Напоминание

Особенности ФФНР


Автор: Фирстова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ № 453
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности ФФНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности фонетико-фонематических нарушений речи

Учитель – логопед:

Фирстова Татьяна Валерьевна

«МАДОУ детский сад № 453, г.Челябинск»

Одним из основных критериев готовности к обучению в школе

является полноценное развитие речи. Исследования ряда психологов,

педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, Г.А. Тумаковой и др.)

подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей

звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.

Дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются

потенциальными дисграфиками и дислеклексиками. Следовательно,

своевременное выявление фонетико-фонематического недоразвития

помогает корригировать речевую функцию и способствует подготовке детей

к усвоению программы общеобразовательной школы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может провоцировать

возникновение психологических особенностей: стеснительность,

замкнутость, нерешительность, а также проявляться в чертах общего и

речевого поведения, что приводит к речевой и психологической

инактивности. Старшие дошкольники с фонетико-фонематическим

недоразвитием начинают осознавать недостатки своей речи, что негативно

влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка и нередко ведет к

осложнениям при общении. Такие дети стараются меньше говорить,

замыкаются, нарушается коммуникативная функция речи, что может

провоцировать возникновение вторичных нарушений.

Таким образом, проблема фонетико-фонематического недоразвития

речи у детей старшего дошкольного возраста приобрела особую

актуальность.

Язык является средством общения людей в силу своей материальной

звуковой природы. Усвоение звуковой системы речи представляет собой ту

основу, на которой строится овладение языком как основным средством

общения.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных

процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс

развития восприятия звуков речи.

Развитие произносительной стороны речи берёт начало от первых

голосовых проявлений (крик и лепет). Однако средством общения язык

начинает служить с появления первых слов (к одному году). К двум годам

произношение ещё несовершенно: нечётко произносятся многие звуки,

смягчаются согласные звуки, неточно передаётся слоговая структура слов. К

трём годам сохраняется несовершенство произнесения многосложных слов,

наблюдаются частые замены звуков, сокращения слов, пропуски слогов. К

четырем годам почти исчезает общая картина смягчения речи, появляются

шипящие звуки, но ещё часты замены [р-л], [р-ч], удлиняется структура

многосложных слов. К пяти-шести годам ребёнок должен правильно

произносить все звуки, отчетливо воспроизводить звуко-слоговую структуру

слов.

Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое

значение имеет фонематическое восприятие.

Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым,

строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании

общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово на этой

стадии воспринимается ребёнком как единый нерасчленённый звук,

обладающий определённой ритмико-мелодической структурой. Период

дофонемного развития речи длится до одного года, затем сменяется

периодом фонематического развития речи. Р.Е.Левина наметила несколько

этапов развития языкового сознания детей: от различия далёких друг от

друга фонем до формирования тонких и дифференцированных звуковых

образов слов.

Выделяют несколько уровней фонематического развития детей.

Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым

понимается процесс узнавания и различения звуков речи. При восприятии

речи слова не расчленяются, их звуковой состав не осознаётся. Позднее дети

овладевают фонематическим анализом и синтезом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение

процессов формирования произношения у детей с различными речевыми

расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Дети с ФФН – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-

фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Р.Е.Левина, Г.А.Каше отводят большую роль формированию

фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать звуки речи

(фонемы).

По данным Т.А.Ткаченко, развитие фонематического восприятия

положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и

слоговой структуры слов.

Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и

фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по

развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и

различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие

суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.

Без достаточной сформированности фонематического восприятия

невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой

анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы

(фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.

Р.Е.Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в

коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и

звуковой анализ».

У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем

отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и

восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.

Р.Е.Левина, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия считают, что при

нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени

ухудшаться и его восприятие.

Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение

звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия

может быть различна. Можно выделить следующие его уровни:

1. Первичный уровень.

Фонематическое восприятие нарушено первично. Предпосылки к

овладению звуковым анализом и уровень действий звукового анализа

сформированы недостаточно.

2. Вторичный уровень.

Фонематическое восприятие нарушено вторично. Наблюдаются

нарушения речевых кинестезий вследствие анатомических дефектов органов

речи. Нарушено нормальное слухопроизносительное взаимодействие

важнейший механизм развития произношения.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФН указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в

момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности

возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при

самостоятельном подборе слов, начинающихся на определённый звук, при

выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный

звук.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется

несколько состояний:

- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;

- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к

разным фонетическим группам;

- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

Рассмотрим особенности речи детей с ФФН.

Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает

на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают

трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в

момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности

возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при

самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук при

выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный

звук. Несформированность фонематического восприятия выражается:

- в нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

- затруднениях при анализе звукового состава слова.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического

восприятия у детей с ФФНР наблюдается:

- общая смазанность речи;

- нечеткая дикция;

- некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя

речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов,

согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Детей с ФФНР зачисляют с 5 лет в старшую логопедическую группу

сроком на один год обучения и в подготовительную группу на один год

обучения, если ребенку 6 лет. Ребенка зачисляют в группу детей с ФФНР,

если у него нарушено произношение (не менее 5-6 звуков из двух

фонетических групп).

По мнению многих авторов (О.А.Токарева, Е.Ф.Соботович,

А.Ф.Чернопольская, Г.В.Гуровец и др.), нарушения звукопроизносительной

стороны речи у детей этой категории характеризуются следующими

особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по

артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо

[с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие

(фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или

замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для

смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких

артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам

процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения

близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к

их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно

употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20.

Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-

[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие

замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары

мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или

нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний,

неотчётливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто

вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность

фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна

фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют

фонематическим.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по

инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они

отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в

разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у

ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой -

искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок

может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух

не различать большее число звуков из разных групп. Относительное

благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие

фонематических процессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является

недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её

нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить

методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое

внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей

моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического

слуха.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР

нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением

согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо

велосипед – «сипед».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического

восприятия у детей с ФФН наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая

дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического

строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов,

согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в

большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи

выявляются разнообразные ошибки.

Список литературы

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.,1999.

2.Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М.: «Просвещение», 1972.-232с.

3.Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников.-

М.: 1997 .

4.ВинарскаяЕ.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в

клинике очаговых поражений мозга. Т.: Медицина, 1989.-168с.

5.Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.-448с.

6.ВолосовецТ.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению, М.: изд.

центр «Академия»,2000.-200с.

7.Волкова Г.А. Методика психолого- логопедического обследования детей с нарушениями

речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие.- СПб.:

ДЕТСТВО –ПРЕСС,2003-144с.

8. Г. Г. Голубева. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников:

Методическое пособие. - Санкт-Петербург:Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Издательство “Союз”, 2000.

9.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М.,1985. 16.ЖуроваЛ.Е. и др.

Обучение грамоте дошкольников. Под ред. Н.В.Дуровой, М.: А.П.О.,1994.-149с.

10.Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников, под ред. Левиной Р.Е., М.:

«Просвещение», 1971.-192с.

11.Каше

Г.А.,

Филичева

Т.Б.

Программа

обучения

детей

с

недоразвитием

фонематического строя речи.- М.:1978.

12.Коноваленко

В.В.

Коррекционная

работа

воспитателя

в

подготовительной

логопедической группе (для детей с ФФН).- М.:1998.

13.Коноваленко В.В., Конаволенко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с фонетико фонематическим недоразвитием. 1 период.

Пособие для логопедов.- 2-е изд.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.-48с.

14.Коноваленко В.В., Конаволенко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с фонетико фонематическим недоразвитием. 2 период.

Пособие для логопедов.- 2-е изд.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.-96с.

15.Коноваленко В.В., Конаволенко С.В. Фронтальные логопедические занятия в

подготовительной группе для детей с фонетико фонематическим недоразвитием. 3 период.

Пособие для логопедов.- 2-е изд.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.-80с.

16.Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. 2002.- 62с.

17. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и

родителей.- СПб.: Издательский Дом «Литера». 2001.-208с. 25.Основы теории и практики

логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной.- М., «Просвещение», 1968.

18.Лопатина Л.С., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со

стертой формой дизартрии», СПб,1994 г., 3-8с.,36-42с. 27.Лопатина Л.В. Методика

исследования экспрессивной речи детей дошкольного возраста, страдающих стертой

формой дизартрии. Изучение и коррекция речевых расстройств. Л.,1987.

19.Лопатина Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со

стертой дизартрией. Особенности механизмов структуры нарушений речи и их коррекции

у детей с интеллектуальной, сенсорной, двигательной недостаточностью. СПб, 1996.-196с.

20.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных

поражениях мозга. М.,1968.

21.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? М.: Просвещение, 1988. - 159с., ил.

22.Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.

23.Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей страдающих легкими формами

дизартрий и функциональной динамикой. Расстройства речи и методы их устранения. М.,

1976.-156с.

24.Методический журнал «Начальная школа», 1990,№7,М.:Просвещение,80с.

25.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М.:

Просвещение,1991.- 208 с.

26.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2002.-208с.

27.Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

28.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников.

М.:1993.

29.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Воспитание и обучение. М.:1999.

30.ФиличеваТ.Б., Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина.Основы логопедии. изд. «Просвещение»,

1989.-223 с., ил.

31.Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. -

М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)

32.Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Звуковые кроссворды в картинках и загадках.

Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: "Издательство

ГНОМ и Д", 2000. — 64 с. (Практическая логопедия.)

33.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по

логопедии, М.: «Просвещение», 1989 .- 239 с., ил.

34.Чиркина Г.В. Обследование звуковой стороны речи. Обследование понимания речи.

Методы обследования нарушений речи у детей. М., 1982.

35.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.



В раздел образования