Автор: Людмила Юрьевна Сафронова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: р.п. Мишкино Курганская область
Наименование материала: конспект открытого занятия по музыкальному развитию дошкольников
Тема: Путешествие в сказочную страну звуков
Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого музыкального занятия
«Путешествие в сказочную страну звуков»
подготовительная группа
Сафронова Людмила Юрьевна
Музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад №2»
р.п. Мишкино
Цель занятия: Развитие музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста через познавательно-экспериментальную
деятельность.
Задачи:
1.
Развивать интерес к извлечению звуков при помощи различных
предметов и использование этих звуков при озвучивании
музыкального произведения;
2.
Развивать умение придумывать ритмический рисунок, чувствовать
сильные и слабые доли в музыке, выразительно и ритмично двигаться,
играть в оркестре;
3.
Развивать внимание, память, коммуникативные навыки;
Ход занятия
Дети с музыкальным руководителем входят в зал под веселую музыку
(А. Евтодьева «Белая песенка») поют и танцуют.
Муз. Рук: Ребята, сегодня у нас с вами необычное музыкальное занятие,
посмотрите, сколько гостей к нам пришло в музыкальный зал, давайте с
нашими гостями поздороваемся.
Музыкальное приветствие гостям
Муз. Рук: Ребята, вы любите сказки? (ответ детей)
Хорошо, тогда я вам расскажу маленькую сказочную историю, слушайте.
(авторская сказка)
В далеком сказочном лесу жила маленькая лесная фея. Она очень любила
свой лес, потому, что этот лес был наполнен самыми разными звуками.
Ветерок играл листьями деревьев, и они тихо шуршали на ветру, а
колокольчики, которые росли в траве, покачиваясь, издавали очень нежные
звуки. В траве стрекотали кузнечики, над цветами жужжали трудолюбивые
пчелы и шмели. На ветвях на разные голоса пели птицы, а дятел выстукивал
ритмичную мелодию на стволе старого дерева. Между корней деревьев
проложил свой путь ручеек, он весело журчал и развлекал своим журчанием
маленьких рыбок, которые плескались в его теплой воде. Фея, каждый день,
пролетая над своим лесом, слышала эти звуки и сочиняла из них красивую
музыку. Она была счастлива. А недавно, мимо их леса пролетала злая
колдунья, она не любила музыку, песни, танцы, и ей очень не понравилось
то, что все в этом лесу были счастливы, слушая музыку доброй феи. И что же
она сделала? Она заколдовала сказочный лес и напустила на него полную
тишину. В лесу сразу стало тихо, грустно и страшно. А рассказала мне эту
историю вот эта маленькая фея. (Муз.рук. показывает детям игрушечную
фею) Сегодня она прилетела к нам в детский сад, чтобы вы, ребята, помогли
ей вернуть звуки в ее любимый сказочный лес. Как вы думаете, сможете вы
помочь этой маленькой фее? Ответы детей.
Муз. Рук: Ребята, присаживайтесь на стульчики за столы. Сегодня я принесла
вам самые обычные предметы, а ваша задача найти различные звуки,
используя эти предметы.
(муз.рук. раздает детям пустые стаканчики из под сметаны и
канцелярские резиночки, предлагая детям надеть резинки на стакан и
извлечь звук, при помощи резинки.
Опыт можно посмотреть в интернете
)
Муз. Рук: На что похож этот звук? Правильно, на звучание струны, а еще? Да,
на жужжание пчелы. Можем мы подарить этот звук пчелам и шмелям,
которые летают над цветами в лесу у нашей феи?
Дети: Да!
Муз. Рук: А теперь я раздам вам листочки бумаги и кисточки, но не для
рисования. А вы с помощью этих предметов попробуете найти звуки,
которые будут похожи на звуки из сказочного леса.
(Проводится опыт с листочками бумаги. Дети шуршат кисточкой по
бумаге, определяют, что звук похож на шорох листьев. Затем педагог
предлагает детям скомкать бумагу и покатать этот шарик в руках. С
помощью педагога дети определяют, что звук похож на шум дождя, а
если комок сжимать резкими движениями, то получится звук, похожий на
хруст снега.)
Муз. Рук: Правильно. А какие звуки мы отправим фее в её лес?
Дети: Шорох листьев и звуки дождя.
Муз. Рук: молодцы, ребята. А сейчас мы вернемся к нашим стаканчикам. Я
налью в них немного воды и раздам вам коктейльные трубочки. А вы с их
помощью будете искать следующие звуки.
(дети самостоятельно находят булькающие звуки в стаканчиках с водой,
выдувая воздух в воду через трубочку.)
Муз. Рук. Как вы думаете, ребята, кому мы подарим эти звуки?
Дети: Ручейку и рыбкам.
Муз. Рук: молодцы, ребята. Как много звуков вы уже нашли для феи.
Муз. рук: И последние предметы, которые я вам сейчас раздам, это гвозди.
(у
гвоздей предварительно острые концы надо обмотать изолентой или скотчем)
(дети стучат гвоздями друг об друга и определяют, что звук гвоздей
похож на звон колокольчиков)
Муз. Рук: Правильно ребята. А теперь самое сложное задание. Сейчас мы с
вами при помощи тех звуков, которые вы сегодня нашли, будем исполнять
музыку. Она будет такая же красивая и нежная, как у феи, в ее сказочном
лесу.
Ребята, я вам сейчас включу музыкальное произведение композитора
Камиля Сен-Санса, которое называется Аквариум. Вы послушаете эту музыку,
определите настроение, характер. Вы должны определить какой инструмент
подходит к этой музыке. (слушают музыку)
Муз. Рук: Музыка какая звучит? В каком темпе? Какие инструменты вы там
услышали? А мы можем исполнить эту музыку при помощи наших
предметов?
Дети: Да
Муз. Рук: А сейчас мы с вами поиграем в оркестр, выбирайте себе любой из
наших инструментов. (Дети берут предметы и играют на них под
аудиозапись.)
Муз. Рук: Молодцы ребята. Наша добрая фея говорит вам большое спасибо,
за помощь, которую вы ей оказали. Теперь ее лес опять оживет, и в нем
будет звучать красивая музыка. Пока вы играли, она собрала все звуки,
которые вы нашли, и улетела к себе в сказочный лес. А вам на память
подарила вот такие маленькие колокольчики, чтобы они вам напоминали о
сегодняшнем дне.
Муз. Рук: Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего?
(Ответы детей)
Муз. Рук: А теперь нам пора прощаться с гостями. (дети прощаются и
уходят под музыку)