Автор: Екатерина Анатольевна Удовикина
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОО "Детский сад №7 "Радуга" ст. Гиагинской"
Населённый пункт: Гиагинский район, ст. Гиагинская
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре.
Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение
к адыгской народной культуре
.
Патриотизм
– это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя
все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта,
народноприкладное искусство, фольклор и многое другое.
Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где
закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение,
национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение
детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических
чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а
равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Ключевые
слова: патриотизм, родина, культура. Воспитание патриотических, духовно–
нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения
осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, той
общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста
уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где
родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою
страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о
родном городе, стране, особенностях адыгских традиций, равнодушное отношение к
близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому
горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме
нравственно – патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами
плохо знают традиции, обычаи адыгского народа, не всегда проникнуты чувством и
пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом
направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и
настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке
основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать
осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную
познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее
истории и культуре. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием жанров адыгского
народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о
традициях адыгских промыслов, адыгского фольклора. (Экскурсии) 2. Знакомить
детей с предметами адыгского быта, жилищем, народным костюмом. Привить
потребность в изучении традиций, обычаев, быта адыгского народа. (Джэгу, обряды)
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям,
создающим её. 4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских
«минимузеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий. (мини-музей, игра
«Верни Нартам просо») Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в
плане усвоения материала: - метод «оживления» теоретического материала – сказок,
мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок, настольных игр
праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод; (театр детский,
экскурсия в театр) - метод моделирования, - социо-игровые технологии, - игровой
метод, - метод практических действий, - наглядный. Работу по приобщению детей к
адыгской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном
возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с
отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к
своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В устном народном
творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему
нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,
трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора
(сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, и т.п.). Знакомя детей с
поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к
общечеловеческим нравственным ценностям. (слайд с адыгскими книгами,
иллюстрациями) Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови
сказку» - Пшысэр къа1о, «Узнай из какой сказки герой»- къаш1э пшысэу зыхэтыр,
«Загадки и отгадки»- Хырыхыхьэхэр къаш1э, «Чудесный мешочек»- Дзыо Хьалэмэт,
«Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем
они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Проводим в музее занятия.
Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе.
Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта,
элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотографии подготовленные
родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к адыгской
народной культуре. В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении
детей к народной культуре должно занимать знакомство с адыгскими народными
традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи,
традиций адыгской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с адыгским
народным костюмом. (Конкурс поделок и рисунков, конкурс национального костюма
из бросового материала ). Дети узнают, что женщины в Адыгее носили самые
красивые сае и украшали их золотым шитьем одежду. У мужчин самый удобный
костюм цые. (слайды с национальным костюмом,). Также знакомим детей с
адыгскими праздниками: «Мэш1ошъхьачэт»- встреча нового года по мусульманскому
календарю, «Кушъэхапх»- Укладывание ребенка в люльку, «Лъэтегъэуцу»- Праздник
Первого шага, «Сыбзи с1орэлъ, сихабзи схэрэлъ» (Слайды из проведенных
мероприятий по обрядам) Дети узнают как праздновали наши предки, что изменилось
с того времени, какие традиции остались. На праздник «Мэш1ошъхьачэт» с детьми
разучили адыгские народные песни, танцы, скороговорки. Ежегодно проводится в
ДОУ праздник «Мэш1ошъхьачэт», на котором дети ближе узнают традиции встречи
этого праздника. В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с и
прикладным искусством. Произведения народного искусства воплощали в себе
символы и образы времен родового строя и язычества, несли в себе глубокий
магический, сакральный смысл, хранили информацию о духовном мире наших
предков. Но со временем, переходя из поколения в поколение, эти образы стали
декоративными элементами и обрели новую жизнь в декоративно-прикладном
искусстве адыгов. Дети узнают, что такое керамика, металл, народные музыкальные
инструменты, Золотое шитье адыгов, плетение циновки и т.д. 1.Керамика, которое
занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее использовали для хранения
продуктов, для питья. (Слайды с экскурсии) 2.Металл, художественный металл,
торевтика, металлопластика - это терминология, обозначающая художественную
обработку металла. Возрождение ювелирного искусства в Адыгее связано с именем
художника по металлу Аси Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле
меотоскифского искусства, образно моделируя традиционные сюжеты,
композиционные приемы, технологию литья, гравировки, чернения, филиграни, а
также используя отличительную особенность адыгской торевтики - золочение
серебряной пластины, золочение отдельных деталей изделия. (слайды знакомящие с
Асей Евтых) 3.Изготовление народных музыкальных инструментов, которым
занимаются Гучев Замудин, Абид Гисса, Баете Инвер, Нагоев Заур, Пчегатлук Мадин,
Уджуху Байзет. Благодаря их мастерству зазвучали «живые» голоса традиционного
смычкового инструмента - шыкlэпшын и возродился древний инструмент –
пшынэтlаркъу. (слайды знакомства с музыкальными инструментами) 4.Золотое шитье.
Сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят уже много лет передает
своим многочисленным ученикам секреты и тонкости золотошвейного искусства.
Техника золотого шитья и плетения басонных изделий всегда считалась обязательной
в воспитании и обучении молодых девушек. Мы тоже знакомим наших детей с этим
искусством, требуюшим усидчивости и терпеливости. (Слайды с нашим золотым
шитьем, знакомство шитья из музея) 5.Циновки. Плетение циновок занимает
значительное место в декоративном искусстве адыгов и проявляет особую
преемственность и устойчивость художественных традиций. Циновка известна в
адыгской культуре уже с эпохи неолита. Циновка являлась незаменимой и
многофункциональной: она служила настенным и напольным украшением, ее стелили
на кровать, дарили и включали в состав приданого. Циновки и плетеные изделия из
рогоза и соломы были тесно связаны с повседневным бытом и более других видов
народного искусства отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения.
*(Слайды с циновками и плетением) 5.Значительное место в современном прикладном
искусстве адыгов занимает творчество Юрия Сташа - мастера-философа,
пропагандиста, неутомимого талантливого художника, который образно синтезировал
огромный пласт художественного творчества народа и создал новые по содержанию и
вечные по красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических,
эпических персонажей, многочисленные символические и декоративные панно,
тематические композиции. Он самостоятельно овладел техникой золотого шитья,
аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал совершенно
новый вид декоративного искусства. У детей расширяются знания о современном
прикладном искусстве адыгов .( знакомство с Сташ Юрием и его работами) На
протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с адыгскими народными
подвижными играми. Несмотря на юный возраст (от рождения и до 10–12 лет), у
адыгских девочек было очень мало детских игр, в то время как у мальчиков
насчитывалось больше ста, что свидетельствует о гендерной сегрегации в адыгской
системе воспитания. По фабульно-композиционным конструкциям, характеру, целям и
задачам адыгские игры можно разделить на 3 группы: игры-забавы, подвижные игры и
игры-импровизации.
Первая группа – игры-забавы у адыгов служили для
развлечения малышей. К ним мы относим и игры со словами для развития детской
речи, а также загадки, скороговорки. Из многочисленных игр этой группы наиболее
типичными были: «Птичка», «Овцы пасутся», «Десять правд», «Соломинка на голове»
и другие. Они не только развлекали малышей, но и развивали внимательность,
сосредоточенность, знакомили их с окружающей средой, различными профессиями,
предметами быта, орудиями труда и т. п.
Вторая группа – подвижные игры. Они
развивали ловкость и быстроту, закаливали характер детей. Эти игры имели широкое
распространение среди мальчиков, но не среди девочек. Из них следует выделить игры
с камнем. Популярная у многих народов игра «в камушки» не только развлекала
детей, но и решала одновременно воспитательные задачи: развивала внимание, волю,
отличалась эстетическим богатством. Чёткое соблюдение правил дисциплинировало,
приучало к справедливости, честности, аккуратности. Особенно очевидно было
значение игры в развитии двигательных функции кистей рук, в выработке
соразмерности движений, точного глазомера.
Третья группа – игры-импровизации,
или так называемые игрыподражания были как бы введением в труд, предисловием к
труду. Дети в игровой форме занимались, подражая взрослым, всем, чем занимались
их старшие братья и сестры, родители, соседи. Композиция игр-подражаний
воспроизводит композицию «взрослых» дел. К таким играм относятся «Куклин дом»,
«Гость-гость», «Дом-дом» и т. д. Игры-импровизации были народной формой
трудового воспитания, и в этом их непосредственное функциональное значение и
ценность. Этнопедагогика адыгов уделяла большое внимание детским играм в
процессе воспитания. Обладая значительной эмоциональной силой воздействия на
детей, игры оказывали определённое влияние на формирование характера. В то же
время игры имели познавательное значение. Они знакомили малышей с окружающей
средой, бытом, жизнью, обычаями и нравами общества. Не менее важными были
также практические цели этих игр, выявляя учебную деятельность – как основное
направление развития. В них дети приобретали первые трудовые навыки, а
неоднократные повторения закрепляли их. Выработанные качества не были
самоцелью, они готовили детей к жизни, к тому, чтобы стать полезными членами
общества. В работе используем современные развивающие программы и технологии.
Результатом работы является: 1. Перспективный план работы по теме «Воспитание
патриотизма у детей через ознакомление с адыгской народной культурой»; серия
занятий, способствующая приобщению к адыгской народной культуре детей
дошкольного возраста. 2. Оформлены картотеки – адыгских народных подвижных,
малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки,
колыбельные песни); (Итог – выпуск методички по данной теме) 3. Разработаны
консультации для родителей: «Роль народного -прикладного искусства в эстетическом
развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные адыгские
праздники», «Мэш1ошъхьачэт», «Что рассказал музей», «Сказка как средство
патриотического воспитания». 4. Созданы настольные игры на основе адыгских сказок
«Верни Нартам просо», «Хэт нахь лъэша?»- Кто сильнее? 5. Рекомендации для
родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем»,
«Играем с детьми» и др. Большое значение в приобщении детей к адыгской народной
культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по
теме «Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре».
Родители принимают участие в организации экскурсии в Национальный музей и музей
народов востока. в организации «Мини музеев». Изготовляют своими руками
«Кушъэ», «1анэ», костюмы. Для педагогов была предложена анкета «Готовность к
работе по патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в
руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию» и консультация
«Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации
выставок детских работ и мини музеев в ДОУ. Контроль над эффективностью работы
по приобщению детей к адыгской народной культуре осуществляется через
диагностику, которую разработали сами. Проводится диагностика в начале года
(сентябрь), и в конце года (май). В результате дети получили первичные
представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных
ценностей адыгского народа. Научились различать виды народно-прикладного
искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление
об адыгских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость,
расширился активный словарь, повысился интерес к адыгским народным подвижным,
к адыгской народной культуре в целом. Таким образом, воспитывать патриота надо на
конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и
правилах, по которым веками жила моя Адыгея. Необходимо вместе с детьми
постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять
ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой
дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мою республику Адыгея, все
что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую,
пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров
своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и
отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Россия! Это все - моя Адыгея!
Использованная литература: 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание
дошкольников. – Москва: ЦГЛ, 2005. 2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных
чувств у старших дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991. 3. Дечева Н., Дзыбова
Т., Цыку Б., Хавдок С., Нэбъзый - программа-пособие по обучению детей адыгейской
разговорной речи. – Майкоп. 2001. 4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. –
Москва: Просвещение, 1980. 5. Журналы «Родничок Адыгеи» №4 2005, 2008, 2009
годы, № 3 2009 год. 6. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры Адыгов-
Нальчик:Эльбрус, 1979 7. Сказки адыгейских народов.(Российский фонд культуры
«Российский архив», Москва 2013г.) 8. Тхыбзэ Тамбый Джантыгъ (Издательство:
Мыскъуапэ Адыгэ Республикам итхылъ тедзап, 2001 г.) 9. Чермит К.Д. Физические
упражнения и игры адыгов -Майкоп, 1990 10. Шоров И.А.Адыгская народная
педагогика. Майкоп. Адыг.книжн.издатво,1989г.