Напоминание

"Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее" - призывал А. П. Чехов.


Автор: Ефремова Алена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.о. Балашиха СОШ № 19
Населённый пункт: г. Балашиха
Наименование материала: Урок развития речи в 6 классе "Особенности эпистолярного жанра"
Тема: "Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее" - призывал А. П. Чехов.
Раздел: среднее образование





Назад





Эпистолярный жанр.

Особенности формы письма

«Пишите друг другу письма,

ведь они помогают жить, делая нас

добрее»,
-
призывал А.П. Чехов.


Речь – важнейшее средство

общения
• Формы речи: устная, письменная, внутренняя, внешняя. • Для чего же вам и всем людям нужна речь?
Для общения.
Средства связи при общении людей играют важную роль в жизни общества.

Средства связи при общении людей

играют важную роль в жизни общества.
• Развитие средств связи, обеспечивающих передачу информации практически в л ю б у ю т о ч к у з е м н о г о ш а р а б е з существенных ограничений во времени и р а с с т о я н и и ( т е л е ф о н н а я с в я з ь , радиовещание, телевидение, пейджинговая связь, факсимильная связь, спутниковая связь, компьютерные сети).
СИГНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ Изобретение русского механика Ивана Петровича Кулибина. «Фонарь-прожектор» Русский изобретатель- электротехник Павел Львович Шиллинг (1786 - 1837 гг.) изобрел п е р в ы й в м и р е электрический телеграф в 1832 году.
В1837 году идею Шиллинга развил и дополнил американский изобретатель Сэмюэл Морзе, предложивший телеграфную азбуку

Возникновение письменности - важнейшее

событие в жизни разных народов

Кирилл и Мефодий – братья, создатели славянского

алфавита.


Установление почтовой связи

на Руси
Люди на Руси были прекрасно осведомлены о событиях, которые происходили за тысячи километров «Государь имеет ездовых во всех частях своей державы…»
Почтовые голуби В м и р н о е в р е м я п о ч т о в ы е г о л у б и п р и о б р е л и с т а т у с спортивных, но в любое в р е м я и х м о ж н о и с п о л ь з о в а т ь , к а к почтовых.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ


Э п и с т о л я р н ы й

ж а н р



(от греч. epistole – письмо, послание)
это один из жанров литературного п р о и з в е д е н и я , к о т о р ы й характеризуется
формой

личных

писем
. Ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярного жанра, отличающий его
от дневников
. Существует несколько видов писем:
официальные, деловые,

личные.

Письмо относится к древнему виду письменных сообщений, которыми обмениваются
коммуниканты,
л и ш ё н н ы е н е п о с р е д с т в е н н о г о контакта. На протяжении многих с т о л е т и й п е р е п и с к а б ы л а единственным способом общения на больших расстояниях. «Письмо составляет ту же устную беседу, т о т ж е
р а з г о во р

м еж ду

отсутствующими,

только

н а

бумаге
», – писали в 1887 г. Сазонов и Бельский, авторы «Полного русского письмовника».
Этот жанр развился из бытовой переписки. В художественной литературе
«корреспонденты»
становятся персонажами, а их переписка —
повествовательным

приёмом
. Форма писем или посланий (эпистол) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Форма письма

используется в романах, в публицистике (открытое письмо), в

критике.
В русской литературе можно назвать следующие произведения, написанные в эпистолярном жанре: «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Роман в письмах» А.С. Пушкина, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского и др. В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение.
«По-моему, достаточно собрать письма людей (слегка коснуться их опытной, осторожной и разумной рукой редактора) и опубликовать их — и получится новая литература мирового значения. Литература, конечно, выходит из наблюдения людей. Но где больше их можно наблюдать, как не в их письмах», — писал Андрей Платонов.
В письмах писателей отражаются особенности
идиостиля

(=индивидуального

стиля)
мастеров слова, проявляется личностное начало, эмоционально окрашенное отношение к излагаемому содержанию, соблюдается речевой этикет. К блестящим образцам эпистолярного наследия относят письма А. Пушкина, А. Чехова, Н. Некрасова, Л. Толстого, И. Тургенева, В. Короленко, М. Горького, В. Маяковского, М. Цветаевой, М. Булгакова, Б. Пастернака и многих других писателей и поэтов.
1. «Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц — и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя у с т а л о с т ь д о р о ж н а я п р о й д е т благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна…». (Из письма А.С. Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой-Пушкиной. 20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву)
«Жена моя милая, жёнка мой ангел, душка

моя, мой ангел

, мой друг, милый мой ангел!»
(Из писем А.С. Пушкина - обращения к Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).
1. «Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц — и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя у с т а л о с т ь д о р о ж н а я п р о й д е т благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна…». (Из письма А.С. Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой-Пушкиной. 20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву)
«Жена моя милая, жёнка мой ангел, душка

моя, мой ангел

, мой друг, милый мой ангел!»
(Из писем А.С. Пушкина - обращения к Н.Н. Гончаровой-Пушкиной).

Отрывок из письма Татьяны к

Онегину (роман А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»).


Отрывок

из

рассказа

Антона

Павловича Чехова «Ванька».


Рассказ Антона Павловича Чехова

«Письмо к ученому соседу»


Особенности эпистолярного жанра
1. В доверительной форме авторы излагают свой внутренний мир. 2. Присутствие монологической и диалогической письменной речи. 3 . П и с ь м о п р ед п ол а г а е т о б я з а т е л ь н о е присутствие адресата и отправителя. 4. Письма как форма общения.

Примерный план письма


Примерный план письма

1.Обращение.
По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения – установление контакта с адресатом, чтоб привлечь его внимание, заинтересовать темой письма. Обращение в письмах XIX имело огромное смысловое значение. К обращениям относились выражения «милостивейший государь»,
«любезный

друг», «почитатель мой».
В современное время существует обращение по должности, которое используется в отношении к руководителям, занимающим высокое должностное положение.
Уважаемый господин президент! Уважаемый господин министр!
Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству:
Уважаемая Татьяна Андреевна!
При обращении к коллективу используется обращение:
Уважаемые господа!
В отношении к близким людям и друзьям можно применять обращения
«дорогой»,

«любимый»,

«несравненный»,
то есть такие слова, которые передают привязанность, нежность и любовь к адресату. При этом уместны в использовании слова, означающие приветствие
«здравствуйте», «привет».


2. Вступление
- формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части – установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить. Основное содержание, раскрывающее причину написания письма. Сведения о себе.

3.

Основная

часть

-
описание ситуации, послужившей поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся доказательства, необходимые для формулировки заключительной части. В основном содержании приводятся при необходимости аргументы, логически подводящие к завершению. Вопросы адресату.

4.
Заключение – это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».
Пожелания.
В письме к близкому человеку ставится в конце латинское слово vale – будь здоров.

5.
Иногда используется
PS



постскриптум
(п о с л е написанного), где могут отражаться некие замечания.
Домашнее задание: написать
Письмо моему учителю

(в электронном виде)


В раздел образования