Автор: Борисова Матрена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси, Булунский улус, РС(Я)
Наименование материала: Учебная методика
Тема: "Постижение смысла феномена и его самоценности"
Раздел: дошкольное образование
Статья: Тема «Постижение смысла феномена детства и его самоценности».
Понимание того, ради чего каждому человеку дано детство - важнейшая задача для
педагога дошкольного образования. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный
стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи
воспитания и развития дошкольника, ценностные основания
педагогического
взаимодействия с ним.
Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В
педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и
психологических
характеристик
субъекта,
ведущее
место
среди
которых
занимает
активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека
проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту,
предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем
на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность
по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную
деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании
индивидуального выбора.
Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно
чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна,
поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать
мир
самостоятельно.
Именно
такое
сочетание
возможности
выбора
на
основе
оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход
развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет
взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.
Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности
будут:
интерес к деятельности;
избирательное отношение к разным видам деятельности;
инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;
самостоятельности выбора и осуществления деятельности,
в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.
Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и
мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и
самооценке, способности получить результат.
Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно
выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет
деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих
действий.
5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
По словам Д.Б.Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека,
его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель
общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор,
шофер и т.п.). Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения,
– это сюжетно-ролевая игра.
Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного
возраста. Именно поэтому Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей
творческой мысли будущего человека".
Статья подготовила воспитатель Борисова М.Г. ВКК.
1
2