Автор: Халилюлина Анися Каримовна Должность: учитель русского языка Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1274 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: статья Тема: Творческая мастерская как необычная форма урока Раздел: среднее образование
Халилюлина А. К., учитель русского языка и литературы,
ГБОУ «Гимназия № 1274» ЮВАО г. Москвы
Творческая мастерская как необычная форма урока
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения,
которые не могли не затронуть образовательную среду, в связи с этим и
позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания,
а
создаёт
учебные
условия
для
того,
чтобы
ученик
имел
возможность
различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться
своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня можно
и нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. В этом учителю
может помочь технология творческих мастерских.
Творческая
мастерская
—
необычная
форма
проведения
учебных
занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На
каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность
учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств.
Обучение
в
мастерских
базируется
на
деятельностном
подходе,
коллективном
способе
обучения
–
только
тогда
учебное
содержание
осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий
школьника,
причем
не
эпизодических,
а
системных.
Поэтому
данную
технологию
стараюсь
применять
не
на
отдельных
уроках,
а
именно
в
системе. Творческие мастерские применяю
обычно
на уроках русского
языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским
творческого письма и интегрированным мастерским, так как считаю, что
именно в ходе таких мастерских формируются метапредметные УУД.
Мастерская
имеет
свои
принципы,
свой
алгоритм
работы.
Мотивационный
этап
мастерской
отражен
в
предъявлении
индуктора
–
предмета,
побудителя
направленной
деятельности,
который
помогает
ученикам
пробиться
через
опыт,
через
заслон
своих
знаний.
Прозреть,
увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.
Каковы же основные приемы работы в мастерской? Они таковы:
1)
предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;
2)
организация поиска ответа на проблемный вопрос;
3)
афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей
работы;
4)
рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений
Результатом
работы
каждой
мастерской
становится
продукт
коллективного творчества со следующей структурой:
круг
решённых
проблем
(записи
ответов
учащихся,
отдельные
интересные мысли и др.);
творческие работы(в тетради, на листочках, на компьютере);
собственное
творчество
учеников
(индивидуальные,
коллективные
сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).
Предлагаю Вашему вниманию
фрагмент урока по развитию речи в 6
классе по теме «Мастерская творческого письма «Вечный праздник красоты»
(желательно проводить данный урок перед или параллельно с изучением
рассказа А.Платонова «Неизвестный цветок»):
Ход мастерской творческого письма
1.Индуктор
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая
мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение
чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их
ученики). В мастерской художника рождаются (что?) – картины. В
мастерской гончара – горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить
СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…),
гончару –( …), а нам. Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения,
образы… Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать
его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к
творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению.
Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или
слушать.
Выходит, творчество – это передача радости от того , что мир с вами рядом
прекрасен. Давайте дарить друг другу только радость!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Отчего цветет …,
Разгадать никто не мог.
Но … всегда цветет,
День за днем, за годом год.
( Константин Бальмонт)
- Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. Не только
потому, что принадлежит перу Константина Бальмонта, поэта-символиста,
переводчика, одного из виднейших представителей русской поэзии
Серебряного века, опубликовавшего 35 поэтических сборников, но и потому,
что оно нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке. Вы
видите, ребята, что в этом четверостишии пропущены слова? Это слова-
ключи. Давайте их восстановим, и тогда откроется нам все стихотворение
Константина Бальмонта.
(Ученики догадываются, что пропущено слово «цветок»).
Учитель открывает полностью стихотворение К. Бальмонта и выразительно
его читает:
Цветок
Отчего цветет цветок,
Разгадать никто не мог.
Но цветок всегда цветет,
День за днем, за годом год.
И за годом год, всегда,
Светит вечером Звезда.
И для нас, века веков,
Нет разгадки лепестков.
Но зачем разгадка мне,
Если я молюсь Весне,
Если я в вечерний час
Рад, что вот, Звезда зажглась.
Но зачем разгадка снов,
Если неясен лик цветов,
Если вводят нас цветы
В вечный праздник Красоты.
Вопросы и задания по восприятию поэтического текста (работа в мини-
группах):
1.
Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения
стихотворения?
2.
Прочитайте название стихотворения. Почему автор так назвал его?
Можно ли стихотворению дать другое заглавие? Если да, то попробуйте
его озаглавить.
3.
В стихотворении нет вопросительного знака. А как вы думаете: каков
главный вопрос этого стихотворения? Как отвечает на него поэт?
4.
О какой Звезде, Весне, Красоте говорит поэт? Почему эти слова
написаны с большой буквы? Как они связаны с названием
стихотворения?
5.
А как вы думаете, отчего растет цветок? Зачем он цветет?
6.
Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора?
7.
Найдите в тексте стихотворения формы одного и того же слова и
однокоренные слова. Подумайте, с какой целью используется этот
прием? Сделайте вывод.
(Один ученик от группы дает ответы , остальные члены группы
комментируют их)
- Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о… цветах!
- Друзья мои, согласны ли вы с мнением Константина Бальмонта, что цветы
«вводят нас в вечный праздник красоты»? А можно ли сами цветы назвать
вечным праздником Красоты? (Подвести к метафоре). Итак, тема нашей
творческой мастерской – «Вечный праздник Красоты». И сегодня каждый из
вас будет «творить» свой цветок, создавать его «портрет», дарить красоту и
радость и себе, и окружающим.
Как видно из предложенного фрагмента, творческие мастерские – это
совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем
урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает,
строит
сам.
Эта
технология,
основанная
на
идеях
Ж.-Ж.
Руссо,
Л.
Н.
Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского, отличается своей обращенностью к
«я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Список использованной литературы
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы».
Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003.
2. Еремина Т.Я., «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет»,
г. С-Петербург, 2004.
3. Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет»,
г. С-Петербург, 2003.
4. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция
инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург.,
2002.
5. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс»,
г. С-Петербург, 2001.
6. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998.
7.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной
школе»