Напоминание

"Коррекционная и инклюзивная среда:сложности работы воспитателя"


Автор: Султанова Светлана Салимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄с комбинированного вида №14
Населённый пункт: г.Азнакаево, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная и инклюзивная среда:сложности работы воспитателя"
Раздел: дошкольное образование





Назад




“Коррекционная и инклюзивная среда:

сложности работы воспитателя»

Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать

обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация

воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными

возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) должна рассматриваться

как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего

образования.

Создание в детском саду специальных условий для получения

образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной

материально-технической базы образовательного учреждения, но и с

изменением

всей

образовательной

среды.

У

здоровых,

нормально

развивающихся

детей,

проходящих

через

инклюзивное

образование,

развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость.

Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с

крайне

низким

уровнем

толерантности.

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья (ОВЗ) -

это

дети,

имеющие

недостатки

в

психическом и (или) физическом развитии, подтвержденные ПМПК,

состояние

здоровья

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания. Речь идет о

физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не

может исполнять те или иные функции или обязанности.

Получение детьми с

ограниченными

возможностями

здоровья

образования является одним из основных и неотъемлемых условий их

успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной и социальной деятельности.

Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет,

прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности,

и

особые

образовательные

потребности.

Группы

комбинированной

направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении

открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и

воспитания

детей

с

нормальным

слухом

и

интеллектом,

имеющих

отклонения

в

речевом

развитии

и

обеспечения

специализированной

консультативной,

коррекционно-

педагогической

помощи

ребенку

с

нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии

с адаптированной основной образовательной программой дошкольного

учреждения,

а

также

по

специальным

коррекционным

программам,

предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию

дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического

развития и индивидуальных особенностей ребенка.

В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ

предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она

обеспечивается:

‒ своевременным обследованием детей;

‒ •рациональным составлением расписания специально-организованной

деятельности;

‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;

‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и

наглядными пособиями;

‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями,

узкими специалистами.

На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы

организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы

в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели,

прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями

ограничений воспитанников данных групп.

В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ

непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить

эффективность проводимой коррекционной работы педагогов. Деятельность

воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя

общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение

всестороннего развития всех воспитанников группы.

Особенностями организации работы воспитателя комбинированной

группы являются:

планирование (совместно с учителем-логопедом и

другими

специалистами)

и

проведение

коррекционно-развивающей

деятельности воспитанников с ОВЗ; планирование (совместно с другими

специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников

группы; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по

выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;

обеспечение

индивидуального

подхода

к

каждому

воспитаннику

с

отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет

рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические

рекомендации,

а

логопед

советы

воспитателя);

консультирование

родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания

ребенка в семье; ведение необходимой документации.

Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник

воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а

также

занимает

меньшую

часть

детей,

пока

воспитатель

занят

с

большинством.

Задачи,

стоящие

перед

воспитателем

группы

комбинированной направленности:

Предоставление

возможности

детям

с

ОВЗ

получить

качественное

дошкольное образование в ДОУ;

Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого

ребенка в условиях инклюзивного обучения;

Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в

коллектив

обычных

дошкольников

путем

создания

безбарьерного

пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;

Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для

создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в

домашних условиях;

Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с

ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;

Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и

развития всех детей группы комбинированной направленности;

Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы

обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи

педагогам;

Во время организованных форм образовательной деятельности

воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации

совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими

средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими

организационными формами работы в комбинированной группе являются

фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3

чел.), индивидуальные занятия. Проведение всего комплекса коррекционного

обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению

недостатков

речи

с

выполнением

общих

программных

требований.

Предусмотрено

проведение

учителем-логопедом

подгрупповых

и

индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется

специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными

детьми по коррекции речи по заданию учителя-логопеда «Логопедический

час».

Воспитатель планирует свою работу с учетом программных

требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе

коррекционно-воспитательной работы учитываются речевые возможности

каждого ребенка с ОВЗ. Целью коррекционного обучения в группах

комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны

речи,

грамматического

строя

речи

и

фонематического

недоразвития.

Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии

с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов;

подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе

комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в

работе

учителя-логопеда

и

других

специалистов.

Взаимодействие

с

воспитателями

учитель-логопед

осуществляет

в

разных

формах.

Это

совместное составление перспективного планирования работы на текущий

период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм,

методов

и

приемов

коррекционно-развивающей

работы;

оснащение

развивающего

предметного

пространства

в

групповом

помещении;

взаимопосещение

и

участие

в

интегрированной

образовательной

деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в

ходе

режимных

моментов,

еженедельные

задания

учителя-логопеда

воспитателям

Еженедельные

задания

учителя-логопеда

воспитателю

включают следующие разделы: ‒ логопедические пятиминутки; ‒ подвижные

игры и пальчиковая гимнастика; ‒ индивидуальная работа; ‒ рекомендации

по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

C каждым годом в муниципальные образовательные учреждения

приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной

возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с

логоневрозами,

дисграфией,

дислексией,

повышенной

возбудимостью,

нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью,

повышенной

утомляемостью,

а

также

с

гораздо

более

серьезными

проблемами (ЗПР,

аутизм,

эпилепсия,

ДЦП).

Они

нуждаются

в

специализированной

помощи,

индивидуальной

программе,

особом

режиме.

Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей

по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка,

оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам

помощи.

У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать

социальную компетентность, навыки общения с окружающими.

Преодоление

социальной

изоляции,

расширение

возможностей

произвольного взаимодействия со сверстниками — существенное условие

позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их

способностей к обучению.

На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид

нарушения,

степень

выраженности

его

проявления,

время,

когда

манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая

среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд.

Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без

нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается

своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.

К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще

обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с

опережением,

предвосхищая

централизованные

реформы,

которые,

возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые

нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также

механизмы

их

материально-технического,

социального,

психолого-

педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит

утвердить

государственный

стандарт

профессиональной

реабилитации

инвалидов

и

организовать

систему

специальной

подготовки

и

переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов

инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению

доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться

более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из

наименее обеспеченных слоев современного российского общества.

Литература: Проблемы дошкольного образования на современном этапе:

Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева,

Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.:

АРКТИ,

2005.



В раздел образования