Автор: Трусова Татьяна Алеговна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5
Населённый пункт: город Шумиха Курганской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Развитие компьютерной грамотности у детей старшего дошкольного
возраста.
Ключевые слова:
Компьютеры, образование, информатизация, обучение, грамотность, развитие,
знания.
Аннотация научной статьи:
Статья посвящена информатизации общества. Информатизация общества – это
сегодняшняя реальность. В наши дни решающее значение в любой области
человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор, обработка и
применение.
Введение
Человек XXI века должен быть психологически готов воспринять все новое,
иметь постоянную потребность учиться, быть гибким в общении, анализировать
любые ситуации, определять конкретные цели своих действий, искать и
находить, выбирая разнообразные варианты, эффективные средства для
достижения этих целей, предвидеть конечный результат своих действий,
правильно подходить к принятию жизненно важных решений.
Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная
компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера
в качестве средства решения задач деятельности теперь необходимы каждому
человеку, независимо от профессии.
Использование компьютеров в образовании уже давно является повсеместным
явлением. Система образования является одной из наиболее быстро
развивающихся, поскольку для «информационного общества» требуется новое
поколение образованных людей.
Все это создает качественно новые требования к дошкольному образованию,
первому звену в непрерывном образовании, одной из основных задач которого
является создание потенциала для обогащения развития личности ребенка.
Важным условием для такого обновления является использование новых
информационных технологий (НИТ). НИТ в дошкольном образовании в
органическом сочетании с традиционными средствами обучения вступают в
жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество воспитания, способствуя
развитию ребенка как творческой личности. Каждый должен усвоить в процессе
непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие средства
для осуществления своей деятельности.
Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учета
человеческого фактора. В конце концов, раннее детство является не только
источником человеческих одаренностей, но и периодом умственной и
психической уязвимости. Поэтому всегда необходимо привносить что-то новое
в жизнь детей дошкольного возраста с особой заботой, «Помоги, но не
навреди!», - принцип, который должен соблюдаться при внедрении НИТ в
образование детей.
В ходе игры возникает деятельность дошкольника, обогащенного
компьютерными инструментами, психологических новообразований
(теоретическое мышление, развитие воображения, умение прогнозировать
результат действия, дизайнерские качества мышления и так далее), Что
приводит к резкому увеличению творческих способностей детей.
Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что
компьютер доступен для понимания ребенка примерно от 3 лет.
Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, заставляя их хотеть
рассматривать, действовать, играть, снова возвращаться к этому занятию. Это
порождает мотивационную готовность проникнуть в компьютерный мир,
который получил дальнейшее развитие.
Благодаря используемым игровым программам занятия становятся легкими, они
вызывают желание добиться успеха. Большинство программ имеют несколько
уровней сложности, которые можно выбирать в зависимости от возможностей
ребенка. Ни одна из программ не навязывает детям темп игры. Ребенок сам
регулирует темп и количество решаемых игровых заданий. Кроме того, во
многих компьютерных играх учитываются ответы ребенка при формировании
новых задач, что обеспечивает индивидуальный подход к обучению. В ходе
своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в
себе, что он может многое сделать.
Принцип интерактивного программирования позволяет ребенку немедленно
оценить результат своих действий по реакции компьютера. Компьютер очень
«терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, но ждет, пока он не исправит
их. Это учит дошкольника поэтапно оценивать и контролировать свои действия.
Так что он имеет деловое отношение к позитивным и негативным результатам.
Он не нервничает и не злится, ошибается, но пытается найти новые решения.
Ошибки, как негативный, но промежуточный результат, имеют положительное
начало: они заставляют ребенка задуматься, выяснить причину неудачи.
Выявление и понимание причин успеха и неудачи ребенка открывает путь к
свободному поиску. Формируется рефлексия - осознание путей ее деятельности,
принципов действий.
Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвидеть цепочку
элементарных событий, он развивает способность предсказывать результат
действий. Ребенок начинает думать, прежде чем делать это. Объективно все это
означает начало освоения основ теоретического мышления, что является
важным моментом при подготовке детей к обучению.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучение.
Компьютерные игры разработаны таким образом, что ребенок может
представить себе не одну концепцию или конкретную ситуацию, а получить
обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким
образом, он развивает такие важные операции мышления, как обобщение и
классификация.
Само компьютерное устройство сразу ставит дошкольника в совершенно новую
психологическую позицию: вы должны сначала решить, какой ключ нажать,
чтобы получилось то, что вы хотите увидеть на экране компьютера. На
компьютере ребенок сначала попадает в ситуацию, когда он не может ничего
сдвинуть или попробовать что-либо.
Экран не подвергается прямому вмешательству его рук. Ребенок, прежде чем
манипулировать изображениями на экране, обязательно выполняет требуемую
операцию мысленно.
И он может действовать только косвенно, потому что не сами объекты связаны,
но их экраны, и ребенок вынужден выполнять задуманное не напрямую, а
только указывая на них с помощью специальных устройств, таких как
клавиатура или «мышь». Таким образом, наряду с улучшением визуально-
эффективного мышления формируется визуально-образное мышление детей.
Во время занятий на компьютерах улучшается память и внимание детей.
Компьютер передает ребенку информацию в привлекательной для него форме,
которая не только ускоряет запоминание контента, но и делает его
осмысленным и долговременным. Общение с компьютерами вызывает у детей
большой интерес, сначала как игровое занятие, а затем как учебную
деятельность. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных
структур, как когнитивная мотивация, произвольная память и внимание, и
именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к
обучению.
Во время занятий детей на компьютерах формируется тончайшая координация
движения глаз и кисти, что облегчает формирование произвольного
распределенного внимания.
Компьютерные операции сами по себе довольно сложны для взрослого
человека, но если они уже сформированы в детстве, то в будущем вы сможете
легко усвоить еще более сложные.
Благодаря компьютеру дети учатся преодолевать трудности, эффективно
тренировать постановку целей, планирование, мониторинг и оценку результатов
самостоятельной деятельности ребенка посредством сочетания игровых и
неиграющих моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила,
подчиняет их своим действиям, стремится добиться результатов. Кроме того,
почти во всех играх есть свои герои, которым нужна помощь для выполнения
задания. Таким образом, компьютер помогает развивать не только
интеллектуальные способности ребенка, но и развивает волевые качества, такие
как независимость, сосредоточенность, сосредоточенность, настойчивость,
целеустремленность, а также знакомит ребенка с сопереживанием, помогает
героям игр, обогащает его отношение к миру.
В последнее время ряд исследователей и практиков обращают внимание на
увеличение творческого потенциала тех детей, которые регулярно используют
компьютеры в игре и на занятиях.
Компьютер также является инструментом для обучения важным аспектам
коммуникации, необходимым для совместной деятельности.
Компьютерные игры повышают самооценку дошкольников. Следует отметить,
что достижения детей не остаются незамеченными самими собой и другими.
Дети чувствуют себя более уверенными в себе.
Некоммуникативные люди начинают активно делиться своими впечатлениями,
достижениями в освоении компьютерного мира. Они разговаривают, обсуждают
истории, полученные на экране компьютера.
Играя в традиционные, но взаимосвязанные по содержанию с компьютерными,
сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры, они обогащают их новым
содержанием; разнообразие форм и вариантов этих игр резко возрастает.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих
компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации
“Компьютер и детство” в содружестве с учеными многих институтов, начиная с
1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря
мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие
результаты:
Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины.
Глубже постигаются понятия числа и множества.
Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в
статике и движении.
Тренируется внимание и память.
Дети раньше овладевают чтением и письмом.
Активно пополняется словарный запас.
Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений
глаз и руки.
Развивается сенсомоторика детей: уменьшается время как простой реакции, так
и реакции выбора.
Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
Развивается воображение и творческие способности.
Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления,
позволяющие детям предвидеть ситуацию, планировать свои действия и не
только “исполнять”, но и “создавать”.
В процессе деятельности детей на компьютере выделяется несколько типов
мотивации: интерес к новому загадочному предмету - компьютеру;
исследовательский мотив (желание найти ответ на незнакомые вопросы); мотив
для успешных когнитивных задач.
Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» -
способность человека находить наибольшее число принципиально различных
решений проблемы.
Развивается также способность к прогнозированию, стратегическому
планированию, визуально-эффективному функционированию мышления.
Использование компьютерных технологий помогает выявлять и поддерживать
одаренных детей.
Из вышесказанного можно сделать вывод: использование компьютеров в
дошкольном возрасте возможно и необходимо, это повышает интерес к
обучению, его эффективность, всесторонне развивает ребенка. Дети
дошкольного возраста развивают мотивационную, интеллектуальную
готовность к освоению компьютерных инструментов и использованию их в
своей деятельности. Однако теоретические, дидактические и методические
аспекты подобной работы еще требуют всестороннего и глубокого изучения.
Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский. -
Издательство: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. – С. 35 - 38.
2. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?
[Текст] / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. – 1994. - № 3. – С. 63 –
72.
3. Иванова, А. Е. «Лонгитюд» – современная компьютерная система
индивидуального сопровождения развития ребенка [Текст] / А. Е. Иванова //
Дошкольная педагогика. – 2014. - №3. - С.40 - 44.
4. Никишина, Т. А. Компьютерные занятия в детском саду [Текст] / Т. А.
Никишина // Информатика и образование. – 2003. - №4. - С.89 - 95; №5.- С.83 -
89.
5. Марьясова, И. П. Компьютер в детском саду [Текст] / Информатика в школе.
Авторские курсы и методики. Методические рекомендации. Сб. Вып. 2. -
Пермь, 2007. - С. 63 - 87.