Напоминание

Из опыта работы по применению метода проектов на уроках технологии в условиях ФГОС


Автор: Костин Владимир Александрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Лашманская ОШ
Населённый пункт: Лашманское сельское поселение
Наименование материала: Учебно-методическая публикация
Тема: Из опыта работы по применению метода проектов на уроках технологии в условиях ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Из опыта работы по применению метода проектов на уроках технологии в

условиях ФГОС

Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой

"Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на

творческую

самореализацию

развивающейся

личности

учащегося,

развитие

его

интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способ-

ностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих

субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность

-

определяющая

черта

современного

мышления.

Проектное

мышление - процесс обобщенного и опосредованного понимания действительности, в ходе

которого учащийся использует технологические, технические, экономические и другие

знания для выполнения проектов по созданию товаров и услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей

среде

(естественной

и

искусственной).

Проективное

образование

-

это

образование,

предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение

использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.

Метод проектов возник в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также

методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и

образовании,

разработанными

американским

философом

и

педагогом

Дж.

Дьюи

(осуществлявщего

свои

исследования

в

экспериментальной

"школе-лаборатории" при

Чикагском университете), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал

строить

обучение

на

активной

основе,

через

целесообразную

деятельность

ученика,

сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Внимание русских педагогов этот метод привлек еще в начале XX века. Идеи

проектного

обучения

возникли

в

России

практически

параллельно

с

разработками

американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого

была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать

проектные методы в практике преподавания.

В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом

обучения учащихся в технологии. Оно способствует активному овладению знаниями и

умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств

личности.

Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная

им самостоятельно под руководством и с помощью учителя. Причем эта помощь носит на

каждом этапе проектирования специфический характер.

Учителю,

направляющему

проектную

деятельность

учеников,

нужно

иметь

представление о проектировании, применяемом на производстве. Оно помогает ему полнее

использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также

познакомить

учащихся

с

элементарными

основами

инженерно-технического

проектирования.

Необходимость

в

проектировании

возникает

тогда,

когда

готовые

решения,

полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же

постоянный дефицит

ресурсов

для

осуществления

идеальной

цели заставляет

искать

оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно

сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет

собой

череду

исполняемых

проектов,

разных

по

масштабам,

ответственности,

последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск

аргументированных

и

доказательных решений

применительно

к

данным

условиям

и

выбранным

целям.

Оно

является

частью

трудовой деятельности

в

самых

различных

областях.

В последние 30-40 лет проектирование становится системным, интегративным и

междисциплинарным,

в

котором при

решении

основной

задачи

улучшения

технико-

экономических

показателей

учитываются

технико-технологические,

социальные,

экономические и эргономические факторы. Существенной тенденцией проектирования в

последние 20 лет является учет "человеческого фактора", адресованность любого проекта

именно человеку с его психологическими, антропометрическими, социальными и даже

уникальными индивидуальными характеристиками. Эта тенденция отражает сдачу позиций

технократическим мышлением в пользу гуманитарного, в связи с чем уже принято говорить

о необходимости гуманитарной образованности технических специалистов. Хотя также

считается

важной

технико-экономическая

образованность

гуманитариев,

занятых

проектированием, например социальным, педагогическим.

Проектирование

опирается

на

определенные

требования

научного

подхода,

в

частности такие:

не принимать решения без анализа;

не считать метод проб и ошибок рациональным;

расчленять каждый вопрос на части для облегчения его решения;

стремиться

устанавливать

закономерности

даже

там,

где

очевидной

связи

и

последовательности не наблюдается;

составлять

мысленные

макеты,

модели,

образы,

схемы

будущего

объекта

проектирования, максимально используя

свои знания и воображение, и только затем

переходить к изучению литературы и других баз данных;

подходить к любому вопросу разносторонне и системно;

считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако среди

них имеются такие, которые наилучшим образом соответствуют конкретным условиям,

цели;

учитывать,

что

принципиально

новые

решения

часто

воспринимаются

как

нереальные, фантастические или просто плохие.

Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим

людям, которым предстоит понять

содержание и аргументацию найденных

решений,

осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны

соответствовать

принятым

научным

представлениям,

теориям

и

гипотезам.

Материализация

проектных

решений

обычно

служит

лишь

аргументом

в

пользу их

обоснованности.

Главным

критерием

качества

проекта

является

его

внутренняя

непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда

является доказательством его правильности.

С

позиций

педагогики

проектную

деятельность

можно

считать

действенным

средством воспитания разума,

что является одной из важнейших целей образования.

Антиподом проектирования является репродуктивное использование известных решений,

повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного

авиаконструктора О.К

Антонова, сказавшего однажды, что

взлетевший самолет уже

устарел.

Проектирование

следует

искать там,

где есть

восхождение, диалектическое

развитие от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к

удовлетворяющему новым потребностям улучшения технико-экономических и социальных

показателей производства, по большому счету — потребностям людей.

Опыт внедрения технологии в учебный процесс позволяет утверждать, что при

выполнении творческих работ ведущее место занимает разработанная нами творческая

проектно-технологическая система. Творческая по той причине, что создается изделие,

обладающее

субъективной

(для

учащихся),

а,

возможно,

и

объективной

новизной.

Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности

учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов

изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и

моделирование. В

целом,

умение

людей участвовать в

проектной

деятельности

есть

показатель

культуры народа

и

приучение

школьников со

школы

к

этому

великому

достоянию

мировой цивилизации создает благоприятные условия для

их

развития

и

достижения определенной карьеры.

Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют

разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от

идеи до результата. В выполнении творческих проектов ведущими являются творческая,

проектная

и

технологическая

деятельности,

составляя

основу

системы

обучения

технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".

Работа над проектом может послужить развитию общения и взаимопонимания

между детьми и родителями, а также обеспечит связь школы и семьи что является огромным

плюсом в деле воспитания учащихся. Это достигается путем того, что работа, требующая

больших

затрат

времени,

может

быть

выполнена

дома.

Соответственно

появляются

совместные дела, на основе которых формируются чувство общности, взаимопомощи,

уважения и т.д.

Организация творческих групп. Количество участников при выполнении проекта в

зависимости от его сложности меняется от одного до больших творческих коллективов не

ограничивающихся пределами одного класса.

Также проектирование повышает уровень коммуникабельности, особенно уровень

делового общения.

Воспитательная

цель

проектирования

отражает

формирующиеся

у

учащегося

способы взаимодействия с окружающими (взрослыми и сверстниками), возникающие

трудовые отношения, вызывающие изменения в духовной жизни учащихся, их характере.

Таким образом при достижении цели реализуются творческие усилия личности, происходит

развитие внутреннего мира, воспитывается новый взгляд на мир, воля. Очень важно

приобретение при этом любви к труду, осознание нравственной стороны трудового начала

в жизни.

Проектирование воспитывает такое морально-ценностное отношение к труду, при

котором учащийся осознает

не

только общественную,

но

и

личную значимость его,

понимает роль труда в саморазвитии, самореализации. Таким образом появляется чувство

радости от процесса и результата труда, то есть от применения интеллектуальных, волевых

и физических сил, думаю, что не следует говорить о том насколько большое влияние это

оказывает на личность.



В раздел образования