Напоминание

"Постижение смысла феномена и его самоценности"


Автор: Борисова Матрена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: п. Тикси, Булунский улус, РС(Я)
Наименование материала: Учебная методика
Тема: "Постижение смысла феномена и его самоценности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья: Тема «Постижение смысла феномена детства и его самоценности».

Понимание того, ради чего каждому человеку дано детство - важнейшая задача для

педагога дошкольного образования. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный

стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи

воспитания и развития дошкольника, ценностные основания

педагогического

взаимодействия с ним.

Кто такой субъект? В чем проявляются особенности субъектной позиции человека? В

педагогике понятие «субъект деятельности» определяется на основе философских и

психологических

характеристик

субъекта,

ведущее

место

среди

которых

занимает

активность и инициативность. Субъект — это носитель активности. Субъектность человека

проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту,

предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем

на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность

по отношению к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственную

деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании

индивидуального выбора.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно

чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна,

поскольку дошкольник — это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать

мир

самостоятельно.

Именно

такое

сочетание

возможности

выбора

на

основе

оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход

развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности. И чем раньше это поймет

взрослый, тем успешнее будет развит ребенок.

Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности

будут:

интерес к деятельности;

избирательное отношение к разным видам деятельности;

инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

самостоятельности выбора и осуществления деятельности,

в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и

мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и

самооценке, способности получить результат.

Исходя их концепции Д.Б. Эльконина, можно

выделить основные направления развития ребенка как субъекта деятельности:

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет

деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих

действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).

По словам Д.Б.Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека,

его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель

общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор,

шофер и т.п.). Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать эти отношения,

– это сюжетно-ролевая игра.

Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного

возраста. Именно поэтому Д.Б.Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей

творческой мысли будущего человека".

Статья подготовила воспитатель Борисова М.Г. ВКК.

1

2



В раздел образования