Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи дошкольников 4-5 лет средствами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
« Развитие речи дошкольников 4 – 5 лет средствами
театрализованной деятельности »
Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие
речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как
общая основа воспитания и обучения детей.
Чтобы стать образованным,
легко адаптирующимся в социуме,
коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными
навыками.В последние годы, мы наблюдаем, увеличение количества детей,
имеющих нарушения речи.
Именно поэтому я стала искать такие методы и приемы, которые
вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. Наиболее
продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является
театрализация. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение
неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его
участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы
проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно
поэтому
у
меня
возникла
идея
создания
системы
педагогических
мероприятий
по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста
через
театрализованную
деятельность.
При
этом
решать
комплекс
взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с
ФГОС ДО.
Это такие задачи речевого развития как:
Обогащать и активизировать словарь детей.
Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность
активного экспериментирования со словами.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи.
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с
персонажами, игрушками.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам,
уверенность в себе.
Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
При
организации
театрализованной
деятельности
я
пользуюсь
общими методами руководства
театрализованной
игрой:
прямыми
способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и
косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному
действию).
В
организации
театрализованных
игр
я
широко
использую
практические
методы
обучения:
игра,
метод
игровой
импровизации,
упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки
и драматизация).
Из словесных методов применяю: рассказ, чтение, рассказы и пересказ
детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Опыт
показывает,
что
театрализованная
деятельность
позволяет
ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица
какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в
себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную
активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности,
раскрепостить движения.
В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи
детей разнообразные виды театра.
Пальчиковый театр:
способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает
ловкость,
точность,
выразительность,
координацию
движений;
повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с
пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.
Настольный театр:
помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
сопровождать движения пальцев речью;
побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр картинок и фланелеграф:
развивают творческие способности;
содействуют эстетическому воспитанию;
развивают
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Вязаный театр:
развивает
моторно-двигательную,
зрительную,
слуховую
координацию;
формирует творческие способности, артистизм;
обогащает пассивный и активный словарь.
Театр на перчатке:
оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает
бороться с нарушениями речи, неврозами;
помогает справиться с переживаниями, страхами;
перчаточная
кукла
передает
весь
спектр
эмоций,
которые
испытывают дети.
Игра-драматизация. Самый
«разговорный»
вид
театрализованной
деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не
способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как
игра-драматизация. Она обеспечивает:
целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение,
самостоятельное
творчество,
развитие
ведущих
психических
процессов;
способствует самопознанию и самовыражению личности;
создает
условия
для
социализации,
усиливая
адаптационные
способности,
корректирует
коммуникативные
качества,
помогает
осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует
выработке привычки к выразительной публичной речи, которую можно
воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к
выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы
отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а так
же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности
речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику,
дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Также
важно включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки,
заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому
развитию в целом.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не
просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной,
неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.