Напоминание

"Библиотека - читателю"


Автор: Бурцева Анна Афанасьевна
Должность: педагог - библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Крест-Хальджайская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Томпонский район с. Крест - Хальджай
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Библиотека - читателю"
Раздел: среднее образование





Назад




Внеурочная деятельность «Библиотека - читателю»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Библиотека -

читателю»составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего

образования,

Требований

к

результатам

освоения

основного

общего

образования, представленных в Федеральном государственном образовательном

стандарте основного общего образования и авторской программы Смирнова

Д.В. «Юные музееведы» [Текст] // Примерные программы внеурочной

деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.

Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под редакцией В.А. Горского – 3-е изд. – М. :

Просвещение, 2013г. – 111с. – (Стандарты второго поколения); авторской

программы Кашурниковой Т.М. Основы информационно-библиографической

грамотности

для

учащихся

[Текст]:

методические

рекомендации

для

библиотекарей: учебное пособие / Т.М. Кашурникова. – М.: Русская школьная

библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Библиотека -

читателю» рассчитана на школьников определенной возрастной группы –

младших подростков – обучающихся 5 классов и может быть реализована как с

отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной

возрастной категории.

Программа представлена в общекультурном направлении внеурочной

деятельности образовательного учреждения. Субъект реализации библиотекарь.

Программа курса «Библиотека - читателю» составлена в соответствии с

учебным планом школы и предназначена для обучающихся 5-х классов, на

занятия отводится 1 час в неделю, продолжительность один учебный час.

Программа

имеет

практико-ориентированный,

деятельностный

и

интегрированный характер. При реализации содержания данной программы

расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов

истории, литературы, мировой и художественной культуры и др.

Актуальность программы. Сегодня в стране ведется серьезная работа по

привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не

только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества.

Самостоятельный процесс чтения дополнительной к учебнику литературы

вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно

научно-познавательных книг, и он заменяет книгу другими источниками

информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит

снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к

самостоятельной творческой и читательской активности на занятии по

внеурочной деятельности в библиотеке, на занятиях по внеклассному чтению

присущими библиотеке формами.

В рабочей программе представленного курса книга – это объект изучения в

неразрывной связи формы и содержания. Изучение исторического процесса

формирования

облика

книги

вызывает

интерес

к

книге

как

продукту

многовековой человеческой деятельности. Она хранит накопленный людьми

опыт и является средством передачи интеллектуальных, нравственных и

эстетических

ценностей,

накопленных

человечеством,

не

только

через

содержание, но и её форму. Понимание школьниками закономерности этого

единства,

характерного

для

книги,

создаёт

эмоциональный

настрой,

необходимый для её полноценного восприятия, возникает необходимость

думать над книгой не только в процессе чтения, но и до чтения, и после того,

когда книга прочитана. Таким образом, формируется осознанное умение

полноценной работы с книгой.

Цель программы:

Формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и

духовном развитии посредством книги. Социализация и развитие творческих

способностей школьников во внеучебное время.

Задачи программы:

знакомство обучающихся с историей развития библиотек и библиотечного дела,

профессией библиотекаря;

знакомство

с

историей

книги,

книжного

дела,

акцентируя

внимание

обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как

основного источника информации;

раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека;

представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте

мировой культуры, культуры России;

формирование умений работы с книгой;

формирование

основы

культуры

работы

с

информацией

через

умения

самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя

различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки;

развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать

информацию в письменной и устной форме;

развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения;

развитие творческой и познавательной активности,

развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное

дело;

формирование умения работы по проведению массовых мероприятий;

воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и

обращения с книгой;

К концу освоения данного курса обучающиеся должны:

- знать основные этапы развития библиотек, библиотечного и книжного дела,

исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

-

понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов,

определённых программой;

- уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о

структуре и справочном аппарате книги;

- вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать

библиографическую

запись,

используя

библиографические

пособия,

и

составлять простые библиографические списки;

-

уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях,

выстраивать алгоритм поиска;

- обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные

записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты;

ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной

библиотеки, иметь представление о формах и видах массовой работы.

Программа внеурочной деятельности «Библиотека - читателю» рассчитана

на 1 год обучения. Данная рабочая программа составлена на 1 год обучения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего 34 часа, из них 14 часов аудиторных

занятий, в том числе 21 практических работ. Место проведения – библиотека.

Форма контроля – защита проекта, творческая работа.

Форма проведения – кружок.

Методы и формы обучения.

По своей специфике занятия имеют развивающий характер, направлены на

развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей.

Выбор методов определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных

особенностей, возможностей материально-технической базы, типа и вида

занятий. Значительное

количество

занятий

направлено

на

практическую

деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность

обучающихся.

Создавая

свой

творческий

проект

(выставку,

викторину,

литературную игру), школьник тем самым раскрывает свои способности,

самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно

значимых формах деятельности. Получает опыт самостоятельного социального

действия.

Формы организации занятий: беседа, объяснение, практикум и игровые,

соревновательные (конкурсы, викторины), экскурсии.

Типы занятий: Сообщения новых знаний, комбинированные, обобщающего

повторения, самостоятельные и практические, коррекции и контроля знаний,

умений.

Виды занятий: деловая игра, учебное занятие, практическая работа,

конкурс, экскурсия.

Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся:

индивидуальные, групповые.

Ожидаемые

личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения программы внеурочной деятельности «Библиотека - читателю».

Личностные результаты:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к

обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей

индивидуальной

траектории

образования

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире

профессий;

-

сформированность

познавательных

интересов,

интеллектуальных

и

творческих способностей обучающихся;

мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностно-

ориентированного подхода;

- формирование ценностных отношений к друг другу, к учителю, к результатам

обучения;

приобретение

положительного

эмоционального

отношения

к

отечественной и мировой литературе;

приобретение

умения

ставить

перед

собой

познавательные

цели,

конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому

вопросу;

- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с

использованием различных источников и новых информационных технологий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и

выступления в устной и письменной форме;

- представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели.

Регулятивные результаты:

-

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы;

-

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано

выбирать наиболее эффективные способы решения;

- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата.

Корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;

- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

владение

основами

самоконтроля,

самооценки,

принятие

решений

и

осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности.

Коммуникативные результаты:

- Организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и

сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и

разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать и аргументировать своё мнение;

- Умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации

для

выражения

своих

чувств,

мыслей,

потребностей;

планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной

речью;

-

Формирование

и

развитие

компетентности

в

области

использования

информационно- коммуникативных технологий.

Учебно-тематический план

п/п

Кол-во часов

Темы занятий

всего

теория

практика

Вводное занятие. Дом, в котором живут

книги.

1

1

История письменности.

1

1

Древние книги

1

1

Русская рукописная книга

1

1

Древние библиотеки

1

1

История книгопечатания

1

1

Русская печатная книга

1

1

Структура книги. Справочный аппарат

книги

2

1

1

Библиотека - информационный центр

школы

2

1

2

Справочный фонд библиотеки

2

1

1

Детские периодические издания

2

1

1

Библиография.

Библиографические

пособия

1

1

Как работать с книгой

1

1

Библиотеки нашего города

2

2

Книжно-иллюстративные выставки

3

1

2

Массовые мероприятия в библиотеке

5

1

4

Подготовка творческих работ

5

5

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО:

14

21

Содержание программы внеурочной деятельности

«Библиотека - читателю» (34 ч.)

Тема 1: Вводное занятие. Дом, в котором живут книги. (1 час)

Цели и задачи занятий по программе «Библиотека - читателю». Основные

понятия и термины в библиотечном деле (библиотека, книга, фонды и др.

Многообразие библиотек (школьные, детские, публичные и др.) Правила

пользования

библиотеками.

Основные

отделы

библиотеки

(абонемент,

читальный зал, книжный фонд, каталоги и картотеки.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 2: История письменности. (1 час)

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо,

возникновение алфавита.

Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности.

Основные понятия: кипу, вампумы, пиктограмма, идеограмма, иероглифы,

буква, алфавит, кириллица, азбука.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 3: Древние книги. (1 час)

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса, книга-кодекс из пергамента.

Процесс

переписывания

древних

книг.

Содержание

древних

книг,

их

историческая и культурная ценность.

Основные понятия: клинопись, папирус, калам, стиль, пергамент, кодекс,

манускрипт.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 4: Русская рукописная книга. (1 час)

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской

рукописной книги. Содержание древних русских рукописных книг.

Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник.

Основные понятия: рукопись, миниатюра, инициал (буквица), вязь, заставка,

киноварь, устав, скрипторий, фолиант, формат, формат, переплёт, летопись.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 5: Древние библиотеки. (1 час)

Библиотеки древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии

Ашшурбанипала. Александрийская библиотека.

Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные

библиотеки. Условия хранения книг в библиотеках, организация книжных

фондов, первые каталоги.

Библиотеки Древней Руси. Библиотеки при соборах и монастырях.

Роль библиотеки в сохранении культурного наследия.

Основные понятия: библиотека, каталог, шифр, книжный фонд, публичная

библиотека.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Виртуальная экскурсия.

Тема 6: История книгопечатания. (1 час)

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная

печатная

форма.

История

изобретения

бумаги.

Исторический

опыт

в

использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном

Гутенбергом.

Распространение книгопечатания в европейских странах. Первые печатные

книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного

дела.

Основные

понятия: наборная

печать,

шрифт,

гравюра,

типография,

инкунабулы, титульный лист.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 7: Русская печатная книга. (1 час)

Первые

печатные

книги

на

славянском

языке.

Причины

появления

книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в XVI-

XVII вв. Первый печатный детский иллюстрированный цветной «Букварь»

Кариона Истомина.

Развитие печатного дела в России в 18 веке. Формирование внешнего облика

русской печатной книги и её структура. Роль новых элементов в книге.

Основные

понятия: иллюстрации,

фронтиспис,

гражданский

шрифт,

титульный лист.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 8: Структура книги. Справочный аппарат книги. (2 часа)

Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение

титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные.

Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге

через использование элементов справочного аппарата (оглавление, указатели).

Использование знаний о структуре и справочном аппарате книги при выборе

книги. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре.

Основные понятия: переплёт, суперобложка, форзац, фронтиспис, титульный

лист,

авантитул,

контртитул,

шмуцтитул,

аннотация,

предисловие,

послесловие, оглавление (содержание), колонцифра, примечания, комментарии,

указатели, иллюстрации.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.

Тема 9: Библиотека – информационный центр школы. (2 часа)

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы

библиотеки. Организация книжного фонда.

Каталоги и картотеки. Каталожная карточка. Правила работы с алфавитным

каталогом. Систематический каталоги «ключ» к нему. Алгоритм поиска книги в

систематическом каталоге. Разнообразие карточек. Картотека газетных и

журнальных статей. Электронный каталог.

Основные

понятия:

абонемент,

читальный

зал,

правила

пользования,

читательский формуляр, открытый доступ, каталожная карточка, шифр,

алфавитный каталог, систематический каталог, алфавитно-предметный

указатель, картотека, книжно-иллюстративная выставка.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Виртуальная экскурсия.

Тема 10: Справочный фонд библиотеки. (2 часа)

Справочный

фонд

библиотеки.

Энциклопедии,

словари,

справочники.

Структура справочных изданий. Поиск информации в справочных изданиях.

Алгоритм поиска информации.

Основные понятия: энциклопедии, словари, справочники.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.

Тема 11: Детские периодические издания. (2 часа)

Понятие о периодических издания (газета, журнал). Первые детские газеты и

журналы.

Н.И.Новиков,

создатель

первого

детского

русского

журнала.

Знакомство с лучшими детскими газетами и журналами. Характеристика

периодических изданий.

Методы работы с периодическими издания. Обзоры статей из журналов.

Основные понятия: периодика, газета, журнал, журналистика.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра.

Тема 12: Библиография. Библиографические пособия. (1 час)

Понятие библиография. Роль библиографии в поиске и отборе источников.

Рекомендательные

библиографические

указатели

и

списки.

Чтение

библиографической записи.

Необходимость составления библиографического описания источников учебной

и самообразовательной деятельности. Схема составления библиографического

описания книг и статей из периодических изданий.

Основные понятия: библиография, библиограф, библиографические пособия,

библиографическое описание.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 13: Как работать с книгой. (1 час)

Понятие о целях и способах чтения научно-популярной, справочной, учебной

литературы (просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение).

Значение умений вести при чтении текста.

Виды записей по мере их усложнения: выписка, цитата, план, тезисы, конспект.

Анализ и оценка полученной информации. Использование записей в практике

учебной и самообразовательной деятельности.

Основные понятия: выписка, цитата, план, тезисы, конспект, отзыв на книгу.

Учебное занятие. Беседа. Практикум.

Тема 14: Библиотеки нашего города. (1 час)

Экскурсии в Детскую библиотеку и Интеллект - центр. Детская библиотека.

Правила пользования библиотеками. Основные отделы детской библиотеки и

Интеллект центра.

Экскурсиия

Тема 15: Книжно-иллюстративные выставки. (3 часа)

Книжные выставки и их многообразие. Организация книжно-иллюстративных

выставок.

Учебное занятие. Беседа. Практикум – оформление выставки. Деловая игра.

Тема 16: Массовые мероприятия в библиотеке. (5 часов)

Многообразие массовых мероприятий в библиотеке. Литературная викторина,

обзор, устный журнал.

Учебное занятие. Беседа. Практикум. Деловая игра. Конкурс.

Подготовка творческих работ. Подготовка творческих работ. (5 часов)

Итоговое занятие. Представление творческих работ. (2 часа)

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

внеурочной деятельности «Библиотека - читателю»

1. Смирнова Д.В. Программа «Юные музееведы» // Примерные программы

внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] /

[В.А.Горский и др.]; Под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2013. -11 с. –

(Стандарты нового поколения).

2. Кашурникова,

Т.М.

Основы

информационно-библиографической

грамотности

для

учащихся

[Текст]

:

Методические

рекомендации

для

библиотекарей: учебное пособие [Текст] / Т.М. Кашурникова. – М.: Русская

школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 128 с.

3. Гендина,

Н.И.

Школьная

библиотека

как

центр

формирования

информационной культуры личности [Текст] / Н.И.Гендина и др. – М.:Русская

школьная библиотечная ассоциация, 2008

4. Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки [Текст] Вып.1 : обучение школьников

основам библиотечно-библиографических знаний. Методическое пособие. 1-11

кл. / Сост. Е.В. Илдаркина. – М..: Глобус, 2008. -160 с. – (Школьные уроки).

5. Кашурникова, Т.М. Чудо, имя которому – книга [Текст] / Т.М.Кашурникова. –

М.: школьная библиотека, 2006. – 104 с.

6. Криволапова

Н.А.

Внеурочная

деятельность.

Программа

развития

познавательных способностей учащихся [Текст] : 5-8 классы / Н.А.Криволапова.

– М.: Просвещение, 2012. – (Работаем по новым стандартам)

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное

образование [Текст] / [В.А.Горский и др.]; Под ред. В.А.Горского. – М.:

Просвещение, 2013. -11 с. – (Стандарты нового поколения).

Учебно-методическая литература для обучающихся

1. Немеровский, Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания[Текст]:

Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с. : ил.

2. Дьяченко, Н.П. Рождение книги [Текст]: книга для учащихся. –М.:

Просвещение, 2000. -111 с.: ил.

3. Малов, В. Книга [Текст]: научно-популярное издание. – М.: Слово, 2002. -48

с.: ил. –(Что есть что)

4. Материально-техническое обеспечение программы.

5. Компьютер.

6. Мультимедийный проектор.

7. Телевизор.



В раздел образования