Автор: Соловьева Наталия Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 6 "Солнышко" городского округа город Буй
Населённый пункт: Костромская область, г. Буй
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей подготовительной к школе группы
Тема: «Юные финансисты»
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 6 «СОЛНЫШКО» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА БУЙ
Конспект
образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром
детей подготовительной к школе группы
Тема: «Юные финансисты»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Выполнила
воспитатель
Соловьева Н.В.
2022 год
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности; обобщение знаний о
потребностях человека.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить понятие «потребности человека».
• Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится
,
знания детей о профессиях, связанных с
финансами.
• Уточнить от чего зависят потребности человека.
• Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь.
• Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Развивающие:
• Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи.
• Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать умение договариваться, работать в команде.
Методы и приемы:
Словесные: беседа, вопросы к детям, сравнения, анализ, уточнения, поощрения, словесные инструкции, художественное
слово.
Наглядные: рассматривание предметных картинок.
Практические: сравнение, классификация по признакам,
Игровые: создание игровой ситуации.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, игровая деятельность.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, восприятие художественной литературы,
двигательная.
Оборудование: картинки с изображение предметов, «золотые монетки», красные и зеленые смайлики, веселый и
грустный смайлики, мяч, карточки с буквами.
Предварительная работа: знакомство с потребностями.
Этапы деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
1 часть – вводная
Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность
Создание
образовательной
ситуации
Воспитатель:
Все в сборе: взрослые и дети.
Мы можем начинать,
Но сначала: «Здравствуйте»!
Хотим мы Вам сказать.
Дети стоят в кругу и здороваются друг с
другом и гостями:
- Здравствуйте!
Мотивация детей на
предстоящую
деятельность
Идет Буратино считает монеты.
Воспитатель: Буратино, куда ты идешь?
Буратино: У меня есть 5 золотых монет, и я иду в
магазин хочу купить на них шахматы. Уж очень мне
эта игра понравилась.
Воспитатель: Что ты Буратино, разве можно на
игрушки сразу тратить все деньги? Сейчас мы с
ребятами тебе поможем.
Дети с интересом смотрят на Буратино.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Формулирование цели
предстоящей
деятельности
и
принятие ее детьми
Воспитатель: Ребята, поможем Буратино узнать о
деньгах и для чего они нужны?
-
Я хочу вам предложить сыграть в игру, которая
называется «Брейн-ринг». «Брейн-ринг»
– это игра, в
которой нужно правильно отвечать на вопросы и
выполнять различные интересные задания. За каждое
правильно
выполненное
задание
команда
будет
зарабатывать
монету.
В
конце
игры
монеты
подсчитаем и узнаем, кто больше всех знает о
Примерные ответы детей:
- Да, поможем!
финансах. В игре вам очень пригодятся знания и
смекалка,
дружба
и
находчивость,
быстрота
и
аккуратность
выполнения
заданий.
Действуйте
дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.
2 часть – основная
Цель: организация образовательной деятельности воспитателя с детьми через эффективное
использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности,
развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.
Уточнение
знаний
детей
в
процессе
деятельности,
осуществляемой
в
тесном контакте со
взрослым
Воспитатель: Игра состоит из шести раундов. Вы
разделитесь на две команды, команда «Банкиры» и
команда «Финансисты», а я буду ведущей нашей
игры. Прошу команды сесть за столы.
- Перед началом вспомним правила игры:
• Слушаем внимательно вопрос.
• Обсуждаем и даем ответ.
• Не кричим - это главное правило.
• За полный, правильный ответ зарабатываем монету.
• Побеждает та команда, у которой больше монет.
-
Команде
«Банкиры».
Команде
«Финансисты».
Обратите
внимание,
на
доске
спряталось
слово.
Выполнив задания в каждом раунде, вы сможете
открывать по одной букве и в конце игры узнаете
слово.
1-раунд «Финансы».
- Ребята, внимание! Послушайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
- Что это?
Дети
внимательно
слушают
воспитателя,
делятся на команды.
Команды проходят и садятся за столы.
Дети
внимательно
слушают
воспитателя,
называют правила игры.
Дети внимательно слушают воспитателя и
отвечают на вопросы.
- Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?
- Вы правы. Деньги нужны людям в современном
мире, без них прожить невозможно! Откуда берутся
деньги?
- Правильно. Ребята, каждой команде по очереди
необходимо отгадать загадки, вспомнив финансовые
термины. Загадки буду загадывать по очереди каждой
команде.
1. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются …
2. Это крупный магазин,
У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке -
От одежды до булавки.
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам …
4. В фирме прибыль он считает,
Всем зарплату начисляет.
И считать ему не лень
Все налоги целый день.
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд …
6. На товаре быть должна обязательно…
- Обе команды дали правильные ответы и получают по
золотой монетке. Сейчас мы можем открыть первую
Примерные ответы детей:
- Это деньги и монеты!
- Деньги нужны, чтобы покупать вещи, еду и
все необходимое.
- Их нужно заработать.
Примерные ответы детей:
- Товар
- Супермаркет
- Продавцы
- Бухгалтер
- Зарплату
- Цена
букву в спрятавшемся слове.
2-раунд «Потребности».
- Дети, что такое потребности?
- Правильно! Перед вами картинки с потребностями.
Вы должны среди них определить и выбрать жизненно
важные
потребности
человека
и
соединить
фломастером
со
словом
«Потребности»,
которое
написано наверху. Можете приступать.
- Готовы? Так без чего же человек не может жить?
- А кому ещё нужна вода для существования?
- Правильно. Еще, какие потребности вы выбрали?
- Давайте дальше будем играть, какие же ещё
потребности у человека?
- Для чего существует одежда?
- А какая бывает одежда?
- А животные испытывают потребность в одежде?
- А что их защищает от холода, от жары?
- Правильно. Назовите такие предметы, которые
человек хочет иметь, но без которых он может
обойтись, они ему не обязательно нужны?
- Обе команды дали правильные ответы и получают по
золотой монетке. И мы открываем вторую букву в
Примерные ответы детей:
- Потребности – это то, без чего человек не
может жить и всё то, что он хочет иметь.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Дети внимательно рассматривают картинки и
выбирают нужные.
Примерные ответы детей:
- Человек нуждается в пище, если он не будет
питаться, то погибнет.
- Человеку нужна вода. Без воды он может
прожить не более двух суток.
- Животным и растениям.
- Человек не может прожить без воздуха.
- У человека есть потребность в одежде.
- Она защищает человека от холода, от жары
- Осенняя, весенняя, зимняя, летняя.
- Нет.
- Шерсть, мех.
- Ещё человек нуждается в жилье, в доме
человек может укрыться от непогоды, от
посторонних людей. Дом – это семейный
очаг, где собирается вся семья вместе.
- Автомобиль, компьютер, дорогие игрушки и
т. д.
слове.
3-раунд «Доход - расход».
-
Ребята,
прежде
чем
что-нибудь
купить,
надо
рассчитать бюджет. А давайте с вами вспомним, что
такое бюджет?
- Молодцы. Что такое «доход»?
- Правильно. Что такое «расход»?
- Молодцы. А теперь давайте поиграем в игру с мячом
«Доход - расход». Вставайте в круг. Я буду называть
вам разные ситуации. Тот, кому я брошу мяч, должен
определить к доходам или расходам относится данная
ситуация.
Игра «Доход - расход».
- Папа получил зарплату
- Заболела бабушка
- Мама выиграла приз
- Сестра потеряла кошелек
- Заплатили за квартиру
- Сын получил стипендию
- Родители купили телевизор
- Брат порвал куртку
- Бабушка продала пирожки
- Родители купили путевку на море
- Мама получила премию к празднику
- Сестре купили тетради в школу
-Бабушка получила пенсию
- Ребята, как вы думаете, чего должно быть больше в
Примерные ответы детей:
- Бюджет – это подсчет доходов и расходов.
- Доход - это деньги или материальные
ценности, полученные в результате работы.
- Расход - это деньги или материальные
ценности, затраченные на оплату услуг и на
покупку вещей.
Дети встают в круг.
Дети внимательно слушают воспитателя.
Примерные ответы детей:
- Доход
- Расход
- Доход
- Расход
- Расход
- Доход
- Расход
- Расход
- Доход
- Расход
- Доход
- Расход
семье: доходов или расходов?
- Почему?
Как нужно относиться к деньгам?
Молодцы. Обе команды дали правильные ответы и
получают по золотой монетке. И мы открываем третью
букву в слове.
4-раунд: Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Монетки, видно не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко.
- Молодцы ребята.
Пальчиковая игра «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять
Будем денежки считать.
Один и два оплатим дом,
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить,
На четвёртую монетку купим есть и пить
Ну а пятую пока
Спрячем на донышке кошелька!
Предлагаю вам вернуться за столы. А я открываю
- Доход
- Доходов.
- Чтобы в семье всегда были деньги на
непредвиденные ситуации.
- Бережно
Дети выполняют движения в соответствии с
текстом:
- руки вверх, вдох – потянулись,
- нагибаются в стороны,
- развели руки в стороны,
- повороты головы в разные стороны,
- встают на носочки.
-имитируют движения (достают и закапывают)
- шагаем на месте
- сжимаем и разжимаем пальцы рук
-
пальцы
в
кулак,
отгибаем
мизинец
и
безымянный
- отгибаем средний палец
- отгибаем указательный палец
- шевелим большим пальцем
- спрятать большой палец в кулак согнув все
четвертую букву в слове.
- Ребята, откуда у людей появляются деньги?
5-раунд «Угадай профессию по трем предметам»
- У вас на столах лежат картинки с предметами. Вам
нужно
угадать
профессию,
к
которой
относятся
данные
предметы.
Смотрите
внимательнее
и
называйте профессии.
- Молодцы. Каждая команда получает по монетке. И
мы открываем пятую букву в слове.
6-раунд «Домик, в котором живут деньги».
- Буратино на Поле чудес в «Стране Дураков» закопал
в землю пять золотых монет и ждал, когда из них
вырастет дерево с целой кучей денег. Вырастут ли
деньги?
- Где они могут «расти»?
- Куда Буратино надо было положить деньги?
- Правильно. За знания вы получаете еще по одной
монете. Ребята посчитайте, сколько у каждой команды
золотых монет.
- Давайте откроем последнюю букву в нашем слове и
прочитаем его.
- Похоже, что у нас победила дружба. Обе команды
заработали одинаковое количество монет. Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, дружбу можно купить за
деньги?
пальцы
Дети садятся за столы.
- Люди трудятся, освоив нужную профессию,
за свою работу получают деньги.
Примерные ответы детей:
1. Весы, касса, товар (продавец)
2. Газета, письмо, посылка (почтальон)
3. Небо, самолет, аэродром (лётчик)
4. Кастрюля, поварешка, продукты (повар)
5. Мел, доска, учебник (учитель)
6. Градусник, таблетки, шприц (врач)
Примерные ответы детей:
- Нет.
- В банке.
- Нужно было положить их в банк.
Дети приносят золотые монетки, сообщая,
сколько заработала каждая команда.
Дети читают слово:
- Дружба!
- Что еще нельзя купить за деньги?
- Правильно, их нужно заслужить. Не все в мире
продается за деньги.
- Нет!
- Счастье, любовь, уважение,здоровье.
Цель:
3 часть – заключительная
Выявление удовлетворенности и заинтересованности детей образовательной деятельностью.
Подведение итогов,
деятельности.
Педагогическая
оценка результатов
деятельности детей
- Вот и пришло время прощаться с нашим другом
Буратино. Давайте, дети, попробуем для Буратино
сформулировать
правила
обращения
с
деньгами,
чтобы он никогда и не подумал отнести их в «Страну
Дураков».
Буратино: Спасибо, ребята! Я понял, что такое деньги
и как нужно с ними обращаться. Теперь лиса Алиса и
кот Базилио не обманут меня, и я смогу купить своему
любимому папе Карло куртку. До свидания!
- Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Если вам
понравилась игра, и вы узнали что-то новое и
интересное поднимите веселый смайлик, а сели вам
было не интересно – поднимите грустный смайлики.
- Я очень рада, что вам понравилась игра.
Дети
говорят
для
Буратино
правила
обращения с деньгами:
- Экономно распоряжаться деньгами.
- Потраченные средства уже не вернешь.
- В первую очередь удовлетворяй жизненно
важные потребности.
- Невозможно иметь все, что хочешь.
- Деньги можно накопить или потратить.
Накопление должно быть привычкой.
- Простейшее и интереснейшее занятие –
завести копилку и откладывать туда деньги
«на потом». Можно вместе с родителями
своими руками изготовить копилки.
- Бережно относиться к деньгам.
- До свидания!
Дети поднимают смайлики.
Плавный вывод детей
из
непосредственно
образовательной
Поиграли мы для вас.
Вам понравилось у нас?
Приходите в гости к нам
Дети прощаются с гостями
деятельности
в
самостоятельную
деятельность
Мы споём и спляшем вам.
А сейчас уже пора
Ждут нас игры и дела.
Благодарю всех детей за активное участие в игре.