Автор: Сулейманова Надежда Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №53
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: "Развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную творческую деятельность в условиях ДОУ!
Тема: В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка, как важных составляющих жизненной успешности личности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие
эмоционального
интеллекта
у
детей
старшего
дошкольного возраста путем вовлечения в коллективную, совместную
творческую деятельность в условиях ДОУ.
В настоящее время, все чаще и чаще говорится о необходимости
развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка,
как важных составляющих жизненной успешности личности. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление
физического
и
психического
здоровья
ребёнка,
в
том
числе
его
эмоционального благополучия.
Дошкольный
возраст
–
это
интенсивный
период
активного
эмоционального становления детей, совершенствование их самосознания,
период высокой творческой активности. Именно в дошкольном детстве
закладывается так называемое «ядро» уверенности в себе – позитивное
самоотношение.
Дошкольный возраст является ещё и периодом возникновения и
развития
совместной
деятельности.
Именно
совместная
коллективная
деятельность приводит к качественным изменениям в сознании ребенка и
таким образом у ребенка появляются такие качества, как способность решать
проблемы
путем
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками,
доброжелательность,
тактичность,
самоконтроль,
умение
учитывать
и
принимать иную точку зрения.
Эмоциональный интеллект и социальная компетентность в большей
степени проявляются и развиваются в условиях социальной активности
ребенка.
Способность ребенка адекватно выражать эмоции - залог успешности в
межличностном общении и любой совместной деятельности.
Все мы живем в мире людей и степень успешности зависит не только
от интеллектуальных и физических способностей, а скорее всего от того как
эти способности оценивают другие. Человек социальное существо и
нуждается в обществе себе подобных и лишь во взаимодействии с другими
людьми
может
реализовать
себя.
Уровень
успешности
личности
определяется
степенью
развитости
её
эмоционального
интеллекта
и
социальной компетентности (отношением к своему Я, мерой доверия к себе и
миру, системой оценок и самооценок,
коммуникативными навыками,
уверенностью в себе, способностью к сопереживанию).
Развивая
эмоциональный
интеллект
у
детей,
мы
воспитываем
успешную, гармонично развитую и социально адаптированную личность.
На сегодняшний день интерес к вопросу комплексного развития
эмоционального интеллекта дошкольника неуклонно растёт.
Ребенок 6-7 лет активно познаёт себя и окружающей его мира.
Основную роль в этом процессе играют именно эмоции. Эмоциональное
развитие становится той необходимой основой благополучия развития
ребёнка и раскрытию его возможностей.
В структуру эмоционального интеллекта входят четыре группы
способностей:
1.Распознавание эмоций – способность распознавать собственные
эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению,
голосу).
2.Использование эмоций для решения задач – способность грамотно
направит эмоции на стимулирование умственной деятельности и решение
задач.
3.Понимание
эмоций
-
способность
определять
причины
возникновения эмоций.
4.Управление эмоциями – способность регулировать эмоции, и
направлять свои и чужие эмоции для достижения поставленных целей.
Дети с развитым эмоциональным интеллектом
открыты для
окружающего мира, они проще находят контакт с людьми, стремятся к
саморазвитию, эффективнее решают проблемы и задачи, легче выходят из
конфликтных ситуаций, с раннего возраста учатся ставить себе цели и
достигать их.
Совместные
коллективные занятия дают ребенку возможность
научиться:
правильно выстраивать отношения со сверстниками;
самоутвердится;
повысить свою самооценку;
учат социальному взаимодействию;
повышают
социальную
адаптацию
(открытость
в
отношении
с
окружающими).
Можно сделать следующий вывод о результативности программы
развивающих занятий для подготовительной группы:
Занятия с использованием метода совместной творческой деятельности
- являются достаточно эффективными и положительно сказываются на
динамике развития эмоционального интеллекта.
Занятия
помогают
детям
распознавать
собственные
чувства
и
адекватно их проявлять, работать в группе, повысить уверенность в
себе,
научить
новым
формам
поведения,
конструктивному
взаимодействию со сверстниками, овладеть способами саморегуляции.