Автор: Гасанова Мая Магомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 "Звездочка"
Населённый пункт: Тверская область город Бологое
Наименование материала: проект
Тема: Экологический проект в старшей группе «Пчелки путешествуют по временам года»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звездочка» г. Бологое Тверской области
Экологический проект в старшей группе
«Пчелки путешествуют по временам года»
Разработали воспитатели:
Гасанова М.М.
Радченкова Т.В
Бологое 2022
Ведение.
Формирование у детей экологической культуры и культуры
природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в
дошкольной
образовательной
организации.
Для
решения
этой
организационной задачи на каждом этапе экологического образования и
воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы,
проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и
мероприятия.
Название проекта: «Пчелки путешествуют по временам года»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, информационный, игровой,
творческий) .
Вид проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: с 24.05.21- 10.04.22гг.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель,
родители.
Актуальность проекта: данного проекта состоит в том, что природа
оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью,
многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок
радуется, видя зелёную траву, белый снег, желтые листья на деревьях,
бегущие ручейки. Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А
всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают
вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться
любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные
представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а
ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой
постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство
прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими
красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у
малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и
глубже познает окружающий мир. Поддерживая стремления детей к
творчеству, проект поможет обогатить имеющиеся знания и навыки, даст
возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха,
позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого
на свой более высокий уровень. Проект «Пчелки путешествуют по временам
года» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет
приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность,
умение планировать, работать в коллективе.
Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит
взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Это
способствует эмоциональному благополучию. Проектная деятельность
развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу
развиваться как творческой личности
Проблема :
Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им
эмоционально-ценностное отношение к живым организмам. С самого
рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира,
который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, и снег, страх и
радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности
самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы.
Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего
непроизвольная.
Гипотеза:
Если в работе с детьми использовать различные виды педагогических
технологий по формированию ценностного отношения к природе, по
развитию познавательной активности у детей через ознакомление с
изменениями в живой и неживой природы, создавать специальные условия
для этого, работать в определенной системе с родителями по проблеме, то
это будет способствовать:
• накоплению у детей представлений о временах года
• формированию интереса к природе и бережного отношения к ней
• развитию у них умения рассуждать, наблюдать
• формированию у детей интереса к экспериментальной деятельности
Новизна проекта:
Экологическое образование представлено во всех образовательных областях.
Использование интегрированного подхода в проекте позволяет ежемесячно
решать задачи экологического образования в совместной деятельности не
только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов, а также привлечение родителей к тесному
сотрудничеству.
Цель: формирование у детей обобщенных представлений о смене времен
года и природных явлениях, характерных для каждого сезона через разные
виды деятельности.
Задачи проекта:
1. Расширять представления о временах года через познавательно-
исследовательскую деятельность.
Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в
природе.
2. Развивать эстетическое восприятие, эмоциональный отклик на проявление
красоты времён года в окружающем мире, его изображениях в
произведениях искусства и собственных творческих работах.
3. Активизировать словарь по данной теме.
4. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость,
поддерживать интерес детей к видам спорта в разные времена года, к
активному здоровому образу жизни. Формировать умение одеваться по
сезону на улицу.
5. Обучать правилам безопасного поведения на улице по временам года.
6. Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому,
внимательному слушанию художественных произведений о временах года,
выразительному чтению наизусть стихов о природе.
7. Способствовать сотрудничеству между педагогами, детьми и родителями в
процессе практической деятельности.
8. Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах,
умение замечать красоту природы
9.Формирование первичных представлений о природном многообразии
планеты Земля, как общем доме людей.
ОО «Познавательное развитие»
- Расширять обогащать представления о влияния тепла, воды, света на жизнь
людей, животных, растений.
- Закреплять представление детей о том, как похолодание и сокращение
продолжительности дня изменяют жизнь, растений , человека и животных.
- Расширять и обогащать знания детей о временах года в природе.
- Расширять и обогащать знание детей об особенностях зимней природы.
- Учить наблюдать, развивать любознательность.
- Знакомить детей с многообразием родной природы, с растениями,
деревьями.
- Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к
узнаванию
природы,
формировать
необходимые
для
разностороннего
развития ребенка.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего
мира;
- Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка.
- Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать
детей положительными эмоциями.
- Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение
видеть мир глазами творца-художника.
-
Предоставить
свободу
в
отражении
доступными
для
ребенка
художественными средствами своего видения мира.
- Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к
изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами
изображения.
ОО «Физическое развитие»
- Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия
для демонстрации двигательных умений каждого ребенка.
- Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
ОО «Речевое развитие»
- Формирование базисных представлений и речевых умений;
- Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные
способности и возможности детей.
- Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым
явлениям.
- Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом
общении со взрослыми и сверстниками.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать игровую деятельность воспитанников.
- Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к
собственному труду, труду других людей, его результатам.
Взаимодействие с родителями:
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является
одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только
опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить
главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека
экологически грамотного.
Одной из основных форм работы с родителями остаётся итоговый КВН с
детьми: посвященная на «День Земли»
Рекомендации: «Наблюдения в природе летом, осенью, зимой, весной».
Акция «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать». Изготовление
кормушек.
Мастер-класс «Огород на окне».
Консультация: «Правильное отношение детей к природе начинается в
семье».
«Почему лекарственные растения лучше обычных таблеток?»,
«Комнатные растения и уход за ними».
«Игра и развлечения как средство воспитания у детей любви к
природе».
«Наблюдения в зимний, весенний, летний и осенний период».
«Зимние травмы».
Стенгазета «До свидание лето», «Зимние забавы», «Хлеб всему голова»
Семейные поделки: «Осенние фантазии», «Парад певоцветов»
Фотовыставка «Любимые места»
Методы организации педагогической деятельности:
В процессе реализации проекта используются методы, в основе которых
лежит способ организации занятия (словесные, наглядные, практические
методы обучения).
Словесные методы (используются для расширения знаний детей о природе,
систематизации и обобщения их):
беседа;
рассказ;
обсуждение
(впечатлений от экскурсий, о ролевых и познавательных игр); сравнивание
(участие в выставках, конкурсах); чтение литературы.
Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям
познавательной
деятельности
детей
дошкольного
возраста,
позволяют
сформировать
у
них
яркие,
конкретные
представления
о
природе):
демонстрация наглядных пособий;
демонстрация голосов птиц, звуков
природы, наблюдение.
Практические методы (использование этих методов позволяет воспитателю
уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и
отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить
в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении
знаний):
познавательно-исследовательские
работы;
игра;
изготовление
рисунков. В работе по экологическому воспитанию детей необходимо
использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между
собой.
Краткое содержание проекта
Июнь - август
Программное содержание: учить наблюдать за изменениями в погоде, закрепить с
детьми основные приметы времени года лето;
Познакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой
невозможна жизнь на планете Земля, с её свойствами;
Дать расширенные представления о свойствах льда, как об одном из свойств воды;
Научить детей бережно относиться к природным ресурсам Родины , а именно воде.
Подвести к пониманию того, что в природе есть удивительное царство мир цветов;
Мероприятие: «Путешествие в лето», «Вода, камни, песок», «Цветы»
Презентация «Время года лето»
Исследовательская деятельность
Проведение опытов и экспериментов с почвой, водой, воздухом
Праздник дружбы «Под грибом»
Выставка детского творчества «Ах! Лето»
Стенгазета «До - свидание лето»
Досуг «Сортировка мусора»
Развлечение «До - свидание лето»
Целевая прогулка «Березовая роща»
Сентябрь – ноябрь
Программное содержание:
Закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе осенью;
Учить устанавливать связи между изменениями, происходящими в живой и неживой
природе в осенний период;
Уточнить представление детей о том, какой путь происходит зерно, чтобы стать
хлебом, воспитывать уважение к хлебу;
Формировать у детей знания о грибах и их видах, о ценности грибов для человека;
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности и любовь к окружающей
среде.
Мероприятие: «Путешествие в осень», экологический праздник «День хлеб»,
«Грибы, ягоды»
Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов с листьями
Беседы-рассуждения: « Почему листья пожелтели, падают?»,
Презентация «Время года осень»
Выставка «Осенние фантазии»
Экскурсия «Пекарня нашего города»
Целевая прогулка «Осенний лес»
Декабрь - февраль
Программное содержание:
учить наблюдать за изменениями в погоде зимой, уметь описывать погоду, используя
эпитеты, образные выражения;
Дать детям элементарные представления о природном объекте – воде, её
превращениях в снег, в лёд;
Дать представления об их образе жизни и приносимой ими пользе;
Обобщить представление детей о жизни диких, домашних животных зимой;
Воспитывать любовь и заботливое отношение к животным;
Формировать представления детей о строении птиц (части тела и их форма);
Закреплять знания о цвете оперений птиц.
Мероприятие: «Путешествие в зиму», «Птицы», « Животные»
Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом
Презентация «Время года зима», «Птицы и животные зимой»
Выставка детского творчества «Снеговик»
Фотоколлаж «Зимние забавы»
Развлечение «День снеговика»
Экологический праздник «Синичкин день»
Март – апрель
Программное содержание:
Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;
Воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся
природе;
Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о неживой
природе;
Расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах,
технологии выращивания огорода на подоконнике;
Развивать в детях умение видеть простейшие причинно-следственные связи между
весенними природными явлениями (солнце пригревает – тает снег, появляются цветы,
возвращаются перелётные птицы);
Закреплять знания об условиях выращивания растений в уголке природы (свет, тепло,
влага, почва);
Уточнять представление о мёде, его полезных свойствах, познакомить с некоторыми
медоносными растениями Отгадывание загадок;
Мероприятие: «Путешествие в весну», «Мишутка знакомит с растениями-
медоносами и мёдом», «Посадка огорода»
Исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов с семенами, почвой, водой, посадка огорода на
окне., с медом эксперименты.
Презентация «Весна и весенние признаки»
Театр. Деят. экологическая сказка «Три медведя»
КВН «День Земли»
Выставка «Первоцветы»
«Познавательное
развитие»
Беседа на тему: «Лето». «Что такое хорошо, а что
плохо». Цель: формировать элементарные представления
о лете; формировать правила безопасного поведения в
летний период
Ситуативный разговор «О пользе и вреде солнечных
лучиков»
Цель: напомнить детям, что не всегда солнце несет добро
живой природе: иногда длительное пребывание на солнце
вызывает ожоги кожи и солнечные удары у людей,
возникают лесные пожары и засыхают растения на полях.
Рассматривание песка.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;
сравнивать песок и камешки.
Наблюдение за пчелами.
Цель: расширить кругозор детей, воспитывать бережное
отношении к живому.
Наблюдение «Куда уходит солнце?»
Цель: научить видеть самые доступные изменения в
неживой природе, развивать речь
Беседа: «Что мы знаем о воде?»
Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет,
запах, текучесть.
Проведение опытов с водой «Вода не имеет формы»,
«Лёд легче воды»
Цель: формировать представление о свойствах воды у
детей дошкольного возраста.
Экспериментирование: «Какими бывают камни?»,
«Тонет – не тонет», «Вода и земля?»
Цель: приобщение к навыкам экспериментирования.
Игра «Отгадай»; «Собери цветок»
Цель: развитие познавательной активности.
Игра «Угадайка»; «Узнай на вкус»; Опытно –
экспериментальная деятельность: «Как вытолкнуть
воду?», «Для чего нужна вода?» и т.д.
Цель: уточнить представление детей о свойствах воды:
прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной
формы;
Наблюдения за погодой и природой поздней осенью.
Цель: Учить замечать и называть изменения
Экологическая игра « С какого дерева листок»
Беседы «Кому полезны грибы», «Какие бывают грибы»;
Цель: расширить представления о грибах, пользе и вреда.
Ознакомление с окружающим «Хлеб – всему голова»
Цель: Уточнить знания детей о хлебе , подвести детей к
пониманию бережного отношения к хлебу.
Просмотр видеофильмов:
Беседы с детьми для выявления знаний детей о зимних
явлениях природы;
Рассматривание картин, иллюстраций о зиме, о
снеговике.
Опыты «Вода и лёд», «Снег и его свойства»
Цель: приобщение к навыкам экспериментирования.
Дидактические игры «Помоги животным найти друг
друга», «Чьи следы на снегу».
Найди маме птенца.
Цели: развивать память, умение сравнивать; воспитывать
положительные чувства по отношению к пернатым
Эксперименты с луком Цели: дать представление о
полезности лука для здоровья человека, особенно весной;
- закрепить знания детей об условиях произрастания
растений (влага, сват, тепло).
Дидактическая игра «В саду ли, в огороде»
Цель: Развитие умений детей точно определять место
произрастания фруктов и овощей.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Цели:
учить детей связно выражать свои мысли, составлять сло
жные предложения, определять причину и следствие в пр
едложенной ситуации
Дидактическая игра «Времена года»
Цели: закрепить знание детей о временах года.
Беседа: «Вечная слава воде»; «Откуда родом камешки»;
«Кому нужны камни»;
Цель: формировать представления о пользе и значимости
природных явлениях в жизни человека
Наблюдение
за
голубем.
Обратить
внимание
на
особенности поведения птиц весной (голубы гнездятся на
чердаках, гнездо делают из тонких веточек и перьев)
Сюжетно-ролевая игра «На пасека»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к
насекомым
«Речевое развитие»
Отгадывание загадок об осени, о грибах, ягодах, о
лете,весне и зиме.
Цель: Обогощать и уточнять представление об осени,
лета, зимы, весне.
Словесная игра «Съедобные – несъедобные» Цель:
закрепить знание детей развитие словарного запаса.
Чтение художественной литературы о хлебе:
Сказки: «Легкий хлеб» ,«Хлеб хлебу брат», сказка «Сто
колобков», «Какой хлеб лучше», «Сказка о пшеничном
зернышке»;
Цель: Знакомство детей с главным продуктом питания,
как хлеб.
Рассматривание иллюстраций и репродукций:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему:
«Выращивание хлеба», «Лето», «Осень», «Зима», «Весна»
Составление рассказов по иллюстрации
Цель: развитие памяти, мышления, речи.
Беседа «Что бывает зимой?»
Цель. Уточнить знания детей о зиме и ее особенностях;
развивать воображение, умение вести диалог друг с
другом;
Словесные игры. «С горки кубарем качусь» «Снежки»
Цель. Развивать умение описывать зимние забавы и
узнавать их по описанию.
Речевое упражнение «Снежинки летят», «Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания.
Чтение сказок о зиме, весне, лете, осени. Цель: развитие
пассивного словарного запаса.
Знакомство со стихами и заучивание стихов о временах
года. Цель: развитие памяти;
НОД «Составления рассказа-описания о зиме»
Цель: развитие связной речи
«Художественно-
эстетическое развитие»
Рисование «Весёлое солнышко» Цель: Учить детей
создавать образ яркого, смешного, необычного солнышка
по стихотворению, передавать свои впечатления
Коллективная работа «Осень в лесу».
НОД. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с
детьми;
НОД. Рисование «Золотые колоски»
Цель: развитие работы левого и правого полушария,
мелкой моторики
Прослушивание записи с голосами птиц.
Цели: расширить кругозор детей, показать обычное
явление под новым углом зрения, развивать
Рисование «Выпал первый снежок».
Цель: Учить детей воспринимать изображение на
картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее
содержанию. Учить ритмично, наносить мазки на бумагу,
вызвать у детей радость от восприятия белого снега.
Аппликация «Снеговик». Цель: Учить детей аккуратно
пользоваться клей-карандашом, салфеткой, создавать
интерес к образу зимы. Развивать образные
представления, воображение
Аппликация коллективная работа «Синички»
Цель: учить детей передавать в аппликации образ
синицы, особенности формы головы и туловища, хвоста,
вырезывая по частям из цветной бумаги, соблюдая
пропорции.
«Весенние цветы"
использованием нетрадиционного метода рисования.
Цель: Помочь детям освоить способ рисования - ватными
палочками в ... Дети
изображают цветы в нетрадиционной технике рисования
смятой бумагой.
Коллективная работа «Весна красна» Цель: уточнить
и систематизировать знания детей о характерных
признаках весны
Дидактическая игра «Времена года» Цели:
сформировать у детей о том , что каждое время года
имеет свой цвет
«Физическое развитие»
Подвижные игры: «1-2-3- к дереву беги», « Садовник»,
«Найди свой цвет», «Медведь и пчелы», «Солнечные
зайчики», «Море волнуется» Цель. Развивать умение
действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно
выполнять движения; развивать воображение.
Физкультурное упражнение «Перепрыгни через
ручеек» Цель: научить ребенка быстро ориентирования в
пространстве и на плоскости, различать понятия
«направо» и «налево».
П.И. «Кто быстрее»
Цель: развитие двигательной активности детей.
Хороводные игры: «Снежный ком» «Мы белые
снежинки», «Гори ,гори ясно», «Цапля вышла на охоту»
Цель. Развивать музыкальный слух, чувство ритма,
умение сочетать движения со словами, выразительность,
певческие навыки.
«Берегись, заморожу»
Цель: Упражнять детей в прыжках на месте на двух
ногах, в ползании на четвереньках и подлезании;
«Снежки»
Цель: Продолжать учить детей бросать на дальность
правой и левой рукой. Развивать ловкость, быстроту,
способность к подражанию , чувство ритма, внимание и
координацию движений
Пальчиковые игры: «Снеговик сидел под кленом»
«Снежинки» ,«Пушистые снежинки с неба опустились»;
«Жило было сто ребят». «Дружба», «Апельсин», «Дует
ветер нам в лицо»
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство
ритма.
Физминутки. «Дни недели», «По каменной дорожке
шагают наши ножки», «На дворе мороз и ветер»
«Снежинки» «Догони меня» «Зайка беленький сидит»
«Птички летают» «Мы радуемся снегу» «По ровненькой
дорожке
Цель: способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены
деятельности через каждые 20 мин.
«Социально-
коммуникативное
развитие»
Трудовые навыки. Цветник. Огород.
Цель: расширить представление детей о цветах на
клумбах; закрепить умение поливать цветы.
Т.Д. «Труд взрослого летом,осенью,зимой, весной»
Цель: расширять представления детей о труде взрослых,
результатах труда, его значимости;
С/р игра «Отдых нашей семьи»
Цель:продолжать знакомить с правилами
безопасногоповедения во время отдыха и в разное время
года.
Из строительного материала: «Новый район города»;
«Мостик через речку»
Цель: учить взаимодействовать сообща, уступать друг
другу.
Конструирование из камушков. «Красивые узоры»
Цель: закреплять навыки безопасного пользования
камушками; развитие фантазии, мелкой моторики рук.
Сюжетно-ролевая игра:
«В лесу»
Цель: формировать основы экологической
культуры и безопасного поведения в природе.
«Кулинария». Цель:закреплять навыки беопасного
пользования приборов в кулинарии.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: формировать умение применять в игре полученые
знания об окружающей жизни.
Наблюдение за изменениями за окном. Цель: развитие
наблюдательности, логики, памяти.
Сюжетная игра «Помоги перейти скользкую дорогу».
Цель: развитие коммуникативных связей в группах.
Беседы: «Как мы одеваемся весной, «Опасный лед»,
«Осторожно сосулька», «Пройди - не промочи». Цель:
Формировать осознанное отношение к своему здоровью. -
Подвести к пониманию взаимосвязи между изменениями
погоды и одеждой людей. - Учить обходить опасные
места
Д.И. «Что такое хорошо, а что плохо». Цель:
формировать правила безопасного поведения в летний
период
Предполагаемый результат проекта:
1. Пробуждение в детях интереса к изменениям в природе в разные времена
года
2. Повышение интереса большего количества родителей воспитанников
к сотрудничеству и взаимодействию.
3. Расширение и систематизирование знаний о природе родного края;
4. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать
на происходящее, оказывать посильную помощь.
5. Ознакомление с правилами безопасного поведения на природе
7. Оформление выставок детского творчества «Времена года»
8. Интеллектуальная игра КВН «Круглый год».
Ожидаемые результаты по проекту:
Дети:
1. Сформировались навыки экологически грамотного и безопасного
поведения в природе.
2. Расширились перспективы развития поисково-познавательной
деятельности детей.
3. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к
своему здоровью.
4. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям
природы.
5. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы,
они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
6. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен
года.
Педагоги:
1.Обновление содержания работы по экологическому воспитанию детей
дошкольного возраста.
2.Пополнение развивающего предметного пространства информационно-
практическим материалом об экологии.
3. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста
системы представлений об экологии.
4. Повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с
семьёй.
Родители:
1.Повысился уровень осведомлённости родителей об экологическом
воспитании дошкольников.
2.Экологическое просвещение родителей даёт больший плюс в
экологическом воспитании детей группы.
Этапы реализация проекта:
Первый этап – подготовительный с 24.05.21-31.05.21гг.
- Донесение до участников проекта важности данной проблемы;
- создание проблемы, постановка цели и задач;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- художественной литературы, репродукций картин; организация предметно-
развивающей среды в группе.
Второй этап – основной с 1.06.21- 15.03.22гг.
– Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- проведение тематических занятий;
-создание альбомов «Времена года»
- изготовление макета дерево по временам года;
- участие в конкурсах в ДОУ;
- оформление выставок;
- беседы по теме;
- наблюдения, сравнения;
Связь с другими видами деятельности:
-игровая;
- продуктивная;
- коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы);
Физическое развитие (физминутки, подвижные игры);
- экскурсии, развлечении, досуги.
Третий этап – заключительный с 15.03.22 – по 10.04.22гг.
- презентация проекта;
- оформление выставки рисунков детей;
- проведение итоговой диагностики;
- КВН знаний детей, подведение итогов работы над данным проектом,
составление рекомендаций.
- фотоколлаж
Достигнутые результаты:
1.Повысился рост познавательной активности детей, интерес и
любознательность к явлениям природы, бережное отношение к природе.
2.Актуализируются знание о временных представлениях, последовательности
времен года.
3.Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля,
самоконтроль).
4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с
родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса
ДОУ.
5. Дети составляют по схеме – плану рассказы о временах года
Выводы: Хочется верить, что проводимая работа будет фундаментом для
воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по
проблеме доказывает верность нашей гипотезы. Действительно
использование различных видов педагогических технологий по-
формированию ценностного отношения к природе, по развитию
познавательной активности у детей через ознакомление с временами года и
изменениями в живой и неживой природы, создание специальных условий
для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме,
способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений к
временам года, о изменениях в живой и неживой природы;
• развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру
природы у каждого ребёнка.
Таким образом, совместная работа дошкольников, родителей и педагогов
через выбор методов, средств и форм обучения создаёт фундамент
экологической культуры, бережного отношения к природе. Все мы вместе и
каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и
приумножать её красоту!
Литература:
«Примерная общеобразовательная ПРОГРАММА дошкольного образования
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» научные редакторы Н.Е. Веракса, Т.С.
Комарова, М. А. Васильева, издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва,
2015 г. Соответствует ФГОС.
Интернет ресурсы
Приложение 1
Экологический КВН для детей старшей группы на «День
Земли»
Цели: закреплять знания детей о природе;
• формировать у детей элементы экологического сознания и культуры;
• обобщать знания детей о природных сообществах;
• формировать умение разгадывать загадки о природных сообществах,
называть природные сообщества (поле, луг, лес и др.) по составляющим их
растениям и обитающим в них животным;
• продолжать формировать речь, учить связно, лаконично отвечать на
поставленные вопросы;
• активизировать словарный запас детей;
• развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление,
эрудицию;
• увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной
деятельности;
• воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по
игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
Вступительная беседа. Замечательный писатель и большой любитель
природы М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас
кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице –
воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. Добрый день,
дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН
сегодня называется «Наш дом – природа».
Подготовка к игре.
Итак, сегодня в игре будут участвовать две команды. Давайте
поприветствуем наших игроков. Встречайте команда «Солнышко»,
«Капельки». А судить их будет жюри. Позвольте представить членов нашего
уважаемого жюри.
Представление членов жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения! За каждый конкурс жюри
будет присуждать один балл, который равен 1 фишке. (ведущий кладет
фишки на стол) Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок
скрывает от нас природа. Но мы с вами любознательный народ и нам
открываются любые тайны! Начинаем игру. Итак – вперед к победе!
1 конкурс «Представление команд» (название, девиз, эмблема)
Воспитатель спрашивает у детей название их команды
1 команда – «Солнышко». Ответ детей хором. Капитан команды
«Солнышко» Наш девиз: «Береги свою планету - ведь другой на свете нету».
2 команда – «Капелька» Ответ детей хором. Капитан команды «Капелька»
Наш девиз: «Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни» Слово для
оценки предоставляется жюри.
2 Конкурс «Разминка» (вопрос-ответ)
Представляет собой блицопрос. Каждая игра КВН начинается с разминки,
поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы
командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за
это будут снижаться баллы. За одну минуту нужно ответить на как можно
большее число вопросов. О начале и окончании конкурса извещает звуковой
сигнал жюри.
Вопросы для команды «Солнышко»:
• Когда орешки белка запасает? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
• Карась, сом, щука, окунь? (рыбы)
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
• Когда в саду малина поспевает? (летом)
• Какого зверя можно назвать длинноухим? (заяц)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел)
• Когда на солнце белый снег сверкает? (зимой)
• Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком?
(домашние)
• Собака – дикое или домашнее животное? (домашнее)
• У какого дерева белый ствол? (у березы)
• Когда в лесу подснежник расцветает? (весной)
• Чем питается бабочка? (нектаром)
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
• Назовите детенышей курицы (цыплята)
• Чем в основном питаются перелетные птицы? (насекомыми)
• Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Кто в лесу плетет паутину? (паук)
• Когда земля под снегом отдыхает? (зимой)
• Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (дикие)
• Что такое зеленый покров Земли? (трава)
• У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
• Что делает ёж зимой? (спит)
• Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Вопросы для команды «Капелька»
• Когда картошку дедушка копает? (осенью)
• На каком дереве растут желуди? (на дубе)
• Как одним словом называются животные, которые живут рядом с
человеком? (домашние)
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
• Как назвать детеныша коровы? (теленок)
• Когда сосулька капает и тает? (весной)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
• Сколько ног у жука? (шесть)
• Кто в лесу всю зиму спит? (еж, медведь, барсук)
• Когда вода на речках замерзает? (зимой)
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
• Лев - дикое или домашнее животное? (дикое)
• У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (у божьей
коровки) • Когда земляника поспевает? (летом)
• Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
• Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
• Как называется дом муравьев? (муравейник)
• Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
• Кто носит свой дом на спине? (улитка)
• У какого зверя есть иголки? (у ежа)
• Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
• Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
• Когда над полем бабочка летает? (летом)
• Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
• Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
• Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком?
(лесник)
• У какого дерева белый ствол? (береза)
• Как называется дом у муравья? (муравейник)
• Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
• Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)
Слово предоставляется жюри, которое называет общий счет.
3 конкурс. (загадки-описания природных сообществ)
1. Догадайтесь, куда мы пришли?
- Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и
кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет
береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья
попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди? Не конь,
а бежит, Не лес, а шумит, журчит. (ручей)
5. Речка все медленнее, течение все мельче. Пахнет тиной, квакают лягушки.
Комары летают целыми стаями. (болото)
По окончании конкурса слово предоставляется жюри.
4 Конкурс «Творческий»
Для участия в конкурсе приглашаются по два представителя от каждой
команды. На столах лежат пакеты из-под сока, ножницы, в тарелках – корм
для птиц. Необходимо сделать кормушку и насыпать в нее корм.
Оценивается не быстрота, а качество выполненного задания. Остальных
членов команд и зрителей воспитатель приглашаю поиграть в игру «Подбери
слова»
1. Лес может быть густым, а может быть и …(редким).
2. Волк-зверь большой, а еж …(маленький).
3. Медведь могучий, т.е. …(крупный, огромный).
4. Цветы черемухи ароматные, т.е. …(душистые).
5. Осень бывает ранняя, а бывает и …(поздняя).
6. Ягоды малины сладкие, а ягоды калины …(горькие).
7. Январь год начинает, а декабрь…(заканчивает).
Затем по окончании конкурса предоставляется слово жюри.
5 Конкурс-эстафета «Птичья столовая»
Нужно вспомнить, какие птицы прилетают зимой на кормушку показать
Ведущий: Как назвать одним словом птиц, которых на плакате? (зимующие)
Как их назвать одним словом? (перелетные)
6 конкурс «Экологический тренинг» - «Угадай-ка?»
На шесте - дворец, Во дворце - певец. А зовут его…
(Скворец)
Кто на елке, на суку счет ведет: "ку-ку, ку-ку?"
(Кукушка)
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
(Грач)
Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает?
(Петушок)
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.
(Дятел)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(Сорока)
«Экологический тренинг» - «Угадай, чей голосок?» Жюри оценивают
результаты тренинга.
7 конкурс капитанов.
Приглашаются капитаны обеих команд. Участники КВН приветствуют
капитанов.
Ведущий:
Итак, следующий конкурс «Выбрать объекты живой и неживой природы»
(одна команда выбирает объекты живой природы, другая команда – объекты
неживой природы и вешают на доску)
Цветы, облака, животные, вода, трава , горы, книга.
Человек, снег, лес, земля, птицы, машина, насекомые.
Жюри оценивает конкурс.
8 конкурс "Экологические знаки".
- Каждая команда получает по 5 знаков. Ребята должны определить название
каждого из них.
1-ая команда:
2-ая команда:
«Солнышко»
1 Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе (Облака)
2 Зимой одевается в белый кафтан, Весной – в зеленый сарафан, Летом – в
платье цветном, Осенью ходит в плаще золотом. (Земля)
3 Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).
4 Голубой шатер весь мир накрыл (Небо)
5 Стоит Антошка на одной ножке, Кто мимо ни пройдет, Всяк поклонится.
(Гриб).
6 Рыжая плутовка живет в густом лесу. (Лиса).
«Капелька»
1. Не ездок, а со шпорами Не будильник, а всех будит (петух).
2. Всю ночь летает - мышей добывает А станет светло, спать ляжет в дупло
(сова).
3. Летит, пищит, очень тоненько звенит. Случай не упустит, сядет и укусит
(комар).
4. Водяные мастера строят дом без топора. Дом из хвороста и тины и
плотины (бобры)
5. Красногрудый, чернокрылый любит зернышки клевать. С первым снегом
на рябине он появиться опять (снегирь)
6. Хвост пушистый, мех золотистый.
7. В лесу живет, в деревне кур крадет (лиса)
О том, что иногда, совсем не подумав, человек наносит огромный вред
окружающей среде. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш
общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица
природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево,
ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть
добрым!
Жюри подводит итоги.
Приложение 2
Опыты с мёдом (на определение
настоящий это мёд или заменитель)
1 опыт:
Материал для опыта: баночка с мёдом, ложка.
Набрать мёд ложкой и приподнять над баночкой, посмотреть, как стекает
мёд.
Вывод: если последняя капля подтянется к ложке, значит мед настоящий.
2 опыт:
Материал для опыта: тарелочка с мёдом, кусочек хлеба.
В тарелку с мёдом положить небольшой кусочек хлеба на некоторое время.
Вывод: если хлеб затвердеет – это настоящий мед.
3опыт:
Материал для опыта: стакан с медовой водой, уксус.
В стакан с медовой водой капнуть несколько капель уксуса.
Вывод: если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был
добавлен мел.
4 опыт:
Материал для опыта: бумажная полоска, мёд, химический карандаш.
Размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что-нибудь
химическим карандашом.
Вывод: если рисунок станет синим, значит мед не настоящий.
5 опыт:
Материал для опыта: стакан с медовой водой, йод.
В стакан с медовой водой капнуть несколько капель йода.
Вывод: если медовая вода станет синей – мед не настоящий.
Инсценировка русской народной сказки «Три медведя»
Программные задачи:
Образовательные: активизировать словарь детей, совершенствовать умение
эмоционально передавать характер сказки, четко и внятно произносить слова.
Развивающие: развитие музыкально-художественной деятельности детей,
выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и
выразительно передавать сказку.
Воспитательные: воспитание
у
детей
интереса
к
театрализованной
деятельности, дружеских взаимоотношений, вежливости.
Предварительная работа: рассказывание детям русской народной сказки
«Три медведя» рассматривание иллюстраций к сказке.
Материалы : домик, плетень, колодец, ведро с коромыслом, пенек с
топором, лейка, грядка.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация: развитие
умения
последовательно
и
выразительно
передавать сказку, четко и внятно произносить слова.
Музыка: развитие музыкально - художественной деятельности детей.
Социология: воспитание дружеских взаимоотношений среди детей.
Три медведя.
Действующие
лица: Ведущая
-
взрослый;
бабушка,
дед,
Машенька,
подружки, Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка - дети.
Декорация: домик, плетень, колодец, ведра с коромыслом, пенек с топором,
грядка, лейка.
(из домика выходят бабка и дед. Звучит музыка. (Дед начинает колоть дрова,
а бабка садится на лавку и вяжет)
Ведущая: На полянке на лесной стоит домик расписной,
Стоит на самой опушке, живут в нем дед и старушка.
Бабка (заглядывая в домик). Внученька, пора вставать! В лес идти, грибов
насобирать.
(из домика выходит Маша, поливает грядки и поет песенку)
Песня Маши: Встану рано поутру и в лесок пойду я,
Там нарву букет цветов, с ним я потанцую!
В лес зеленый побегу - ягод наберу я,
Их в корзинку положу, с ними потанцую! (входят подружки)
l-я подружка: Ну, подруженька, скорей, собирайся веселей.
2-я подружка: В лес зеленый мы пойдем, грибов, ягод наберем!
Дед (грозя пальцем) Ты по сторонам гляди, от подруг не отходи.
(Подружки и Маша встают друг за другом и идут в лес, напевая песню «Как
пошли наши подружки» Они входят в лес и видят березку.
(Исполняется песня «ягодка малинка»)танец с подружками
Ведущая: Малину Маша собирала, от подруг своих отстала...
Глядь она по сторонам, только елки тут и там.
(Маша садится на пенек)
Маша: Я одна в лесной глуши, тихо, тихо, ни души. Вот и вечер настает, кто
- то, кажется, идет
(прислушивается). (Выскакивают зайчата. «Танец зайчат»)
1- ый заяц: Мы- зайки - побегайки, наш домик у ручья!(играем в прятки)
2-ой заяц: Мы-зайки - побегайки (замечает Машу) Ой, девочка, ты чья?
Маша: Я живу в лесной избушке с бабушкой и дедом.
За подружками в лесок, побежала следом.
Я малину собирала, от подруг своих отстала.
Вы по лесу пробегали, мою избушку не видали?
3-й заяц: Там, где тишина лесная, стоит избушка расписная.
Мы тебя проводим к ней, ну, пойдем, ступай смелей! (зайцы показывают
дорогу и убегают)
(Появляется лиса. Маша прячется под елку. Звучит мелодия «Лиса».)
Лиса: Не бойся, Машенька, лису ,- лисятам рыбку я несу. (показывает рыбку)
Почему ты без подруг? Может, заблудились вдруг?
Маша: За подружками в лесок, побежала следом.
Я малину собирала, от подруг своих отстала.
Ты по лесу пробегала, мою избушку не видала?
Лиса: Там, где тишина лесная, стоит избушка расписная.
Провожу тебя я к ней, ну, пойдем, ступай скорей!
(Лиса провожает Машу до избушки. Маша стучит в дверь)
Маша: Кто здесь в домике живет? Кто мне двери отопрет?
(Входит на столе стоит свеча)
Ведущая: Дверь открыта, горит свет, только вот хозяев нет. Маша в домике
одна, Маша очень голодна. На столе стоят три чаши: из одной поела Маша...
(Маша ест из большой чаши)
Из остальных хлебнула мало, почувствовала, что устала. (Маша встает и идет
к кроватям.)
Ведущая: На большой топчан легла девчушка, не понравилась подушка.
(Маша переходит к другой кровати) На среднюю легла кровать - неудобно ей
лежать. Огонек она задула (Маша задувает свечу.) И крепко в маленькой
уснула.
Звучит песня «Колыбельная»
Ведущая: (прислушиваясь). Шаги послышались в тиши - вот и хозяева
пришли.
Входят три медведя. Звучит мелодия «Медведь».
Михаил Потапович: (подходит к миске и заглядывает в нее). Кто хлебал из
моей чашки и все выхлебал?
Настасья Петровна: Кто хлебал из моей чашки?
Мишутка: Кто хлебал из моей чашки?
(подходят к кроватям)
Михаил Потапович: Кто лежал в моей постели и помял ее?
Настасья Петровна: Кто лежал в моей постели и помял ее?
Мишутка: (испуганно) Посмотрите, неужели кто-то спит в моей постели?
Приложение 3
Конспект НОД по окружающему миру «Весна красна пришла» в
старшей группе
Возрастная группа: старшая
Тема НОД: «Весна красна пришла».
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных
признаках весны.
Задачи:
образовательные:
• закрепить знания о смене времен года, помочь запомнить названия
весенних месяцев;
• дать представления об изменениях, происходящих ранней и поздней весной
в природе.
• формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
доброжелательности, любви и бережного отношения к природе.
развивающие:
• продолжать развивать умение отгадывать загадки;
• развивать мышление.
воспитательные:
• воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих
товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Виды деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной
литературы и фольклора.
Демонстрационный материал: карточки с изображением предметов для
выполнения коллективной работы, карточки с изображением птиц, ватман,
фломастеры, письмо с веточкой.
ХОД НОД:
1.
Вводная часть
Воспитатель: Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова.
Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра,
благополучия.
Воспитатель: Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки. Молодцы,
ребята!
2.
Основная часть.
Дети обращают внимание на письмо на столе
Дети: А что это у Вас на столе лежит?
Воспитатель: Кто- то на стол
Положил письмо.
Может это лучик солнца, что щекочет лицо.
Или это воробьишко, пролетая обронил.
Или это кот письмо, как мышку заманил!
Дети: А давайте посмотрим, что в нем лежит? (Воспитатель с детьми
открывает конверт и достает оттуда веточку с почками).
Воспитатель: Дети посмотрите на веточку, что Вы на ней видите.
Дети: У нее появились почки.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А Вы знаете в какое время года у
деревьев появляются почки?
Дети: Да, весной.
Воспитатель: Садитесь поудобнее, я начинаю свой рассказ о Весне.
Воспитатель: Весна — замечательное и прекрасное время года, когда
природа просыпается и оживает после долгого сна. Послушайте прекрасное
стихотворение про Весну русского поэта Федора Тютчева под названием
«Зима недаром злится.»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
А теперь давайте попробуем вместе сочинить свою сказку о Весне, я начну, а
Вы Назовите их?
Дети: Грачи, скворцы, ласточки, лебеди.
Воспитатель: Молодцы. Ребята ну-ка посмотрите на изображения птиц
на экране и отгадайте какая из них лишняя и почему? (слайд 6) (для
отгадки щелкнуть второй раз) (Дидактическая игра «Четвёртый лишний»)
Дети: Лишняя синица. Она зимующая птица, а все остальные птицы —
перелётные.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним почему их называют птицами?
Дети: Тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две
лапы, есть хвост.
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?
Дети: Грачи.
Воспитатель: Что строят птицы, когда возвращаются с юга?
Дети: Строят гнёзда.
Воспитатель: Для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: Долго ли коротко ли, появились у Сестрицы Весны три
сына (слайд 9). Кто вспомнит как зовут старшего сына Весны?
Дети: Месяц Март.
Воспитатель: В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает
первые часы, дни весны.
Воспитатель: Кто вспомнит как зовут среднего сына Весны?
Дети: Месяц Апрель
Воспитатель: Его зовут — снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет
последние остатки снега. В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» -
развешивают скворечники,
Воспитатель: Кто вспомнит как зовут младшего сына Весны?
Дети: Месяц Март. (
Воспитатель: Его в народе зовут — травень, цветень.
Воспитатель: Люди с давних времён встречают Весну хороводом. Так
давайте, и мы также встретим Весну.
(Подвижная игра «Весна»)
Солнышко, солнышко, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (Бегут по кругу.)
Прилетело сто грачей, («Летят» по кругу.)
А сугробы тают, тают, (Медленно приседают.)
А цветочки подрастают. (Тянутся на цыпочках, руки вверх.)
Воспитатель: Тем временем Сестрица Весна продолжает на земле свой
порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
Воспитатель: Почему цветы, которые появляются весной, называются
первоцветами?
Дети: Потому что они первые распускаются.
Воспитатель: Как Вы думаете, а какие цветы распускаются первыми?
Дети: Подснежник, мать и мачеха
Воспитатель: Ребята, а какие приметы весны вы знаете?
Дети: Солнце светит ярко и греет; на солнце снег начинает таять, капель;
появились первые проталинки на земле; дни длиннее, а ночи короче;
побежали весенние ручейки; мы зимнюю одежду поменяли на весеннюю; вся
природа просыпается от зимнего сна; на деревьях и кустах появляются
почки; птицы прилетают с теплых стран.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Братья месяцы очень любят загадывать загадки.
Воспитатель: Давайте мы попробуем отгадать загадки, которые они для нас
приготовили. Слушаем внимательно загадку, если вы отгадали правильно то
ответ появиться на экране.
1) Желтые цыплятки
На зеленой веточке
Дарят папы - мамочка,
А мальчишки - девочкам. (мимоза) (
2) За окном звенит она,
И поёт: «Пришла весна!»
И холодные сосульки,
Превратила в эти струйки!»
Слышно с крыши: «Шлёп-шлёп-шлёп!»
Это маленький потоп. (Капель)
3) Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко —
Не пролезет даже кошка. (Скворечник)
4) Из - под снега побежал,
Заворчал и зажурчал.
Я кораблик смастерю,
И Ему я подарю.
В блеске солнечных лучей
Унесёт его. (Ручей)
5) Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
6) На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (Подснежник)
7) Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года? (Весна)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, загадки вы отгадали, порадовали братьев
месяцев. А сейчас давайте в подарок для Сестрицы Весны нарисуем большой
рисунок. Для начала нам необходимо размять наши пальчики. (Проводится
пальчиковая игра «Птички»)
В этой стайке птичек 5
Помогите сосчитать.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Ну а это – злой орлан.
Птички, птички – по домам!
(Руки сжимаем в кулак. Прячем птичек)
Воспитатель: Наши пальцы мы размяли, теперь приступаем к нашему
рисунку. У меня есть волшебный мешок, в котором лежат волшебные
карточки. Подходим по одному ко мне, находим в мешке. Подходим к
мольберту, берем фломастеры и рисуем на бумаге то, что изображено на
карточке. (Проводится рисование картины)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какая красивая картина у нас с Вами
получилась. Ну, а наша сказка подошла к концу. И жили они долго и
счастливо! Конец.
3.
Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним о каком времени года мы говорили
сегодня? (О весне) .А о каких весенних месяцах мы говорили? (Март, апрель,
май). Какие признаки весны мы вспомнили? (Весной становится теплее,
солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег,
прилетают птицы из теплых стран
Приложение 4
Тема: «Прогулка по осеннему лесу».
Цель: воспитание любви и бережного отношения к природе.
Задачи:
расширять представление детей о разнообразии растительного мира
дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный,
смешанный
формировать представления о том, что для человека экологически
чистая окружающая среда является фактором здоровья
учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
Воспитатель:
Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку,
а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём!
Дети: Лес.
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться на прогулку в лес, мы с вами
должны вспомнить правила поведения в лесу.
А вы знаете правила поведения в
лесу? Давайте проверим. Я буду вам
говорить
фразу,
а
вы,
если
так
правильно, будете хлопать в ладоши,
а
если
не
правильно,
то
топать
ногами.
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать! Правильно?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? Правильно?
5. Костёр задумал разводить,
Чтоб воду к чаю скипятить.
Отдохнул, чайку попил,
А потушить костёр забыл. Правильно?
6. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
(На картинке лес). (Музыка «Звуки леса»)
Воспитатель:
«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех
в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает
множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания
многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство,
находят корм и защиту. Лес — верный друг человека. Прогулки по лесу
очень важны для здоровья людей. Лес — родной дом растениям и
животным. Лес — друг земледельца. Лес — украшение планеты!»
(воспитатель обращает внимание детей на пенёк)
Ребята смотрите, что это лежит на пеньке?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано
вам. (Воспитатель читает письмо вслух)
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я
живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень
люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. Как называется лес, где растут
деревья, у которых есть листья?
Дети: Лиственный.
(на доске лиственные деревья).
Воспитатель: Назовите знакомые вам деревья.
Дети: Берёзы, клёны, дубы, рябины.
Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете?
(На доске хвойные деревья)
Дети: Хвойные деревья.
Воспитатель: Назовите хвойные деревья?
Дети: Сосна, ель, пихта, кедр.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные
деревья?
Дети: Смешанный лес.
(на доске смешанный лес)
Воспитатель: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу.
В каком лесу мы гуляем?
Дети: Мы гуляем в смешанном лесу.
Воспитатель: Правильно, мы гуляем в смешанном лесу.
Прогулки по лесу очень полезны для здоровья.
Воспитатель: Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем
растениям и животным.
(На доске кустарники)
Воспитатель: Чем отличаются деревья от кустарников?
Дети: Деревья высокие, а кустарники низкие.
Воспитатель: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у
кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.
Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?
Дети: малина, шиповник, смородина сирень и т.д.
Воспитатель: Отдохнуть и освежиться нам поможет физкультминутка.
Воспитатель: Что ещё может расти в лесу?
Дети: Грибы и ягоды.
Воспитатель: Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные.
Грибники
аккуратно
срезают
их
ножом,
чтобы
не
повредить
корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами
питаются люди и обитатели леса.
Как вы думаете, кто люби грибы?
Дети: Грибы любят белки, они их запасают на зиму.
Воспитатель: Молодцы ребята.
(На плакате ягоды и грибы)
Воспитатель: Назовите грибы, которые вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Назовите ягоды, которые вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие ещё есть растения в лесу?
Дети: Ещё в лесу много цветов.
Воспитатель:
Правильно ребята в лесу много красивых травянистых
растений, которые очень красиво цветут.
(На картинках травянистые растения)
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Вам понравилось? Что
вам больше понравилось на прогулке? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на пеньке снова лежит письмо от старичка
Лесовичка. Давайте его прочитаем.
(Воспитатель читает письмо)
«Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения
в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса.
Предлагаю вам их раскрасить. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по
лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением
Приложение 5
Загадки о растениях.
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать
(Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться В суп пригодиться,
Узнаете? Зовут его…?
(Медуница) (Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают?
(Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается.
(Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас.
Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень!
(Ромашка)
Появились бубенчики – Он стоит в одежке -
Белые горошки. Как огонь на ножке.
Распустились колокольчики Станет без одежки
На зеленой ножке. Шариком на ножке.
(Ландыши) (Мак)
Лекарь вырос у дороги, Из-под снега вышел друг,
Он больные лечит ноги. И весной запахло вдруг.
(Подорожник) (Подснежник)
На проталинке в лесу Стоит кудряшка -
Первым встретил я весну. Белая рубашка,
Я мороза не боюсь, Сердечко золотое.
Первым из земли пробьюсь. Что это такое?
(Подснежник) (Ромашка)
Белые фонарики Каждый лист мой
На зеленой ножке Любит тропки
Я весной встретила У обочины дорог.
На лесной дорожке. Но однажды людям добрым
(Подснежник) Раны вылечить помог.
(Подорожник)
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
(Береза)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(Лес)
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
(Подсолнух)
Разломился тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки - дробинки.
Бусинки зеленые,
Сладкие ядреные.
(Горох)
Вырос в поле дом –
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.
(Колосок)
Я прихожу с подарками,
блещу огнями яркими,
нарядная, забавная,
на Новый год я главная.
(Елка)
Мячики колючие,
Очень приставучие.
Их прицепит всем бездельник –
Пакостный сорняк...
(Репейник)
Никак не могу понятья:
Похожие кусты, как братья.
А ягоды у них разные-
чёрные, белые, красные.
(Смородина)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Иглой зеленой выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда:
Она их главная еда.
(Трава)
Матушкой-весной
Я в платьице цветном,
Мачехой-зимой
Я в саване одном
(Черемуха)
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь
Всю руку обдерешь.
(Крыжовник)
Что за бусинка вот тут
На столбе повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло
(Клюква)
На полянке у дорожки –
Красные горошки.
Кто мимо пройдет –
В рот себе их кладет
(Земляника)
Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке
Укрывается листочком.
–
Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
–
Я, Ванюша,
(Голубика)
Загадки о животных.
Зубовато, серовато,
по полю рыщет,
телят, овец ищет.
(Волк)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь.
(Свинья)
Пятак есть, а ничего не купит.
(Свинья)
Живёт в норке, грызёт корки.
Короткие ножки; боится кошки.
(Мышь)
Мягкие лапки,
А в лапках - цап-царапки.
(Кошка)
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.
(Корова)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Длинное хвостище,
рыжее волосище,
сама хитрище.
(Лиса)
Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
(Лягушка)
Хвост крючком, нос пятачком.
(Поросёнок)
Не мышь, не птица, в лесу резвиться,
На деревьях живет и орешки грызет
(Белка)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины.
И добротные плотины.
(Бобры)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки
На меня они глядят
Молока они хотят.
(Ежи)
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомяк)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
Стройный, быстрый, Рога ветвисты,
Носится весь день. Кто это?
(Олень)
Приложение 6
Пословицы и поговорки о растениях.
Первый цветок ломает ледок.
Весна красна цветами, а осень плодами.
Где цветок, там медок.
Цветы, что дети, уход любят.
Хорош цветок, да скоро вянет.
Аленький цветок бросается в глазок.
На хороший цветок летит мотылек.
И красивые цветики ядовитыми бывают.
Где вода, там верба, где верба, там и вода.
Дождешься, как от вербы яблок.
От ивы яблоко не родится.
Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Будет дождичек — будут и грибки.
Шиповник - для здоровья клад
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар-
Ценный от природы дар.
Пословицы и поговорки о животных.
Собака лает, караван идет.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Знает кошка, чье мясо съела.
Доброе слово и кошке приятно.
Гусь свинье не товарищ .
Волка ноги кормят.
Каждый сверчок, знай свой шесток.
Цыплят по осени считают.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Соловья баснями не кормят.
Яйца курицу не учат.
Это - еж, его руками не возьмешь.
Каждая жаба свое болото хвалит.
Приложение 7
Стихотворение «Про всех на свете».
Все – все, все на свете,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых
Нужны все на свете!
Нужны все подряд – кто делает мед
И кто делает плохие дела
У кошки без мышки, у мышки без кошки,
Не лучшие делишки!
И, если мы с кем – то не очень дружны,
Мы все – таки очень друг другу нужны.
А если нам кто – ни будь лишним покажется,
То, это конечно, ошибкой окажется!
Все – все, все на свете, на свете нужны.
И это все дети запомнить должны.
Б. Заходер
Рассказ «Девочки в лесу» по В.А. Сухомлинскому (библиотека в группе)
Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес». (библиотека в группе)
Приложение 8
Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать
непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не
бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали
из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы
улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю
весну»...
Дидактическая игра «Какое время года?»
Дидактическая задача: учить соотносить описание природы в стихах или прозе
с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту
мышления.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это
бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в
определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно
делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение
птиц; отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»
Дидактическая задача: учить подбирать определения, соответствующие
данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди
называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...
Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...
Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...
Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Дидактическая задача: учить дополнять предложения словом
противоположного значения.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только
говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - ... (горький).
Летом листья зеленые, а осенью... (желтые).
Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).
Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»
Дидактическая задача: учить детей классифицировать предметы по
определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению),
развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую
игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я
назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не
растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.
- Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.
Дидактическая игра «Дети и волк».
Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы
прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы,
говорят:
Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...
Землянику собирали. И глазища засверкали...
Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,
И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и
игра начинается сначала.
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Дидактическая задача: уточнять и расширять представления о жизни птиц
осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое
отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают
птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать
загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.
Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».
Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»;
дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.
Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить
название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды,
они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв
руки верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина,
клубника, черная смородина, брусника, малина.)
Дидактическая игра «Где что растет?»
Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы;
дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на
земле от состояния растительного покрова.
Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети
выбирают только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или
прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети
молчат.
-Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня,
черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
-Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь,
сосна.
В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.
Приложение 9
Физкультминутка «Три медведя».
Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой-большой (поднимают руки над головой).
Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди).
А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают).
С погремушками ходил
Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь (дети имитируют игру с погремушками).
Физминутка «Белочке не лень».
Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув в лево,
На сучке она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
Физминутка «На болоте две лягушки».
На болоте две лягушки, две зеленые подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо влево наклонились и обратно возвращались,
Вот здоровья в чем секрет.
Физминутка «Зайка».
Движения выполняются по ходу стихотворения.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
Физкультминутка «Мы листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
(присесть)
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу)
И на землю тихо сели.
(присесть)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)
Физминутка «Овощи»
В огород пойдем,
Маршировать на месте.
Урожай соберем.
Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты
Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный, очень вкусный.
Показать руками.
Щавеля нарвем немножко
«Рвут».
И вернемся по дорожке.