Напоминание

"Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении математики."


Автор: Игнатова Нина Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №44
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: "Приемы и методы формирования функциональной грамотности при изучении математики."
Раздел: полное образование





Назад




ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

Функциональная

грамотность

это

способность

человека

использовать знания и навыки для решения реальных жизненных

задач. В контексте изучения математики функциональная грамотность

предполагает не только знание математических правил и формул, но

и

умение

применять

их

в

повседневной

жизни,

анализировать

информацию

и

принимать

решения

на

основе

данных.

Развитие

функциональной

грамотности

в

математике

способствует

формированию критического мышления, умения работать с данными,

а также улучшению общих когнитивных способностей.

В

процессе

обучения

математике

существует

множество

методов

и

приемов,

которые

помогают

развить

функциональную

грамотность. Рассмотрим основные из них.

1. Контекстное обучение

Одним из ключевых приемов является обучение через реальные

жизненные ситуации. Примеры задач из повседневной жизни, таких

как

расчеты

в

магазине,

планирование

бюджета

или

анализ

спортивных результатов, помогают учащимся увидеть, как математика

применяется

за

пределами

учебника.

Это

стимулирует

интерес

к

предмету и способствует более глубокому пониманию материала.

Пример: Задачи на расчет стоимости товаров с учетом скидок

или налогообложения.

2. Моделирование и проектные задания

Проектная

деятельность

помогает

студентам

погружаться

в

решение более сложных задач, требующих комплексного подхода и

применения различных математических инструментов. Такие задания

развивают навыки исследования, планирования и анализа данных, что

является основой функциональной грамотности.

Пример: Создание проекта по расчёту финансового плана или

разработка модели роста популяции животных.

3. Интерактивные технологии

Использование

современных

технологий,

таких

как

интерактивные

доски,

онлайн-платформы

и

математические

приложения, позволяет сделать процесс обучения более наглядным и

увлекательным. Визуализация абстрактных понятий и задач через

графики,

диаграммы

и

анимации

помогает

лучше

понять

суть

проблемы

и

увидеть

взаимосвязи

между

математическими

концепциями.

Пример: Приложения для построения графиков или симуляции

физических процессов.

4. Метод решения проблем

Метод решения проблем предполагает использование ситуаций,

когда

учащимся

нужно

самостоятельно

искать

пути

решения

математических

задач,

используя

ранее

полученные

знания.

Это

стимулирует развитие логического мышления, умение выстраивать

цепочку рассуждений и оценивать результаты своих действий.

Пример:

Решение

задач

с

недостаточной

информацией,

где

нужно проанализировать ситуацию и найти недостающие данные.

5. Групповая работа и коллаборативное обучение

Обучение в группах помогает развить не только математические

навыки,

но

и

коммуникативные

способности.

Учащиеся

учатся

обсуждать задачи, делиться идеями и вместе находить решения. Это

способствует

развитию

критического

мышления,

а

также

навыков

анализа и синтеза информации.

Пример:

Совместное

решение

комплексных

задач

или

математических квестов.

6. Рефлексия и самооценка

Очень

важным

элементом

формирования

функциональной

грамотности

является

развитие

умения

оценивать

свои

знания

и

навыки,

анализировать

ошибки

и

находить

пути

их

исправления.

Применение

методов

самооценки

помогает

учащимся

лучше

осознавать свои слабые стороны и работать над ними.

Пример:

Ведение дневника

решений или

использование

чек-

листов для оценки выполненных задач.

7. Использование межпредметных связей

Связывание

математических

знаний

с

другими

предметами,

такими

как

физика,

химия,

экономика

или

биология,

помогает

учащимся

видеть

практическое

применение

математики

и

лучше

усваивать

материал.

Такие

задания

развивают

способность

использовать

математику

для

решения

задач

из

других областей

знаний.

Пример:

Расчеты

физических

величин

или

математическое

моделирование биологических процессов.

8. Игровые технологии

Использование

игровых

приемов

и

технологий

в

обучении

делает

процесс

изучения

математики

более

интересным

и

мотивирующим

для

учащихся.

Игровые

задания

и

соревнования

развивают

навыки

быстрого

принятия

решений,

критического

мышления и повышают интерес к предмету.

Пример:

Математические

викторины,

настольные

игры

или

компьютерные симуляторы.

Заключение

Формирование

функциональной

грамотности

при

изучении

математики

это

важный

аспект

современной

образовательной

системы.

Умение

применять

математические

знания

для

решения

реальных

задач

делает

процесс

обучения

более

осмысленным

и

полезным для жизни. Использование разнообразных методов, таких

как

контекстное

обучение,

проектная

деятельность,

групповые

задания

и

современные

технологии,

помогает

развивать

навыки,

необходимые для успешной жизни в современном обществе.



В раздел образования