Автор: Костин Владимир Александрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Лашманская ОШ
Населённый пункт: Лашманское сельское поселение
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: Из опыта работы по применению метода проектов на уроках технологии в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование
Из опыта работы по применению метода проектов на уроках технологии в
условиях ФГОС
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой
"Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на
творческую
самореализацию
развивающейся
личности
учащегося,
развитие
его
интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ-
ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих
субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Проектность
-
определяющая
черта
современного
мышления.
Проектное
мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе
которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие
знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.
Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей
среде
(естественной
и
искусственной).
Проективное
образование
-
это
образование,
предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение
использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также
методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и
образовании,
разработанными
американским
философом
и
педагогом
Дж.
Дьюи
(осуществлявщего
свои
исследования
в
экспериментальной
"школе-лаборатории" при
Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал
строить
обучение
на
активной
основе,
через
целесообразную
деятельность
ученика,
сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи
проектного
обучения
возникли
в
России
практически
параллельно
с
разработками
американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого
была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать
проектные методы в практике преподавания.
В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом
обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и
умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств
личности.
Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная
им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на
каждом этапе проектирования специфический характер.
Учителю,
направляющему
проектную
деятельность
учеников,
нужно
иметь
представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее
использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также
познакомить
учащихся
с
элементарными
основами
инженерно-технического
проектирования.
Необходимость
в
проектировании
возникает
тогда,
когда
готовые
решения,
полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же
постоянный дефицит
ресурсов
для
осуществления
идеальной
цели заставляет
искать
оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно
сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет
собой
череду
исполняемых
проектов,
разных
по
масштабам,
ответственности,
последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск
аргументированных
и
доказательных решений
применительно
к
данным
условиям
и
выбранным
целям.
Оно
является
частью
трудовой деятельности
в
самых
различных
областях.
В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и
междисциплинарным,
в
котором при
решении
основной
задачи
улучшения
технико-
экономических
показателей
учитываются
технико-технологические,
социальные,
экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в
последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта
именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже
уникальными индивидуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций
технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить
о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также
считается
важной
технико-экономическая
образованность
гуманитариев,
занятых
проектированием, например социальным, педагогическим.
Проектирование
опирается
на
определенные
требования
научного
подхода,
в
частности такие:
не принимать решения без анализа;
не считать метод проб и ошибок рациональным;
расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;
стремиться
устанавливать
закономерности
даже
там,
где
очевидной
связи
и
последовательности не наблюдается;
составлять
мысленные
макеты,
модели,
образы,
схемы
будущего
объекта
проектирования, максимально используя
свои знания и воображение, и только затем
переходить к изучению литературы и других баз данных;
подходить к любому вопросу разносторонне и системно;
считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди
них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям,
цели;
учитывать,
что
принципиально
новые
решения
часто
воспринимаются
как
нереальные, фантастические или просто плохие.
Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим
людям, которым предстоит понять
содержание и аргументацию найденных
решений,
осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны
соответствовать
принятым
научным
представлениям,
теориям
и
гипотезам.
Материализация
проектных
решений
обычно
служит
лишь
аргументом
в
пользу их
обоснованности.
Главным
критерием
качества
проекта
является
его
внутренняя
непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда
является доказательством его правильности.
С
позиций
педагогики
проектную
деятельность
можно
считать
действенным
средством воспитания разума,
что является одной из важнейших целей образования.
Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений,
повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного
авиаконструктора О.К
Антонова, сказавшего однажды, что
взлетевший самолет уже
устарел.
Проектирование
следует
искать там,
где есть
восхождение, диалектическое
развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к
удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных
показателей производства, по большому счету — потребностям людей.
Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при
выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая
проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие,
обладающее
субъективной
(для
учащихся),
а,
возможно,
и
объективной
новизной.
Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности
учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов
изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и
моделирование. В
целом,
умение
людей участвовать в
проектной
деятельности
есть
показатель
культуры народа
и
приучение
школьников со
школы
к
этому
великому
достоянию
мировой цивилизации создает благоприятные условия для
их
развития
и
достижения определенной карьеры.
Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют
разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от
идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая,
проектная
и
технологическая
деятельности,
составляя
основу
системы
обучения
технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".
Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания
между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным
плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая
больших
затрат
времени,
может
быть
выполнена
дома.
Соответственно
появляются
совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи,
уважения и т.д.
Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в
зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не
ограничивающихся пределами одного класса.
Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень
делового общения.
Воспитательная
цель
проектирования
отражает
формирующиеся
у
учащегося
способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие
трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере.
Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит
развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно
приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала
в жизни.
Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при
котором учащийся осознает
не
только общественную,
но
и
личную значимость его,
понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство
радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых
и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это
оказывает на личность.