Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад с. Птичник"
Населённый пункт: г. Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: " Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Птичник»
Консультация для педагогов и родителей
«
РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
»
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Захарчук Е.Н., воспитатель
2025 г, ЕАО
Ни для кого не секрет, что дошкольники, сталкиваются с трудностями,
когда
им
приходится
выполнять
действия,
требующие
точности,
синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать,
лепить, вырезать, наклеивать и т.д. Работа педагогов не предусматривает
целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная наша ЗАДАЧА
— РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Важной составляющей развития детей дошкольного возраста является
формирование графомоторных навыков. Графомоторные навыки включают в
себя способность детей управлять движениями руки и пальцев для создания
графических образов. Эти навыки имеют серьезное значение в процессе
обучения и будут полезными в дальнейшей жизни ребенка.
Проблема формирования графомоторных навыков дошкольников
интересовала ученых и исследователей М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова,
В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянова и других. Нарушение графомоторных навыков
у дошкольников приводит к появлению графических ошибок на письме,
снижает школьную успеваемость и осложняет учебную деятельность
ребенка.
Известный педагог-новатор В.А. Сухомлинский отмечает, что способности
и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, «от пальцев идут
тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли»
[Сухомлинский, 1981].
Графомоторные навыки включают в себя умение держать карандаш,
рисовать, писать, а также выполнять другие манипуляции, связанные с
движениями рук. Они необходимы для успешного освоения навыков письма
и чтения. Более того, развитие графомоторных навыков способствует
улучшению координации движений и развитию мелкой моторики, что важно
для многих аспектов повседневной жизни дошкольника.
Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и
перестройкой умственной деятельности ребенка. Какие-то клетки коры
головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в
состояние
возбуждения,
другие,
смежные,
близкие,
тормозятся.
Эта
динамическая
мозаика
мозговой
деятельности
требует
не
только
аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее
функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает
такого уровня развития.
Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц,
утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать
длительность и нагрузку.
Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям
возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в
целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук,
т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных —
постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную
систему и способствуя ее развитию.
Таким
образом,
повторяя
различные
игры-упражнения,
мы
совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные
двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также
индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно, как в
игровой, так и в учебной деятельности.
Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено
чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее
им воспроизводится.
Современные дошкольные организации и учреждения придерживаются
разнообразных
методик,
разработанных
для
развития
графомоторных
навыков у детей дошкольного возраста. Эти методики учитывают возрастные
особенности детей и представляют собой интерактивные и игровые формы.
Вот некоторые из них:
Методика Монтессори. Основная идея этой методики - предоставить
детям свободу выбора и самостоятельность в обучении. В рамках
методики
Монтессори
предоставляются
специальные
материалы,
которые
помогают
развивать
моторику
рук,
включая
пинцет,
материалы для лепки и разнообразные учебные карточки.
Развивающие игры и упражнения. Дети в детских садах учатся через
игру. Разнообразные игры с использованием различных материалов,
таких как песок, вода, пластилин, пуговицы, бусины, Су-Джоки и др.
помогают развивать моторику рук и улучшать координацию движений.
Индивидуальный подход. Педагоги в современных детских садах
учитывают индивидуальные потребности каждого ребенка. Если у
ребенка есть особенности в развитии графомоторных навыков, ему
предоставляются дополнительные упражнения и поддержка.
Технологические
средства.
Современные
детские
сады
могут
использовать планшеты и компьютерные программы, обычные тетради
в
крупную
и
мелкую
клетку,
игровизоры
и
т.д.,
специально
разработанные для развития моторики и графических навыков. Это
может быть полезным дополнением к традиционным методикам.
Творческие
мастерские
и
занятия
по
художественно
–
эстетическому развитию. Детские сады часто проводят занятия по
рисованию, лепке, аппликации и созданию поделок, что способствует
развитию графомоторных навыков через творчество.
Рисование и раскрашивание.
Предоставление детям возможности
рисовать, раскрашивать, и даже следовать за точками по линиям,
помогает им улучшить контроль над мелкими движениями и развивает
координацию глаз и рук.
Манипуляции
с
конструирующими
элементами.
Игры
с
конструкторами, мозаиками и пазлами требуют точных движений и
помогают развивать графомоторные навыки.
Изготовление поделок. Работа с различными материалами, такими как
бумага, глина или пластилин, позволяет детям экспериментировать с
разными текстурами и формами, улучшая моторику рук.
Письмо.
Занятия по обучению письму - важный этап развития
графомоторных навыков. Здесь важно помнить, что процесс должен
быть игровым и интересным. Начинать можно с простых заданий на
ориентацию
в
клеточке:
«Штриховка»,
«Дорисуй»,
«Обведи»,
«Графические диктанты» и тд.
Физическая активность.
Упражнения, направленные на развитие
моторики и координации, такие как игры с мячом или прыжки, также
могут способствовать развитию графомоторных навыков.
Развитие графомоторных навыков требует регулярной практики. Важно
учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям
может
потребоваться
больше
времени
и
поддержки,
чтобы
достичь
определенных целей в развитии графомоторных навыков.
Таким образом, развитию графомоторных навыков у детей дошкольного
возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и
разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения
и развить необходимые навыки для успешной учебы и адаптации в
современном мире. Для достижения этой цели важно создать подходящую
образовательную среду и индивидуальную поддержку для каждого ребенка.
Необходимо начинать с самых простых заданий постепенно усложняя и
мотивируя ребёнка на успех.