"Коррекционная работа с элементами театральной деятельности"
Автор: Кондрашова Татьяна Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с Росинка" Населённый пункт: г.Абакан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Коррекционная работа с элементами театральной деятельности" Раздел: дошкольное образование
Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный
материал они усваивают плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое
внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему.
Моторика
их
отличается
общей
неловкостью,
недостаточной
координацией.
Они
необщительны,
скованы,
плохо
адаптируются
в
окружающей
среде.
Чтобы
заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое
воображение,
логическое
мышление,
память,
связную
речь,
помочь
преодолеть
им
трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной
деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных
занятий.
Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового,
картинного, театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка
дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы
кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают
помощь героям игры. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает
в усвоении программного материала. Например, став героями сказки «Колобок», дети,
помогая
колобку,
успешно
усвоили
составление
слов
из
слогов,
чтение
и
анализ
предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр в который мы играем с
детьми, как говорит М.И. Царенко: «Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя,
ощутить силу слова «действовать словом», учиться создавать слово из звуков, наполняя
его точной мыслью». Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи
через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели:
1.Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий.
2.Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление,
память, воображение).
3.Придаем
учебному
процессу
привлекательные
для
детей
качества
интересного
и
веселого труда.
В
«театре
игрушек»
обычно
все
внимание
сосредотачивается
на
игрушке.
Дети
с
увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый
зайчик превращается в актера и выступает
перед ними. Например, зайчик просит
вспомнить:
-Какие иголки дети знают и для чего они нужны?
-Что можно шить?
-Кто из зверей защищается иголками от врагов?
-Они острые, гладкие, колючие.
-У каких деревьев есть иголки?
Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки.
Заяц:
-А какие вы знаете иглы?
Дети:
-Швейные, медицинские, еловые, сосновые.
Заяц:
-Отгадайте загадку:
-Под соснами, под елками ползет мешок с иголками.
Дети:
-Еж .
Заяц:
-А теперь расскажите мне про иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про какую
иголку вы рассказываете.
Так с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия и расширили
представления о многозначных
словах омонимах. А в процессе игровой деятельности
закрепили навыки коммуникативного общения. В коррекционной работе мы используем и
элементы
теневого
театра.
В
театре
теней
герои
сказок
инсценируются
с
помощью
плотных картонных силуэтов, масок, изображающих фигурки животных, людей, растений.
Изучая тему «Одежда», мы используем теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о
своей красоте. Дети, подключая фантазию, воображение описывают фасон платья, его
детали,
образуют
относительные
прилагательные,
согласуют
существительные
с
прилагательными. Мы заметили, что самой любимой формой театра, применяемой на
индивидуальных занятиях является «Пальчиковый театр». Он создает благоприятный
эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Автоматизируя звук
[ ж ] в речи дети перевоплощаются в жука, надевая на пальчик его маску. А жук,
естественно, жужжит правильно и желание сыграть эту роль хорошо придает ребенку
чувство
уверенности
и
самоконтроля за своей речью. Также наши дети могут
«конструировать» из пальцев предметы
и объекты. Изображая
зайцев, собак, кошек,
деревья, дети стараются быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку, запомнить
ее.
Такая
необычная
игровая
деятельность
вызывает
у
них
интерес,
яркий
эмоциональный настрой и предельную мобилизацию их внимания.
«Театр картинок» наиболее прост для показа. Приведем
фрагмент занятия по теме
«Овощи и фрукты».
В гостях яблоко и лук (картинки):
- Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами.
Бананы, груши, апельсины есть
Всех их надо перечесть.
-Выбирайте, кто смелее?
-Фрукты к яблоку кладите.
-Ну, а овощи все к луку положите.
Яблоко говорит луку:
-Давай проверим, какие ребята у нас внимательные.
-Давай !
Ребята,
запомните
все
выставленные
картинки.
(
картинки
постепенно
по
одной
убираются).
-А теперь скажите:
-Чего не стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина, помидора и т. д.)
В этой игре дети показали умение дифференцировать овощи и фрукты, а также научились
употреблять существительные родительного падежа единственного числа.
Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали
развитие словаря, приняв в качестве оценки такие критерии, как умение образовывать:
1.Слова-предметы.
2.Слова-действия.
3.Слова-признаки.
4.Обобщающие слова.
5.Синонимы.
6.Антонимы.
7.Омонимы.
8.Понимание речи.
В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные:
Октябрь: Высокий уровень развития словаря 7-человек-51%
Средний уровень развития словаря 4-человека-26%
Низкий уровень развития словаря 3-человека-23%
Январь: Высокий уровень развития словаря 8-человвек-57%
Средний уровень развития словаря 4-человека-26%
Низкий уровень развития словаря 2-человека-20%
Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким
уровнем развития словаря
( с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким
уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии
приводит
к
увеличению
словарного
запаса
детей,
а
значит,
ее
применение
является
достаточно эффективным.
Литература
1.Ю.Г.Карманенко, Т.А.Карманенко «Кукольный театр дошкольника» М., 1982.
2.Коррекцционная педагогика-вчера, сегодня, завтра. Москва «Прометей» 1997.
3.М.Б.Межиковская, М.Т. Скрипченко «Логопедические занятия в специализированных
детских садах», Ташкент 1989.
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада».М.,1991.
5.М.И.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу» М:Линка пресс 1999.Москва.