Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре.


Автор: Екатерина Анатольевна Удовикина
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБДОО "Детский сад №7 "Радуга" ст. Гиагинской"
Населённый пункт: Гиагинский район, ст. Гиагинская
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение

к адыгской народной культуре

.

Патриотизм

– это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя

все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта,

народноприкладное искусство, фольклор и многое другое.

Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где

закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение,

национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение

детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических

чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а

равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Ключевые

слова: патриотизм, родина, культура. Воспитание патриотических, духовно–

нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения

осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, той

общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста

уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его

действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где

родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою

страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о

родном городе, стране, особенностях адыгских традиций, равнодушное отношение к

близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому

горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме

нравственно – патриотического воспитания в семье. Да и большинство педагогов сами

плохо знают традиции, обычаи адыгского народа, не всегда проникнуты чувством и

пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом

направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и

настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке

основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать

осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную

познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее

истории и культуре. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием жанров адыгского

народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о

традициях адыгских промыслов, адыгского фольклора. (Экскурсии) 2. Знакомить

детей с предметами адыгского быта, жилищем, народным костюмом. Привить

потребность в изучении традиций, обычаев, быта адыгского народа. (Джэгу, обряды)

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям,

создающим её. 4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских

«минимузеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий. (мини-музей, игра

«Верни Нартам просо») Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в

плане усвоения материала: - метод «оживления» теоретического материала – сказок,

мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок, настольных игр

праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод; (театр детский,

экскурсия в театр) - метод моделирования, - социо-игровые технологии, - игровой

метод, - метод практических действий, - наглядный. Работу по приобщению детей к

адыгской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном

возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с

отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к

своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В устном народном

творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему

нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости,

трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора

(сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, и т.п.). Знакомя детей с

поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к

общечеловеческим нравственным ценностям. (слайд с адыгскими книгами,

иллюстрациями) Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови

сказку» - Пшысэр къа1о, «Узнай из какой сказки герой»- къаш1э пшысэу зыхэтыр,

«Загадки и отгадки»- Хырыхыхьэхэр къаш1э, «Чудесный мешочек»- Дзыо Хьалэмэт,

«Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем

они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Проводим в музее занятия.

Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе.

Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта,

элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотографии подготовленные

родителями), который используем в работе с детьми в приобщении к адыгской

народной культуре. В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении

детей к народной культуре должно занимать знакомство с адыгскими народными

традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи,

традиций адыгской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с адыгским

народным костюмом. (Конкурс поделок и рисунков, конкурс национального костюма

из бросового материала ). Дети узнают, что женщины в Адыгее носили самые

красивые сае и украшали их золотым шитьем одежду. У мужчин самый удобный

костюм цые. (слайды с национальным костюмом,). Также знакомим детей с

адыгскими праздниками: «Мэш1ошъхьачэт»- встреча нового года по мусульманскому

календарю, «Кушъэхапх»- Укладывание ребенка в люльку, «Лъэтегъэуцу»- Праздник

Первого шага, «Сыбзи с1орэлъ, сихабзи схэрэлъ» (Слайды из проведенных

мероприятий по обрядам) Дети узнают как праздновали наши предки, что изменилось

с того времени, какие традиции остались. На праздник «Мэш1ошъхьачэт» с детьми

разучили адыгские народные песни, танцы, скороговорки. Ежегодно проводится в

ДОУ праздник «Мэш1ошъхьачэт», на котором дети ближе узнают традиции встречи

этого праздника. В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с и

прикладным искусством. Произведения народного искусства воплощали в себе

символы и образы времен родового строя и язычества, несли в себе глубокий

магический, сакральный смысл, хранили информацию о духовном мире наших

предков. Но со временем, переходя из поколения в поколение, эти образы стали

декоративными элементами и обрели новую жизнь в декоративно-прикладном

искусстве адыгов. Дети узнают, что такое керамика, металл, народные музыкальные

инструменты, Золотое шитье адыгов, плетение циновки и т.д. 1.Керамика, которое

занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее использовали для хранения

продуктов, для питья. (Слайды с экскурсии) 2.Металл, художественный металл,

торевтика, металлопластика - это терминология, обозначающая художественную

обработку металла. Возрождение ювелирного искусства в Адыгее связано с именем

художника по металлу Аси Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле

меотоскифского искусства, образно моделируя традиционные сюжеты,

композиционные приемы, технологию литья, гравировки, чернения, филиграни, а

также используя отличительную особенность адыгской торевтики - золочение

серебряной пластины, золочение отдельных деталей изделия. (слайды знакомящие с

Асей Евтых) 3.Изготовление народных музыкальных инструментов, которым

занимаются Гучев Замудин, Абид Гисса, Баете Инвер, Нагоев Заур, Пчегатлук Мадин,

Уджуху Байзет. Благодаря их мастерству зазвучали «живые» голоса традиционного

смычкового инструмента - шыкlэпшын и возродился древний инструмент –

пшынэтlаркъу. (слайды знакомства с музыкальными инструментами) 4.Золотое шитье.

Сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят уже много лет передает

своим многочисленным ученикам секреты и тонкости золотошвейного искусства.

Техника золотого шитья и плетения басонных изделий всегда считалась обязательной

в воспитании и обучении молодых девушек. Мы тоже знакомим наших детей с этим

искусством, требуюшим усидчивости и терпеливости. (Слайды с нашим золотым

шитьем, знакомство шитья из музея) 5.Циновки. Плетение циновок занимает

значительное место в декоративном искусстве адыгов и проявляет особую

преемственность и устойчивость художественных традиций. Циновка известна в

адыгской культуре уже с эпохи неолита. Циновка являлась незаменимой и

многофункциональной: она служила настенным и напольным украшением, ее стелили

на кровать, дарили и включали в состав приданого. Циновки и плетеные изделия из

рогоза и соломы были тесно связаны с повседневным бытом и более других видов

народного искусства отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения.

*(Слайды с циновками и плетением) 5.Значительное место в современном прикладном

искусстве адыгов занимает творчество Юрия Сташа - мастера-философа,

пропагандиста, неутомимого талантливого художника, который образно синтезировал

огромный пласт художественного творчества народа и создал новые по содержанию и

вечные по красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических,

эпических персонажей, многочисленные символические и декоративные панно,

тематические композиции. Он самостоятельно овладел техникой золотого шитья,

аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал совершенно

новый вид декоративного искусства. У детей расширяются знания о современном

прикладном искусстве адыгов .( знакомство с Сташ Юрием и его работами) На

протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с адыгскими народными

подвижными играми. Несмотря на юный возраст (от рождения и до 10–12 лет), у

адыгских девочек было очень мало детских игр, в то время как у мальчиков

насчитывалось больше ста, что свидетельствует о гендерной сегрегации в адыгской

системе воспитания. По фабульно-композиционным конструкциям, характеру, целям и

задачам адыгские игры можно разделить на 3 группы: игры-забавы, подвижные игры и

игры-импровизации.

Первая группа – игры-забавы у адыгов служили для

развлечения малышей. К ним мы относим и игры со словами для развития детской

речи, а также загадки, скороговорки. Из многочисленных игр этой группы наиболее

типичными были: «Птичка», «Овцы пасутся», «Десять правд», «Соломинка на голове»

и другие. Они не только развлекали малышей, но и развивали внимательность,

сосредоточенность, знакомили их с окружающей средой, различными профессиями,

предметами быта, орудиями труда и т. п.

Вторая группа – подвижные игры. Они

развивали ловкость и быстроту, закаливали характер детей. Эти игры имели широкое

распространение среди мальчиков, но не среди девочек. Из них следует выделить игры

с камнем. Популярная у многих народов игра «в камушки» не только развлекала

детей, но и решала одновременно воспитательные задачи: развивала внимание, волю,

отличалась эстетическим богатством. Чёткое соблюдение правил дисциплинировало,

приучало к справедливости, честности, аккуратности. Особенно очевидно было

значение игры в развитии двигательных функции кистей рук, в выработке

соразмерности движений, точного глазомера.

Третья группа – игры-импровизации,

или так называемые игрыподражания были как бы введением в труд, предисловием к

труду. Дети в игровой форме занимались, подражая взрослым, всем, чем занимались

их старшие братья и сестры, родители, соседи. Композиция игр-подражаний

воспроизводит композицию «взрослых» дел. К таким играм относятся «Куклин дом»,

«Гость-гость», «Дом-дом» и т. д. Игры-импровизации были народной формой

трудового воспитания, и в этом их непосредственное функциональное значение и

ценность. Этнопедагогика адыгов уделяла большое внимание детским играм в

процессе воспитания. Обладая значительной эмоциональной силой воздействия на

детей, игры оказывали определённое влияние на формирование характера. В то же

время игры имели познавательное значение. Они знакомили малышей с окружающей

средой, бытом, жизнью, обычаями и нравами общества. Не менее важными были

также практические цели этих игр, выявляя учебную деятельность – как основное

направление развития. В них дети приобретали первые трудовые навыки, а

неоднократные повторения закрепляли их. Выработанные качества не были

самоцелью, они готовили детей к жизни, к тому, чтобы стать полезными членами

общества. В работе используем современные развивающие программы и технологии.

Результатом работы является: 1. Перспективный план работы по теме «Воспитание

патриотизма у детей через ознакомление с адыгской народной культурой»; серия

занятий, способствующая приобщению к адыгской народной культуре детей

дошкольного возраста. 2. Оформлены картотеки – адыгских народных подвижных,

малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки,

колыбельные песни); (Итог – выпуск методички по данной теме) 3. Разработаны

консультации для родителей: «Роль народного -прикладного искусства в эстетическом

развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей», «Народные адыгские

праздники», «Мэш1ошъхьачэт», «Что рассказал музей», «Сказка как средство

патриотического воспитания». 4. Созданы настольные игры на основе адыгских сказок

«Верни Нартам просо», «Хэт нахь лъэша?»- Кто сильнее? 5. Рекомендации для

родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем»,

«Играем с детьми» и др. Большое значение в приобщении детей к адыгской народной

культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по

теме «Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре».

Родители принимают участие в организации экскурсии в Национальный музей и музей

народов востока. в организации «Мини музеев». Изготовляют своими руками

«Кушъэ», «1анэ», костюмы. Для педагогов была предложена анкета «Готовность к

работе по патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в

руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию» и консультация

«Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации

выставок детских работ и мини музеев в ДОУ. Контроль над эффективностью работы

по приобщению детей к адыгской народной культуре осуществляется через

диагностику, которую разработали сами. Проводится диагностика в начале года

(сентябрь), и в конце года (май). В результате дети получили первичные

представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных

ценностей адыгского народа. Научились различать виды народно-прикладного

искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление

об адыгских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость,

расширился активный словарь, повысился интерес к адыгским народным подвижным,

к адыгской народной культуре в целом. Таким образом, воспитывать патриота надо на

конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и

правилах, по которым веками жила моя Адыгея. Необходимо вместе с детьми

постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять

ребенку, что он хозяин своей Родины. Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой

дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мою республику Адыгея, все

что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую,

пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров

своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и

отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Россия! Это все - моя Адыгея!

Использованная литература: 1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание

дошкольников. – Москва: ЦГЛ, 2005. 2. Виноградова А.М. Воспитание нравственных

чувств у старших дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991. 3. Дечева Н., Дзыбова

Т., Цыку Б., Хавдок С., Нэбъзый - программа-пособие по обучению детей адыгейской

разговорной речи. – Майкоп. 2001. 4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. –

Москва: Просвещение, 1980. 5. Журналы «Родничок Адыгеи» №4 2005, 2008, 2009

годы, № 3 2009 год. 6. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры Адыгов-

Нальчик:Эльбрус, 1979 7. Сказки адыгейских народов.(Российский фонд культуры

«Российский архив», Москва 2013г.) 8. Тхыбзэ Тамбый Джантыгъ (Издательство:

Мыскъуапэ Адыгэ Республикам итхылъ тедзап, 2001 г.) 9. Чермит К.Д. Физические

упражнения и игры адыгов -Майкоп, 1990 10. Шоров И.А.Адыгская народная

педагогика. Майкоп. Адыг.книжн.издатво,1989г.



В раздел образования