Напоминание

"Человек на войне" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"


Автор: Чижова Марина Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ОК № 1"
Населённый пункт: г.Пушкино Московской области
Наименование материала: Разработка технологической карты урока литературы
Тема: "Человек на войне" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Тёркин"
Раздел: среднее образование





Назад




Практическая работа: разработка технологической карты урока

Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните

представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые

результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Чижова Марина Витальевна

Место работы

МБОУ

г.Пушкино

Городской

округ

Пушкинский

Московской

области «Образовательный комплекс №1»

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

8 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

14

Тема урока

«Человек на войне», по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»

Уровень изучения

(укажите один или оба уровня изучения

(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

1

Личностные:

1

.Воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения

к

Отечеству,

прошлое

и

настоящее

многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и

традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

3.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности

эстетического характера.

4.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего

возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов

деятельности;

Метапредметные:

1.Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и

познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

3.Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-

следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

4.Смысловое чтение;

5.Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и

2

в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать своё мнение;

6.Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной

речью;

Предметные:

1.

Видеть черты русского национального характера в героях произведений о Великой Отечественной войне.

2.Осознанно

воспринимать

художественное

произведение

в

единстве

формы

и

содержания;

адекватно

понимать

художественный текст и давать его смысловой анализ;

3.Воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;

4.Выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): портрет Твардовского, письмо М.Исаковскому,

главный герой поэмы, лучшие черты русского солдата, композиция поэмы, главы-зарисовки, начало поэмы, обыкновенность героя,

фронтовая повседневность, художественные приемы, надежда на благоприятный исход войны, судьба главного героя, фронтовая дружба,

музыка на войне, свой Теркин в каждой роте, эпизодические герои, внешность Теркина, человек на войне.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в поэме «Василий Теркин». Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной

войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины

жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция

поэмы.

Материалы: учебник «Литература. 8 класс (часть 2) под редакцией В.Я. Коровиной»; портрет А.Т.Твардовского, моноспектакль

3

«Твардовский. Василий Теркин» (1979 г., читает О.Табаков).

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание,

интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная работа.

На экран выводится слайд - портрет А.Т.Твардовского. Посмотрите на портрет А.Т.Твардовского, загляните в его глаза. Что вы в них

видите? (грусть и тепло, озабоченность и доверчивость, мягкое доброе лицо, особая сила притяжения во взгляде). Как говорят о таких

глазах в народе? («видит насквозь»). Почему это выражение применимо именно к поэту? (он прошел войну, видел то тяжкое и

губительное, что она несла, поэтому и глаза его полны тревоги за будущее; он хочет, чтобы люди поняли и осознали, что такая

страшная война никогда не должна повториться).

Послушайте отрывок из письма, адресованного М.Исаковскому. Какова его основная мысль? Подтвердите ее эпизодами из главы «От

автора».

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения

нового

Эвристическая беседа по главам поэмы.

Итак, сегодня мы будем говорить о Теркине, его образ композиционно объединяет отдельные главы в единое целое. Теркин Василий

Иванович – главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян (земляк автора). Он воплощает лучшие черты русского

солдата и народа в целом. Назовите, какие? (мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора).

Из биографии А.Т.Твардовского известно, что над поэмой он работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся,

типизировался (портретная зарисовка).

Фамилия Теркин созвучна слову «тереть» (т.е.здраво рассуждать, иметь свое мнение на все происходящее). Фразеологизм «тертый калач»

означает «бывалый», «побывал в переделках» (лингвистическое наблюдение).

Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь

между собой. Поэма состоит из отдельных глав, каждая из которых имеет свое название.

Определите, что помогают понять названия глав поэмы? (анализ содержания)

4

Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне («в быту суровом»). Эта

сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата»… О том, как он

воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде».

Вторая глава вводит читателя в военный быт. Ведь люди на войне не только ходили в атаки, но и жили: варили суп «на колесах прямо»,

спали то «на пригретом взгорке», а то и на снегу, «крыша – небо, хата – ель, корни жмут под ребра».

Работа по группам.

1 группа. Глава «На привале». Чтение отрывков.

Установите, каким Вася Теркин предстает в начале поэмы? (немудрящий, простак – балагур, считающий, что лучшее место в армии –

это «поваром в пехоте»).

Докажите, что такой человек нужен на войне (опора на текст). Теркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны;

говорит, что воюет с самого начала, трижды был в окружении, имеет три ранения, одну контузию. Твардовский настаивает на

обыкновенности своего героя. Василий задумывался как молодой боец-парень. Это определение насыщается эмоционально-

психологической характеристикой: добрый парень…бравый…бойкий…удалой…свой! Жизнестойкость его удивительна. Он и людям

помогает «шуткой самой немудрой», и умеет смягчить трагизм обстановки. Конечно, такие люди были необходимы на войне

(портретная зарисовка).

2 группа. Глава «Перед боем».

Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Без чего нельзя прожить на войне? Докажите примерами из текста.

Все товарищи уснули,

А меня не гнет ко сну.

Дай-ка лучше в карауле

На крылечке прикорну.

Взял шинель, да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх, - и все – шинель.

Эх, суконная, казенная,

Военная шинель,

У костра в лесу прожженная,

Отменная шинель.

Знаменитая, пробитая

В бою огнем врага

5

Да своей рукой зашитая, - кому не дорога!

Упадешь ли, как подкошенный,

Пораненный наш брат,

На шинели той поношенной

Снесут тебя в санбат.

А убьют – так тело мертвое

Твое с другими в ряд

Той шинелкою потертою

Укроют – спи, солдат!

3 группа.

Выявите, каким настроением пронизана глава «Переправа»?

Трагическое ощущение вызывают уже первые строки: «Кому память, кому слава, кому темная вода, - ни приметы, ни следа».

Проследите, как это настроение нарастает.

Установите, какие художественные приемы использует поэт, чтобы выразительно нарисовать сцену переправы? (Трагизм происходящего

подчеркивает пейзаж – дважды упоминается черный цвет (цвет траура): чернеет лес, черная вода; используется сравнение: «Берег

правый, как стена…». Эпитет «след кровавый». И, наконец, повторы усиливают трагизм происходящего: «Люди теплые, живые шли на

дно, на дно, на дно…» Это горестный рассказ о том, как «переправа сорвалась». Стоит отметить, что в этой главе 4 раза

повторяются слова «Переправа, переправа», причем, их сопровождают разные знаки препинания и разные слова. Этот повтор делит

главу на смысловые фрагменты, приводя к кульминации (смысловой анализ текста):

Кому память, кому слава,

Кому темная вода,

Ни приметы, ни следа…

Тем путем идут суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьем кремневым

Русский труженик-солдат…

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идет святой и правый,

6

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле.

Звучит надежда на благоприятный исход битвы, и потому могут быть оправданы любые потери.

Но ведь жизнь человеку дается один только раз, можно так ею распоряжаться? Не лучше ли остаться в тылу (так делали некоторые, можно

было дезертировать, как Андрей из повести В.Распутина «Живи и помни»). Что по этому поводу говорит А.Т.Твардовский? (опора на

текст)

4 группа. Главы «О войне».

«Солдат войны не выбирает». Определите, какова судьба главного героя поэмы? (Это судьба солдата, одного из тех, кто вынес на

плечах всю тяжесть войны. И это становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни).

Может ли человек быть одиноким на войне? Какая глава повествует о фронтовой дружбе? (глава «Теркин ранен»). Докажите примерами

из текста.

5 группа. Глава «Гармонь».

Без чего еще нельзя прожить человеку на войне? (Это музыка, умение играть на музыкальных инструментах. В Теркине проявилась

природная тонкость, деликатность, тактичность – бойцы рассказали ему историю осиротевшей гармони. Вместе с тем мы осознаем

его как яркую талантливую личность). Прочитайте отрывок из главы «Гармонь»:

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Да! Умел воевать, умел и отдыхать человек на войне.

7

Найдите в тексте, как говорят о Теркине танкисты, которые отдали ему гармонь? («Мастак»). Подберите синонимы: рукастый, мастер

на все руки, талант, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист (лексический анализ).

Русский человек необычайно талантлив, неприхотлив, умеет приспосабливаться к любым обстоятельствам. Непривычно было

оказаться после дымных окопов на недельном отдыхе. Чтение отрывка из главы «Теркин на отдыхе»:

…Самолично, безраздельно

Занимать кровать свою,

Спать в сухом тепле постельном,

Спать в одном белье нательном,

Как положено в раю.

…как тоскует о постели

На войне солдат живой!

Что ж не спится в самом деле?

Не укрыться ль с головой?

А пока – в пути, в теплушке,

В тесноте любой избушки,

В блиндаже иль погребушке,

Где нам случай приведет, -

Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь плотней друг к дружке,

Отдохнуть. А там – вперед.

6 группа. Глава «Теркин-Теркин».

Прототипом Василия Теркина стал весь русский народ. Не случайно в главе «Теркин-Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой

же фамилией, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он собирательный

образ. Образ обобщенный, но вместе с тем индивидуализированный. Прочитайте отрывок из главы «Теркин-Теркин»:

Мать-земля моя родная,

Вся смоленская родня,

Ты прости, за что-не знаю,

Только ты прости меня!

8

Не в плену тебя жестоком,

По дороге фронтовой,

А в родном тылу глубоком

Оставляет Теркин твой.

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад…

Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде?

- Виноват…

Проявление простых человеческих чувств не чуждо Теркину: слезы горя и слезы радости.

В книге мы встречаем деда-солдата, воевавшего во время 1 мировой войны, и бабку – жену его; танкистов в бою и на марше; девчонку-

медсестру в госпитале; солдатскую мать, возвращающуюся из плена; солдата, потерявшего всех родных… С какой целью автор

«населяет» поэму множеством эпизодических героев? (составьте устное высказывание, не менее 100 слов).

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Анализируя поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин», вы узнаете, какой же он – человек на войне?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем

новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными

материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания

материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,

презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению

гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Просмотр отрывка из моноспектакля «Твардовский. Василий Теркин» (1979 г., читает Олег Табаков)

Самостоятельная работа.

1)Опираясь на прочитанные главы поэмы, постарайтесь выстроить путь героя на войне:

1.

Будни

9

2.

Бой

3.

Сабантуй

4.

Труднейшая переправа

5.

Немецкий погреб (ранение)

6.

Госпиталь

7.

Стрелковый полк, первая рота

8.

Теркин-гармонист

9.

Старый дед и бабка

10. Кисет или шапка?

11. Теркин-холостяк

12. Поединок Теркина с немцем

13. Теркин подбил вражеский самолет

14. Медаль

15. Теркин в обороне

16. Разговор с генералом (земляком)

17. Воспоминания о жизни до войны

18. Обещание вернуться домой

19. Бой в болоте за Борки

20. Теркин – командир взвода

21. Ранение

22. Возвращение в родной полк

23. Двойник Иван

24. Слух о гибели Теркина

25. Теркин уже офицер

26. Украденные часы

27. Бой на Днепре

28. Берлин

29. Освобождение пленных

30. Русское «спасибо»

31. Березовые веники

32. Пушки смолкли. Победа!

33. Легендарный Теркин

Просмотр отрывка из моноспектакля «Твардовский. Василий Теркин» (1979 г., читает Олег Табаков)

2)Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они? Аргументируйте свой ответ.

10

3)Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями? Докажите примерами из текста.

4)

Найдите в толковом словаре значение слов «простой», «простоватый» (лингвистическое наблюдение). Объясните, какое из них

больше подходит Теркину? Подтвердите свой ответ эпизодами из текста.

Просмотр отрывка из моноспектакля «Твардовский. Василий Теркин» (1979 г., читает Олег Табаков)

5)Известно, что Василия Теркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Почему? Поясните

свой ответ, составьте устное высказывание не менее 100 слов.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите

факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,

закон)

Работа в парах.

Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте?

Подтвердите свой ответ строками из этой главы.

Дайте определение словам «балагур», «сабантуй». Проверьте себя по словарю.

В начальной главе «От автора» звучит гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Установите, в каком еще

произведении речь идет о воде, как о жизни? (Б.Васильев, повесть «В списках не значился». Защитники Брестской крепости сходили с

ума и умирали от нехватки воды. Лето 1941 года выдалось жарким).

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,

выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и

конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип

и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите

задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Проведите небольшое исследование-путешествие, используя географическую карту.

Установите на карте реальные указатели победного шествия Красной Армии, а заодно и основные факты фронтовой биографии Василия

Теркина (опираясь на текст поэмы).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

В книге нет ни одной строки, которую хотелось бы пропустить или поправить, хотя после войны и после создания книги прошло много

11

лет. В самом начале «Книги про бойца» не случайно помещена поэтическая декларация жизненной необходимости «правды сущей» -

этого главного принципа Твардовского…

Какими главами, эпизодами, поступками и словами героев подтверждается мысль Твардовского о «правде сущей»? Напишите небольшое

сочинение-рассуждение, отвечающее на этот вопрос.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

ОГЭ по литературе. Задание 5

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем

напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее

двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Почему поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» по праву называют «энциклопедией войны»?

5.2. Какие нравственные, гражданские, общечеловеческие проблемы ставит А.Т.Твардовский в поэме «Василий Теркин»?

5.3. В чем особенности композиционного построения поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

5.4. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе

анализа одного-двух произведений.)

5.5. Какая еще из прочитанных книг о Великой Отечественной войне вспоминается Вам чаще всего и почему?

Итоговое сочинение по литературе (допуск к ЕГЭ)

Напишите сочинение по теме: «Что сближает Василия Теркина с героями народных сказок, русскими богатырями Ильей Муромцем,

Алешей Поповичем и др.?» (направление 1 – духовно-нравственные ценности)

ЕГЭ по литературе. Задание 4

Установите соответствие между героями поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» и цитатами из текста, к ним относящимся: к

каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ЦИТАТЫ.

1)«Да нельзя так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

12

А) Танкисты

Б) Автор

В) Василий Теркин

Я вторую, брат, войну…

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же – посудите –

Может, завтра – с места в бой…»

2)«Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Теркин на войне.

Как же вдруг тебя покину?

Старой дружбы вере счет.

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет».

3)«Знаешь, друг…

Не знакомы ль мы с тобою?

Не тебя ли это, брат,

Что-то, помнится, из боя

Доставляли мы в санбат?

Вся в крови была одёжа,

И просил ты пить да пить…»

А-3, Б-2, В-1

ЕГЭ по литературе.

Задание 6

Какие изобразительные средства использовал автор в данном фрагменте?

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

13

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, -

Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,

Обломав у края лед,

Погрузился на понтоны

Первый взвод.

Погрузился, оттолкнулся

И пошел. Второй за ним.

Приготовился, пригнулся

Третий следом за вторым.

1) Повтор

2) Сравнение

3) Рефрен

4) Олицетворение

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

В тексте поэмы большое количество фразеологизмов, крылатых слов и выражений. Поработайте с текстом, из любых 3-4 глав выпишите

устойчивые единицы. Установите, употребляем ли мы их в современной речи? В каких ситуациях? Поэма была написана в 1941-1945 гг.,

понятно ли современному читателю значение этих слов сегодня? Аргументируйте свой ответ.

«Немец где? До ближней хаты

Полверсты – ни дать, ни взять...» («не ближе»)

«Отдышись, покушай плотно,

закури и в ус не дуй».

(«ни о чем не беспокойся»)

«Зги не видно. Ночь вокруг». («очень темно»)

«Видит мой Василий Тёркин –

14

Не с того зашёл конца». («неверный выбрал путь»)

«До двора – подать рукой». («совсем близко»)

«Не гляди, что на груди,

А гляди, что впереди!»

«Жив остался – не горюй:

Это – малый сабантуй».

«Ничего. С земли не сгонят,

Дальше фронта не пошлют...»

«Угол отчий, мир мой прежний

Я в душе моей берёг».

«Что касается начальства, –

Свой у всех передний край...»

«Вот стихи, а всё понятно,

Всё на русском языке...»

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Русский язык. ОГЭ.

Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является

синекдоха.

1)Вдруг – сигнал за поворотом,

Дверцу выбросил шофер,

Тормозит:

-Садись, пехота,

Щеки снегом бы натер.

15

2)Отлежался. Да к тому же

Щелкал по носу мороз,

Защемлял в пути все туже,

Подгонял, под мышки нес.

3)От машин заиндевелых

Шел народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь.

4)Были листья, стали почки,

Почти стали вновь листвой.

А не носит писем почта

В край родной смоленский твой.

5)Уминая снег зернистый,

Впеременку – пляс не пляс –

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Работа в группах, умение задавать вопросы и умение отвечать на них. Взаимопомощь и взаимопроверка по чётким критериям.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным

результатам

Задание на карточках: соотнесите стихотворные строки с названием главы.

-Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

16

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки – и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй? (глава «На привале»)

На краю сухой канавы,

С горькой, детской дрожью рта,

Плакал, сидя с ложкой в правой,

С хлебом в левой, - сирота.

Плакал, может быть, о сыне,

О жене, о чем ином,

О себе, что знал: отныне

Плакать некому о нем. (глава «Про солдата-сироту»)

Честь и слава помпохозу,

Снаряжавшему обоз,

Что советскую березу

Аж за Кенигсберг завез.

Пар на славу, молодецкий,

Мокрым доскам горячо.

Ну-ка, где ты, друг елецкий,

Кинь гвардейскую еще! (глава «В бане»)

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовьте к следующему уроку одно из предложенных заданий:

1)В поэме, кроме Теркина, есть еще герой, который проходит через весь текст, - это автор. Образ автора является посредником между

героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другу-читателю» (главы «О себе», «От автора» и др.). Каким вам

представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему (не менее 100 слов).

2)Составьте цитатный план 3-5 глав, используя только реплики Василия Теркина.

3)Выучите наизусть любой понравившийся отрывок из поэмы.

17

4)Подготовьте выразительное чтение любого отрывка по ролям.

18



В раздел образования