Напоминание

" Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста "


Автор: Захарчук Елена Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад с. Птичник"
Населённый пункт: г. Биробиджан, ЕАО
Наименование материала: Консультация для педагогов и родителей
Тема: " Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад с. Птичник»

Консультация для педагогов и родителей

«

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

»

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Захарчук Е.Н., воспитатель

2025 г, ЕАО

Ни для кого не секрет, что дошкольники, сталкиваются с трудностями,

когда

им

приходится

выполнять

действия,

требующие

точности,

синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать,

лепить, вырезать, наклеивать и т.д. Работа педагогов не предусматривает

целенаправленного обучения рисованию и письму. Основная наша ЗАДАЧА

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Важной составляющей развития детей дошкольного возраста является

формирование графомоторных навыков. Графомоторные навыки включают в

себя способность детей управлять движениями руки и пальцев для создания

графических образов. Эти навыки имеют серьезное значение в процессе

обучения и будут полезными в дальнейшей жизни ребенка.

Проблема формирования графомоторных навыков дошкольников

интересовала ученых и исследователей М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова,

В.А. Илюхина, Е.В. Гурьянова и других. Нарушение графомоторных навыков

у дошкольников приводит к появлению графических ошибок на письме,

снижает школьную успеваемость и осложняет учебную деятельность

ребенка.

Известный педагог-новатор В.А. Сухомлинский отмечает, что способности

и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, «от пальцев идут

тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли»

[Сухомлинский, 1981].

Графомоторные навыки включают в себя умение держать карандаш,

рисовать, писать, а также выполнять другие манипуляции, связанные с

движениями рук. Они необходимы для успешного освоения навыков письма

и чтения. Более того, развитие графомоторных навыков способствует

улучшению координации движений и развитию мелкой моторики, что важно

для многих аспектов повседневной жизни дошкольника.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и

перестройкой умственной деятельности ребенка. Какие-то клетки коры

головного мозга, и, в частности, двигательного анализатора, приходят в

состояние

возбуждения,

другие,

смежные,

близкие,

тормозятся.

Эта

динамическая

мозаика

мозговой

деятельности

требует

не

только

аналитической зрелости мозговой коры, но и выработанных динамических ее

функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает

такого уровня развития.

Поэтому занятия, в которых задействованы мелкие группы мышц,

утомительны, и очень важно предусматривать их смену, ограничивать

длительность и нагрузку.

Различные игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям

возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в

целом. Эти занятия полезны для развития мелких и точных движений рук,

т.к. от задействованных мышц — сгибательных и разгибательных —

постоянно поступают импульсы в мозг, стимулируя центральную нервную

систему и способствуя ее развитию.

Таким

образом,

повторяя

различные

игры-упражнения,

мы

совершенствуем, доводим до автоматизма умение решать те или иные

двигательные задачи, т.е. вырабатываем двигательный навык, а также

индивидуальный стиль движений как таковых, что очень важно, как в

игровой, так и в учебной деятельности.

Также необходимо помнить: то, что интересно, эмоционально окрашено

чувствами, легче запоминается, дольше хранится в памяти ребенка и полнее

им воспроизводится.

Современные дошкольные организации и учреждения придерживаются

разнообразных

методик,

разработанных

для

развития

графомоторных

навыков у детей дошкольного возраста. Эти методики учитывают возрастные

особенности детей и представляют собой интерактивные и игровые формы.

Вот некоторые из них:

Методика Монтессори. Основная идея этой методики - предоставить

детям свободу выбора и самостоятельность в обучении. В рамках

методики

Монтессори

предоставляются

специальные

материалы,

которые

помогают

развивать

моторику

рук,

включая

пинцет,

материалы для лепки и разнообразные учебные карточки.

Развивающие игры и упражнения. Дети в детских садах учатся через

игру. Разнообразные игры с использованием различных материалов,

таких как песок, вода, пластилин, пуговицы, бусины, Су-Джоки и др.

помогают развивать моторику рук и улучшать координацию движений.

Индивидуальный подход. Педагоги в современных детских садах

учитывают индивидуальные потребности каждого ребенка. Если у

ребенка есть особенности в развитии графомоторных навыков, ему

предоставляются дополнительные упражнения и поддержка.

Технологические

средства.

Современные

детские

сады

могут

использовать планшеты и компьютерные программы, обычные тетради

в

крупную

и

мелкую

клетку,

игровизоры

и

т.д.,

специально

разработанные для развития моторики и графических навыков. Это

может быть полезным дополнением к традиционным методикам.

Творческие

мастерские

и

занятия

по

художественно

эстетическому развитию. Детские сады часто проводят занятия по

рисованию, лепке, аппликации и созданию поделок, что способствует

развитию графомоторных навыков через творчество.

Рисование и раскрашивание.

Предоставление детям возможности

рисовать, раскрашивать, и даже следовать за точками по линиям,

помогает им улучшить контроль над мелкими движениями и развивает

координацию глаз и рук.

Манипуляции

с

конструирующими

элементами.

Игры

с

конструкторами, мозаиками и пазлами требуют точных движений и

помогают развивать графомоторные навыки.

Изготовление поделок. Работа с различными материалами, такими как

бумага, глина или пластилин, позволяет детям экспериментировать с

разными текстурами и формами, улучшая моторику рук.

Письмо.

Занятия по обучению письму - важный этап развития

графомоторных навыков. Здесь важно помнить, что процесс должен

быть игровым и интересным. Начинать можно с простых заданий на

ориентацию

в

клеточке:

«Штриховка»,

«Дорисуй»,

«Обведи»,

«Графические диктанты» и тд.

Физическая активность.

Упражнения, направленные на развитие

моторики и координации, такие как игры с мячом или прыжки, также

могут способствовать развитию графомоторных навыков.

Развитие графомоторных навыков требует регулярной практики. Важно

учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям

может

потребоваться

больше

времени

и

поддержки,

чтобы

достичь

определенных целей в развитии графомоторных навыков.

Таким образом, развитию графомоторных навыков у детей дошкольного

возраста необходимо отводить существенную роль. Регулярная практика и

разнообразные методики помогут детям улучшить свои графические умения

и развить необходимые навыки для успешной учебы и адаптации в

современном мире. Для достижения этой цели важно создать подходящую

образовательную среду и индивидуальную поддержку для каждого ребенка.

Необходимо начинать с самых простых заданий постепенно усложняя и

мотивируя ребёнка на успех.



В раздел образования