"Семантическая работа как средство развития связной речи дошкольников"
Автор: Латыпова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №24 Населённый пункт: г.Уфа, РБ Наименование материала: презентация Тема: "Семантическая работа как средство развития связной речи дошкольников" Раздел: дошкольное образование
деятельности
Изучить и
проанализировать
имеющийся опыт
педагогов-
исследователей
и методическую
литературу
по изучаемой
теме
Определить
исходные
теоретические
позиции
исследования
Выявить
особенности
организации
лексико-
семантической
системы
дошкольников
Разработать и
апробировать
систему
методических
приёмов
развития
семантической
стороны
речи детей
Обеспечить
Взаимосвязь
разрабатываемой
системы с
остальными
направлениями
речевого
развития
Диагностика семантического развития
младших дошкольников
В
первую
очередь
проверялось
умение
называть
предметы, их действия и качества, способность относить
названия предметов к тематическим группам (I группа
заданий); далее рассматривались навыки использования
в речи противопоставляемых языковых единиц (II группа
з адан ий) ;
выявл ял ис ь
н авык и,
п о з в ол я ю щ и е
оперировать
значениями
грамматических
элементов
языка, а также навыки семантического отбора слов в
связном
монологическом
высказывании
(III
группа
заданий). При этом соблюдалась последовательность в
развитии сюжета.
Диагностирование детей
Продолжительность беседы с одним ребенком составляла
20 минут. Было отобрано 15 детей в экспериментальную
группу. Остальные 15 были определены в контрольную.
Качественный анализ результатов диагностики на
начало констатирующего
эксперимента(сентябрь2013)
36%
53%
11%
ниже среднего
средний
выше среднего
Развитие умения узнавать
предмет по описанию
Знакомство с опорными
словами
Совершенствование навыка
уместного употребления слов
на материале русских
народных сказок
Актуализация лексических
единиц, развитие логических
операций: анализа, синтеза,
умозаключения
Задачи,
решаемые в
процессе
семантическо
й работы, для
развития
связной речи
Диагностика уровня развития
связной речи детей
Месяц
Тема
Содержание работы
Практический выход
Сентябрь
Подбор и изучение литературы по теме; проведение
диагностики; определение экспериментальной и
контрольной групп; подбор дидактических игр и
упражнений; сюжетных картин.
Памятки и анкеты для
родителей по развитию
связной речи.
Октябрь-
Ноябрь
Дидактические и словесные
игры.
Дидактические игры, направленные на формирование
лексико-семантических единиц у детей на основе
представлений о людях разных профессий. Активизация и
обогащение словарного запаса детей.
Дидактические игры по
развитию речи «Варим
суп», «Кому что нужно для
работы?», «Что лишнее?»
Декабрь-
Январь
Работа по составлению
(придумывание) загадок.
Показать роль загадки на формирование лексико-
семантической системы речи. Учить детей отгадывать
загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.
Развивать воображение.
Консультация для
родителей: «Использование
загадок, как средство
формирования навыков
связной речи».
Март-
Апрель
Работа над развитием речи через
театральную деятельность.
Инсценировки сказок:
«Заюшкина избушка», «Теремок»
и др. (с использованием
пальчикового и настольного
театра)
Развитие творческой самостоятельности, эстетического
вкуса в передаче образа; развитие связной речи детей;
подбор слов, схожих в тексте по значению (синонимы,
антонимы); эмоциональной направленности. Раскрытие
творческих способностей детей.
Составление сценариев
спектаклей и практический
показ (театральная неделя)
Май-
Сентябрь
Разучивание считалочек,
загадок. Пальчиковые игры.
Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки
правильной, связной и выразительной речи.
Дифференциация звуков, слов, предложений.
Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.
Оформление пособий для
работы
План работы на 2013-2014 учебный год по теме опытно- экспериментальной работы.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе.
Задачи: Изучить и в дальнейшем использовать в семантической работе по развитию связной речи у дошкольников
накопленные знания по изученной литературе.
Семантическая работа по развитию связной речи посредством
Дидактический материал для работы с детьми
Дидактический материал для работы с детьми
Занятия по обобщающим темам; подбор и
составление загадок- описаний
Использование дидактического материала в
практической работе с детьми
Дидактические игры «Сложи и расскажи сказку»,
«Сложи по порядку» и т.д.
Работа с детьми по мнемотаблицам
Работа с родителями и детьми
Наглядные пособия для обследования семантики
детей
Для проведения обследования семантического
развития младших дошкольников с
использованием описанной системы заданий
требуются следующие наглядные пособия: две
куклы (большая и маленькая), три мяча(большой,
средний и маленький), две елки (высокая и
низкая), два карандаша (длинный и короткий),
зайчик, кукольная мебель (стул и шкаф); картинки
— предметы посуды, предметы мебели,
предметы одежды, два дома
(
большой и
маленький), два человечка (веселый и грустный),
две дорожки (широкая и узкая), изображение
девочки, которая моет руки, изображение улицы
в светлое и темное время суток; утка, утенок,
утята; свинья, поросенок, поросята; лошадь,
жеребенок, жеребята; курица, цыпленок,
цыплята; собака, щенок, щенята.
Сравнительный анализ
результатов диагностики
контрольной и
экспериментальной групп
(апрель-май 2014года)
Сравнительный анализ
результатов диагностики
контрольной и
экспериментальной групп
(апрель-май 2014года)
контрольная группа
экспериментальная группа
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
39%
26%
54%
60%
7%
14%
ниже среднего
средний
выше среднего
Всех героев сказок знаем,
сказки сами сочиняем.
На следующем этапе
деятельности планируется:
•
продолжать исследовательскую деятельность;
•
разработать диагностические приемы для выявления
семантического развития речи дошкольников;
•
разработать и апробировать содержание и методы индивидуальной
работы с детьми в ходе исследовательской деятельности,
способствующие формированию осознания детьми места слова в
лексиконе родного языка и его функционирования в условиях
коммуникации, что в дальнейшем окажет влияние на развитие всех
сторон речи и на адекватность отбора детьми лексики при
построении самостоятельного связного высказывания.