Автор: Пантюхина Роза Карленовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №37"
Населённый пункт: с. Чугуевка
Наименование материала: Доклад
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 37» с. Чугуевка
Чугуевского района Приморского края
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание дошкольников».
Подготовила:
Воспитатель: Пантюхина Р.К.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Слайд2
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня
одна из наиболее актуальных.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви
к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному
достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к
представителям других национальностей, но и воспитание уважительного
отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества, государственной символике, традициям государства и
общенародным праздникам.
В системе образования России складывается особая культура поддержки и
помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-
педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского
образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует
построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего
поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования
ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для
становления основ патриотического сознания детей, возможности
позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,
морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту
видов деятельности.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации
процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень
любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все
инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для
воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают
большие возможности для систематического и последовательного
нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной
основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной
адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем
мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на
ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании
патриотизма.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего
гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с
любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду,
школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему
Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до
самопожертвования, к его защите.
Слайд3
Цель: Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации
работы в данном направлении.
Задачи: - Ориентировать педагогов на патриотическое воспитание детей
путем прикосновения к истории своей Родины.
- Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, , гордость за
принадлежность к гражданам России.
- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации герба, Гимна, Флага.
- Воспитывать личность гражданина-патриота.
Слайд 4
Методы патриотического воспитания в ДОУ
Формирование осознанной привязанности к Родине: Воспитатели в ДОО
стараются создать условия для положительного эмоционального опыта
ребенка, связанного с его Родиной. Это может быть достигнуто путем
проведения тематических мероприятий, посвященных истории и культуре
страны, праздникам, связанным с национальными символами, а также
путешествиям по местам исторического значения.
Развитие понимания обязанностей и прав гражданина: ДОО создают
условия, чтобы дети могли осознать свои права и обязанности в рамках
общества. Воспитатели знакомят детей с понятиями такими, как уважение,
толерантность, доброта и ответственность. Они помогают детям осознать,
что они являются частью общества и имеют возможность внести свой вклад в
его развитие. Воспитатели рассказывают о правилах поведения,
справедливости и уважении других людей. Через игры, дискуссии и
совместные проекты дети учатся сотрудничать, решать конфликты мирным
путем и принимать ответственность за свои действия.
Знакомство с историей и культурой страны: Воспитатели в ДОУ
стараются развивать интерес детей к истории и культуре своей страны. Они
рассказывают о великих людях, исторических событиях и достижениях
нации. Детям показывают национальные символы, объясняют их значение и
историю. Важным элементом является ознакомление с народными
традициями, национальной кухней и народными играми, которые помогают
укрепить чувство принадлежности к своей культуре и нации.
Организация экскурсий и посещение мест исторического значения: ДОО
активно организуют посещения мест исторического и культурного значения,
таких как музеи, памятники, парки и другие достопримечательности. Это
позволяет детям непосредственно познакомиться с историей своей страны и
почувствовать связь с прошлым. Такие поездки стимулируют интерес и
любознательность детей, а также способствуют формированию их
патриотических чувств.
Слайд 5
Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:
в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную
отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы,
через формирование предпосылок морального развития ребёнка
в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру,
через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ
уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через
позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к
эстетической стороне окружающей действительности.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат
длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего
возраста. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного
осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность
педагога, постоянное пополнение своих знаний, и не будучи патриотом сам,
педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно
пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна
стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим
личность. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с
эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных
тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной стороне
способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных
эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В
доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания
нашего государства. Важное место среди них занимают произведения
устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм
выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной
земле, языку, культуре. Необходимо широко использовать все виды
фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В
устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и
ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине,
матери, родном языке, родной природе. Главное, отбирая данные пословицы,
необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей
дошкольного возраста.
Первые годы жизни являются наиболее важным периодом в развитии
ребенка, когда формируются его основные ценности, взгляды и
эмоциональная сфера. В ДОУ дети впервые сталкиваются с коллективом и
начинают взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Патриотическое воспитание в этом контексте направлено на развитие
гражданской идентичности, включая любовь и уважение к своей стране, ее
истории, культуре и традициям.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок
проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным
общественным событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты,
наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа,
обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или
село является частью страны, Родины. Духовный, творческий патриотизм
надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству,
патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он
прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
Слайд 8
3. Реализация программы патриотического воспитания Работа по данному
направлению патриотического воспитания реализуется по трем
направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Методическое сопровождение. Каждое из направлений связано между
собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным селом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей
страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы
посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.