Напоминание

Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности


Автор: Кузьмина Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: МБОУ "Бейская школа-интернат"
Населённый пункт: Республика Хакасия село Бея
Наименование материала: Статья
Тема: Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности
Раздел: среднее образование





Назад




Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности

Учитель русского языка и чтения

МБОУ «Бейская школа-интернат»

Кузьмина Лариса Петровна

Воспитание и обучение на Руси имело собственные особенности и

традиции, которые отличались от западноевропейских практик, так как

воспитание и обучение на Руси были тесно связаны с православной верой и

культурой, что определяло особенности развития.

Образование

на

Руси

начиналось

с

домашнего

обучения

под

руководством родителей и старших родственников, отцы передавали своим

детям знания о любви к Родине, вере в Бога, уважении к старшим и

традициям своего народа. Уже с раннего возраста дети знакомились с

основами православной веры, учились молиться, принимать участие в

церковных обрядах.

Со временем, с появлением в России христианства, начали появляться

первые монастыри и церковные школы, где обучение было направлено на

изучение богословия, письменности и чтения Святого Писания, при этом

важным элементом воспитания и обучения на Руси стало изучение

славянской культуры и литературы, что способствовало формированию

национальной самобытности русского народа.

Образование в России имеет давнюю историю, начиная с древних

времен. На протяжении многих веков школы на Руси обучали детей

различным

предметам

и

дисциплинам,

которые

были

важны

для

формирования образования и культуры.

В древней Руси основными предметами, которые преподавались в

школах, были чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка,

теология, философия и история, ученики также изучали религиозные тексты,

такие как Библия и патристика, чтобы обрести духовное знание и понимание.

С тех времен прошло много времени, многое поменялось, некоторые

традиции, к сожалению, утрачены. Но, к счастью, в настоящее время мы

приходим к пониманию того, что пришло время перемен.

Строительство демократического, правового общества в нашей стране

сегодня

одной

из

своих

основных

задач

поставило

необходимость

реформирования

системы

образования,

возрождение

духовности

и

нравственности,

последовательное

социально-нравственное

развитие

молодёжи, эффективность которого, на наш взгляд, определяется и тем,

насколько нравственна молодёжь в своём мировосприятии и поступках.

Требование современного общества — это всестороннее формирование

духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которое ставит

перед работниками сферы образования.

Ещё со времён древности нравственное обучение и воспитание

связывалось с необходимостью, чтобы обучающий связывал благое обучение

и прививал верность (благим идеям), давать людям и их потомству обучение,

ведущее к общему счастью. На этой основе у молодёжи складывается

представление о нравственных качествах личности, добродетелях и пороках.

Трудно охватить и воссоздать через понятия всю гамму нравственных

качеств

личности.

Поэтому

следует

сконцентрировать

внимание

на

формировании и развитии, прежде всего, тех качеств, которые имеют

устойчивую общечеловеческую значимость. Пифагор говорил, что главное

для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель

античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель

должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи,

так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй

терпит ущерб».

Процесс воспитания нравственной личности в нашей стране сложен,

длителен, многоаспектен и имеет свои специфические особенности. Данный

процесс касается не только отдельной личности, но и всего человечества.

Особое

значение

данный

процесс

приобретает

в

формировании

нравственного развития молодёжи, который призван подготовить её к

активному участию во всех сферах общественной жизнедеятельности, так

как

молодёжи,

в

силу

своих

возрастных

особенностей,

свойствен

максимализм, способность к быстрому и необдуманному решению сложных

задач.

Совершенствуя нравственное начало у молодёжи, мы защищаем её от

негативного влияния различных фундаменталистских течений и «массовой

культуры» и формируем у них иммунитет для борьбы с ними. Главное место

в решении данной проблемы отводится русскому языку как учебному

предмету. Являясь предметом гуманитарного цикла, русский язык призван

решать не только узкие образовательные задачи, но и воспитывать личность

с высокими нравственными идеалами и ценностями. В связи с этим проблема

нравственного воспитания становится одной из самых актуальных и требует

системного

подхода,

больше

внедряется

в

учебную

деятельность,

в

гуманитарные предметы. Исходя из этого, отдельное внимание вопросам

духовно-нравственного воспитания учащихся уделяется на уроках русского

языка. При изучении тем, считаю, необходимо подбирать материал для урока

по определенной нравственной теме: отношение родителей к детям,

уважение,

честь,

достоинство,

любовь,

дружба,

взаимопонимание,

самооценка,

самокритика

и

т.

д.

В

целях

духовно-нравственного

формирования

подрастающего

поколения,

на

уроках

русского

языка

целесообразно

использовать

тексты

художественного

стиля

речи,

отражающие прозу и поэзию. По возможности необходимо добавить

элементы эмоционального воздействия средствами музыки, вследствие чего

ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.

Безусловно, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения —

это долгий и сложный процесс, но именно вся система работы, например,

работа над пословицами и поговорками, а также внеклассная работа

способствует формированию духовных ценностей учащихся. Так как на

уроках

русского

языка,

работая

над

фонетическим,

грамматическим

разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением

орфограмм, необходимо обратить внимание учеников на значение слов, на

смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного

текста.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются

первостепенной задачей современной образовательной системы. Каковы же

наши

традиционные

источники

нравственности?

Это

Россия,

наш

многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство,

наука, религия, природа, человечество. Опора на эти ценности помогает

человеку противостоять разрушительным влияниям. « Родной край, его

история, » – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на

которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего

общества». Воспитание гражданина страны – одно из главных условий

национального возрождения. Современный национальный воспитательный

идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин

России, принимающий судьбу Отечества как свою личную.

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью

учебно-воспитательного процесса. Современная жизнь ставит перед школой

задачу по созданию условий для проявления учеником личной инициативы,

осознания собственной позиции относительно социально значимых проблем

и вопросов, освоения культуры коммуникации. Все это становится не менее

ценным, чем усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и

навыков.

Приемы и упражнения, применяемые мною на уроках русского языка в

5 классе, способствующие духовно – нравственному воспитанию личности.

При изучении темы «Обращение» предлагаю составить словарик

«волшебных» слов (пожалуйста, спасибо, будьте добры…), придумать

сценку «Как мы с другом трудились…». Во время инсценировки определяем

поведение каждого участника. Взгляд на себя со стороны учит самоанализу и

терпимости к критике.

Тема «Тире в простом предложении» позволяет зафиксировать многие

нравственные понятия в виде высказывания. Например, честь – это… или

патриотизм – это… или толерантность – это… Подобная работа предполагает

диалог с учащимися. Дома дети находят примеры проявления данного

качества личности у знакомых, у героев художественных произведений или

газетных

очерков.

В

течение

учебного

года

заполняется

«Словарь

нравственных понятий».

Изучая тему «Словообразование», составляем словообразовательное

гнездо

понятий

сотрудничество,

содружество,

Родина,

Отечество,

сочувствие, милосердие…

Один раз в месяц провожу сочинение – миниатюру по пословице. Как

вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» или «Друг познается

в беде»… Работа дает возможность проверить не только грамотность

письменной речи, но и уровень воспитанности учащихся.

В теме «Лексика» особое внимание уделяю изучению антонимов, так

как есть возможность противопоставить многие нравственные понятия.

Например, добро и зло, смелость и трусость, героизм и предательство,

красивое и безобразное…

При объяснении нового материала для создания проблемной ситуации

использую прием « яркого пятна». В качестве «яркого пятна» могут быть

использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы,

случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, словом любой

материал о нравственности, способный заинтересовать, связанный с темой

урока. Например, изучая тему «Фонетика. Звуки и буквы», рассказываю о

русском ученом Александре Степановиче Попове - создателе радио.

Изучая тему «Имена существительные собственные и нарицательные»,

составляем дома вместе с родителями карту Карагайского района, обсуждаем

понятие «малая родина».

Тема

«Качественные

имена

прилагательные»

дает

большие

возможности для изучения качеств личности. Предлагаю задание «Цепочка»:

желающий выходит к доске, ребята на листочках пишут, какой он, листочки

кладут на стол. Если участник не согласен с характеристикой, то написавший

слово доказывает свою правоту и слушает опровержение. Учитель должен

проследить, чтобы дети не поссорились. Задание «Третий лишний».

Учащиеся объясняют, какое слово лишнее и почему.

1. Добрый, внимательный, жадный

2. Честный, большой, правдивый

3. Взрослый, трудолюбивый, смелый

Такие

задания

не

только

развивают

логическое

мышление,

но

и

способствуют развитию эмоционально – чувственной сферы.

Давая понятие «наречие» отмечаем многозначность этого слова.

(Толковый словарь Ожегова: 1.Наречие - совокупность территориальных

диалектов какого-нибудь языка. Северовеликорусское н. 2. В грамматике:

часть речи, обозначающая признак действия, другого признака, например,

ясно, громко, здесь, всегда). На уроке говорим о любви к родному языку, о

многонациональности нашего государства, о толерантности.

В этом году мы планируем организовать в школе проект «Тетрадка

Дружбы». Каждый ученик выберет тему творческих работ, например «Моя

семья», «Мои одноклассники», «Наша Хакасия», «Ветераны – земляки». В

продолжение учебного года заполняется тетрадь сочинениями, рисунками,

заметками, в мае подведем итоги проекта, лучших наградим. Такой вид

деятельности развивает образное мышление, творческое воображение,

приучает к самостоятельности, трудолюбию, воспитывает любовь к родному

языку.



В раздел образования