Напоминание

"Воспитание грамотного слушателя - ключевая задача урока музыки"


Автор: Киселева Эмилия Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №2»
Населённый пункт: Городской округ Архангельской обл. «Котлас»
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание грамотного слушателя - ключевая задача урока музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Автор статьи: Киселева Эмилия Юрьевна, учитель музыки.

ВОСПИТАНИЕ ГРАМОТНОГО СЛУШАТЕЛЯ -

КЛЮЧЕВАЯ ЗАДАЧА УРОКА МУЗЫКИ

Вне слышания музыка как искусство

вообще не существует.

Д. Б. Кабалевский

Возможности музыки как вида искусства незаменимы в духовно-

нравственном, интеллектуальном, эстетическом и творческом развитии и

воспитании человека. В свою очередь, реализация задач, стоящих перед

школьным уроком музыки, невозможна без эффективно организованного,

подготовленного процесса восприятия музыки, без формирования у детей

слушательских навыков.

Думаю, не случайно, среди ключевых задач учебного предмета

«Музыка» в Концепции по «Искусству» на первое место поставлена задача

воспитания грамотного слушателя. Без умения слушать невозможен любой

вид

деятельности:

ни

хоровое

пение,

ни

выполнение

музыкально-

ритмических движений, ни коллективная беседа.

Воспитание грамотного слушателя, или, как я называю для детей,

«культурного слушателя», надо начинать с первого урока в первом классе.

Формула «Композитор – Исполнитель – Слушатель» прекрасно может в

этом помочь. Я представляю детям эти этапы, как три ступеньки, которые

проходит музыка, чтобы появиться на свет, прозвучать по-настоящему.

Композитор или народ сочинили музыку, музыканты–исполнители – спели

или сыграли ее. Кто еще нужен для музыки? Ведь музыку композитор

сочиняет для людей, и музыканты исполняют для людей, чтобы порадовать

людей красотой музыки. «Зрители», - часто отвечают первоклассники. В

музыке называется «слушатели».

И далее, от урока к уроку мы учимся быть слушателями. Отвечая на

вопросы учителя «Как надо слушать музыку?», «Что значит, слушать

внимательно?»

и др., дети сами делают умозаключения, из которых

вырастают правила слушания.

1. Слушаем музыку молча, в полной тишине, чтобы никому не мешать.

2. Слушаем внимательно от первого звука до последнего.

3. Стараемся понять, о чем нам рассказывает музыка, какой у нее характер,

настроение, какие чувства она выражает.

4. Все свои размышления о музыке запоминаем и высказываем после

прослушивания.

5. Внимательно слушаем ответы друг друга и дополняем, стараясь не

повторять одни и те же слова.

Обговариваем и позу «слушателя»: можно сидеть прямо, а можно

подпереть голову рукой (в отличие от пения). Иногда можно предложить

детям закрыть глаза, если в музыке есть какие-то изобразительные моменты.

Важно помнить, что процесс восприятия музыки представляет собой

единство двух составляющих моментов: эмоционального и сознательного.

Если эмоциональный отклик на музыку заложен от природы, то осознанное

восприятие

основывается

на

развитии

музыкального

мышления

обучающихся, овладении ими элементами музыкального языка, получении

знаний о выразительных средствах музыки, основных жанрах и т.д. От урока

к уроку, накапливая багаж знаний, процесс слушания становится более

осознанным.

Остановимся теперь непосредственно на слушании музыки как одном из

основных видов деятельности на уроке.

В методической литературе выделяют несколько этапов в организации

слушания музыки:

1. Вступительное слово учителя.

2. Слушание.

3. Беседа или анализ произведения.

4. Повторное слушание.

Основная задача вступительного слова – настроить детей на восприятие

музыки. Сделать это можно самыми разными способами. Один из способов –

рассказ о жизни композитора. Не стоит перегружать подробностями

биографии. Лучше рассказать о детстве композитора, остановиться на тех

моментах, которые способствовали зарождению любви к музыке, о том,

какую музыку слышали в детстве будущие великие композиторы. Например,

у Сергея Прокофьева мама была хорошей пианисткой, и Сережа уже в

раннем детстве запомнил пьесы, которые исполняла мама. Вечерами, когда

бабушка укладывала мальчика спать, а в соседней комнате мама играла на

фортепиано, четырехлетний Сережа в споре с бабушкой, а что сейчас играет

мама, чаще оказывался прав.

Или можно сообщить детям какие-то интересные факты из жизни

композитора. Например, перед слушанием Концерта №2 для фортепиано с

оркестром С. В. Рахманинова, я рассказываю ребятам о любви композитора к

Родине, о том, что живя на чужбине, Рахманинов не только переживал за

Россию, но и помогал ей материально: отправлял деньги в Фонд помощи

СССР во время Великой Отечественной войны.

Настроить детей может рассказ учителя об истории создания

произведения, которое предстоит услышать. Например, история создания

«Реквиема» Моцарта всегда вызывает интерес учащихся.

Во вступительном слове можно использовать поэтические фрагменты,

произведения изобразительного искусства, особенно в тех случаях, когда

предстоит познакомиться с музыкой о природе. Например, к пьесе

П.И.Чайковского «Ноябрь. На тройке» прекрасно подойдет стихотворение

А.С.Пушкина «Мороз и солнце», а к пьесе «Октябрь. Осенняя песня» -

стихотворение «Уж небо осенью дышало…» Пейзажи Левитана, Шишкина,

Саврасова

и других художников тоже помогут настроить учащихся на

восприятие музыки.

Произведения живописи можно использовать для того, чтобы дети

лучше могли представить героев музыкального произведения, обстановку

той или иной эпохи, людей различных профессий. Например, в 4 классе на

уроке по теме «Музыка моего народа» мы знакомимся с различными

жанрами русских народных песен и перед звучанием песни «Эй, ухнем!»

рассматриваем картину И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». Зрительные образы

дополняют рассказ учителя о тяжелом труде бурлаков, и дети очень

внимательно и сосредоточенно слушают эту песню.

Перед слушанием вокальных произведений, песен или романсов, стоит

познакомить детей с поэтическим текстом, объяснить незнакомые слова.

Хорошо, если текст будет у ребят перед глазами.

Важно использовать на уроке и учебник: можно предложить детям

прочитать о композиторе и его музыке, найти в указанном отрывке текста

учебника название произведения, которое будем слушать, прочитать вслух

определение жанра и т.д.

Второй этап – непосредственно слушание музыки. Современные

технологии дают учителю большие возможности в организации этого

процесса.

Просмотр

видеофрагментов

исполнения

музыкальных

произведений создает эффект присутствия обучающихся в концертном зале.

Музыка может прозвучать на уроке как в исполнении виртуозов, так и

начинающих музыкантов. Если слушаем небольшую фортепианную пьесу, то

подбираю видео, где исполнитель примерно того же возраста, что и

слушатели в классе. Конечно, главным критерием в отборе видео- и

аудиматериалов является высокое качество исполнения.

Во время звучания музыки учителю следует наблюдать за детьми и

самому внимательно слушать.

Для того, чтобы последующая беседа была содержательной,

необходимо формировать у детей разные способы мышления. На начальном

этапе приучать выделять главное в музыке: общий характер, эмоциональное

содержание. «Какая была музыка?» - первый вопрос учителя. Слушая ответы

учащихся, учитель отмечает наиболее интересные, обязательно дополняет

своими характеристиками, тем самым расширяя словарный запас детей.

Можно

использовать

таблицу

эмоциональных

состояний,

предложив

школьникам подобрать слова.

Задавая вопросы «Кто исполняет музыку?», «Вокальная или

инструментальная?» и многие другие, учитель проверяет знания, усвоенные

детьми на уроках.

Сравнение – важный мыслительный процесс, который следует

использовать в беседе на уроке: сравнить одно произведение с другим,

разные части одного произведения, разное исполнение одного произведения,

найти общие черты и отличия. Например, послушав в начале 2-го класса

пьесу С. Прокофьева «Прогулка», мы вспоминаем с ребятами, что в 1-м

классе познакомились с еще одной пьесой Прокофьева – «Пятнашки».

Сравниваем их звучание. Что общего? Дети отвечают, что обе пьесы бодрые

и радостные, что их сочинил один композитор, что обе исполняются на

фортепиано. А чем отличаются? У них разный темп. В пьесе «Пятнашки»

темп более быстрый. А почему? Потому, что музыка передает, как дети

бегают, играют в догонялки.

Анализируя с учащимися музыкальное произведение, надо учить их

устанавливать

связи

между

характером

музыки

и

использованными

композитором средствами музыкальной выразительности. Такие понятия, как

мелодия, динамика, темп, лад, ритм должны изучаться на уроке в связи с

конкретным музыкальным произведением и помогать школьникам лучше

понять его содержание.

Практика показывает, что для лучшего восприятия музыки необходимо

повторное слушание этого же произведения. Его можно провести как на том

же уроке, так и на последующих. Для того, чтобы дети запомнили

музыкальное

произведение

и

могли

его

узнать,

необходимо

3-4

прослушивания. Проведение музыкальных викторин можно рассматривать не

только как контрольно-оценочную процедуру, но и как дополнительное

повторное слушание.

Такая систематическая и целенаправленная работа по формированию у

обучающихся

навыков

слушания

поможет

более

полно

реализовать

воспитательный потенциал школьных уроков по предмету «Музыка».



В раздел образования