Напоминание

"Коррекционная работа с элементами театральной деятельности"


Автор: Кондрашова Татьяна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с Росинка"
Населённый пункт: г.Абакан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционная работа с элементами театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Кондрашова Т.М.

МДОУ «ЦРР детский сад «Росинка»

Г. Абакан

Коррекционная работа с элементами театральной деятельности.
Работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, мы заметили, что программный материал они усваивают плохо. Это происходит потому, что у таких детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Они необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Чтобы заинтересовать этих детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, связную речь, помочь преодолеть им трудности в обучении, мы в коррекционную работу включили элементы театральной деятельности и в этой статье хотим поделиться своим опытом проведения коррекционных занятий. Приглашая на занятия кукольных героев сказок, гостей теневого театра, пальчикового, картинного, театра игрушек, мы вовлекаем детей в игру. Условность нашего театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям игры. Такой театр доставляет дошкольникам большую радость, помогает в усвоении программного материала. Например, став героями сказки «Колобок», дети, помогая колобку, успешно усвоили составление слов из слогов, чтение и анализ предложений, образование притяжательных прилагательных. Театр в который мы играем с детьми, как говорит М.И. Царенко: «Помогает ребенку узнать себя, поверить в себя, ощутить силу слова «действовать словом», учиться создавать слово из звуков, наполняя его точной мыслью». Вводя малыша в мир родного слова, в мир грамотной речи через элементы театральной деятельности, мы реализуем одновременно три цели: 1.Погружаем детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки занятий. 2.Развиваем в детях полезные для учебы психологические функции (внимание, мышление, память, воображение). 3.Придаем учебному процессу привлекательные для детей качества интересного и веселого труда. В «театре игрушек» обычно все внимание сосредотачивается на игрушке. Дети с увлечением следят за происходящим действием на столе. Как интересно, когда любимый зайчик превращается в актера и выступает перед ними. Например, зайчик просит вспомнить: -Какие иголки дети знают и для чего они нужны? -Что можно шить? -Кто из зверей защищается иголками от врагов? -Они острые, гладкие, колючие. -У каких деревьев есть иголки? Дети ведут диалог с зайцем, называют чем похожи все иголки. Заяц: -А какие вы знаете иглы? Дети: -Швейные, медицинские, еловые, сосновые. Заяц: -Отгадайте загадку: -Под соснами, под елками ползет мешок с иголками. Дети:
-Еж . Заяц: -А теперь расскажите мне про иголку, что с ней можно делать, а я угадаю про какую иголку вы рассказываете. Так с помощью зайца, дети в игре усвоили слова-признаки, слова-действия и расширили представления о многозначных словах омонимах. А в процессе игровой деятельности закрепили навыки коммуникативного общения. В коррекционной работе мы используем и элементы теневого театра. В театре теней герои сказок инсценируются с помощью плотных картонных силуэтов, масок, изображающих фигурки животных, людей, растений. Изучая тему «Одежда», мы используем теневые силуэты двух платьев, ведущих спор о своей красоте. Дети, подключая фантазию, воображение описывают фасон платья, его детали, образуют относительные прилагательные, согласуют существительные с прилагательными. Мы заметили, что самой любимой формой театра, применяемой на индивидуальных занятиях является «Пальчиковый театр». Он создает благоприятный эмоциональный фон, обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Автоматизируя звук [ ж ] в речи дети перевоплощаются в жука, надевая на пальчик его маску. А жук, естественно, жужжит правильно и желание сыграть эту роль хорошо придает ребенку чувство уверенности и самоконтроля за своей речью. Также наши дети могут «конструировать» из пальцев предметы и объекты. Изображая зайцев, собак, кошек, деревья, дети стараются быстро и точно воспроизвести пальцевую фигурку, запомнить ее. Такая необычная игровая деятельность вызывает у них интерес, яркий эмоциональный настрой и предельную мобилизацию их внимания. «Театр картинок» наиболее прост для показа. Приведем фрагмент занятия по теме «Овощи и фрукты». В гостях яблоко и лук (картинки): - Мы пришли с друзьями помидорами и огурцами. Бананы, груши, апельсины есть Всех их надо перечесть. -Выбирайте, кто смелее? -Фрукты к яблоку кладите. -Ну, а овощи все к луку положите. Яблоко говорит луку: -Давай проверим, какие ребята у нас внимательные. -Давай ! Ребята, запомните все выставленные картинки. ( картинки постепенно по одной убираются). -А теперь скажите: -Чего не стало? (Груши, яблока, огурца, апельсина, помидора и т. д.) В этой игре дети показали умение дифференцировать овощи и фрукты, а также научились употреблять существительные родительного падежа единственного числа. Проводя экспериментальную работу в этом направлении, мы периодически отслеживали развитие словаря, приняв в качестве оценки такие критерии, как умение образовывать: 1.Слова-предметы. 2.Слова-действия. 3.Слова-признаки. 4.Обобщающие слова. 5.Синонимы. 6.Антонимы. 7.Омонимы. 8.Понимание речи. В ходе проводимого мониторинга на начало учебного года получены такие данные: Октябрь: Высокий уровень развития словаря 7-человек-51%
Средний уровень развития словаря 4-человека-26% Низкий уровень развития словаря 3-человека-23% Январь: Высокий уровень развития словаря 8-человвек-57% Средний уровень развития словаря 4-человека-26% Низкий уровень развития словаря 2-человека-20% Анализируя результаты, мы обнаружили увеличение количества детей в группе с высоким уровнем развития словаря ( с 51% до 57%) и уменьшение количества детей с низким уровнем (с 23% до 20%). Мы пришли к выводу, что использование данной технологии приводит к увеличению словарного запаса детей, а значит, ее применение является достаточно эффективным. Литература 1.Ю.Г.Карманенко, Т.А.Карманенко «Кукольный театр дошкольника» М., 1982. 2.Коррекцционная педагогика-вчера, сегодня, завтра. Москва «Прометей» 1997. 3.М.Б.Межиковская, М.Т. Скрипченко «Логопедические занятия в специализированных детских садах», Ташкент 1989. 4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада».М.,1991. 5.М.И.Царенко «От потешек к Пушкинскому балу» М:Линка пресс 1999.Москва.


В раздел образования