Напоминание

Конституция и федеральные конституционные законы как основа обеспечения экономической безопасности


Автор: Пухов Максим Борисович
Должность: Магистрант группы ОМЮз-12409РНДуп
Учебное заведение: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ»
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Конституция и федеральные конституционные законы как основа обеспечения экономической безопасности
Раздел: высшее образование





Назад




Конституция и федеральные конституционные законы как основа

обеспечения экономической безопасности

Пухов максим Борисович

магистрант 1 курса

ОМЮз-12409РНДуп

НОЧУ

ВО

«Московский

финансово-промышленный

университет «Синергия»

Исследование

правовых

основ

обеспечения

экономической

безопасности необходимо начинать с изучения положений Конституции

Российской

Федерации.

Конституция

является

основополагающим

нормативно-правовым актом, который закладывает основы регулирования

всех правоотношений. Рассмотрим отдельные положения Конституции,

которые

представляют

наибольший

интерес

в

контексте

данного

исследования.

Часть первая статьи восьмой гарантирует единство экономического

пространства

и

свободу

экономической

деятельности

на

территории

Российской

Федерации.

Закрепление

указанной

нормы

обусловлено

федеративным характером России. Хотя субъекты имеют определенную

самостоятельность,

государство

должно

обеспечивать

единство

экономического

рынка,

которое

выступает

одной

из

гарантий

государственной

целостности.

Инструментами

обеспечения

единства

экономического

пространства

можно

считать

единое

федеральное

финансовое, кредитное, таможенное, валютное и денежное регулирование.

Свобода

экономической

деятельности

может

рассматриваться

в

нескольких аспектах. Прежде всего, это свобода выбора вида экономической

деятельности, в частности определение для каждого человека быть ли ему

предпринимателем, наемным работником или вообще не заниматься никакой

экономической деятельностью. Когда принято решение об осуществлении

предпринимательской деятельности, свобода экономической деятельности

проявляется в свободе выбора формы такой деятельности (индивидуально

или совместно с иными лицами путем создания юридического лица) и сферы,

в которой будет вестись предпринимательская деятельность. Кроме того,

свобода экономической деятельности может проявляться как свобода

приобретения, владения и распоряжения объектами гражданских прав,

свобода договора и так далее»

1

.

Часть

вторая

статьи

восьмой

Конституции

закрепляет,

что

в

Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,

государственная, муниципальная и иные формы собственности. Здесь можно

отметить, что различные формы собственности не могут быть равны между

собой, поскольку имеет место быть специфическая группа признаков,

которая отличает один вид собственности от другого. Например, некоторые

виды имущества могут находится только в публичной собственности

(государства или муниципального образования), в том числе отличаются и

способы приобретения имущества в собственность. То есть, мы делаем вывод

о том, что законодатель в равной степени признает существование различных

видов

собственности,

не

отдавая

какому-либо

из

видов

каких-либо

преимуществ.

Отдельно

хотелось

бы

отметить,

что

перечень

форм

собственности является открытым. При помощи формулировки «… и иные

формы собственности» законодатель оставляет возможность институту

недвижимости находится в динамике и отвечать современным условиям

экономического развития страны.

В свою очередь в статье 34 Конституции закрепляется ряд важных

принципов, характерных рыночной экономике. По сути, часть первая

указанной статьи развивает закрепленный в статье восьмой принцип свободы

экономической

деятельности,

закрепляя

право

каждого

на

свободу

предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности.

Отдельные авторы в качестве существенного недостатка указанной нормы

называют отсутствие упоминания юридических лиц в тексте основного

1

Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей

редакцией Л. П. Гончаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,

2025. — 370 с.

закона. То есть, при буквальном толковании указанной нормы можно сделать

вывод, что Конституция отказывает юридическим лицам в защите их права

на осуществление предпринимательской деятельности

2

. На наш взгляд

подобная критика неуместна. Необходимо понимать, что юридическое лицо

это фикция, один из инструментов осуществления предпринимательской

деятельности, то есть, за ним стоит один или несколько физических лиц.

Именно они и обладают правом осуществлять предпринимательскую

деятельность

и

при

необходимости

могут

обратиться

за

защитой

нарушенного права от имени юридического лица.

В

статье

35

Конституции

развиваются

положения

о

частной

собственности, в частности, раскрывается триада прав собственника:

владение, пользование, распоряжение, закрепляется право наследовать

частную собственность и устанавливается запрет на неправомерное изъятие

имущества. Д.Э. Хомушку обращает внимание на следующее обстоятельство.

Законодатель закрепляет, что каждый обладает правом иметь имущество в

собственности, то есть, любой человек независимо от наличия у него

устойчивой юридической связи с каким-либо государством, выраженной в

гражданстве или его отсутствии. При этом федеральное законодательство

может накладывать ограничения на право частной собственности лиц,

которые не являются гражданами Российской Федерации. По мнению автора,

такое положение вещей расходится с нормой основного закона

3

. Безусловно,

в федеральном законодательстве могут быть предусмотрены ограничения

права собственности в отношении иностранных граждан и лиц без

2

Пронин, Е. С. Основные угрозы экономической безопасности Российской Федерации и

факторы, препятствующие развитию экономической безопасности / Е. С. Пронин, Т. И.

Ломаченко // Управление рисками - современные вызовы : сборник научных трудов

межвузовской научно-практической конференции ученых, специалистов и студентов,

посвященной празднованию Дня рождения факультета комплексной безопасности ТЭК в

Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина, Москва, 18

февраля 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Издательско-

торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2021. – С. 40-47. – EDN RXXNHP.

3

Османов, М. М. Внешнеэкономическая безопасность как составляющая экономической

безопасности страны: правовой и экономический аспекты / М. М. Османов, Г. С. Султанов

// Вестник Екатерининского института. – 2022. – № 2(58). – С. 93-96. – EDN BCVMLS.

гражданства. Например, в статье третьей Федерального закона «Об обороте

земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что, по общему

правилу, иностранные граждане и лица без гражданства могут обладать

землями сельскохозяйственного назначения только на праве аренды

4

. Но

аналогичные ограничения имеют место быть в отношении и граждан

Российской Федерации. Например, отдельные виды оружия не могут

находиться в собственности граждан. Здесь следует обратить внимание на

тот

факт,

что

законодатель

позволяет

каждому

обладать

частной

собственностью, но при этом не говорит о том, что в собственности каждого

может быть «любое имущество». Это продиктовано, в первую очередь,

интересами обеспечения безопасности государства, общества и личности.

Поэтому мы не можем согласиться с тем, что федеральное законодательство

вступает

в

противоречия

с

положениями

части

второй

статьи

35

Конституции.

Отдельной критике подвергается формулировка части четвертой статьи

35 Конституции, в которой гарантируется право наследования. Авторами

отмечается, что указанная норма имеет весьма лаконичный характер. Она не

содержит

упоминаний

о

каких-либо

ограничениях

в

отношении

наследования. Такой подход может быть истолкован как абсолютный

характер прав на наследование и невозможность его ограничения, что не

соответствует положениям гражданского законодательства

5

. Анализируя

данную точку зрения, необходимо понимать, что Конституция закрепляет

основные положения закона, а их дальнейшее развитие происходит уже в

других нормативно-правовых актах. При этом нужно учитывать, каким

именно

образом,

законодатель

конструирует

нормы,

закрепляющие

конституционные права и свободы. Практически для каждого права

4

Миронова, И. Б. Система экономической безопасности территорий опережающего

развития

и

оценка

их

результативного

воздействия

на

уровень

экономической

безопасности регионов / И. Б. Миронова // Инновационное развитие экономики. – 2021. –

№ 2-3(62-63). – С. 368-372. – DOI 10.51832/2223-7984_2021_2-3_368. – EDN EAEUAJ.

5

Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов /

Е. И. Кузнецова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. —

338 с.

предусмотрено ограничение, но по большей части относительно данного

обстоятельства нет прямого указания в тексте основного закона. Поэтому, на

наш взгляд, делать такую оговорку относительно права на наследование

было бы не совсем обоснованным решением.

Отдельные

положения,

так

или

иначе

связанные

с

системой

обеспечения экономической безопасности мы можем встретить и в других

статья Конституции. Так, в статье 57 закреплена обязанность каждого

платить установленные налоги и сборы. В статье 71 закреплено положение,

по смыслу которого к исключительному ведению Российской Федерации

относится установление основ федеральной политики и федеральные

программы в области экономического развития страны. Рассматривая

Федеральные Конституционные законы, мы также не видим прямого

упоминания экономической безопасности, но можем встретить отдельные

элементы системы ее обеспечения. Например, в статье 11 Федерального

конституционного закона «О чрезвычайном положении» установлено, что в

случае

введения

чрезвычайного

положения

могут

быть

установлены

ограничения на осуществление отдельных видов финансово-экономической

деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств

6

.

При

этом

самого

упоминания

системы

экономической

безопасности

Российской Федерации не встречается.

Подводя промежуточные итоги исследования, мы можем сделать

следующие выводы.

Во-первых, в Конституции и Федеральных конституционных законах

отсутствует

прямое

упоминание

системы

обеспечения

экономической

безопасности. При этом в них закреплены отдельные положения, на которых

в

дальнейшем

выстраивается

вся

правовая

основа

обеспечения

6

Кантуева, Н. В. Особенности обеспечения экономической безопасности промышленного

предприятия как фактор обеспечения экономической безопасности государства / Н. В.

Кантуева, В. А. Самусенок // Горизонты науки : сборник научных статей по материалам

докладов

и

сообщений

V

Всероссийской

студенческой

научно-практической

конференции, Смоленск, 21 апреля 2021 года / Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова, Смоленский филиал. Том Выпуск 5. – Смоленск: Издательство

"Маджента", 2021. – С. 243-251. – EDN KDSCKX.

экономической безопасности в Российской Федерации.

Во-вторых, закрепляя социально-экономические права, законодатель не

упоминает юридические лица, что, по мнению, ряда авторов является

существенным недостатком обеспечения их прав в сфере экономической

безопасности. На наш взгляд подобная критика неуместна. Необходимо

понимать, что юридическое лицо это фикция, один из инструментов

осуществления предпринимательской деятельности, то есть, за ним стоит

один или несколько физических лиц. Именно они и обладают правом

осуществлять предпринимательскую деятельность и при необходимости

могут обратиться за защитой нарушенного права от имени юридического

лица.



В раздел образования