС,
Воет ветер иногда – ВВВ,
Щетка чистит туда-сюда – Щ-Щ-Щ,
Вот и кончилась игра.
Воспитатель
:
Ребята, сколько нам нужно вернуть лепестков цветику-семицветику?
Дети: 6, так как один Женя потратила правильно.
Воспитатель
:
Посмотрите, у меня уже есть цветок, но на нем только один лепесток фиолетового цвета.
- С помощью загадок мы с вами будем собирать лепестки цветка по цвету, выполняя различные задания.
Загадка № 1
Самый цвет прекрасный,
Это маков цвет.
Яркий он и ясный,
Лучше цвета нет! (Красный)
- Подходите к столу, на котором лежит красный лепесток. Я прочитаю, что написано сзади лепестка.
- Написано: игра «Угадай и покажи». Возьмите по одной табличке. Садитесь на стульчики, я объясню,
что нам нужно сделать, чтобы получить этот красный лепесток.
Задание № 1 (красный лепесток)
1-я Игра «Угадай и покажи»
Воспитатель: А для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: Правильно! Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Дети: Гласные мы произносим свободно, можем пропеть, а согласные произносим коротко,
отрывисто, не можем их пропеть.
Воспитатель: Правильно! Возьмите на столе по одной табличке. Каким кружочком мы обозначаем
гласные звуки? А согласные?
Дети:
красным – гласные, синим и зеленым – согласные.
Воспитатель: Сегодня на ваших табличках фишки только красного и синего цвета, чтобы вам было
полегче выполнить задание.
Воспитатель: Давайте начнем играть в игру «Угадай и покажи».
1-й вариант: Я буду вам называть звуки, а вы должны определить, какой это звук, гласный или
согласный, и показать нужную фишку. (О, Ш, К, И, А, Т, Р, Ж, Е, У ).
2-й вариант: Я буду вам называть слова (аист, дуб, игра, арбуз, рубашка, шуба, экскаватор), а вы
должны, определить с какого звука начинается слово, с гласного или согласного и поднять
соответствующий кружок.
- Итак, играем! Например: «Автобус» произносите слово вслух , 1-й звук какой? Гласный или
согласный? Правильно и мы поднимаем красный кружок. Будьте внимательны!
- Вы очень хорошо поиграли, молодцы!!! И мы заработали красный лепесток к нашему цветку.
Загадка №2
Окрашена так кожура мандарина,
Сочной хурмы и апельсина. (Оранжевый)
- Подходим к столу, на котором лежит оранжевый лепесток. Я прочитаю, что написано сзади лепестка.
Написано: игра «Гласные и согласные буквы».
Задание № 2 (оранжевый лепесток)
Воспитатель:
Следующая игра «Гласные и согласные буквы». Для этого выберите буквы и
проходите на ковер.
(дети одевают на шею буквы и проходят на ковер)
2-я Игра «Гласные и согласные буквы»
1-й вариант:
- Послушайте правила игры: будет звучать музыка, а вы двигаться под музыку, как только музыка
остановится, вы должны будете встать в два ряда, гласные буквы – в один ряд, согласные в другой.
(играем 1-2 раза)
2-й вариант:
- Теперь по-другому поиграем: как только музыка остановится, вы должны встать парами - гласная
буква с согласной. А если две буковки стоят рядом, то что это получается?
Дети:
Слог.
- Правильно! Вот мы их и прочитаем!
(дети встают парами, образуя слоги (ма, уп, со и др.) и сами по желанию их читают, играем 2
раза)
Воспитатель: Какие вы будете замечательные ученики!!!! Все правильно сделали!!!!
(дети снимают буквы)
- И мы заработали оранжевый лепесток к нашему цветку.
Загадка № 3
Цвет одуванчиков на лугу.
Какой? Подсказать я тебе не могу!
Ты догадаться попробуй-ка сам,
Видел ты эти цветы по лугам. (Желтый)
- Подходим к столу, на котором лежит желтый лепесток. Я прочитаю, что написано сзади лепестка.
Написано: упражнение «Сосчитай слоги».
Задание № 3 (желтый лепесток)
Упражнение «Сосчитай слоги».
Воспитатель: Ребята, возьмите себе по одной карточке, которые лежат перевернутыми на столе,
прищепки лежат в подносе и садитесь на стульчики. Вы видите рисунок, а внизу рисунка цифры от 1 до
4. Вам нужно посчитать, сколько слогов у предмета, который нарисован на вашей карточке и
прищепкой указать (зацепить) на нужную цифру. Затем каждый по очереди будет называть то, что
изображено на его картинке, и говорить количество слогов.
Если мы все правильно выполним упражнение, то получим желтый лепесток, который добавим к
нашему цветку.
Воспитатель: Хорошо, у всех всё получилось. (дети кладут карточки и прищепки на стол)
- И мы заработали желтый лепесток к нашему цветку.
Загадка № 4
Летний цвет природы:
Листьев и стеблей
Дуба, липы, клена.
Назови скорей! (Зеленый)
- Подходим к столу, на котором лежит зеленый лепесток. Написано: игра «Распредели картинки».
Задание № 4 (зеленый лепесток)
Игра «Распредели картинки».
-
Посмотрите, на столе есть картинки, на которых изображены разные предметы. На полу лежат 2
обруча. В одном обруче расположен звук [М], в другом звук [Н]. Вам нужно найти и положить
картинки, в названии которых есть звук [М] в первый обруч, а звук [Н] во второй. А если в названии
картинки встречаются сразу два звука, то размещаем картинку посередине. Может случиться, что в
названии не будет этих звуков, тогда картинку кладем за обручем.
М – медведь, молоток, ромашка, муравей, мыло.
Н – слон, ножницы, носорог, телефон, нож, кран.
М и Н – лимон, машина, микрофон, малина, магнитофон.
БЕЗ ЭТИХ ЗВУКОВ – ложка, жираф, утюг, корова.
Воспитатель: Все карточки разложили правильно и заработали зеленый лепесток к нашему цветку.
(дети убирают карточки на стол)
Загадка № 5
Это цвет волны морской
И цвет неба — ... (голубой).
- Подходим к столу, на котором лежит голубой лепесток. Написано здесь игра «Волшебный кузовок».
Посмотрите, на столе стоит кузовок, значит, он понадобится для нашей игры.
Задание № 5 (голубой лепесток)
Игра «Волшебный кузовок» присядем на ковер по кругу.
(дети берут по одному грибочку)
Воспитатель: Слушайте внимательно правила игры:
Вот вам кузовок,
Кладите в него, что на –ок.
- В этот волшебный кузовок можно класть только те грибочки-слова, которые заканчиваются на
– «ок». Мы будем передавать по кругу волшебный кузовок и каждый из вас поочереди положит в
кузовок один грибочек со словами: «Кладу в кузовок цветок (например - грибок, молоток, замок,
коробок, колобок, сапожок, мешок, листок, чулок, носок, колобок, колпачок, гребешок, ободок,
воротничок, сахарок и т.д.)». Повторяться нельзя. Я начну и передаю кузовок следующему.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием.
- И мы заработали голубой лепесток к нашему цветку.
Загадка № 6
Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий)
- Найдите, где лежит синий лепесток. Написано здесь игра «Скажи наоборот». Проходите в круг,
будем играть с мячом.
Задание № 6 (синий лепесток)
Игра «Скажи наоборот» с мячом
Вперед - назад
Вверх - вниз
Высоко - низко
Холодно - тепло (жарко)
Сухой - мокрый
Рано - поздно
Глубоко - мелко
Чистый - грязный
Сильный - слабый
Твердый - мягкий
Веселый - грустный
Быстрый - медленный
Красивый - безобразный
Пустой - полный
Худой - толстый
Умный - глупый
Трудолюбивый - ленивый
Тяжелый - легкий
Трусливый - храбрый
Светлый - темный
Длинный - короткий
Высокий - низкий
Хороший - плохой
Солнечно - пасмурно (темно)
Воспитатель:
Вот мы с вами и собрали 6 лепестков, которые так просила Женя из сказки. Один
лепесток был в цветке, который помог мальчику Вите. И получился Цветик - семицветик.
Цветик-семицветик!
Снова расцвети,
Лепестки волшебные
Миру раздари.
Разнеси по свету
Счастье и добро.
Пусть на свете людям
Будет хорошо!
3. Заключительная часть
3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний.
Воспитатель
:
Ребята, я отправлю цветик-семицветик девочке Жене и надеюсь, что она правильно
распорядится всеми лепестками. Как вы думаете?
Воспитатель
:
Ребята, что позволило нам помочь Жене? Зачем мы это делали? (ответы детей)
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Какая игра понравилась больше всего? Почему?
- Я предлагаю вам себя оценить при помощи смайлика. Если вам сегодня было очень легко и у вас все
получилось, то возьмите из коробочки веселый смайлик. Если было трудно, то возьмите грустный.
(Дети выбирают смайлики. Если взят грустный смайлик, спросить, почему такой выбрал?)
Воспитатель: И я хочу вам подарить на память маленькие цветики - семицветики, чтобы ваше самое
сокровенное желание, которое вы загадаете, обязательно исполнилось.
- Мне очень понравилось с вами общаться, играть. Вы все отвечали хорошо!!!
Попрощаемся с гостями, друзья,
Поиграли вы и я.
Слова, звуки вспоминали,
В общем, весело играли!
- Спасибо, вам ребята!!!