Напоминание

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)


Авторы: Баннова Наталья Михайловна, Наталья Михайловна Баннова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №34
Населённый пункт: с. Вольно-надеждинское Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание гражданско–патриотических чувств у детей старшего

дошкольного возраста (Из опыта работы)

Автор: Баннова Наталья Михайловна

Организация: МБДОУ ДСОВ № 34

Населенный пункт: Приморский край, с.Вольно-Надеждинское

В последние годы в России идет переосмысление сущности патриотического

воспитания, оно приобретает все большее общественное значение, становится

задачей государственной важности. В рамках реализации национального проекта

«Образование» разработан федеральный проект «Патриотическое воспитание»,

который ориентирован на обеспечение функционирования системы

патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Патриотизм

выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности

личности.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, современное понимание

которого характеризуется многовариантностью, разнообразием и

неоднозначностью. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и

гордость за свой народ. Патриотизм как нравственное качество является

результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство самый

благоприятный период для приобщения ребенка к национальной культуре. На

каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание

имеют свои особенности. Для развития нравственно-патриотического потенциала у

дошкольника необходимы следующие условия:

создание обстановки эмоционального благополучия;

использование личностно ориентированного подхода в обучении детей;

творческий подход к содержанию образования;

осуществление отбора содержания с учетом регионального компонента;

интеграци разных видов деятельности;

взаимодействие с семьями воспитанников;

преемственность в работе с учреждениями культуры.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –

отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из

окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками,

и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок.

И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с

восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств являются исторические

знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции

растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за

людей, трудами и талантами которых славится Россия, чувства сопричастности к

прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Любой край, область, даже небольшая деревня - неповторимы. В каждом месте

своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала

позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной

край.

Именно поэтому, свою работу по воспитанию любви к «малой» Родине, я начала

с знакомства детей с истории возникновения нашего села – Вольно-Надеждинское,

это корни, связывающие с родным домом и ближайшим окружением.

Мною был разработан и реализуется проект «Село мое родное», целью

которого является воспитание патриотизма через краеведческие знания о своем

родном селе.

Перед тем, как приступить к планированию работы, было проведено

анкетирование родителей, беседы с детьми для выявления уровня знаний об

истории своего села, диагностика. Оценку работы осуществляла по таким

критериям:

1.Знание истории образования нашего села.

2. Знание известных людей нашего села.

Ожидаемые результаты проекта - формирование у старших дошкольников основ

патриотизма, гражданственности, знаний об истории своей малой родины и

России, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

Не менее важным условием гражданско-патриотического воспитания детей

является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с родителями по

данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению

вертикальных семейных связей. Для реализации нашего проекта я обратилась к

родителям с просьбой принести в детский сад старые фотографии села (улицы,

здания), вырезки из старых газет об упоминании села Вольно-Надеждинское.

Родители с удовольствием откликнулись, началась совместная интересная

исследовательская работа.

Мы организовали предметно-развивающую среду с учетом данного проекта:

сделали подборку художественной литературы, авторами которой были наши

жители. Подготовила презентации, посвященные памятным датам «Странички

истории», разрабатала конспекты игр-занятий и сценарии развлечений:

«Путешествие по родному селу», викторина «Что я знаю о своем селе»,

«Памятные места» и др.

При поддержке родителей, были организованны экскурсии по улицам села,

где дети получили возможность сравнить вид современных зданий с фотографиями

минувших лет.

Помимо экскурсий организованных нашим детским садом, большое значение

имели семейные экскурсии по селу, посещение детей с родителями отдельных

предприятий и учреждений нашего села. Итоги таких экскурсий были выражены в

фотовыставках, и выступлениях детей. Не менее интересно мы провели "мини-

исследование" - история улицы на которой находится детский сад улица Парковая

и центральной улицы нашего села –ул. Рихарда Дрегиса. Сделали фотовыставку

«Улица Дрегиса – вчера и сегодня»

В настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к

исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего рода в

разных поколениях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка

сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти

прошлого, к своим историческим корням. В рамках реализации нашего проекта я

предложила родителям вместе со своими детьми составить свое генеалогическое

древо и герб своей семьи. Мы не ожидали таких интересных работ: это были

аппликации; заготовки, купленные в магазине; работы, сделанные с помощью

компьютерных технологий; нарисованные самостоятельно и др. Этими работами

долго любовались как дети, так и взрослые. Семейное изучение своей

родословной помогло детям начать осмысление очень важных и глубоких

постулатов:

корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края

и страны;

семья - ячейка общества, хранительница национальных традиций;

счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как

она является основной деятельностью дошкольника. Были использованы игры с

бытовыми, трудовыми, общественными сюжетами. Игры драматизации по

любимым сказкам с использованием различных видов театра: кукольный,

пальчиковый, настольный, плоскостной.

Интересны занятия посвященные игрушкам наших бабушек: «Игрушки из

бабушкиного сундучка» Дети с большим удовыольствием приносили в сад

игрушки, которые хранились у них дома.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве?

Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с

теплом, а живя в городе, селе - он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о

красоте и богатстве родного края? Думается, что это выражение глубокой

привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое

дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты,

какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаем

детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических

чувств.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Мне хочется пробудить в

детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих полководцев и

мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

Нашим детям есть чем гордиться, они не должны расти Иванами, не помнящими

родства.



В раздел образования