Автор: Кузьмина Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: МБОУ "Бейская школа-интернат"
Населённый пункт: Республика Хакасия село Бея
Наименование материала: Статья
Тема: Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности
Раздел: среднее образование
Дисциплина «русский язык» как средство воспитания нравственности
Учитель русского языка и чтения
МБОУ «Бейская школа-интернат»
Кузьмина Лариса Петровна
Воспитание и обучение на Руси имело собственные особенности и
традиции, которые отличались от западноевропейских практик, так как
воспитание и обучение на Руси были тесно связаны с православной верой и
культурой, что определяло особенности развития.
Образование
на
Руси
начиналось
с
домашнего
обучения
под
руководством родителей и старших родственников, отцы передавали своим
детям знания о любви к Родине, вере в Бога, уважении к старшим и
традициям своего народа. Уже с раннего возраста дети знакомились с
основами православной веры, учились молиться, принимать участие в
церковных обрядах.
Со временем, с появлением в России христианства, начали появляться
первые монастыри и церковные школы, где обучение было направлено на
изучение богословия, письменности и чтения Святого Писания, при этом
важным элементом воспитания и обучения на Руси стало изучение
славянской культуры и литературы, что способствовало формированию
национальной самобытности русского народа.
Образование в России имеет давнюю историю, начиная с древних
времен. На протяжении многих веков школы на Руси обучали детей
различным
предметам
и
дисциплинам,
которые
были
важны
для
формирования образования и культуры.
В древней Руси основными предметами, которые преподавались в
школах, были чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка,
теология, философия и история, ученики также изучали религиозные тексты,
такие как Библия и патристика, чтобы обрести духовное знание и понимание.
С тех времен прошло много времени, многое поменялось, некоторые
традиции, к сожалению, утрачены. Но, к счастью, в настоящее время мы
приходим к пониманию того, что пришло время перемен.
Строительство демократического, правового общества в нашей стране
сегодня
одной
из
своих
основных
задач
поставило
необходимость
реформирования
системы
образования,
возрождение
духовности
и
нравственности,
последовательное
социально-нравственное
развитие
молодёжи, эффективность которого, на наш взгляд, определяется и тем,
насколько нравственна молодёжь в своём мировосприятии и поступках.
Требование современного общества — это всестороннее формирование
духовно-нравственных качеств подрастающего поколения, которое ставит
перед работниками сферы образования.
Ещё со времён древности нравственное обучение и воспитание
связывалось с необходимостью, чтобы обучающий связывал благое обучение
и прививал верность (благим идеям), давать людям и их потомству обучение,
ведущее к общему счастью. На этой основе у молодёжи складывается
представление о нравственных качествах личности, добродетелях и пороках.
Трудно охватить и воссоздать через понятия всю гамму нравственных
качеств
личности.
Поэтому
следует
сконцентрировать
внимание
на
формировании и развитии, прежде всего, тех качеств, которые имеют
устойчивую общечеловеческую значимость. Пифагор говорил, что главное
для человека «наставить душу к добру и злу». Выдающийся мыслитель
античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал, что «законодатель
должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодёжи,
так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй
терпит ущерб».
Процесс воспитания нравственной личности в нашей стране сложен,
длителен, многоаспектен и имеет свои специфические особенности. Данный
процесс касается не только отдельной личности, но и всего человечества.
Особое
значение
данный
процесс
приобретает
в
формировании
нравственного развития молодёжи, который призван подготовить её к
активному участию во всех сферах общественной жизнедеятельности, так
как
молодёжи,
в
силу
своих
возрастных
особенностей,
свойствен
максимализм, способность к быстрому и необдуманному решению сложных
задач.
Совершенствуя нравственное начало у молодёжи, мы защищаем её от
негативного влияния различных фундаменталистских течений и «массовой
культуры» и формируем у них иммунитет для борьбы с ними. Главное место
в решении данной проблемы отводится русскому языку как учебному
предмету. Являясь предметом гуманитарного цикла, русский язык призван
решать не только узкие образовательные задачи, но и воспитывать личность
с высокими нравственными идеалами и ценностями. В связи с этим проблема
нравственного воспитания становится одной из самых актуальных и требует
системного
подхода,
больше
внедряется
в
учебную
деятельность,
в
гуманитарные предметы. Исходя из этого, отдельное внимание вопросам
духовно-нравственного воспитания учащихся уделяется на уроках русского
языка. При изучении тем, считаю, необходимо подбирать материал для урока
по определенной нравственной теме: отношение родителей к детям,
уважение,
честь,
достоинство,
любовь,
дружба,
взаимопонимание,
самооценка,
самокритика
и
т.
д.
В
целях
духовно-нравственного
формирования
подрастающего
поколения,
на
уроках
русского
языка
целесообразно
использовать
тексты
художественного
стиля
речи,
отражающие прозу и поэзию. По возможности необходимо добавить
элементы эмоционального воздействия средствами музыки, вследствие чего
ученики смогут подняться на более высокие нравственные позиции.
Безусловно, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения —
это долгий и сложный процесс, но именно вся система работы, например,
работа над пословицами и поговорками, а также внеклассная работа
способствует формированию духовных ценностей учащихся. Так как на
уроках
русского
языка,
работая
над
фонетическим,
грамматическим
разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением
орфограмм, необходимо обратить внимание учеников на значение слов, на
смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного
текста.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются
первостепенной задачей современной образовательной системы. Каковы же
наши
традиционные
источники
нравственности?
Это
Россия,
наш
многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство,
наука, религия, природа, человечество. Опора на эти ценности помогает
человеку противостоять разрушительным влияниям. « Родной край, его
история, » – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на
которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего
общества». Воспитание гражданина страны – одно из главных условий
национального возрождения. Современный национальный воспитательный
идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин
России, принимающий судьбу Отечества как свою личную.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью
учебно-воспитательного процесса. Современная жизнь ставит перед школой
задачу по созданию условий для проявления учеником личной инициативы,
осознания собственной позиции относительно социально значимых проблем
и вопросов, освоения культуры коммуникации. Все это становится не менее
ценным, чем усвоение учащимися определенного объема знаний, умений и
навыков.
Приемы и упражнения, применяемые мною на уроках русского языка в
5 классе, способствующие духовно – нравственному воспитанию личности.
При изучении темы «Обращение» предлагаю составить словарик
«волшебных» слов (пожалуйста, спасибо, будьте добры…), придумать
сценку «Как мы с другом трудились…». Во время инсценировки определяем
поведение каждого участника. Взгляд на себя со стороны учит самоанализу и
терпимости к критике.
Тема «Тире в простом предложении» позволяет зафиксировать многие
нравственные понятия в виде высказывания. Например, честь – это… или
патриотизм – это… или толерантность – это… Подобная работа предполагает
диалог с учащимися. Дома дети находят примеры проявления данного
качества личности у знакомых, у героев художественных произведений или
газетных
очерков.
В
течение
учебного
года
заполняется
«Словарь
нравственных понятий».
Изучая тему «Словообразование», составляем словообразовательное
гнездо
понятий
сотрудничество,
содружество,
Родина,
Отечество,
сочувствие, милосердие…
Один раз в месяц провожу сочинение – миниатюру по пословице. Как
вы понимаете пословицу «Что посеешь, то и пожнешь» или «Друг познается
в беде»… Работа дает возможность проверить не только грамотность
письменной речи, но и уровень воспитанности учащихся.
В теме «Лексика» особое внимание уделяю изучению антонимов, так
как есть возможность противопоставить многие нравственные понятия.
Например, добро и зло, смелость и трусость, героизм и предательство,
красивое и безобразное…
При объяснении нового материала для создания проблемной ситуации
использую прием « яркого пятна». В качестве «яркого пятна» могут быть
использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы,
случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, словом любой
материал о нравственности, способный заинтересовать, связанный с темой
урока. Например, изучая тему «Фонетика. Звуки и буквы», рассказываю о
русском ученом Александре Степановиче Попове - создателе радио.
Изучая тему «Имена существительные собственные и нарицательные»,
составляем дома вместе с родителями карту Карагайского района, обсуждаем
понятие «малая родина».
Тема
«Качественные
имена
прилагательные»
дает
большие
возможности для изучения качеств личности. Предлагаю задание «Цепочка»:
желающий выходит к доске, ребята на листочках пишут, какой он, листочки
кладут на стол. Если участник не согласен с характеристикой, то написавший
слово доказывает свою правоту и слушает опровержение. Учитель должен
проследить, чтобы дети не поссорились. Задание «Третий лишний».
Учащиеся объясняют, какое слово лишнее и почему.
1. Добрый, внимательный, жадный
2. Честный, большой, правдивый
3. Взрослый, трудолюбивый, смелый
Такие
задания
не
только
развивают
логическое
мышление,
но
и
способствуют развитию эмоционально – чувственной сферы.
Давая понятие «наречие» отмечаем многозначность этого слова.
(Толковый словарь Ожегова: 1.Наречие - совокупность территориальных
диалектов какого-нибудь языка. Северовеликорусское н. 2. В грамматике:
часть речи, обозначающая признак действия, другого признака, например,
ясно, громко, здесь, всегда). На уроке говорим о любви к родному языку, о
многонациональности нашего государства, о толерантности.
В этом году мы планируем организовать в школе проект «Тетрадка
Дружбы». Каждый ученик выберет тему творческих работ, например «Моя
семья», «Мои одноклассники», «Наша Хакасия», «Ветераны – земляки». В
продолжение учебного года заполняется тетрадь сочинениями, рисунками,
заметками, в мае подведем итоги проекта, лучших наградим. Такой вид
деятельности развивает образное мышление, творческое воображение,
приучает к самостоятельности, трудолюбию, воспитывает любовь к родному
языку.