Автор: Самойлова Любовь Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГОАУСПОЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж Населённый пункт: г. Рыбинск Наименование материала: статья Тема: "Песочница у вас дома" Раздел: дошкольное образование
Песочница у вас дома
Игры с песком – это непременный и любимый атрибут детства многих
поколений. Песочница во дворе пользуется неизменной популярностью у
детей разного возраста. Но игры с песком это не только развлечение, но ещё и
прекрасные развивающие занятия. Они оказывают положительное влияние не
только на развитие моторики рук и пальчиков, творческого начала и
фантазии, но и на развитие речи, внимания, памяти, ориентировки в
пространстве, математических представлений.
В тёплое время года уличная песочница доступна детям каждый день.
Зимой и во время дождя такое развлечение, к сожалению, недоступно.
Поэтому песочницу легко можно сделать и в домашних условиях. Для этого
вам понадобится ёмкость для песка с высокими бортами,
специализированный песок или обычный речной песок (его необходимо
обработать).
Правила игры в песочнице
Что важно при работе с песком
У ребёнка не должно быть ранок на руках
В помещении, где проводится игра, должно быть тепло
Песок можно увлажнить: наливать в него воду из
пластиковой бутылки или с помощью распылителя
Правила поведения в песочнице
Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы
Нельзя бросаться песком или брать его в рот
Нельзя наливать слишком много воды в песочницу
После игры рабочее место необходимо привести в порядок
и тщательно помыть руки
Правила для родителей
Избегайте критики по поводу фантазий и чувств ребёнка,
даже если его герои устраивают бесконечные побоища. Композиции на
песке не могут быть правильными или неправильными. Ведь они
создаются не ради красоты, а для самовыражения. Некоторое время вы
просто можете быть наблюдателем, задавать вопросы: «Что это? Что он
делает в этом месте песочницы? Что с ним случилось? С кем он дружит
и что любит? Чего он боится? Кто ему может помочь?»
Не трогайте фигурки, которые разместил в песочнице
ребёнок, пока он сам не предложит вам сделать это
Не заостряйте внимания на песке, случайно высыпавшемся
за борт в небольших количествах. Если на полу будет расстелена
скатерть, рабочее место будет не сложно привести в порядок
Если малыш испытывает неприятные ощущения, не
настаивайте на продолжении игры. Пусть играет столько, сколько хочет
Игры в песочнице
Игра на развитие ориентировки в пространстве
Найди клад или остров сокровищ
Попросите ребёнка отвернуться и спрячьте в песочнице
какой-нибудь предмет. Это будет «клад». Ребёнок «ходит» пальчиками
(средним и указательным). После этого скажите, в каком направлении
идти «кладоискателю» и где ему копать, используя слова: «вперёд»,
«назад», «вправо», «влево». Можно поменяться ролями.
Превратите песочницу в «необитаемый остров». Нанесите
схему острова на карту. Попросите ребёнка отвернуться, спрячьте
«клад» и отметьте это место на карте. Пусть он по карте найдёт
«сокровища».
Археологи
Спрячьте в песочнице в разных местах «древние сокровища» или
«кости» древних животных. Пусть ребёнок с помощью кисточки попробует
их разыскать и откопать.
Игра на развитие тактильной чувствительности
Песочный дождик
Покажите как медленно или быстро сыпать песок из кулака в песочницу,
на вторую ладонь, на ладонь другого человека. Пусть ребёнок закроет глаза и
положит на песок ладонь с расставленными пальцами, а вы будете сыпать
песок на какой-нибудь палец. Ребёнку надо назвать этот палец.
Песочный ветер
Дыхательное упражнение. Предложите ребёнку дуть на песок через
трубочку от коктейля – таким образом можно делать ямки и любые линии.
Здесь нужна осторожность! Следите, чтобы трубочка не касалась песка, и
малыш не вдохнул через неё.
Игра на развитие восприятия, внимания, памяти
Следопыт
Понадобятся песочница с сухим или влажным песком, игрушки,
формочки с характерными очертаниями. Попросите ребёнка отвернуться,
возьмите игрушку и оставьте на песке один или несколько следов. Следы
можно делать вдавив в песок различные предметы. Ребёнок поворачивается,
предметы лежат перед ним. Он смотрит на отпечаток и ищет предмет,
которым этот отпечаток оставлен.
Игра на развитие математических представлений
Рисуем руками
Задание способствует формированию межполушарного взаимодействия,
координации рук. Покажите ребенку, как можно рисовать одновременно
двумя руками и предложите сделать также. Двумя руками можно нарисовать
одну фигуру (круг, квадрат, треугольник, ёлочку) или каждая рука рисует свой
рисунок (например, круг и квадрат).
Землемеры
В разных частях песочницы поставьте различные объекты (дом, дерево,
гараж). Покажите, как измерять расстояние между объектами с помощью
«шагов». Шаги делают большим и указательным пальцами. Делаем вывод: от
дома до леса 7 шагов, а до гаража 5 шагов. Гараж находится ближе, так как 5
меньше, чем 7 шагов на 2.
Магазин
В эту игру можно играть всей семьёй, причём и продавец и покупатель
должны уметь считать. Покупатель называет, что он хочет купить, например,
2 яблока и 4 морковки. Продавец должен запомнить просьбу и сделать с
помощью формочек то, что просили. Покупатель проверяет, не ошибся ли
продавец. Игра также тренирует внимание и память.