Напоминание

"Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования"


Автор: Любиченко Татьяна Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 77 СПБ Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие поисково- исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экспериментирования"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

В современном

мире,

где знания

и

навыки

становятся основой

успешной жизни, важность развития исследовательских способностей

у детей проявляется уже на ранних этапах их развития. Особенно

актуальна эта задача в контексте дошкольного образования, когда

закладываются

основы

познавательной

активности,

критического

мышления и интереса к окружающему миру. Одним из эффективных

методов развития поисково-исследовательской деятельности старших

дошкольников является экспериментирование.

Значение поисково-исследовательской деятельности

Поисково-исследовательская

деятельность

это

форма

познавательной активности, которая предполагает самостоятельный

поиск решения проблемы, анализ ситуации, формулирование гипотез

и проверку их через наблюдение, эксперимент или рассуждения. Для

старших дошкольников (5–7 лет) этот вид деятельности особенно

важен,

так

как

именно

в

этом

возрасте

происходит

интенсивное

развитие

мышления,

формируется

способность

к

логическим

операциям, а также расширяется кругозор ребенка.

Экспериментирование

выступает

как

один

из

ключевых

инструментов для развития этих качеств. Оно позволяет детям не

просто запоминать готовые факты, но и самостоятельно открывать

новые знания, что значительно повышает их заинтересованность и

удовлетворенность от учебной деятельности.

Особенности экспериментирования в дошкольном возрасте

Для

старших

дошкольников

экспериментирование

имеет

свои

особенности. В этом возрасте дети еще не обладают достаточными

теоретическими

знаниями,

чтобы

проводить

сложные

научные

исследования, однако они способны наблюдать, задавать вопросы и

делать

простейшие

выводы

на

основе

полученных

результатов.

Эксперименты должны быть безопасными, доступными для понимания

и связаны с реальным опытом ребенка.

Например,

можно

организовать

эксперименты,

связанные

с

физическими

явлениями

(например, «Почему

предметы

тонут или

плавают?»), химическими реакциями («Что происходит, если смешать

уксус с содой?») или биологическими процессами («Как растения пьют

воду?»).

Такие занятия

помогают детям

лучше понять природные

процессы и развивают их способность к наблюдению, сравнению и

анализу.

Педагогические

условия

для

развития

исследовательской

деятельности

Чтобы

экспериментирование

было

эффективным

инструментом

развития

поисково-исследовательской

деятельности,

необходимо

создать определенные педагогические условия:

1. Создание проблемной ситуации : Ребенок должен столкнуться

с вопросом или задачей, требующей решения. Например, педагог

может задать вопрос: «Почему некоторые игрушки плывут, а

другие тонут?» Это побудит детей задуматься и начать искать

ответы.

2. Обеспечение необходимых

материалов

:

Для

проведения

экспериментов важно иметь под рукой безопасные и доступные

материалы. Это могут быть простые бытовые предметы, такие как

пластиковые стаканчики, камни, бумага, вода, пищевая сода и

уксус.

3. Поддержка инициативы детей : Важно позволить детям самим

предлагать гипотезы и способы проверки. Педагог должен лишь

направлять их действия, задавая наводящие вопросы, но не

давать готовых решений.

4. Формирование

культуры

совместной

работы

:

Многие

эксперименты

лучше

проводить

в

группе,

где

дети

могут

обсуждать свои идеи, делиться наблюдениями и учиться друг у

друга.

5. Анализ результатов

:

После

эксперимента

важно

вместе

с

детьми обсудить, что они узнали, какие ошибки допустили и как

можно улучшить процесс. Это поможет им развивать критическое

мышление и умение делать выводы.

Примеры экспериментов для старших дошкольников

1. «Плотность жидкости» : Дети могут узнать, почему некоторые

предметы тонут, а другие плавают, добавляя в воду соль или

сахар и наблюдая за изменениями.

2. «Магнитные свойства» : Исследование того, какие предметы

притягиваются магнитом, а какие нет, помогает детям понять

основы физики.

3. «Цветовой микс» : С помощью красок дети могут смешивать

цвета и открывать для себя новые оттенки, что способствует

развитию творческого мышления.

4. «Жизнь растений» : Наблюдение за ростом растений в разных

условиях (свет, темнота, наличие воды) позволяет детям понять

основы биологии.

Результаты применения экспериментирования

Регулярное

использование

экспериментирования

в

образовательном

процессе

оказывает

положительное

влияние

на

развитие старших дошкольников. Они учатся:

Формулировать вопросы и гипотезы.

Проводить наблюдения и делать выводы.

Работать в команде и делиться знаниями.

Мыслить критически и находить решения проблем.

Кроме того, эксперименты развивают любопытство и интерес к науке,

что

может

заложить

основу

для

дальнейшего

обучения

и

профессионального выбора.

Заключение

Развитие

поисково-исследовательской

деятельности

старших

дошкольников через экспериментирование — это мощный инструмент

для

формирования

познавательных

способностей,

креативного

мышления

и

интереса

к

окружающему

миру.

При

правильной

организации и поддержке со стороны взрослых дети могут получить

уникальный опыт самостоятельного открытия новых знаний, что станет

важным шагом на пути к гармоничному развитию личности.



В раздел образования