Напоминание

«Исследование изменения температуры при нагревании, кипении и остывании воды с течением времени» (с применением оборудования центра «Точка Роста»)


Автор: Гаврилова Зинаида Ивановна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ 5
Населённый пункт: г.Реж Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка внеурочного занятия
Тема: «Исследование изменения температуры при нагревании, кипении и остывании воды с течением времени» (с применением оборудования центра «Точка Роста»)
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочное занятие «Исследование

изменения температуры при нагревании, кипении и остывании воды с течением времени»

(с применением оборудования центра «Точка Роста»)

Цель работы: с помощью цифровой лаборатории по физике и датчика температуры исследовать

изменение температуры воды при её нагревании и кипении.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультидатчик, датчик температуры, установка для нагрева

воды, спиртовка, спички.

Правила техники безопасности по теме:

Будьте внимательны и осторожны при работе со спиртовкой и стеклянной колбой!

Не передвигайте установку для нагревания воды! Избегайте его переворачивания.

Будьте аккуратны и предельно осторожны с кипятком!

Самостоятельно не переносить калориметр с горячей водой.

Не передвигать калориметр по парте, избегать его переворачивания.

Не приближать лицо к калориметру;

В случае ожога, тщательно промойте место ожога холодной проточной водой и раствором

питьевой соды;

Сообщите медицинскому работнику;

Самостоятельно не убирать рабочее место после проведения эксперимента.

Распределите функции в группе (кто работает в программе, кто следит за установкой для

нагревания воды, кто будет записывать вывод, кто озвучит полученный вывод)

Наблюдение

1. Подключите датчик температуры к мультидатчику.

2. С помощью USB кабеля подключите мультидатчик к ноутбуку.

3. Откройте программу NAUSTIM, отключите все датчики, кроме датчика температуры и

запустите измерения.

4. Поставьте спиртовку под колбу с водой и зажгите спиртовку.

5. Наблюдайте за процессом нагревания воды и кипения, потом потушите спиртовку с помощью

колпачка.

Задание 1. Наблюдение за изменением температуры при нагревании воды и кипении:

1) С помощью датчика для измерения температуры тел пронаблюдайте за нагреванием воды: за

изменением температуры и графиком зависимости температуры от времени. Равномерно ли

нагревается вода в области более низких и более высоких температур? Как меняется

температура воды в процессе нагревания (плавно, скачкообразно, не меняется)?

Сделайте вывод: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2) С помощью датчика для измерения температуры тел пронаблюдайте за кипением воды в

течение некоторого времени. Рассмотрите график зависимости температуры от времени. Как

меняется температура воды в процессе кипения (плавно, скачкообразно, не меняется)?

Сделайте вывод:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Выполнение экспериментальной работы

Задание 2. Практическая работа «

Исследование изменения температуры остывающей воды

с течением времени»

Цель работы: с помощью термометра исследовать изменение температуры воды при её

остывании, построить график зависимости изменения температуры от времени.

Оборудование и материалы: калориметр, горячая вода, термометры на выбор, секундомер.

Распределите функции в группе (кто следит за временем и снимает показания термометра,

кто занимается заполнением таблицы, кто будет строить график, кто озвучит полученный

вывод)

Перед началом исследования, выдвиньте

гипотезу

:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1. Налейте в калориметр горячую воду.

2. Возьмите термометр, наиболее подходящий для выполнения практической работы.

2. Измерьте начальную температуру горячей воды и запишите в таблицу.

3. Через каждую минуту, не вынимая термометр из воды, снимайте его показания и записывайте в

таблицу.

Время τ, мин

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Температура t,

˚

С

5. По данным таблицы на миллиметровой бумаге постройте график зависимости температуры

воды от времени её охлаждения.

Что является графиком зависимости изменения температуры от времени?

____________________________________________________________________________________

6. Ответьте на вопросы:

а) Назовите прибор для измерения температуры воды

____________________________________________________________________________________

б) Как меняется температура воды при охлаждении (плавно, скачкообразно, не меняется)?

__________________________________________________________________________________

в) Сравните изменения температуры воды, произошедшие за одну из первых и одну из последних

минут процесса остывания. Равномерно ли остывает вода в области более высоких и более низких

температур. В области каких температур вода остывает быстрее?_____________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Сделайте вывод:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Результаты исследований подтверждают или опровергают выдвинутую вами гипотезу?



В раздел образования