"Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее" - призывал А. П. Чехов.
Автор: Ефремова Алена Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ г.о. Балашиха СОШ № 19 Населённый пункт: г. Балашиха Наименование материала: Урок развития речи в 6 классе "Особенности эпистолярного жанра" Тема: "Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее" - призывал А. П. Чехов. Раздел: среднее образование
общения
•
Формы речи: устная, письменная,
внутренняя, внешняя.
•
Для чего же вам и всем людям нужна речь?
Для общения.
Средства связи при общении людей играют
важную роль в жизни общества.
Средства связи при общении людей
играют важную роль в жизни общества.
•
Развитие
средств
связи,
обеспечивающих
передачу
информации
практически
в
л ю б у ю
т о ч к у
з е м н о г о
ш а р а
б е з
существенных ограничений во времени и
р а с с т о я н и и
( т е л е ф о н н а я
с в я з ь ,
радиовещание, телевидение, пейджинговая
связь,
факсимильная
связь,
спутниковая
связь, компьютерные сети).
СИГНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ТЕЛЕГРАФНАЯ
СВЯЗЬ
Изобретение русского
механика Ивана
Петровича Кулибина.
«Фонарь-прожектор»
Русский
изобретатель-
электротехник
Павел Львович Шиллинг
(1786 - 1837 гг.) изобрел
п е р в ы й
в
м и р е
электрический телеграф в
1832 году.
В1837 году идею Шиллинга развил и дополнил
американский изобретатель Сэмюэл Морзе,
предложивший телеграфную азбуку
Возникновение письменности - важнейшее
событие в жизни разных народов
Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского
алфавита.
Установление почтовой связи
на Руси
Люди
на
Руси
были
прекрасно
осведомлены
о
событиях,
которые
происходили
за
тысячи
километров
«Государь имеет ездовых
во
всех
частях
своей
державы…»
Почтовые голуби
В
м и р н о е
в р е м я
п о ч т о в ы е
г о л у б и
п р и о б р е л и
с т а т у с
спортивных, но в любое
в р е м я
и х
м о ж н о
и с п о л ь з о в а т ь ,
к а к
почтовых.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Э п и с т о л я р н ы й
ж а н р
–
(от греч. epistole – письмо, послание)
это
один
из
жанров
литературного
п р о и з в е д е н и я ,
к о т о р ы й
характеризуется
формой
личных
писем .
Ориентация на адресата, пусть
воображаемого,
составляет
важный
опознавательный признак
эпистолярного жанра, отличающий его
от дневников . Существует несколько
видов писем: официальные, деловые,
личные.
Письмо
относится
к
древнему
виду
письменных
сообщений,
которыми
обмениваются
коммуниканты,
л и ш ё н н ы е
н е п о с р е д с т в е н н о г о
контакта.
На
протяжении
многих
с т о л е т и й
п е р е п и с к а
б ы л а
единственным
способом
общения
на
больших
расстояниях.
«Письмо
составляет
ту
же
устную
беседу,
т о т
ж е
р а з г о во р
м еж ду
отсутствующими,
только
н а
бумаге », – писали в 1887 г. Сазонов и
Бельский, авторы «Полного русского
письмовника».
Этот
жанр
развился
из
бытовой
переписки.
В
художественной
литературе
«корреспонденты»
становятся
персонажами,
а
их
переписка
— повествовательным
приёмом .
Форма
писем
или
посланий
(эпистол)
позволяет
героям
в
непринужденной,
доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того,
письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и
обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма
используется в романах, в публицистике (открытое письмо), в
критике.
В
русской
литературе
можно
назвать
следующие
произведения, написанные в эпистолярном жанре:
«Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина,
«Роман в письмах» А.С. Пушкина,
«Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др.
В
эпистолярную
литературу
входит
также
переписка
выдающихся
деятелей, имеющая историко-культурное значение.
«По-моему,
достаточно
собрать
письма
людей
(слегка
коснуться
их
опытной,
осторожной
и
разумной
рукой редактора) и опубликовать их
—
и
получится
новая
литература
мирового
значения.
Литература,
конечно,
выходит
из
наблюдения
людей.
Но
где
больше
их
можно
наблюдать,
как
не
в
их
письмах»,
— писал Андрей Платонов.
В
письмах
писателей
отражаются
особенности
идиостиля
(=индивидуального
стиля)
мастеров
слова,
проявляется
личностное
начало,
эмоционально окрашенное отношение к
излагаемому
содержанию,
соблюдается
речевой этикет. К блестящим образцам
эпистолярного наследия относят письма
А. Пушкина, А. Чехова, Н. Некрасова, Л.
Толстого, И. Тургенева, В. Короленко, М.
Горького, В. Маяковского, М. Цветаевой,
М. Булгакова, Б. Пастернака и многих
других писателей и поэтов.
1.
«Ангел мой женка! сейчас получил я твое
письмо
из
Бронниц
—
и
сердечно
тебя
благодарю.
С
нетерпением
буду
ждать
известия из Торжка. Надеюсь, что твоя
у с т а л о с т ь
д о р о ж н а я
п р о й д е т
благополучно и что ты в Москве будешь
здорова, весела и прекрасна…». (Из письма
А.С.
Пушкина
Наталье
Николаевне
Гончаровой-Пушкиной.
20
и
22
апреля
1834
г.
Из
Петербурга
в
Москву)
«Жена моя милая, жёнка мой ангел, душка
моя, мой ангел
, мой друг, милый мой ангел!»
(Из писем А.С. Пушкина - обращения к
Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).
1.
«Ангел мой женка! сейчас получил я твое
письмо
из
Бронниц
—
и
сердечно
тебя
благодарю.
С
нетерпением
буду
ждать
известия из Торжка. Надеюсь, что твоя
у с т а л о с т ь
д о р о ж н а я
п р о й д е т
благополучно и что ты в Москве будешь
здорова, весела и прекрасна…». (Из письма
А.С.
Пушкина
Наталье
Николаевне
Гончаровой-Пушкиной.
20
и
22
апреля
1834
г.
Из
Петербурга
в
Москву)
«Жена моя милая, жёнка мой ангел, душка
моя, мой ангел
, мой друг, милый мой ангел!»
(Из писем А.С. Пушкина - обращения к
Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).
Отрывок из письма Татьяны к
Онегину (роман А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»).
Отрывок
из
рассказа
Антона
Павловича Чехова «Ванька».
Рассказ Антона Павловича Чехова
«Письмо к ученому соседу»
Особенности эпистолярного жанра
1. В доверительной форме авторы излагают свой
внутренний мир.
2. Присутствие монологической и диалогической
письменной речи.
3 .
П и с ь м о
п р ед п ол а г а е т
о б я з а т е л ь н о е
присутствие адресата и отправителя.
4. Письма как форма общения.
Примерный план письма
Примерный план письма
1.Обращение.
По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно
отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце
предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения
–
установление
контакта
с
адресатом,
чтоб
привлечь
его
внимание,
заинтересовать темой письма.
Обращение в письмах XIX имело огромное смысловое значение.
К обращениям относились выражения «милостивейший государь»,
«любезный
друг», «почитатель мой».
В
современное
время
существует
обращение
по
должности,
которое
используется в отношении к руководителям, занимающим высокое должностное
положение.
Уважаемый господин президент! Уважаемый господин министр!
Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству:
Уважаемая Татьяна Андреевна!
При обращении к коллективу используется обращение: Уважаемые господа!
В
отношении
к
близким
людям
и
друзьям
можно
применять
обращения
«дорогой»,
«любимый»,
«несравненный»,
то
есть
такие
слова,
которые
передают привязанность, нежность и любовь к адресату. При этом уместны в
использовании слова, означающие приветствие «здравствуйте», «привет».
2. Вступление - формулировка цели письма или объяснение
причины его написания. Назначение вступительной части –
установить связь между тем, что уже известно адресату и
тем,
что
автор
намерен
ему
сообщить.
Основное
содержание,
раскрывающее
причину
написания
письма.
Сведения о себе.
3.
Основная
часть
-
описание
ситуации,
послужившей
поводом
для
написания
письма,
высказываются
мнения,
приводятся доказательства, необходимые для формулировки
заключительной части. В основном содержании приводятся
при
необходимости
аргументы,
логически
подводящие
к
завершению. Вопросы адресату.
4.
Заключение
–
это
итог
темы,
отраженной
в
письме.
Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до
встречи», «буду ждать ответа», «пока». Пожелания.
В письме к близкому человеку ставится в конце
латинское слово vale – будь здоров.
5.
Иногда
используется
PS
–
постскриптум
(п о с л е
написанного), где могут отражаться некие замечания.
Домашнее задание:
написать Письмо моему учителю