Авторы: Биктемирова Альфия Талиповна, Фоменцева Миляуша Минзагировна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с №48 "Веснянка"
Населённый пункт: город Альметьевск
Наименование материала: Выступление на региональном семинаре-практикуме
Тема: Формирование экологической культуры воспитанников через взаимодействие с родителями в соответствие с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48
«Веснянка» г. Альметьевска»
Выступление на региональном семинаре-практикуме по
проблеме «Формирование экологической культуры
воспитанников через взаимодействие с родителями в
соответствие с ФГОС ДО «с мастер-классом на тему:
«Многофункциональные дидактические игры: «Природные
зоны России», «Календарь природы»
Подготовили и провели:
воспитатели:
Биктемирова А.Т.
Фоменцева М.М.
2025 г., Альметьевск
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить
вашему вниманию, изготовленные совместно с родителями,
многофункциональные дидактические игры: «Природные зоны
России».
Цель пособия: помощь дошкольникам упорядочить и
систематизировать знания об окружающем мире, постичь
понимания взаимосвязей в природе.
Задачи:
-Воспитание чуткости, доброты, бережного отношения к природе;
любви к Родине;
-формирование интереса к объектам окружающего мира, условиям
жизни растений, животных;
-продолжать развивать речь, высказывать предположения и делать
простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для
окружающих.
-пополнять знания и умения детей о труде взрослых в тех или иных
природных зонах России (труд лесника, подкормка животных,
посадка саженцев…)
-поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность и
самостоятельность в экологически ориентированной деятельности;
-развивать личный познавательный опыт детей.
Описание пособия: пособие представляет собой макет, каждая
грань которого – природная зона России. В нижней части граней
карманы для карточек.
Для удобства в использовании макет укреплен на крутящемся
диске. К пособию прилагаются карточки с изображениями
представителей флоры и фауны различных природных зон. Для
изготовления использованы плакаты серии «Природные зоны
России».
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Она универсальна: поможет детям не только познакомиться с
животными, растениями разных уголков нашей страны, увидеть
красоту и разнообразие природы, но и расширить кругозор
воспитанников, развить их память, внимание, мышление, речь.
Способствует повышению познавательной активности ребёнка.
Пособие может быть использовано как в совместных и
коллективных игр.
Варианты игр и упражнений:
«Где растут эти растения?»
«Где живут эти животные?»
«Помоги животным и растениям найти свой дом»
Дети помогают животным и растениям найти свой дом, выбрав
подходящие климатические условия.
«Найди лишнее»
«Продолжи ряд»
«Помоги исправить ошибку»
Дети сравнивают животных, находят сходство и различие между
ними, общее и различие у растений, учатся замечать интересные
особенности внешнего вида, поведения животных.
«Узнай по описанию»
Детям предлагается определить природную зону по описанию.
«Установи соответствие»
Дети учатся устанавливать соответствие: природная зона – её
климат, растения, животные, птицы.
«Составь рассказ»
Опираясь на пособие можно рассказать о животном или растении,
составлять и отгадывать загадки.
«Календарь природы»
Работая в детском саду, мы заметили, что дети испытывают
трудности при определении времен года по их характерным
признакам, путают названия месяцев, их последовательность в
календарном году. Чтобы помочь детям усвоить данный материал,
совместно с родителями мы сделали свой календарь природы.
Данный календарь представляет собой большой прямоугольник, с
тремя кругами, которые имеют вращающиеся стрелки, разделенный
на несколько секторов. Каждый сектор имеет свой цвет, который
соответствует определенному сезону календарного года: синий
9голубой) – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.
Для каждого времени года подобраны цветные иллюстрации,
изображены дни недели, количество дней в месяце, состояние
погоды, термометр и кармашки для дежурств по «Календарю
природы» и природному уголку.
Работая
с
данным
календарем,
дети
успешно
усваивают
особенности объектов природы, связях и соотношении.
Ведение такого календаря развивает у детей внимание, умение
наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы
весной, осенью, зимой и летом.
Примеры игр:
«Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках сезонов
года, умения устанавливать причинно-следственные связи. После
остановки
стрелки
дети
подбирают
карточки,
отражающие
особенности времени года.
«Путаница»
Цель: развивать у детей внимание, наглядно-образное мышление,
речь
–
доказательство,
умение
замечать
несоответствие.
Воспитатель неправильно размещает стрелку, дети находят ошибки
и объясняют их.
Времена года»
Цель:
закреплять знания признаков различных времен года,
воспитывать познавательный интерес.
Игровая задача: распределить стрелки по секторам и назвать
приметы каждого сезона года.
Календарь очень мобилен: можно использовать его как пособие в
разных ОД, в дидактических играх, в индивидуальной работе.
Такая модель календаря не имеет возрастных ограничений.
Усложняя и модифицируя основное содержание календаря, его
можно использовать во всех возрастных группах.