Напоминание

Развитие речи дошкольников 4-5 лет средствами театрализованной деятельности


Автор: Бон Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Каневской район, станица Стародеревянковская
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие речи дошкольников 4-5 лет средствами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




« Развитие речи дошкольников 4 – 5 лет средствами

театрализованной деятельности »

Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие

речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном

детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как

общая основа воспитания и обучения детей.

Чтобы стать образованным,

легко адаптирующимся в социуме,

коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными

навыками.В последние годы, мы наблюдаем, увеличение количества детей,

имеющих нарушения речи.

Именно поэтому я стала искать такие методы и приемы, которые

вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. Наиболее

продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является

театрализация. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение

неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его

участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную,

воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы

проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно

поэтому

у

меня

возникла

идея

создания

системы

педагогических

мероприятий

по

развитию

речи

детей

дошкольного

возраста

через

театрализованную

деятельность.

При

этом

решать

комплекс

взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с

ФГОС ДО.

Это такие задачи речевого развития как:

Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность

активного экспериментирования со словами.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с

персонажами, игрушками.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам,

уверенность в себе.

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

При

организации

театрализованной

деятельности

я

пользуюсь

общими методами руководства

театрализованной

игрой:

прямыми

способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и

косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному

действию).

В

организации

театрализованных

игр

я

широко

использую

практические

методы

обучения:

игра,

метод

игровой

импровизации,

упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки

и драматизация).

Из словесных методов применяю: рассказ, чтение, рассказы и пересказ

детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Опыт

показывает,

что

театрализованная

деятельность

позволяет

ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица

какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в

себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную

активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности,

раскрепостить движения.

В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи

детей разнообразные виды театра.

Пальчиковый театр:

способствует развитию речи, внимания, памяти;

формирует пространственные представления;

развивает

ловкость,

точность,

выразительность,

координацию

движений;

повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с

пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Настольный театр:

помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

сопровождать движения пальцев речью;

побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр картинок и фланелеграф:

развивают творческие способности;

содействуют эстетическому воспитанию;

развивают

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр:

развивает

моторно-двигательную,

зрительную,

слуховую

координацию;

формирует творческие способности, артистизм;

обогащает пассивный и активный словарь.

Театр на перчатке:

оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает

бороться с нарушениями речи, неврозами;

помогает справиться с переживаниями, страхами;

перчаточная

кукла

передает

весь

спектр

эмоций,

которые

испытывают дети.

Игра-драматизация. Самый

«разговорный»

вид

театрализованной

деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не

способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как

игра-драматизация. Она обеспечивает:

целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение,

самостоятельное

творчество,

развитие

ведущих

психических

процессов;

способствует самопознанию и самовыражению личности;

создает

условия

для

социализации,

усиливая

адаптационные

способности,

корректирует

коммуникативные

качества,

помогает

осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует

выработке привычки к выразительной публичной речи, которую можно

воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к

выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы

отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи, а так

же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности

речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику,

дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Также

важно включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки,

заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому

развитию в целом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не

просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной,

неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.



В раздел образования