Автор: Султанова Светлана Салимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄с комбинированного вида №14
Населённый пункт: г.Азнакаево, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекционная и инклюзивная среда:сложности работы воспитателя"
Раздел: дошкольное образование
“Коррекционная и инклюзивная среда:
сложности работы воспитателя»
Инклюзивное образование дает возможность детям с ОВЗ посещать
обычные ДОУ и воспитываться вместе с другими детьми. Организация
воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее по тексту - ОВЗ) должна рассматриваться
как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего
образования.
Создание в детском саду специальных условий для получения
образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной
материально-технической базы образовательного учреждения, но и с
изменением
всей
образовательной
среды.
У
здоровых,
нормально
развивающихся
детей,
проходящих
через
инклюзивное
образование,
развиваются такие качества как сочувствие, сопереживание, отзывчивость.
Они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с
крайне
низким
уровнем
толерантности.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья (ОВЗ) -
это
дети,
имеющие
недостатки
в
психическом и (или) физическом развитии, подтвержденные ПМПК,
состояние
здоровья
которых
препятствует
освоению
образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания. Речь идет о
физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не
может исполнять те или иные функции или обязанности.
Получение детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности.
Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс МБДОУ изменяет,
прежде всего, установки взрослых на детей — у всех детей есть особенности,
и
особые
образовательные
потребности.
Группы
комбинированной
направленности для детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении
открыты с целью осуществления коррекционно-развивающего обучения и
воспитания
детей
с
нормальным
слухом
и
интеллектом,
имеющих
отклонения
в
речевом
развитии
и
обеспечения
специализированной
консультативной,
коррекционно-
педагогической
помощи
ребенку
с
нарушением речи. Воспитание и образование детей строится в соответствии
с адаптированной основной образовательной программой дошкольного
учреждения,
а
также
по
специальным
коррекционным
программам,
предусматривающим, наряду со всесторонним развитием детей, коррекцию
дефектного становления речи с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных особенностей ребенка.
В группах комбинированной направленности для детей с ОВЗ
предусматривается четкая организация коррекционного процесса. Она
обеспечивается:
‒ своевременным обследованием детей;
‒ •рациональным составлением расписания специально-организованной
деятельности;
‒ планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
‒ •оснащением логопедического кабинета необходимым оборудованием и
наглядными пособиями;
‒ •совместной работой учителя-логопеда с родителями, воспитателями,
узкими специалистами.
На заседаниях ПМПк детского сада рассматриваются вопросы
организации работы с детьми, имеющими нарушения в развитии. Для работы
в группах комбинированной направленности назначаются воспитатели,
прошедшие курсы повышения квалификации, в соответствии с показаниями
ограничений воспитанников данных групп.
В течение всего времени обучения и воспитания детей с ОВЗ
непрерывно осуществляется мониторинг, который позволяет отследить
эффективность проводимой коррекционной работы педагогов. Деятельность
воспитателя комбинированной группы аналогична деятельности воспитателя
общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение
всестороннего развития всех воспитанников группы.
Особенностями организации работы воспитателя комбинированной
группы являются:
планирование (совместно с учителем-логопедом и
другими
специалистами)
и
проведение
коррекционно-развивающей
деятельности воспитанников с ОВЗ; планирование (совместно с другими
специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников
группы; соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по
выполнению адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ;
обеспечение
индивидуального
подхода
к
каждому
воспитаннику
с
отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов (учет
рекомендаций каждого педагога: воспитатель учитывает логопедические
рекомендации,
а
логопед
—
советы
воспитателя);
консультирование
родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания
ребенка в семье; ведение необходимой документации.
Вместе с воспитателем в группе постоянно находится помощник
воспитателя, который участвует в организации режимных процессов, а
также
занимает
меньшую
часть
детей,
пока
воспитатель
занят
с
большинством.
Задачи,
стоящие
перед
воспитателем
группы
комбинированной направленности:
Предоставление
возможности
детям
с
ОВЗ
получить
качественное
дошкольное образование в ДОУ;
Построение образовательной программы с учетом особенностей каждого
ребенка в условиях инклюзивного обучения;
Обеспечение полноценной максимальной интеграции детей с ОВЗ в
коллектив
обычных
дошкольников
путем
создания
безбарьерного
пространства для взаимодействия всех членов образовательного процесса;
Организация эффективного взаимодействия с родителями воспитанников для
создания условий для полноценного развития в дошкольных учреждениях и в
домашних условиях;
Постоянная психопрофилактическая работа с родителями здоровых и детей с
ОВЗ на тему создания благоприятной психологической атмосферы в группе;
Помощь родителям в виде консультаций и обучение вопросам воспитания и
развития всех детей группы комбинированной направленности;
Мотивация родителей воспитанников к активному включению в процессы
обучения и развития детей, проявление инициативы и оказание помощи
педагогам;
Во время организованных форм образовательной деятельности
воспитателя с детьми особое внимание уделяется способам организации
совместной деятельности детей: по очереди, в парах, подгруппами, с общими
средствами реализации замысла или общей целью взаимодействия. Такими
организационными формами работы в комбинированной группе являются
фронтальные и групповые занятия, а также занятия малыми группами (2–3
чел.), индивидуальные занятия. Проведение всего комплекса коррекционного
обучения требует совмещения специальных занятий по исправлению
недостатков
речи
с
выполнением
общих
программных
требований.
Предусмотрено
проведение
учителем-логопедом
подгрупповых
и
индивидуальных занятий. Наряду с этим во второй половине дня выделяется
специальное время для работы воспитателя с подгруппами и отдельными
детьми по коррекции речи по заданию учителя-логопеда «Логопедический
час».
Воспитатель планирует свою работу с учетом программных
требований и речевых возможностей дошкольников, так как в процессе
коррекционно-воспитательной работы учитываются речевые возможности
каждого ребенка с ОВЗ. Целью коррекционного обучения в группах
комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны
речи,
грамматического
строя
речи
и
фонематического
недоразвития.
Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии
с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов;
подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе
комбинированной направленности во многом зависит от преемственности в
работе
учителя-логопеда
и
других
специалистов.
Взаимодействие
с
воспитателями
учитель-логопед
осуществляет
в
разных
формах.
Это
совместное составление перспективного планирования работы на текущий
период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм,
методов
и
приемов
коррекционно-развивающей
работы;
оснащение
развивающего
предметного
пространства
в
групповом
помещении;
взаимопосещение
и
участие
в
интегрированной
образовательной
деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в
ходе
режимных
моментов,
еженедельные
задания
учителя-логопеда
воспитателям
Еженедельные
задания
учителя-логопеда
воспитателю
включают следующие разделы: ‒ логопедические пятиминутки; ‒ подвижные
игры и пальчиковая гимнастика; ‒ индивидуальная работа; ‒ рекомендации
по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
C каждым годом в муниципальные образовательные учреждения
приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной
возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с
логоневрозами,
дисграфией,
дислексией,
повышенной
возбудимостью,
нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью,
повышенной
утомляемостью,
а
также
с
гораздо
более
серьезными
проблемами (ЗПР,
аутизм,
эпилепсия,
ДЦП).
Они
нуждаются
в
специализированной
помощи,
индивидуальной
программе,
особом
режиме.
Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей
по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка,
оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам
помощи.
У детей с ограниченными возможностями необходимо развивать
социальную компетентность, навыки общения с окружающими.
Преодоление
социальной
изоляции,
расширение
возможностей
произвольного взаимодействия со сверстниками — существенное условие
позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их
способностей к обучению.
На развитие ребенка непосредственное влияние оказывает вид
нарушения,
степень
выраженности
его
проявления,
время,
когда
манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая
среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд.
Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без
нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается
своя обучающая программа. Но в целом их основные аспекты совпадают.
К сожалению, вопрос об инклюзивном образовании пока еще
обсуждается недостаточно. Некоторые учебные заведения действуют с
опережением,
предвосхищая
централизованные
реформы,
которые,
возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не разработаны единые
нормативы организации учебного и реабилитационного процессов, а также
механизмы
их
материально-технического,
социального,
психолого-
педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит
утвердить
государственный
стандарт
профессиональной
реабилитации
инвалидов
и
организовать
систему
специальной
подготовки
и
переподготовки, повышения квалификации преподавателей - специалистов
инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать расширению
доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут создаваться
более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из
наименее обеспеченных слоев современного российского общества.
Литература: Проблемы дошкольного образования на современном этапе:
Выпуск 5. / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. / — Тольятти: ТГУ, 2007.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л. С. Киселева,
Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — 3-е изд. испр. и доп. — М.:
АРКТИ,
2005.