Напоминание

Нетрадиционное методы работы в рисовании и лепке в старшей группе «Путешествие в Балхар»


Автор: Алиева Аэлита Ханларовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д\С № 10"
Населённый пункт: г. Дербент, Республика Дагестан
Наименование материала: Конспект с этнокультурным компонентом
Тема: Нетрадиционное методы работы в рисовании и лепке в старшей группе «Путешествие в Балхар»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия с этнокультурным компонентом

«Нетрадиционное методы работы в рисовании и лепке в старшей группе

«Путешествие в Балхар»

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. В

ребенке заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными

материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его

раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж

кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная

активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их

использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает

память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От

пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А. Сухомлинский

В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных

областей:

Познавательное развитие: игры по художественному творчеству, игры-

моделирование композиций.

Речевое развитие: чтение художественной литературы: стихи и рассказы о

родном крае.

Социально- коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций,

воспитание дружеских взаимоотношений, развитие умения поддерживать

беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения,

воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности,

бережное отношение к материалам и инструментам;

Физическое развитие: физкультминутки.

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных

произведений.

Образовательные задачи:

Образовательные – расписывать посуду по мотивам балхарской росписи. На

основе знаний о балхарской промысле закреплять умение создавать

самостоятельную композицию, передавая растительный характер

орнамента, праздничность торжественность колорита балхарской росписи.

Уметь согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей,

заполнять узором большую часть поверхности силуэта. Совершенствовать

умение рисовать концом кисти.

Развивающие задачи:

Развивающие - упражнять детей в умении выполнять узор в определенной

последовательности (ровная кайма, волнообразная кайма, завитки,

кружочки, точечки, характерные для балхарской росписи (белый). Развивать

точность движения руки, плавность, ритмичность. Уметь творчески

применять ранее усвоенные элементы хохломской росписи.

Воспитательные задачи:

Воспитательные - воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и

бережное отношение к природе, к народному декоративному творчеству.

Способствовать воспитанию патриотических чувств.

Материалы: выставка предметов балхарских изделий; образцы элементов

балхарской росписи; кисти, простой карандаш, лист белой бумаги, гуашь,

цветной картон для кувшинчика, салфетки.

Предварительная работа: беседы, рассматривание картин «Балхарской

росписи», рассказ воспитателя о Балхаре. Закрашивание с гуашью.

Ход занятия.

(Звучит дагестанская музыка. Воспитатель, приветствует детей)

Воспитатель: Здравствуйте! (Дети: Здравствуйте!)

Воспитатель: Ребята, давайте, вместе поприветствуем друг друга и наших

гостей. (Дети: Здравствуйте)

Воспитатель: Давайте поднимем руки вверх и представим, что мы кувшины.

Представьте, что наши кувшины наполнены счастьем, а теперь поделитесь

счастьем со мной, с гостями. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем

хорошей работы.

(На воздушном шаре влетает письмо)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это давайте посмотрим. Нам пришло

письмо с Балхар, это селение нашего края, который прославил Дагестан на

весь мир. Давайте откроем письмо (зачитывает) , дети нас приглашает в

гости, в горное село Балхар, где живут замечательные мастера. Но прежде,

чем мы туда отправимся, скажите, в какой республике мы живем?

Дети: В республике Дагестан.

Воспитатель: А как называется столица нашей республики?

Дети: Махачкала.

Воспитатель: А мы с вами в каком городе живем?

Дети: В городе Дербент.

Воспитатель: Верно. Наша республика хотя и небольшая, но в ней живут

люди разных национальностей. Они живут много-много лет в мире и дружбе.

И среди них очень много известных мастеров. Вот к таким замечательным

мастерам мы с вами сейчас и отправимся. Ну, что ж в путь.

Физминутка.

По дороге в горный край

Дружно весело шагай,

Дружно весело шагай,

Слышишь, друг, не отставай.

Мы в селение придем

И друзей себе найдем.

Подходят к выставке «Балхарские изделия».

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли. Посмотрите, ребята, какие

замечательные изделия умеют изготавливать местные жители. Они

изготавливают не только посуду, но и кувшины, игрушки. Балхарские

изделия, это самобытное явление дагестанского народного декоративно-

прикладного искусства. Посуда из селения Балхар славится по всему миру.

(Дети рассматривают изделия).

Воспитатель: А давайте про Балхарские изделия расскажем

стихотворения (Дети читают стихи).

Самые прекрасные кувшины

Делаются из обычной глины,

Так же, как прекрасный стих

Состоит из слов простых. (Р. Гамзатов)

Балхарские девушки лепят кувшины,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина,

И белая глина

Мелькает в проворных руках золотых.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в селении Балхар кувшины, посуду и

игрушки лепят и расписывают только женщины. Вы хотите посмотреть, как

мастерица изготавливает кувшин?

Дети: Да.

ИКТ Слайдовая презентация «Работа гончара».

Воспитатель: Подойдите к столам и посмотрите, как выглядят балхарские

мастера и как выглядят балхарские кувшины.

Воспитатель: Готовую посуду мастера расписывают белой краской.

Посмотрите, здесь есть готовые кувшины, но они еще не расписаны. Вы

хотите попробовать стать мастерами по росписи кувшинов?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Садитесь за столы.

Рассматривание узоров на посуде.

Воспитатель: Дети, какие узоры украшают кувшины?

Дети: Линии, точки, завиточки.

Воспитатель: А какие линии вы видите?

Дети: Прямые, волнистые.

Воспитатель: Правильно. Когда вы будете выполнять работу по росписи

вашего кувшина, начинайте расписывать сверху и заканчивайте внизу

изделия, чтобы рисунок был чистым. А перед работой давайте, разомнем

пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы дружно разомнем,

Рисовать сейчас начнем,

Кисть возьми, кисть возьми

И узоры выводи.

Воспитатель: Дети, перед вами шаблон кувшина Давайте распишем его

балхарским узором. На кувшине рисуем белой краской узоры: волнистые,

ровные линии, завиточки, кружочки.

Дети рисуют. Играет негромкая балхарская музыка. Воспитатель

подходит к детям, подбадривает, подсказывает, поощряет, помогает.

Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные изделия

дагестанского народного промысла «Балхарские кувшинчики». Молодцы!

Вы все сегодня хорошо поработали! Ребята, нам пора обратно возвращаться в

наш детский сад

Физминутка.

По дороге в горный край

Дружно весело шагай,

Дружно весело шагай,

Слышишь, друг, не отставай.

Возвратимся мы опять

В наш любимый детский сад.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский сад.

- В каком селении мы побывали?

- Для чего мы ездили в селение Балхар?

- Чем славится селение Балхар?

-Что нового вы узнали?

-Что вам больше всего понравилось? И т. д.

(Дети обобщают знания, полученные на занятии)

Воспитатель: Всем большое спасибо, вы были все молодцы



В раздел образования