Напоминание

Практикум «Правописание НЕ с деепричастиями» (конспект урока)


Автор: Соломатова Юлия Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Подсинская СШ"
Населённый пункт: село Подсинее Алтайского района Республики Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практикум «Правописание НЕ с деепричастиями» (конспект урока)
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Класс: 7

Тема: Практикум «Правописание НЕ с деепричастиями»

Автор-составитель:

Соломатова Юлия Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Подсинская СШ»

с. Подсинее, 2025

Технологическая карта урока русского языка

Тема

Практикум «Правописание НЕ с деепричастиями»

Класс

Автор УМК

М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др

Цели урока

Актуализировать знания условий слитного и раздельного написания не с деепричастиями, закрепить умения

написания частицы не с деепричастиями

Задачи урока

- Актуализировать знания, закрепить умения написания не с деепричастиями

- развивать речь учащихся, развить умение аргументировать и доказывать свою точку зрения.

- воспитывать толерантное отношение друг к другу, любовь к русскому языку.

Тип урока

Урок применения умений и навыков (урок закрепления)

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами; уметь правильно писать не

с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для

выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной

и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее

решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному

языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы

обучения

Проблемный метод; деятельностно-практический метод; здоровьесберегающий метод (динамическая пауза);

индивидуальная, парная, групповая, фронтальная форма работы;

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1)

Организационн

ый

этап

(время:2 мин.)

Цель: Создать

условия для

возникновения

внутренней

потребности,

включения в

учебную

деятельность.

Учитель помогает детям настроиться на рабочий лад.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Здравствуйте, ребята.

Присаживайтесь на свои места. Начинаем наш урок. Нам

сегодня необходимо показать, насколько мы умеем мыслить,

рассуждать, анализировать и делать выводы.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Оставьте строчку для темы.

Приветствуют

учителя,

настраиваются на

рабочий лад.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками.

Личностные УУД

- Проявлять положительную

настроя и познавательный

интерес к уроку

Регулятивные УУД

-

Самостоятельно

организовывать

свое рабочее место

2.Мотивация к

учебной

деятельности

(время:3 мин.)

Цель: включение

в

учебную

деятельность

на личностно

значимом

уровне

Создает эмоциональный настрой для работы на уроке

Сегодняшний урок начнем с притчи.

Кто знает, что такое притча?

Один молодой человек пришел к своему духовному учителю

и спросил: «Я каждый день, как Вы советовали, говорю, что

буду учиться, но у меня не получается» Мудрец положил

перед юношей учебник, игрушку и пряник и попросил:

-Назови, что ты выбираешь из них.

-Учебник, - ответил юноша.

-Произнеси это 5 раз.

-Я выбираю учебник, - постепенно повторил юноша 5 раз.

-Вот видишь, – сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в

день, но знаний больше не станет. Надо…

-Что же надо, чтобы учебник приносил знания?

Вот и мы сегодня будем открывать, добывать знания.

Дети отвечают на

вопросы учителя,

проявляют

эмоциональную

отзывчивость на

слова учителя.

Притча -короткий

назидательный

рассказ в

иносказательной

форме,

заключающий в

себе нравственное

поучение

(премудрость)

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками.

Личностные УУД

- Проявлять положительную

мотивацию и познавательный

интерес к учению

Регулятивные УУД

- Самостоятельно организовывать

свое рабочее место в соответствии с

целью выполнения заданий.

3.Актуализация

знаний

(время:5 мин.)

Цель: готовность

мышления к

повторению и

закреплению

ранее

изученного.

Постановка цели

урока

Учитель предлагает прослушать стихотворение. Проводит

параллель с раннее изученным материалом.

Я предлагаю вам загадку

Загадку эту отгадать несложно,

Меня с наречием порою спутать можно.

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл,

Я по значению похоже на глагол.

Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

-Что такое деепричастие?

-О каких признаках шла речь в загадке? Назовите эти

признаки.

Обратите внимание на слайд.

«Третий лишний».

Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово в каждой

строке и объясните свой выбор.

Не расцвёл, не шёл, недоумевать.

Недомогать, не знать, не привыкать.

Следовательно, во всех строках даны глаголы. Посмотрите

на следующую строку и скажите, слова какой части даны

здесь.

Не сказав, не говоря, негодуя.

Как пишется не с глаголами, нам известно, а как пишется НЕ

с

деепричастием

мы

узнаем

сегодня

на

уроке.

Следовательно, тема нашего урока ….

Какова цель урока?

К этой теме мы уже обращались на прошлом уроке? Зачем

ещё раз будет говорить о ней?

Какая тема урока?

Дети слушают

стихотворение,

проводят параллель

с ранее изученным

материалом

Деепричастие

Ответы учащихся.

Читают слова и

находят лишнее,

объясняют выбор.

- В 1 строке лишнее

– недоумевать, во 2

– недомогать. Эти

глаголы с не

пишутся слитно,

так как не

употребляются без

не.

Личностные УУД

- Проявлять положительную

мотивацию и познавательный

интерес к учению, активность

при повторении пройденного

материала.

- Сопоставлять самооценку

собственной деятельности с оценкой

ее товарищами, учителем.

Регулятивные УУД

- Определять цель учебной

деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, соотносить свои

действия с поставленной целью.

- Оценивать собственную

успешность в выполнения заданий

Познавательные УУД

- Анализировать, сравнивать,

группировать, устанавливать

причинно-следственные связи (на

доступном уровне).

- Выявлять аналогии и использовать

их при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД

- Участвовать в диалоге; слушать и

понимать других, точно реагировать

на реплики, высказывать свою точку

зрения, понимать необходимость

аргументации своего мнения.

- Это

деепричастия.

- Вспомнить,

повторить,

закрепить, как

пишутся не с

деепричастиями,

учиться применять

это правило на

письме

Практикум

«Правописание не с

деепричастиями»

4.Выявление

места и

причины

затруднения

(время:2 мин.)

Цель: выявление

причины

затруднения.

Учитель предлагает провести лингвистическое

исследование.

- Проведем исследование. Вернемся к 3 строчке

Не сказав, не говоря, негодуя.

– Какую закономерность слитного или раздельного

написания НЕ с деепричастиями вы вспомнили?

Ученики

принимают участие

в лингвистическом

исследовании.

- Пишутся с НЕ так

же, как и глаголы.

Коммуникативные: уметь вступать в

диалог с учителем.

Познавательные: анализ, сравнение,

обобщение.

5. Построение

проекта выхода

из затруднения

(время:3 мин.)

Цель: выявление

причины

затруднения.

Учитель предлагает выполнить задание. Организует

индивидуальную и парную работу по актуализации

алгоритма.

– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

Давайте вспомним алгоритм, который построили на

предыдущем уроке.

Один выходит к доске, остальные пишут в тетрадях. Работа

в парах. В парах работайте дружно, внимательно

Ученики

выполняют

задание,

составляют

алгоритм,

изученный на

предыдущем уроке.

Не с глаголами и

Коммуникативные: умение объяснять

свою точку зрения.

Познавательные: уметь делать

выводы.

Регулятивные: уметь определять и

формулировать цели и на уроке с

помощью учителя

выслушайте друг друга.

Алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно

написать не с деепричастием?»

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

Да Нет

Раздельно Слитно

деепричастиями

пишется

раздельно, а когда

не употребляется

без не, пишется

вместе.

6.Реализация

построенного

проекта

(время:1 мин.)

Цель:

Поиск способов

их

решения

Учитель задает вопрос.

- Тему урока мы поняли, что сейчас будем делать?

Ученики отвечают

на вопрос.

- Закреплять.

Познавательные: уметь делать

выводы.

7. Первичное

закрепление с

комментирова-

нием во

внешней речи

(время:5 мин.)

Цель:

Организовать

фиксацию и

усвоение

учащимися

способа

действия в

речи

Учитель организует фронтальный вид работы.

Работа у доски (от каждого ряда по 1 представителю.

Выдаются карточки):

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить

правописание не с деепричастиями:

Представитель от 1 ряда записывает такие слова:

1.

Не проверив изложения,

2.

не растаяв на солнце,

3.

невзирая на лица,

Представитель от 2 ряда записывает такие слова:

4.

негодуя по поводу случая,

5.

не чувствуя боли,

6.

не щадя себя,

Представитель от 3 ряда записывает такие слова:

7.

не усвоив предыдущего,

8.

не погасив огня,

Ученики

записывают

словосочетания,

объясняя

написание

деепричастий с НЕ

Личностные УУД

- Проявлять положительную

мотивацию и познавательный

интерес к учению, активность

при изучении материала.

Регулятивные УУД

- Соотносить свои действия с

поставленной целью учителя.

Познавательные УУД

- Ориентироваться в учебнике.

- Самостоятельно предполагать,

какая дополнительная информация

будет нужна для выполнения

заданий.

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учетом своих

9.

не распечатав письмо,

учебных и жизненных речевых

ситуаций.

8.

Динамическая

пауза (время:2

мин.)

Цель:

здоровьесбереже

ние,

умение

заботиться о

своём здоровье.

Учитель организует динамическую паузу

А теперь немного отдохнём. Встаем из-за парт. Сейчас я

буду читать стихотворение, в котором содержится много

деепричастий. Ваша задача: понять по смыслу текста

действия.

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ…

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: «Поработать нужно!»

Ученики встают

из-за парт.

Слушают

стихотворение и

выполняют

движения.

Регулятивные УУД

Проводить физическую

разгрузку в ходе урока с

целью смены вида

деятельности.

Коммуникативные УУД

сотрудничество в выполнении

упражнений.

Личностные УУД какое значение

имеет для меня динамическая пауза,

умение заботиться о своем здоровье

9.Самостоятель

-ная работа с

самопроверкой

по эталону

(время: 10 мин.)

Цель: применить

усвоенные

знания на

практике,

создать

ситуацию

успеха, учить

работать в парах

и индивидуально

Учитель организует самостоятельную работу со

взаимопроверкой.

Спишите, раскрывая скобки. Распределите слова в две

колонки (слитное и раздельное написание)

(Не) уставая, (не)доумевая, (не)желая, (не) присев, (не)

ответив,( не)навидя, (не)годуя, (не)узнав, (не)дождавшись,

(не)радуясь, (не)истовствуя, (не)чувствуя

Учитель организует работу в группах

Выписать из пословиц только деепричастия, объяснить

написание не с деепричастиями.

1 группа

(Не)взявшись за топор, избы (не)срубишь.

(Не)берись лапти плести, (не)надравши лыка.

(Не)накормив лошадь, далеко (не)уедешь.

Ученики

записывают слова,

обмениваются

тетрадями,

осуществляют

взаимопроверку

Ученики образуют

группы,

ориентируясь на

деление учителя.

Выполняют

задание,

обмениваясь

мнением.

Личностные УУД

- Проявлять положительную

мотивацию и познавательный

интерес к учению, активность

при выполнении заданий.

- Сопоставлять самооценку

собственной деятельности с оценкой

ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД

- Определять цель учебной

деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, соотносить свои

действия с поставленной целью.

- Осуществлять самопроверку

работы.

- Оценивать собственную

успешность в выполнения заданий

Познавательные УУД

- Анализировать, сравнивать,

группировать, устанавливать

(Не)поужинавши, легче, а поужинавши, лучше.

2 группа

Не давши слова, крепись, а давши – держись.

Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

Снявши голову, по волосам не плачут.

Что имеем, не храним, потерявши – плачем.

3 группа

(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

(Не) поглядев в святцы, да и бух в колокола.

(Не) зная броду, не суйся в воду.

(Не) жалей сил на хорошее дело!

Совместная

проверка по

эталону.

причинно-следственные связи (на

доступном уровне).

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в

письменной речи с учетом своих

учебных и жизненных речевых

ситуаций.

10. Включение

в систему

знаний и

повторение

(время:3 мин.)

Цель:

Организовать

повторение

учебного

содержания

необходимого

для

обеспечения

содержательной

непрерывности.

Учитель организует работу в парах (раздаточный материал).

Текст для работы (раздается на парты):

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

– Прочитайте отрывок из стихотворения И .А. Бунина.

– О ком здесь идет речь?

– Какая картина предстаёт перед вами?

– В тексте стихотворения найдите слова с изученной

орфограммой, подчеркните их. Объясните правописание.

Ученики читают,

выполняют задания

с

комментированием

правописания слов

с изученной

орфограммой.

Познавательные УУД

- Приобретать умения использовать

полученные знания и умения в

практической деятельности.

Регулятивные УУД

- Оценивать свою работу,

исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные УУД

- Формулировать собственные

мысли, обосновывать свою точку

зрения

11. Рефлексия

(время:2 мин.)

Цель:

Учитель организует беседу, связывая результаты урока с его

целями , акцентирует внимание на конечных результатах

учебной деятельности

обучающихся на уроке.

Ученики называют

основные позиции

повторяемого

материала,

Личностные УУД

- Анализировать свои

переживания и поступки.

Ориентироваться в

самооценка

результатов

деятельности,

осознание

полученных

знаний,

границ их

применения

Наш урок подходит к концу.

- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с

деепричастием?

Я уйду с урока:

- улыбаясь

- негодуя

- разочаровавшись

- разобравшись в новом материале

- узнав много нового

на каком уровне

усвоили (что

получилось, что не

получилось и

почему), отвечают

на вопросы

нравственном содержании

собственных поступков.

- Сопоставлять самооценку

собственной деятельности с оценкой

ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД

- Оценивать собственную

успешность в выполнения заданий

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной и

письменной речи с учетом своих

учебных и жизненных речевых

ситуаций.

- Участвовать в диалоге; слушать и

понимать других, точно реагировать

на реплики, высказывать свою точку

зрения, понимать необходимость

аргументации своего мнения.

12. Домашнее

задание

(время:2 мин.)

Цель:

организовать

обсуждение,

объяснение и

коллективное

записывание

домашнего

задания

Учитель дает комментарий к домашнему заданию.

1.

Выучить

наизусть

орфограмму

«НЕ

с

деепричастиями», стр. 109, п. 21.

2.

Выполнить упражнение № 293, стр. 110.

1-вариант: 1,2 предложение

2-вариант: 3,4 предложение

Ученики слушают

комментарий

учителя,

записывают

домашнее задание

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание,

рефлексивность, ответственность,

любознательность



В раздел образования