Автор: Гаврилова Зинаида Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ 5
Населённый пункт: г.Реж Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка внеурочного занятия
Тема: «Исследование изменения температуры при нагревании, кипении и остывании воды с течением времени» (с применением оборудования центра «Точка Роста»)
Раздел: среднее образование
Внеурочное занятие «Исследование
изменения температуры при нагревании, кипении и остывании воды с течением времени»
(с применением оборудования центра «Точка Роста»)
Цель работы: с помощью цифровой лаборатории по физике и датчика температуры исследовать
изменение температуры воды при её нагревании и кипении.
Оборудование и материалы: ноутбук, мультидатчик, датчик температуры, установка для нагрева
воды, спиртовка, спички.
Правила техники безопасности по теме:
Будьте внимательны и осторожны при работе со спиртовкой и стеклянной колбой!
Не передвигайте установку для нагревания воды! Избегайте его переворачивания.
Будьте аккуратны и предельно осторожны с кипятком!
Самостоятельно не переносить калориметр с горячей водой.
Не передвигать калориметр по парте, избегать его переворачивания.
Не приближать лицо к калориметру;
В случае ожога, тщательно промойте место ожога холодной проточной водой и раствором
питьевой соды;
Сообщите медицинскому работнику;
Самостоятельно не убирать рабочее место после проведения эксперимента.
Распределите функции в группе (кто работает в программе, кто следит за установкой для
нагревания воды, кто будет записывать вывод, кто озвучит полученный вывод)
Наблюдение
1. Подключите датчик температуры к мультидатчику.
2. С помощью USB кабеля подключите мультидатчик к ноутбуку.
3. Откройте программу NAUSTIM, отключите все датчики, кроме датчика температуры и
запустите измерения.
4. Поставьте спиртовку под колбу с водой и зажгите спиртовку.
5. Наблюдайте за процессом нагревания воды и кипения, потом потушите спиртовку с помощью
колпачка.
Задание 1. Наблюдение за изменением температуры при нагревании воды и кипении:
1) С помощью датчика для измерения температуры тел пронаблюдайте за нагреванием воды: за
изменением температуры и графиком зависимости температуры от времени. Равномерно ли
нагревается вода в области более низких и более высоких температур? Как меняется
температура воды в процессе нагревания (плавно, скачкообразно, не меняется)?
Сделайте вывод: ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
2) С помощью датчика для измерения температуры тел пронаблюдайте за кипением воды в
течение некоторого времени. Рассмотрите график зависимости температуры от времени. Как
меняется температура воды в процессе кипения (плавно, скачкообразно, не меняется)?
Сделайте вывод:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Выполнение экспериментальной работы
Задание 2. Практическая работа «
Исследование изменения температуры остывающей воды
с течением времени»
Цель работы: с помощью термометра исследовать изменение температуры воды при её
остывании, построить график зависимости изменения температуры от времени.
Оборудование и материалы: калориметр, горячая вода, термометры на выбор, секундомер.
Распределите функции в группе (кто следит за временем и снимает показания термометра,
кто занимается заполнением таблицы, кто будет строить график, кто озвучит полученный
вывод)
Перед началом исследования, выдвиньте
гипотезу
:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
1. Налейте в калориметр горячую воду.
2. Возьмите термометр, наиболее подходящий для выполнения практической работы.
2. Измерьте начальную температуру горячей воды и запишите в таблицу.
3. Через каждую минуту, не вынимая термометр из воды, снимайте его показания и записывайте в
таблицу.
Время τ, мин
0
1
2
3
4
5
6
7
8
Температура t,
˚
С
5. По данным таблицы на миллиметровой бумаге постройте график зависимости температуры
воды от времени её охлаждения.
Что является графиком зависимости изменения температуры от времени?
____________________________________________________________________________________
6. Ответьте на вопросы:
а) Назовите прибор для измерения температуры воды
____________________________________________________________________________________
б) Как меняется температура воды при охлаждении (плавно, скачкообразно, не меняется)?
__________________________________________________________________________________
в) Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних
минут процесса остывания. Равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких
температур. В области каких температур вода остывает быстрее?_____________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Сделайте вывод:
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Результаты исследований подтверждают или опровергают выдвинутую вами гипотезу?