Напоминание

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Людмила Юрьевна Сафронова
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №2 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: р.п. Мишкино Курганская область
Наименование материала: конспект открытого занятия по музыкальному развитию дошкольников
Тема: Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 2 общеразвивающего вида»

Конспект занятия по развитию чувства ритма

(старшая группа 5-6 лет)

Сафронова Людмила Юрьевна,

Музыкальный руководитель

Мишкино 2024 г.

Открытое занятие по развитию чувства ритма у детей

старшего дошкольного возраста с элементами логоритмики

Музыкальная логоритмика - это одно из направлений музыкально–

ритмического развития детей. Она включает в себя три составные части:

слово, движение и музыка. Можно сказать, что это развитие речи

посредством музыки. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, а речь

имеет музыкальную составляющую.

Особую роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения.

Музыка и движения благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–

ритмические движения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять

умственную перегрузку и утомление.

Цель – Развитие чувства ритма у детей через синтез музыки, движений и

речи.

Задачи

Обучающие: Формировать у детей тембровый слух и метроритмические

навыки, используя игровые ситуации. Научить детей правильному

обращению с музыкальными инструментами, уметь воспроизводить на них

ритмические формулы.

Развивающие: Развивать образное мышление, создавая творческую

атмосферу, развивать общую и мелкую моторику, дыхание, певческие

навыки, воображение и ассоциативно-образное мышление;

развивать слуховые и телесные ощущения, активное восприятие музыки.

Воспитательные:

Воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

Прививать бережное отношение к музыкальным инструментам.

Материал. Детские музыкальные и шумовые инструменты, шапочки для

героев сказки «Теремок», ритмические карточки, минидекорации (двери с

«ритмическими замками», декорации по сказке «Теремок»).

Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Нянина сказка» в записи,

закличка «Солнышко», песня «Солнечная капель» музыка С.Соснина,

фонограмма музыки для танца.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством Чайковского П.И.,

разучивание песни «Солнечная капель», работа с ритмическими карточками

по программе «Ладушки», игра на детских музыкальных инструментах.

Ход занятия.

Звучит музыка (Нянина сказка).

Дети под эту музыку входят в зал цепочкой и образуют полукруг, стоят до

окончания музыкального произведения.

Музыкальный руководитель поёт: «Здравствуйте, дети»

Дети отвечают. «Здравствуйте»

(затем дети здороваются с гостями, гости отвечают)

Музыкальный руководитель:

Сегодня у нас необычное занятие. Вы когда входили в зал слышали музыку.

Какое это произведение? Правильно. Это «Нянина сказка», а кто сочинил эту

красивую пьеску? (П.И. Чайковский). А теперь расскажите, какая по

характеру была эта музыка? (ответы детей) (м.р. подводит к тому, чтобы

дети назвали это произведение сказочным, и предлагает отправиться в

сказку).

Музыкальный руководитель:

Чтобы нам не было страшно, и никто не потерялся по дороге, берем, друг

друга за руки и отправляемся в путь. Дети выполняют ритмичные движения

(шаги) под пение педагога.

Мы сейчас пойдем направо (идут змейкой направо)

Дружно - раз, два, три!

А потом пойдем налево (идут змейкой налево)

Дружно - раз, два, три!

В центре круга соберемся (идут в круг)

Дружно - раз, два, три!

И на место все вернемся (идут из круга)

Дружно - раз, два, три!

Музыкальный руководитель.

Мы пришли с вами к сказочному замку, а ворота замка оказались закрыты, а

для того, чтобы их открыть, что надо сделать? Правильно, постучать, но

постучать необычно, мы же с вами в сказке. Посмотрите, на воротах

нарисован узор, вам знаком этот рисунок? Правильно, это ритмическая

цепочка, интересно, для чего она здесь? (ответы детей) У меня в моем

волшебном мешочке есть инструменты. (достает барабан) Сейчас кто-

нибудь из вас поможет нам открыть ворота в сказочный замок.

Ребенок играет ритмический рисунок. (исполнение ритмической цепочки на

барабане)

Варианты:

а) проговорить на слоги «ТА и ТИ»;

б) прохлопать;

в) проиграть на других инструментах (ложки, бубен, коробочка, рубель,

барабан, металлофон, треугольник)

Музыкальный руководитель. Ворота открылись, и мы с вами очутились в

сказочном замке. В замке холодно и сыро, даже руки замерзли, надо их

согреть, давайте все вместе подуем на ручки, а теперь будем быстро сжимать

и разжимать наши кулачки.

Чтобы нам стало совсем тепло, мы с вами позовем солнышко, пусть оно

заглянет к нам в окошко и согреет нас. (закличка «Солнышко»). Песенку мы

будем петь, одновременно прохлопывая ритм ладошками.

Музыкальный руководитель. Солнышко осветило все вокруг, и

посмотрите, перед нами еще одна дверь, и на ней тоже нарисован

ритмический рисунок. Давайте так же откроем эту дверь с помощью другого

инструмента, (например, бубен) и узнаем, что же там, за дверями… педагог

называет ребенка, чтобы он воспроизвел заданный ритм. Мы с вами попали

в комнату вокальной музыки и нам надо спеть какую-либо песню. Мы знаем

песенку про весеннюю капель, давайте её споём. (исполняют песню)

Музыкальный руководитель. Ребята, вы так хорошо пели, что от нашей

веселой песенки открылась следующая дверь, давайте заглянем за нее и

посмотрим, что же прячется за этой дверью. (открывает мини декорацию

двери) Ребята, это театральная гостиная, но артистов тут нет, а значит, нам с

вами предстоит стать актерами.

(исполнителей главных ролей можно выбрать при помощи считалки, так

как детям всем хочется принять участие в инсценировке).

Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами наденем шапочки героев,

возьмем в руки инструменты, и с их помощью расскажем сказку «Теремок».

(педагог проговаривает с детьми, с помощью каких инструментов и каким

ритмом они смогут озвучить каждого героя сказки) Итак, стоит в поле

теремок…

Сказка «Теремок»

теремок – ложки,

стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика,

мышка – треугольник,

лягушка – бубен,

зайка – ксилофон (свободная импровизация)

волк – рубель,

медведь – барабан,

«теремок развалился» – все инструменты).

Музыкальный руководитель.

Вот и закончилось наше занятие. А теперь пора возвращаться нам в детский

сад, но пешком мы не пойдем, а вспомним, как мы катались зимой на санках

и поедем назад на санях с бубенчиками пока снег в лесу еще не растаял.

Взяли в руки инструменты и поехали… (озвучиваем стихотворение

шумовыми инструментами и голосом в ритме стихотворения)

(приветствуются творческие ритмические импровизации детей)

Едем, едем на лошадке,

По дорожке зимней, гладкой:

Цок, цок, цок. Цок, цок, цок. (языком)

Санки скрипят. Бубенчики звенят.

Дятел стучит. Вьюга свистит.

Белка на елке орешки все грызет, (хлопки в ладоши)

Рыжая лисичка зайчика стережет. (потереть ладошки)

Ветер, стужа. Ветер, стужа. (у-у-у)

Снег пушистый кружит, кружит…(ш-ш-ш)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали:

С горки – У-ух! В ямку бух!

Приехали!

Музыкальный руководитель.

Вот мы и дома, а на улице светит солнышко, поют птицы, весна пришла,

скажите мне дети, где мы с вами сегодня побывали? Что вам запомнилось?

При помощи чего мы открывали двери сказочного замка?

Ответы детей.

Молодцы, ребята, давайте поаплодируем себе. А я приготовила маленькие

скрипичные ключики, которые помогут вам открыть двери в волшебный мир

музыки.

Дети прощаются с гостями и уходят.



В раздел образования