Автор: Бурцева Анна Афанасьевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Крест-Хальджайская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Томпонский район с. Крест - Хальджай
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Библиотека - читателю"
Раздел: среднее образование
Внеурочная деятельность «Библиотека - читателю»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Библиотека -
читателю»составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего
образования,
Требований
к
результатам
освоения
основного
общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования и авторской программы Смирнова
Д.В. «Юные музееведы» [Текст] // Примерные программы внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского – 3-е изд. – М. :
Просвещение, 2013г. – 111с. – (Стандарты второго поколения); авторской
программы Кашурниковой Т.М. Основы информационно-библиографической
грамотности
для
учащихся
[Текст]:
методические
рекомендации
для
библиотекарей: учебное пособие / Т.М. Кашурникова. – М.: Русская школьная
библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Библиотека -
читателю» рассчитана на школьников определенной возрастной группы –
младших подростков – обучающихся 5 классов и может быть реализована как с
отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной
возрастной категории.
Программа представлена в общекультурном направлении внеурочной
деятельности образовательного учреждения. Субъект реализации библиотекарь.
Программа курса «Библиотека - читателю» составлена в соответствии с
учебным планом школы и предназначена для обучающихся 5-х классов, на
занятия отводится 1 час в неделю, продолжительность один учебный час.
Программа
имеет
практико-ориентированный,
деятельностный
и
интегрированный характер. При реализации содержания данной программы
расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов
истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.
Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по
привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не
только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества.
Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы
вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно
научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками
информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит
снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к
самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по
внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению
присущими библиотеке формами.
В рабочей программе представленного курса книга – это объект изучения в
неразрывной связи формы и содержания. Изучение исторического процесса
формирования
облика
книги
вызывает
интерес
к
книге
как
продукту
многовековой человеческой деятельности. Она хранит накопленный людьми
опыт и является средством передачи интеллектуальных, нравственных и
эстетических
ценностей,
накопленных
человечеством,
не
только
через
содержание, но и её форму. Понимание школьниками закономерности этого
единства,
характерного
для
книги,
создаёт
эмоциональный
настрой,
необходимый для её полноценного восприятия, возникает необходимость
думать над книгой не только в процессе чтения, но и до чтения, и после того,
когда книга прочитана. Таким образом, формируется осознанное умение
полноценной работы с книгой.
Цель программы:
Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и
духовном развитии посредством книги. Социализация и развитие творческих
способностей школьников во внеучебное время.
Задачи программы:
знакомство обучающихся с историей развития библиотек и библиотечного дела,
профессией библиотекаря;
знакомство
с
историей
книги,
книжного
дела,
акцентируя
внимание
обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как
основного источника информации;
раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;
представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте
мировой культуры, культуры России;
формирование умений работы с книгой;
формирование
основы
культуры
работы
с
информацией
через
умения
самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя
различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;
развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать
информацию в письменной и устной форме;
развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;
развитие творческой и познавательной активности,
развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное
дело;
формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;
воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и
обращения с книгой;
К концу освоения данного курса обучающиеся должны:
- знать основные этапы развития библиотек, библиотечного и книжного дела,
исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
-
понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов,
определённых программой;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о
структуре и справочном аппарате книги;
- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать
библиографическую
запись,
используя
библиографические
пособия,
и
составлять простые библиографические списки;
-
уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях,
выстраивать алгоритм поиска;
- обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные
записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;
ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной
библиотеки, иметь представление о формах и видах массовой работы.
Программа внеурочной деятельности «Библиотека - читателю» рассчитана
на 1 год обучения. Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа, из них 14 часов аудиторных
занятий, в том числе 21 практических работ. Место проведения – библиотека.
Форма контроля – защита проекта, творческая работа.
Форма проведения – кружок.
Методы и формы обучения.
По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на
развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.
Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных
особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида
занятий. Значительное
количество
занятий
направлено
на
практическую
деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность
обучающихся.
Создавая
свой
творческий
проект
(выставку,
викторину,
литературную игру), школьник тем самым раскрывает свои способности,
самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно
значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельного социального
действия.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые,
соревновательные (конкурсы, викторины), экскурсии.
Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего
повторения, самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний,
умений.
Виды занятий: деловая игра, учебное занятие, практическая работа,
конкурс, экскурсия.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся:
индивидуальные, групповые.
Ожидаемые
личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения программы внеурочной деятельности «Библиотека - читателю».
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной
траектории
образования
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий;
-
сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих способностей обучающихся;
мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-
ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам
обучения;
приобретение
положительного
эмоционального
отношения
к
отечественной и мировой литературе;
приобретение
умения
ставить
перед
собой
познавательные
цели,
конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому
вопросу;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и
выступления в устной и письменной форме;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели.
Регулятивные результаты:
-
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы;
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано
выбирать наиболее эффективные способы решения;
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата.
Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятие
решений
и
осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.
Коммуникативные результаты:
- Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать и аргументировать своё мнение;
- Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств,
мыслей,
потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью;
-
Формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно- коммуникативных технологий.
Учебно-тематический план
№
п/п
Кол-во часов
Темы занятий
всего
теория
практика
Вводное занятие. Дом, в котором живут
книги.
1
1
История письменности.
1
1
Древние книги
1
1
Русская рукописная книга
1
1
Древние библиотеки
1
1
История книгопечатания
1
1
Русская печатная книга
1
1
Структура книги. Справочный аппарат
книги
2
1
1
Библиотека - информационный центр
школы
2
1
2
Справочный фонд библиотеки
2
1
1
Детские периодические издания
2
1
1
Библиография.
Библиографические
пособия
1
1
Как работать с книгой
1
1
Библиотеки нашего города
2
2
Книжно-иллюстративные выставки
3
1
2
Массовые мероприятия в библиотеке
5
1
4
Подготовка творческих работ
5
5
Итоговое занятие
2
2
ИТОГО:
14
21
Содержание программы внеурочной деятельности
«Библиотека - читателю» (34 ч.)
Тема 1: Вводное занятие. Дом, в котором живут книги. (1 час)
Цели и задачи занятий по программе «Библиотека - читателю». Основные
понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др.
Многообразие библиотек (школьные, детские, публичные и др.) Правила
пользования
библиотеками.
Основные
отделы
библиотеки
(абонемент,
читальный зал, книжный фонд, каталоги и картотеки.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 2: История письменности. (1 час)
Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо,
возникновение алфавита.
Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности.
Основные понятия: кипу, вампумы, пиктограмма, идеограмма, иероглифы,
буква, алфавит, кириллица, азбука.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 3: Древние книги. (1 час)
Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента.
Процесс
переписывания
древних
книг.
Содержание
древних
книг,
их
историческая и культурная ценность.
Основные понятия: клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс,
манускрипт.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 4: Русская рукописная книга. (1 час)
Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской
рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг.
Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник.
Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка,
киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, формат, переплёт, летопись.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 5: Древние библиотеки. (1 час)
Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии
Ашшурбанипала. Александрийская библиотека.
Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные
библиотеки. Условия хранения книг в библиотеках, организация книжных
фондов, первые каталоги.
Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях.
Роль библиотеки в сохранении культурного наследия.
Основные понятия: библиотека, каталог, шифр, книжный фонд, публичная
библиотека.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Виртуальная экскурсия.
Тема 6: История книгопечатания. (1 час)
Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная
печатная
форма.
История
изобретения
бумаги.
Исторический
опыт
в
использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном
Гутенбергом.
Распространение книгопечатания в европейских странах. Первые печатные
книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного
дела.
Основные
понятия: наборная
печать,
шрифт,
гравюра,
типография,
инкунабулы, титульный лист.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 7: Русская печатная книга. (1 час)
Первые
печатные
книги
на
славянском
языке.
Причины
появления
книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров.
Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в XVI-
XVII вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь»
Кариона Истомина.
Развитие печатного дела в России в 18 веке. Формирование внешнего облика
русской печатной книги и её структура. Роль новых элементов в книге.
Основные
понятия: иллюстрации,
фронтиспис,
гражданский
шрифт,
титульный лист.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 8: Структура книги. Справочный аппарат книги. (2 часа)
Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение
титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные.
Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге
через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели).
Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе
книги. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.
Основные понятия: переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный
лист,
авантитул,
контртитул,
шмуцтитул,
аннотация,
предисловие,
послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии,
указатели, иллюстрации.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 9: Библиотека – информационный центр школы. (2 часа)
Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы
библиотеки. Организация книжного фонда.
Каталоги и картотеки. Каталожная карточка. Правила работы с алфавитным
каталогом. Систематический каталоги «ключ» к нему. Алгоритм поиска книги в
систематическом каталоге. Разнообразие карточек. Картотека газетных и
журнальных статей. Электронный каталог.
Основные
понятия:
абонемент,
читальный
зал,
правила
пользования,
читательский формуляр, открытый доступ, каталожная карточка, шифр,
алфавитный каталог, систематический каталог, алфавитно-предметный
указатель, картотека, книжно-иллюстративная выставка.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Виртуальная экскурсия.
Тема 10: Справочный фонд библиотеки. (2 часа)
Справочный
фонд
библиотеки.
Энциклопедии,
словари,
справочники.
Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях.
Алгоритм поиска информации.
Основные понятия: энциклопедии, словари, справочники.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 11: Детские периодические издания. (2 часа)
Понятие о периодических издания (газета, журнал). Первые детские газеты и
журналы.
Н.И.Новиков,
создатель
первого
детского
русского
журнала.
Знакомство с лучшими детскими газетами и журналами. Характеристика
периодических изданий.
Методы работы с периодическими издания. Обзоры статей из журналов.
Основные понятия: периодика, газета, журнал, журналистика.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.
Тема 12: Библиография. Библиографические пособия. (1 час)
Понятие библиография. Роль библиографии в поиске и отборе источников.
Рекомендательные
библиографические
указатели
и
списки.
Чтение
библиографической записи.
Необходимость составления библиографического описания источников учебной
и самообразовательной деятельности. Схема составления библиографического
описания книг и статей из периодических изданий.
Основные понятия: библиография, библиограф, библиографические пособия,
библиографическое описание.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 13: Как работать с книгой. (1 час)
Понятие о целях и способах чтения научно-популярной, справочной, учебной
литературы (просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение).
Значение умений вести при чтении текста.
Виды записей по мере их усложнения: выписка, цитата, план, тезисы, конспект.
Анализ и оценка полученной информации. Использование записей в практике
учебной и самообразовательной деятельности.
Основные понятия: выписка, цитата, план, тезисы, конспект, отзыв на книгу.
Учебное занятие. Беседа. Практикум.
Тема 14: Библиотеки нашего города. (1 час)
Экскурсии в Детскую библиотеку и Интеллект - центр. Детская библиотека.
Правила пользования библиотеками. Основные отделы детской библиотеки и
Интеллект центра.
Экскурсиия
Тема 15: Книжно-иллюстративные выставки. (3 часа)
Книжные выставки и их многообразие. Организация книжно-иллюстративных
выставок.
Учебное занятие. Беседа. Практикум – оформление выставки. Деловая игра.
Тема 16: Массовые мероприятия в библиотеке. (5 часов)
Многообразие массовых мероприятий в библиотеке. Литературная викторина,
обзор, устный журнал.
Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Конкурс.
Подготовка творческих работ. Подготовка творческих работ. (5 часов)
Итоговое занятие. Представление творческих работ. (2 часа)
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
внеурочной деятельности «Библиотека - читателю»
1. Смирнова Д.В. Программа «Юные музееведы» // Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] /
[В.А.Горский и др.]; Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2013. -11 с. –
(Стандарты нового поколения).
2. Кашурникова,
Т.М.
Основы
информационно-библиографической
грамотности
для
учащихся
[Текст]
:
Методические
рекомендации
для
библиотекарей: учебное пособие [Текст] / Т.М. Кашурникова. – М.: Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.
3. Гендина,
Н.И.
Школьная
библиотека
как
центр
формирования
информационной культуры личности [Текст] / Н.И.Гендина и др. – М.:Русская
школьная библиотечная ассоциация, 2008
4. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки [Текст] Вып.1 : обучение школьников
основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11
кл. / Сост. Е.В. Илдаркина. – М..: Глобус, 2008. -160 с. – (Школьные уроки).
5. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. –
М.: школьная библиотека, 2006. – 104 с.
6. Криволапова
Н.А.
Внеурочная
деятельность.
Программа
развития
познавательных способностей учащихся [Текст] : 5-8 классы / Н.А.Криволапова.
– М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам)
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование [Текст] / [В.А.Горский и др.]; Под ред. В.А.Горского. – М.:
Просвещение, 2013. -11 с. – (Стандарты нового поколения).
Учебно-методическая литература для обучающихся
1. Немеровский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания[Текст]:
Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с. : ил.
2. Дьяченко, Н.П. Рождение книги [Текст]: книга для учащихся. –М.:
Просвещение, 2000. -111 с.: ил.
3. Малов, В. Книга [Текст]: научно-популярное издание. – М.: Слово, 2002. -48
с.: ил. –(Что есть что)
4. Материально-техническое обеспечение программы.
5. Компьютер.
6. Мультимедийный проектор.
7. Телевизор.