Напоминание

Специфика преподавания русского языка в рамках профессионалитета


Автор: Ломова Анна Ивановна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ НСО "Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Специфика преподавания русского языка в рамках профессионалитета
Раздел: среднее профессиональное





Назад




А.И. Ломова

Тема: «Специфика преподавания русского языка в колледже технического профиля

в рамках Профессионалитета»

В условиях стремительного развития технологий и цифровизации производства

возрастает потребность в специалистах технической сферы, обладающих не только

профессиональными компетенциями, но и высоким уровнем коммуникативной

культуры. И русский язык как дисциплина в колледжах технического профиля

выполняет двойную функцию:

1. Формирует общую грамотность — умение ясно выражать мысли, работать с

текстами, аргументировать позиции.

2. Обеспечивает профессиональную адаптацию — навыки составления технической

документации, ведения деловой переписки, публичных выступлений.

Из это следует, что преподавание русского языка с учетом профессиональной

направленности – актуально. Актуальность связана и с требованиями работодателей:

даже

высококвалифицированные

инженеры

и

техники

сталкиваются

с

необходимостью взаимодействовать в команде, презентовать проекты, писать отчёты.

Недостаток

коммуникативных

навыков

у

выпускников

снижает

их

конкурентоспособность.

Кроме

того,

в

рамках

федерального

проекта

«Профессионалитет» упор делается на интеграцию образовательных программ с

запросами рынка труда, что требует пересмотра методик преподавания дисциплин,

включая русский язык.

Методика преподавания русского языка в колледже технического профиля включает в

себя:

1.Контекстно-ориентированный подход.

а) Использование материалов из технических дисциплин: анализ инструкций, ГОСТов,

технических описаний;

б) Составление текстов, актуальных для профессии (например, отчёты о практике,

проектные предложения).

2. Проектная деятельность.

а) Групповые задания по созданию презентаций, видеороликов или статей на

технические темы;

б) Взаимодействие с профильными кафедрами: написание текстов для реальных

студенческих проектов (например, описание изобретения).

3. Интеграция цифровых инструментов.

а) Использование платформ для проверки грамотности (например, «Орфограммка»);

б) Создание интерактивных заданий (квизы по терминологии, ведение блогов на

технические темы).

4. Формирование soft skills.

а) Тренинги по публичным выступлениям, деловым переговорам, критическому

анализу информации;

б) Разбор кейсов с типичными профессиональными ситуациями (например, как

корректно оформить рекламацию).

Способы реализации преподавания русского языка в системе СПО:

1. Синхронизация с профильными дисциплинами.

а) Совместные модули с преподавателями спецпредметов: написание эссе на стыке

гуманитарных и технических тем (например, «Этика искусственного интеллекта»);

б) Участие в междисциплинарных конкурсах (например, защита проектов с

обязательной оценкой речевой культуры).

2. Практико-ориентированные задания.

а) Составление резюме и сопроводительных писем с акцентом на технические навыки;

б) Анализ ошибок в реальных технических текстах (инструкции, мануалы).

3. Вовлечение работодателей.

а) Мастер-классы от представителей предприятий: требования к оформлению

документации, нюансы корпоративной коммуникации;

б) Экскурсии на производства с последующим написанием эссе или репортажей.

4. Дифференциация обучения.

а) Учёт уровня подготовки студентов: для слабоуспевающих — базовые упражнения

на грамматику; для продвинутых — углублённая работа с профессиональными

текстами;

б) Индивидуальные консультации по подготовке к конкурсам (например, «WorldSkills»

по компетенции «Документационное обеспечение управления»).

Итак, преподавание русского языка в техническом колледже должно быть направлено

на преодоление разрыва между теоретической подготовкой и практическими

требованиями

профессии.

Через

интеграцию

с

техническими

дисциплинами,

использование цифровых ресурсов и акцент на soft

skills

педагог формирует у

студентов навыки, которые повысят их ценность на рынке труда. В рамках

«Профессионалитета» такая модель позволяет создать преемственность между

образованием и реальным сектором, отвечая на вызовы современной экономики.



В раздел образования