Авторы: Юнусова Людция Фаатовна, Тугашева Гульфия Хамисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: город Заинск Республика Татарстан
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Дом дружбы"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ДОМ ДРУЖБЫ»
Цели занятия:
закреплять представления детей о дружбе; воспитывать стремление к дружеским
взаимоотношениям.
Задачи:
Учить понимать значение пословиц о дружбе.
Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения
договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения
Формировать благоприятный психологический климат группы.
Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами,
активизировать в речи прилагательные.
Предварительная работа:
Беседы о дружбе, о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами
должен обладать друг и т.п. Чтение книг о дружбе, прослушивание песен о дружбе,
рисунок друга.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как вы приветствуете, друг друга, когда приходите утром в
детский сад?
Дети: Говорим «Здравствуй», «Доброе утро», «Привет!»
Воспитатель:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
Ребята!
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишка,
Пролетая, обронил?
Хотите узнать, от кого письмо?
Попробуйте догадаться по этой песенке.
Звучит песня Шапокляк.
Дети: Письмо прислала Шапокляк.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. А вы помните, что случилось с
Шапокляк?
Дети: Да, она улетела на воздушных шариках.
Воспитатель: Посмотрим, что же эта дама нам пишет.
Воспитатель зачитывает письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Воздушные шары занесли меня в ваш город. Но и тут
я не могу найти себе друзей. А дом дружбы, который построили Крокодил Гена и
его друзья, остался далеко позади. Мне так грустно и скучно одной, помогите мне,
пожалуйста, найти друзей. Я больше никогда не буду вредничать и хулиганить. До
свидания, ваша Шапокляк.
Воспитатель: Как же мы можем помочь Шапокляк?
Дети: Пригласим к нам жить. Напишем объявление. Построим дом Дружбы.
Воспитатель: Давайте построим дом дружбы, как герои известного мультфильма и
позовем туда жить Шапокляк. Но кирпичи для дома будут особенные, их мы
получим, если выполним правильно задания. Надеюсь, вы понимаете, что работа не
такая простая, нам предстоит пройти длинный путь, и выполнить не одно задание.
Каждое задание это один кирпич, а каждый кирпич это часть дома, нашего дома
Дружбы.
1 задание
Объяснить, что значит слово «дружба»
А вы - дружные ребята? (да)
А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся,
стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих
интересов и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета дружба?
А какого запаха? (ответы детей)
С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом,
замком, солнышком, песней и т.д.)
Как много вы знаете о дружбе.
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли первый этап пути. И можем заложить первый
кирпич дома дружбы.
2 задание.
А сейчас покажем, какие мы дружные. (Дети встают на ковре)
Упражнение “Друг к дружке”.
Воспитатель. В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать
задания. Как только я скажу фразу “друг к дружке”, вы должны найти себе партнёра
и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду
называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны
будете найти себе нового партнёра.
(Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке;
правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу)
(проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).
Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
Воспитатель: Мы прошли второй этап пути. И можем заложить еще один кирпич
Дома дружбы.
3 задание
Воспитатель: Чтобы получить этот кирпичик, мы должны с вами вспомнить
пословицы о дружбе.
Пословицы:
Ссора до добра не доводит.
Нет друга – ищи, а нашел, береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Один за всех, и все за одного.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг.
Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц о дружбе! Третий кирпичик дома
Дружба мы заложили. Идём дальше.
4 задание
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба?
Упражнение «Паутина добрых слов».
У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Азалине. Она обмотает два
раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из
ребят, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший
клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок
другому ребенку и т.д.
Воспитатель: А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась.
Какое у вас сейчас настроение? Оно изменилось? В какую сторону и почему?
Дети: Настроение стало радостным, веселым, потому что было приятно слушать
добрые слова.
Воспитатель: А самим было приятно говорить такие слова своим друзьям?
Дети: Да и самим приятно было говорить добрые слова друзьям.
Воспитатель: Четвертый кирпичик Дома дружбы мы заложили.
5 задание
Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять.
(парное касание пальцами от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.
Воспитатель: Пятый кирпичик положили.
6 задание
Игра «Узнай настроение».
Воспитатель: А как можно узнать настроение у человека? Правильно, по лицу. Вот
здесь расположены картинки с разными лицами. Найдите человечка, у которого
грустное настроение, веселое, человечек, который испугался, удивился, разозлился.
Давайте поиграем.
Игра «Раз, два, три … покажи»…
Я вам буду давать команды. Например, раз-два-три, как я испугался (удивился,
опечалился, разозлился, обрадовался) покажи. Вы должны показать на лице страх. А
как еще можно узнать настроение человека? Правильно, по интонации, с которой он
говорит. Я буду произносить фразу, а вы будете называть настроение, с каким я его
произнесла.
Фразы:
- Как же мне не плакать. Была у меня избушка деревянная, а у лисы ледяная.
Пришла весна. У лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да
меня и выгнала.
- Вот так дела?! Мою избушку лиса заняла!
- Пойдем. Я ее выгоню.
- Одеваюсь. Шубу надеваю.
- Как выскочу, как выпрыгну. Пойдут клочки по закоулочкам!
Игра «Закончи предложение»
– Я обижаюсь на друга, когда… (он дерется)
– Я сержусь на друга, когда…
– Я радуюсь с другом, когда… (нам весело) –
-Я грущу, когда… (друг уезжает)
– Я доволен другом…
– Я радуюсь за друга, когда… (ему хорошо)
– Я помогаю другу, когда… (он не может одеться)
– Я люблю друга за то, … (что он мой друг)
– Я забочусь о друге, когда… (он болеет)
Воспитатель: Вот мы и положили последний восьмой кирпичик для нашего Дома
Дружбы.
А сейчас накроем дом крышей.
Итог. Сюрпризный момент.
- Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и,
конечно, смогли бы научить Старушку Шапокляк, у которой еще нет друзей. А
чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои
пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет
сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит
его в копилочку.
- Теперь я спокойна за вас. Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете
пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Воспитатель: Ребята, конечно это не настоящий, а сказочный Дом Дружбы, в
котором могут поселиться только герои наших любимых книжек. Но мне очень
хочется, чтобы домом Дружбы стал наш детский сад, наша группа.
Релаксационная музыкальная пауза.
- Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно,
что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая
искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает
в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах
мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.
Давайте, дети,
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как травы – с лугом,
Как ветер – с морем,
Поля – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами…
- Спасибо вам за занятие