Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Пантюхина Роза Карленовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №37"
Населённый пункт: с. Чугуевка
Наименование материала: Доклад
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 37» с. Чугуевка

Чугуевского района Приморского края

Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание дошкольников».

Подготовила:

Воспитатель: Пантюхина Р.К.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Слайд2

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня

одна из наиболее актуальных.

Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви

к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному

достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к

представителям других национальностей, но и воспитание уважительного

отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам

Отечества, государственной символике, традициям государства и

общенародным праздникам.

В системе образования России складывается особая культура поддержки и

помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-

педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского

образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует

построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего

поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования

ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для

становления основ патриотического сознания детей, возможности

позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного,

морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и

творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту

видов деятельности.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации

процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень

любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все

инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для

воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают

большие возможности для систематического и последовательного

нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной

основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной

адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем

мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее

благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на

ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в

памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании

патриотизма.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего

гражданина.

Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с

отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с

любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду,

школе, городу. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему

Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до

самопожертвования, к его защите.

Слайд3

Цель: Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации

работы в данном направлении.

Задачи: - Ориентировать педагогов на патриотическое воспитание детей

путем прикосновения к истории своей Родины.

- Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, , гордость за

принадлежность к гражданам России.

- Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов

Российской Федерации герба, Гимна, Флага.

- Воспитывать личность гражданина-патриота.

Слайд 4

Методы патриотического воспитания в ДОУ

Формирование осознанной привязанности к Родине: Воспитатели в ДОО

стараются создать условия для положительного эмоционального опыта

ребенка, связанного с его Родиной. Это может быть достигнуто путем

проведения тематических мероприятий, посвященных истории и культуре

страны, праздникам, связанным с национальными символами, а также

путешествиям по местам исторического значения.

Развитие понимания обязанностей и прав гражданина: ДОО создают

условия, чтобы дети могли осознать свои права и обязанности в рамках

общества. Воспитатели знакомят детей с понятиями такими, как уважение,

толерантность, доброта и ответственность. Они помогают детям осознать,

что они являются частью общества и имеют возможность внести свой вклад в

его развитие. Воспитатели рассказывают о правилах поведения,

справедливости и уважении других людей. Через игры, дискуссии и

совместные проекты дети учатся сотрудничать, решать конфликты мирным

путем и принимать ответственность за свои действия.

Знакомство с историей и культурой страны: Воспитатели в ДОУ

стараются развивать интерес детей к истории и культуре своей страны. Они

рассказывают о великих людях, исторических событиях и достижениях

нации. Детям показывают национальные символы, объясняют их значение и

историю. Важным элементом является ознакомление с народными

традициями, национальной кухней и народными играми, которые помогают

укрепить чувство принадлежности к своей культуре и нации.

Организация экскурсий и посещение мест исторического значения: ДОО

активно организуют посещения мест исторического и культурного значения,

таких как музеи, памятники, парки и другие достопримечательности. Это

позволяет детям непосредственно познакомиться с историей своей страны и

почувствовать связь с прошлым. Такие поездки стимулируют интерес и

любознательность детей, а также способствуют формированию их

патриотических чувств.

Слайд 5

Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную

отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы,

через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру,

через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ

уважительного отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через

позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к

эстетической стороне окружающей действительности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат

длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего

возраста. Работа эта требует творческих усилий и поисков. Для успешного

осуществления такой сложной задачи важна личная заинтересованность

педагога, постоянное пополнение своих знаний, и не будучи патриотом сам,

педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно

пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна

стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим

личность. В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с

эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных

тематических занятий со слушанием песен военных лет, о родной стороне

способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных

эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. В

доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания

нашего государства. Важное место среди них занимают произведения

устного народного творчества. Фольклор – одна из самых ярких форм

выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной

земле, языку, культуре. Необходимо широко использовать все виды

фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В

устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт

русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о

добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и

ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине,

матери, родном языке, родной природе. Главное, отбирая данные пословицы,

необходимо учитывать, чтобы они были доступными пониманию детей

дошкольного возраста.

Первые годы жизни являются наиболее важным периодом в развитии

ребенка, когда формируются его основные ценности, взгляды и

эмоциональная сфера. В ДОУ дети впервые сталкиваются с коллективом и

начинают взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.

Патриотическое воспитание в этом контексте направлено на развитие

гражданской идентичности, включая любовь и уважение к своей стране, ее

истории, культуре и традициям.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок

проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным

общественным событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты,

наблюдая окружающую жизнь, могли путём простейшего анализа,

обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город или

село является частью страны, Родины. Духовный, творческий патриотизм

надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству,

патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он

прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

Слайд 8

3. Реализация программы патриотического воспитания Работа по данному

направлению патриотического воспитания реализуется по трем

направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Методическое сопровождение. Каждое из направлений связано между

собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным селом, его историей.

2. Знакомство с родным краем и Россией.

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей

страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы

посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.



В раздел образования