Напоминание

"Семантическая работа как средство развития связной речи дошкольников"


Автор: Латыпова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №24
Населённый пункт: г.Уфа, РБ
Наименование материала: презентация
Тема: "Семантическая работа как средство развития связной речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад №24

Латыпова

Татьяна Викторовна

Тема:

«Семантическая

работа как

средство развития

связной речи

дошкольников».


Задачи экспериментальной

деятельности
Изучить и проанализировать имеющийся опыт педагогов- исследователей и методическую литературу по изучаемой теме Определить исходные теоретические позиции исследования Выявить особенности организации лексико- семантической системы дошкольников Разработать и апробировать систему методических приёмов развития семантической стороны речи детей Обеспечить Взаимосвязь разрабатываемой системы с остальными направлениями речевого развития
Диагностика семантического развития младших дошкольников В первую очередь проверялось умение называть предметы, их действия и качества, способность относить названия предметов к тематическим группам (I группа заданий); далее рассматривались навыки использования в речи противопоставляемых языковых единиц (II группа з адан ий) ; выявл ял ис ь н авык и, п о з в ол я ю щ и е оперировать значениями грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора слов в связном монологическом высказывании (III группа заданий). При этом соблюдалась последовательность в развитии сюжета.

Диагностирование детей

Продолжительность беседы с одним ребенком составляла

20 минут. Было отобрано 15 детей в экспериментальную

группу. Остальные 15 были определены в контрольную.

Качественный анализ результатов диагностики на начало констатирующего эксперимента(сентябрь2013)

36% 53% 11% ниже среднего средний выше среднего

Развитие умения узнавать

предмет по описанию

Знакомство с опорными

словами

Совершенствование навыка

уместного употребления слов

на материале русских

народных сказок

Актуализация лексических

единиц, развитие логических

операций: анализа, синтеза,

умозаключения

Задачи,

решаемые в

процессе

семантическо

й работы, для

развития

связной речи


Диагностика уровня развития

связной речи детей


Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме; проведение диагностики; определение экспериментальной и контрольной групп; подбор дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Памятки и анкеты для родителей по развитию связной речи.
Октябрь-

Ноябрь
Дидактические и словесные игры. Дидактические игры, направленные на формирование лексико-семантических единиц у детей на основе представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей. Дидактические игры по развитию речи «Варим суп», «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?»
Декабрь-

Январь
Работа по составлению (придумывание) загадок. Показать роль загадки на формирование лексико- семантической системы речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования навыков связной речи».
Март-

Апрель
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценировки сказок: «Заюшкина избушка», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие связной речи детей; подбор слов, схожих в тексте по значению (синонимы, антонимы); эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Составление сценариев спектаклей и практический показ (театральная неделя)
Май-

Сентябрь
Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки правильной, связной и выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. Оформление пособий для работы
План работы на 2013-2014 учебный год по теме опытно- экспериментальной работы.

Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.
Задачи:
Изучить и в дальнейшем использовать в семантической работе по развитию связной речи у дошкольников накопленные знания по изученной литературе.

Семантическая работа по развитию связной речи посредством

театральной деятельности(показ мини-спектаклей, рассказывание

сказок, придумывание сказок)

Дидактический материал для работы с детьми
Дидактический материал для работы с детьми
Занятия по обобщающим темам; подбор и составление загадок- описаний
Использование дидактического материала в практической работе с детьми
Дидактические игры «Сложи и расскажи сказку», «Сложи по порядку» и т.д.
Работа с детьми по мнемотаблицам
Работа с родителями и детьми
Наглядные пособия для обследования семантики детей Для проведения обследования семантического развития младших дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются следующие наглядные пособия: две куклы (большая и маленькая), три мяча(большой, средний и маленький), две елки (высокая и низкая), два карандаша (длинный и короткий), зайчик, кукольная мебель (стул и шкаф); картинки — предметы посуды, предметы мебели, предметы одежды, два дома ( большой и маленький), два человечка (веселый и грустный), две дорожки (широкая и узкая), изображение девочки, которая моет руки, изображение улицы в светлое и темное время суток; утка, утенок, утята; свинья, поросенок, поросята; лошадь, жеребенок, жеребята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.
Сравнительный анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп (апрель-май 2014года) Сравнительный анализ результатов диагностики контрольной и экспериментальной групп (апрель-май 2014года) контрольная группа экспериментальная группа 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 39% 26% 54% 60% 7% 14% ниже среднего средний выше среднего
Всех героев сказок знаем, сказки сами сочиняем.
На следующем этапе деятельности планируется: • продолжать исследовательскую деятельность; • разработать диагностические приемы для выявления семантического развития речи дошкольников; • разработать и апробировать содержание и методы индивидуальной работы с детьми в ходе исследовательской деятельности, способствующие формированию осознания детьми места слова в лексиконе родного языка и его функционирования в условиях коммуникации, что в дальнейшем окажет влияние на развитие всех сторон речи и на адекватность отбора детьми лексики при построении самостоятельного связного высказывания.

Спасибо

за

внимание!


В раздел образования