Авторы: Баннова Наталья Михайловна, Наталья Михайловна Баннова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №34
Населённый пункт: с. Вольно-надеждинское Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование
Воспитание гражданско–патриотических чувств у детей старшего
дошкольного возраста (Из опыта работы)
Автор: Баннова Наталья Михайловна
Организация: МБДОУ ДСОВ № 34
Населенный пункт: Приморский край, с.Вольно-Надеждинское
В последние годы в России идет переосмысление сущности патриотического
воспитания, оно приобретает все большее общественное значение, становится
задачей государственной важности. В рамках реализации национального проекта
«Образование» разработан федеральный проект «Патриотическое воспитание»,
который ориентирован на обеспечение функционирования системы
патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотизм
выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности
личности.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, современное понимание
которого характеризуется многовариантностью, разнообразием и
неоднозначностью. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и
гордость за свой народ. Патриотизм как нравственное качество является
результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый
благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. На
каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание
имеют свои особенности. Для развития нравственно-патриотического потенциала у
дошкольника необходимы следующие условия:
создание обстановки эмоционального благополучия;
использование личностно ориентированного подхода в обучении детей;
творческий подход к содержанию образования;
осуществление отбора содержания с учетом регионального компонента;
интеграци разных видов деятельности;
взаимодействие с семьями воспитанников;
преемственность в работе с учреждениями культуры.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из
окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками,
и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок.
И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с
восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств являются исторические
знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции
растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за
людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте
своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной
край.
Именно поэтому, свою работу по воспитанию любви к «малой» Родине, я начала
с знакомства детей с истории возникновения нашего села – Вольно-Надеждинское,
это корни, связывающие с родным домом и ближайшим окружением.
Мною был разработан и реализуется проект «Село мое родное», целью
которого является воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем
родном селе.
Перед тем, как приступить к планированию работы, было проведено
анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний об
истории своего села, диагностика. Оценку работы осуществляла по таким
критериям:
1.Знание истории образования нашего села.
2. Знание известных людей нашего села.
Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ
патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и
России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.
Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей
является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению
вертикальных семейных связей. Для реализации нашего проекта я обратилась к
родителям с просьбой принести в детский сад старые фотографии села (улицы,
здания), вырезки из старых газет об упоминании села Вольно-Надеждинское.
Родители с удовольствием откликнулись, началась совместная интересная
исследовательская работа.
Мы организовали предметно-развивающую среду с учетом данного проекта:
сделали подборку художественной литературы, авторами которой были наши
жители. Подготовила презентации, посвященные памятным датам «Странички
истории», разрабатала конспекты игр-занятий и сценарии развлечений:
«Путешествие по родному селу», викторина «Что я знаю о своем селе»,
«Памятные места» и др.
При поддержке родителей, были организованны экскурсии по улицам села,
где дети получили возможность сравнить вид современных зданий с фотографиями
минувших лет.
Помимо экскурсий организованных нашим детским садом, большое значение
имели семейные экскурсии по селу, посещение детей с родителями отдельных
предприятий и учреждений нашего села. Итоги таких экскурсий были выражены в
фотовыставках, и выступлениях детей. Не менее интересно мы провели "мини-
исследование" - история улицы на которой находится детский сад улица Парковая
и центральной улицы нашего села –ул. Рихарда Дрегиса. Сделали фотовыставку
«Улица Дрегиса – вчера и сегодня»
В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к
исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в
разных поколениях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка
сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. В рамках реализации нашего проекта я
предложила родителям вместе со своими детьми составить свое генеалогическое
древо и герб своей семьи. Мы не ожидали таких интересных работ: это были
аппликации; заготовки, купленные в магазине; работы, сделанные с помощью
компьютерных технологий; нарисованные самостоятельно и др. Этими работами
долго любовались как дети, так и взрослые. Семейное изучение своей
родословной помогло детям начать осмысление очень важных и глубоких
постулатов:
корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края
и страны;
семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как
она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с
бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по
любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный,
пальчиковый, настольный, плоскостной.
Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек: «Игрушки из
бабушкиного сундучка» Дети с большим удовыольствием приносили в сад
игрушки, которые хранились у них дома.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?
Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с
теплом, а живя в городе, селе - он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о
красоте и богатстве родного края? Думается, что это выражение глубокой
привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое
дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты,
какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем
детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических
чувств.
Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в
детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и
мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.
Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими
родства.