Автор: Удальёва Любовь Юрьевна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №85" Населённый пункт: г. Череповец, Вологодской области Наименование материала: Статья Тема: "Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь" Раздел: дошкольное образование
если надо – уколюсь.
Выполнила воспитатель:
высшей квалификационной
категории Удальева Л.Ю.,
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не
было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в
действие
нового
«Закона
об
образовании
в
Российской
Федерации»
дошкольное
образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от
общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к
дошкольному
образованию
как
к
ключевому
уровню
развития
ребёнка.
Дошкольное
детство
–
это
главный
и
самый
ответственный
этап,
когда
закладываются
основы
личностного
развития:
физического,
интеллектуального,
эмоциона льного,
коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в
этом
мире,
когда
он
учится
общаться,
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
со
взрослыми.
Настал период, когда следует отказаться от жестокости, запугивания детей, утаивания от
них подробной информации, принижение личности ребёнка. Ранее все это имело место
быть, любой дошкольник всегда что-то был должен своим родителям, воспитателям,
школе. ФГОС расставляет акценты в пользу развития творческих качеств и социальной
адаптации.
В
дошкольный
период
происходит
интеграция
между
общими
способами
решения
учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной
и
другими
видами
деятельности.
Через
объединение
различных
областей
знаний
формируется целостное видение картины окружающего мира.
Мало найдётся людей, которые спокойно относятся к уколам. В ожидании инъекции
приходится
дрожать
не
только
детям,
но
и
взрослым.
И
если
последние
способны
контролировать свои эмоции, то у детей подобный страх может закрепиться и перерасти в
фобию. Избежать этого помогут своевременное выявление причин возникновения страхов
у дошкольников, а также применение адекватных возрасту методов их профилактики и
разъяснение необходимости данной процедуры.
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с необходимостью посещения с ребёнком
медкабинета: подходит время делать прививки для оформления медицинской карты перед
поступлением в детский сад или плановой вакцинации, например, против гриппа. И почти
всегда эта процедура вызывает у дошкольников море слёз, обид на родителей, медсестёр и
воспитателей.
Дети
всеми
возможными
правдами
и
неправдами
стараются
избежать
прививок, боятся прививок, боятся даже самого этого слова. Для того, чтобы свести к
минимуму
возникновение
таких
ситуаций,
следует
разобраться,
почему
дошкольники
боятся прививок, и как взрослые могут сделать эту процедуру менее травмирующей для
них. Чётко прослеживается необходимость в снижении панического страха детей перед
медицинскими
манипуляциями.
Для
этого
необходимо
формировать
у
детей
разносторонние знания о процедурах, проводимых в медицинском кабинете детского сада,
а
также
развивать
положительные
эмоции,
способствующие
правильному
принятию
ситуации
во
время
вакцинации.
Педагогам
необходимо
правильно
организовать
воспитательно - образовательную работу с детьми дошкольного возраста, которая поможет
бесстрессово сопровождать детей на процедуры медицинского характера. Надо учитывать
возрастные,
индивидуальные
психологические
особенности
детей,
создавать
благоприятные
условия,
оптимальное
сочетание
разнообразных
видов
деятельности,
включённых в процесс подготовки к вакцинации для отвлечения внимания ребёнка.
Таким образом, можно выделить следующие основные проблемные моменты:
имеющиеся
у
детей
проблемы
стрессовой
направленности
по
отношению
к
прививкам, в том числе панический страх;
нежелание
части
родителей
проводить
плановую
вакцинацию
детей
и,
как
следствие,
формирование
неправильных
стереотипов
и
эталонов
здоровья
(из
беседы с родителями, письменные отказы от прививок);
недостаток у детей знаний о прививках, вакцинации, об их необходимости для
здорового развития.
завышенный
порог
болевого
синдрома
во
время
прививок,
связанный
с
неправильным
формированием
эмоционального
фона
ребёнка
и
нервной
обстановкой во время проведения процедуры.
Наша
цель
психолого-педагогическое
сопровождение
детей
дошкольного
возраста
в
мероприятиях
медицинского
характера
с
целью
снижения
тревожности,
страха,
напряжённости через развитие их эмоциональной сферы, способствующей правильному
восприятию ситуации, расширение информационной зоны о прививках и внутреннюю
подготовку к процедуре вакцинации.
Данная
работа
направлена
на
устранение
недостатка
знаний
о
прививках
у
детей
с
помощью
активации
их
творческого
начала.
Различные занятия
помогли
детям
посмотреть на уколы с другой стороны. Каждый попытался заглянуть и заглянул в лицо
своему страху.
Работа в данном направлении, несомненно, должна быть расширена и продолжена. Без
постоянной работы по данному направлению сохранить достигнутые результаты будет
сложно.
Поэтому
следует
ввести
в
ДОУ
традицию
развлекательно-информационного
характера под лозунгом «Я уколов не боюсь, если надо - уколюсь», когда родители, дети и
педагоги могут свободно пообщаться в игровой форме на приближенные темы, создать
страничку
на
сайте
детского
сада,
где
родители
могут
беспрепятственно
и
конфиденциально
задать
интересующие
вопросы
и
получить
квалифицированную
консультацию
медицинских
специалистов.
Важно
организовать
иную
деятельность,
направленную
на
гармонизацию
детско-родительских
отношений,
антистрессовую
разгрузку и освоение способов самоконтроля, преодоление страха.
Рекомендации для взрослых
«Как настроить ребёнка на прививку»
1.
Необходимо говорить детям правду: уколы не бывают абсолютно безболезненными,
принять во внимание стоит хотя бы душевные переживания детей по поводу
уколов. Лучше говорить о том, что укол – это «чуть-чуть больно», «как комар
укусил». В этом случае ребёнок будет морально готов к уколу и в большинстве
случаев и вовсе его не заметит, чему будет очень рад.
2.
Не стоит формировать у детей негативного отношения к уколам и прививкам и уж
тем более пугать ими. Никогда не следует использовать уколы в качестве угрозы,
наказания («Вот придёт дядя-врач и сделает тебе укол»). Уколы необходимы, чтобы
быть здоровым и не болеть – такая мотивация будет правильной.
3.
Важно сохранять спокойствие и внутреннее равновесие, поскольку Ваше волнение
и беспокойство передаются ребёнку. Будьте спокойны и уверены, и тогда ребёнок
перенесёт прививку гораздо легче. Уважаемые родители, во время укола ребёнка
лучше
посадить
себе
на
колени:
с
одной
стороны,
ребёнок
чувствует
себя
в
большей безопасности, а с другой, – его движения проще контролировать.
4.
Постараться
сделать
так,
чтобы
ребёнок
был
расслаблен.
Детей
младшего
дошкольного возраста лучше приласкать, детей старшего дошкольного возраста –
попросту отвлечь (мыльные пузыри, надувание щёк или «самых больших в мире»
пузырей
из
жвачки,
задувание
воображаемых
свечей
на
воображаемом
праздничном торте, др.). Для детей младшего дошкольного возраста полезным
может оказаться небольшой кусочек сахара за щекой. Общайтесь с ребёнком,
играйте, пойте песенки, разглядывайте предметы интерьера, играйте взятой из дома
игрушкой.
5.
Детям старше 5 лет можно предложить выбрать место укола, т.е. в ножку («как
маленьких»)
или
в
плечо
(«как
взрослых»).
Ребёнок
таким
образом
получает
некоторую степень контроля над происходящим, ему приятно, что его мнением
интересуются, в том числе и врачи. Попросите врача поговорить с ребёнком,
молчаливая атмосфера провоцирует страх.
6.
Если детей много, то весьма полезным может оказаться старый как мир приём
«Кто самый смелый?». Чаще всего бывает, что самыми смелыми оказываются дети
помладше, и в этом случае у старших не остаётся выбора.
7.
Важно
дать
ребёнку
выплакаться
после
укола.
Не
заставляйте
ребёнка
«быть
храбрым», не говорите, что плакать стыдно.
8.
Если ребёнок говорит, что ему больно, «выдуйте» боль. Сделайте глубокий вдох и
медленно «выдувайте» боль. Повторите это упражнение несколько раз.