Напоминание

Творческая мастерская как необычная форма урока


Автор: Халилюлина Анися Каримовна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 1274
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Творческая мастерская как необычная форма урока
Раздел: среднее образование





Назад




Халилюлина А. К., учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Гимназия № 1274» ЮВАО г. Москвы
Творческая мастерская как необычная форма урока
На сегодняшний день во всех сферах жизни происходят изменения, которые не могли не затронуть образовательную среду, в связи с этим и позиция педагога становится принципиально иной: он не транслирует знания, а создаёт учебные условия для того, чтобы ученик имел возможность различными способами работать с имеющимся багажом знаний, продвигаться своим путём к достижению поставленной им же самим цели. Сегодня можно и нужно перейти от процесса обучения к процессу учения. В этом учителю может помочь технология творческих мастерских. Творческая мастерская — необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них учебное задание направляет познавательную деятельность учеников. Ученики имеют возможность выбора пути исследования средств. Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Поэтому данную технологию стараюсь применять не на отдельных уроках, а именно в системе. Творческие мастерские применяю обычно на уроках русского языка, в основном на уроках развития речи. Предпочтение отдаю мастерским творческого письма и интегрированным мастерским, так как считаю, что именно в ходе таких мастерских формируются метапредметные УУД. Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора –
предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор. Каковы же основные приемы работы в мастерской? Они таковы: 1) предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности; 2) организация поиска ответа на проблемный вопрос; 3) афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы; 4) рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений
Результатом

работы

каждой

мастерской
становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:  круг решённых проблем (записи ответов учащихся, отдельные интересные мысли и др.);  творческие работы(в тетради, на листочках, на компьютере);  собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.). Предлагаю Вашему вниманию фрагмент урока по развитию речи в 6 классе по теме «Мастерская творческого письма «Вечный праздник красоты» (желательно проводить данный урок перед или параллельно с изучением рассказа А.Платонова «Неизвестный цветок»):
Ход мастерской творческого письма

1.Индуктор

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас целая мастерская. А что такое мастерская? Это место, где происходит рождение чего-то нового. В мастерской работают настоящие мастера и подмастерья (их ученики). В мастерской художника рождаются (что?) – картины. В мастерской гончара – горшки. А в нашей мастерской мы попробуем творить СЕБЯ. Каждому мастеру нужен материал для работы. Художнику нужны (…), гончару –( …), а нам. Нам нужны чувства, ощущения, эмоции, рассуждения, образы… Вы входите в мир, как в двери мастерской. Вы можете сделать его лучше и красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передается его творению. Потом ее почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, читать или слушать. Выходит, творчество – это передача радости от того , что мир с вами рядом прекрасен. Давайте дарить друг другу только радость!
2.Самоконструкция. Открытие темы урока. Работа с метафорой.
Внимание на экран:
Отчего цветет …,

Разгадать никто не мог.

Но … всегда цветет,

День за днем, за годом год.
( Константин Бальмонт) - Это поэтическое четверостишье не простое, а волшебное. Не только потому, что принадлежит перу Константина Бальмонта, поэта-символиста, переводчика, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века, опубликовавшего 35 поэтических сборников, но и потому, что оно нам подскажет, о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке. Вы видите, ребята, что в этом четверостишии пропущены слова? Это слова-
ключи. Давайте их восстановим, и тогда откроется нам все стихотворение Константина Бальмонта. (Ученики догадываются, что пропущено слово «цветок»). Учитель открывает полностью стихотворение К. Бальмонта и выразительно его читает:
Цветок

Отчего цветет цветок,

Разгадать никто не мог.

Но цветок всегда цветет,

День за днем, за годом год.

И за годом год, всегда,

Светит вечером Звезда.

И для нас, века веков,

Нет разгадки лепестков.

Но зачем разгадка мне,

Если я молюсь Весне,

Если я в вечерний час

Рад, что вот, Звезда зажглась.

Но зачем разгадка снов,

Если неясен лик цветов,

Если вводят нас цветы

В вечный праздник Красоты.

Вопросы и задания по восприятию поэтического текста (работа в мини- группах): 1. Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения стихотворения? 2. Прочитайте название стихотворения. Почему автор так назвал его? Можно ли стихотворению дать другое заглавие? Если да, то попробуйте его озаглавить. 3. В стихотворении нет вопросительного знака. А как вы думаете: каков главный вопрос этого стихотворения? Как отвечает на него поэт? 4. О какой Звезде, Весне, Красоте говорит поэт? Почему эти слова написаны с большой буквы? Как они связаны с названием стихотворения? 5. А как вы думаете, отчего растет цветок? Зачем он цветет? 6. Какие слова повторяются в тексте? Какова роль этого повтора? 7. Найдите в тексте стихотворения формы одного и того же слова и однокоренные слова. Подумайте, с какой целью используется этот прием? Сделайте вывод. (Один ученик от группы дает ответы , остальные члены группы комментируют их) - Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о… цветах! - Друзья мои, согласны ли вы с мнением Константина Бальмонта, что цветы «вводят нас в вечный праздник красоты»? А можно ли сами цветы назвать вечным праздником Красоты? (Подвести к метафоре). Итак, тема нашей творческой мастерской – «Вечный праздник Красоты». И сегодня каждый из вас будет «творить» свой цветок, создавать его «портрет», дарить красоту и радость и себе, и окружающим. Как видно из предложенного фрагмента, творческие мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает,
строит сам. Эта технология, основанная на идеях Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, С. Френе, Л. С. Выготского, отличается своей обращенностью к «я» ребенка, к его интересам, поискам, целям.
Список использованной литературы
1. Амфилохиева М.В., «Традиции и инновации в преподавании литературы». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003. 2. Еремина Т.Я., «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2004. 3. Иоффе Г.А., «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003. 4. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002. 5. Окунев А.А. , «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 2001. 6. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998. 7.Якиманская И.С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»


В раздел образования