Напоминание

Кружковая работа в ДОУ


Автор: Назарова Раиса Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №91 "Росток"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Программа кружковой работы «Школа вежливости» для детей старшей группы (5-6 лет)
Тема: Кружковая работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад №86 «Колокольчик»

городского округа “город Якутск”

Программа

кружковой работы

«Школа вежливости»

для детей старшей группы

(5-6 лет)

Руководитель: Назарова Р.Г.

Якутск 2021-2022

Цель: воспитание вежливости и культуры поведения.

Задачи:

1.

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с

окружающими;

2.

Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих;

3.

Воздействие на чувства, эмоции детей;

4.

Формирование опыта поведения;

5.

Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной

жизни, общении между людьми;

6.

Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе

ценных человеческих качеств.

Общая характеристика:

Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования

человека в обществе. Жизнь показывает, что многие дети не умеют прилично вести себя:

они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают

общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети да и

родители книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев

воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками,

фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.

Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит задачу: дать детям знания и навыки

культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее

надо проводить как на занятиях, так и во внеурочное время.

,Программа кружковой деятельности «Школа вежливости» направлена на то, чтобы

дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой

компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением

общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы

дети получат в школе этикета, как прилично одеваться и пользоваться столовыми

приборами, как дарить подарки и принимать .Узнают о дорогих гостей, как уметь вести

интересные беседы.

Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то

педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и

игровых ситуациях.

Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом,

игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу

в программе берётся содержание сказки Васильевой - Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».

Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации

сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не

только

быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей

самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и

увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное

участие.

В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из

предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией

ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания,

направлять его развитие.

В программе просматриваются:

культура поведения;

культура общения;

культура внешнего вида;

культура поведения за столом

Методы:

Методы формирования сознания, убеждения и чувств:

- сказки, назидательные рассказы, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;

- объяснения, разъяснения, этические беседы.

- пример;

Методы организации деятельности:

- театрализация;

- упражнения;

- приучение - игра;

- требование - игра;

- воспитывающие ситуаци

Воспитание по программе «Школа вежливости» рассчитано по 1 занятию в неделю.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;

знание основных моральных норм поведения

Обучающийся научится:

принимать и сохранять воспитательную задачу:

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих

основу осваиваемой деятельности;

оценивать совместно с воспитателем или детьми результат своих действий, вносить

соответствующие коррективы.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться, приходить к общему решению;

общаться с детьми и воспитателем, решать конфликтные ситуации;

использовать в общении правила вежливости

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек,

честность, любовь к родителям и близким;

использовать правила поведения в общественных местах, в детском саду, в семейном

кругу, отношения с близкими людьми;

соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления

поздравлений;

соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;

культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами.

Календарно – тематическое планирование

Тема

Понятия

Содержание

занятия

Формы и методы

работы

Примечание

1

Что

значит

быть

вежливым?

Азбука

вежливости

-этикет

-история

этикета

-виды этикета

Происхождение

понятия “этикет”.

Роль этикета в

настоящее время.

Фея страны

Вежливости

приглашает детей к

себе в гости.

Беседа,сюрпризн

ый момент-

«Кто и зачем

придумал правила

поведения».

Игровая ситуация

«Страна

Вежливости».

2

Сказочный

Город и его

жители

-вежливость

-вежливый

человек

Роль знакомства в

жизни и общении

людей.

Правила

поведения

при

знакомстве.

Виды

знакомств.

Представление

людей друг другу.

Формы проявления

интереса

к

человеку

-приучение-игра

3

Вежливые

слова

-доброе утро

-здравствуйте

-приятного

аппетита и др.

Приветствие – одна

из

форм

вежливости.

Роль

приветствия

в

жизни

людей.

Формы

приветствия

и

прощания. Правила

хорошего

тона.

Интонации

при

приветствии.

-беседа

-игры с мячом

-театрализация

4

О

том,

как

нужно вести

себя с мамой,

папой

и

другими

членами

семьи

-хороший

поступок

уважение

к

родителям.

Семья, родители,

родные (братья,

сестры, бабушки,

дедушки).

Отношения

поколений в семье.

Проявление любви

и уважения,

заботы,

сострадания,

помощи в семье.

Обида. Почему

надо уважать

старшее

поколение?

-моделирование и

проигрывание

ситуаций,

которые

помогут

обратить

внимание ребят на

проявление

заботы, помощи

близким людям.

Необходимость

учиться добру,

чуткости,

вниманию.

Обращение – одна

из форм речевого

этикета.

Зависимость

обращения людей

друг другу,

независимо от

возраста, пола,

социального

положения. Формы

обращения.

5

Обобщение.И

гра

«Кто

больше знает

вежливых

слов»,задани

я

«Как

можно…..»,р

ассматривани

е

сюжетных

картинок

на

тему

«Хорошо-

плохо»

-вежливый

человек

-вежливые

слова

-хорошая

манера

-хорошие

и

плохие

поступки.

Поупражнять детей

в произношении

вежливых слов и

выражений;

высказывать

суждения по

поводу поведения

героев. Закрепить

знания о правилах

хорошего тона,

манер. Создание

искусственные

ситуации, в

которых дети

должны показать

свои знания о

правилах

поведения.

-Игра с мячом

-задания

-ситуации

-рассматривание

картин.

6

Приятного

аппетита

-правила

хорошего

тона

Понятие

сервировки

стола.

Эстетика

украшения блюд на

столе.

Правила

поведения

за

столом

во

время

принятия

пищи.

История

возникновения

столовых

приборов.

-объяснительное

чтение

-беседа

-работа

с

источниками

информации

7

Правильное

пользование

столовыми

приборами

Как и что есть за

столом.

Правила

пользования

столовыми

приборами

во

-игра-имитация

-игра-приучение

время

трапезы.

Хорошие манеры за

столом.

8

О

гостеприимст

ве

-этикет

за

столом

Приглашение

в

гости,

способы

приглашения.

Подготовка

к

приёму

гостей.

Законы

гостеприимства.

Основные правила

поведения в гостях.

Встреча

гостей.

Приглашение

за

стол. Угощение за

столом

и

умение

вести беседу

-театрализация

9

Умеешь

ли

ты

радоваться

праздникам?

-праздник

-эмоции

-подарок

Дать

понятия

«праздник»,

«праздник в группе

детского

сада»,

«эмоции»,

показать, как эти

понятия

соотносятся

с

пониманием

эмоционального

мира человека.

-беседа

-наблюдение

-поделка

пригласительных

открыток.

10

Праздник чая

-этикет

за

столом

Практикум.

Правила этикета за

столом

-праздник

-практикум

-пример

11

Обобщение.

Приглашаем

гостей

-законы

гостеприимст

ва

-приглашение

гостей.

Подготовка

к

приему

гостей,

сервировка

стола.

Угощение

за

столом

и

умение

вести разговор за

столом.

Игры-

хороводы.

-решение

ситуаций

-практикум

-анализ.

12

О

подарках.

Цветочный

этикет

-правила

выбора,

получения

и

дарения

подарков

-дарение

цветов

-оформление

подарков

Дать понятия «день

рождения»,

«гость»,

«именинник»,

правила этикета на

дне рождения для

гостя.

Правила

этикета

на

дне

рождения

для

именинника.

-рассказ

-беседа

-инсценировка

-мастерская

Дарение подарков.

Сюжетно-ролевая

игра «Мы на дне

рождения».

13

Семейные

праздники

-культура

организации

семейного

торжества

-семейные

традиции

Оформление

приглашения

родителям

-беседа

-мастерская

14

Обобщение.

Праздник

«Семья»

-законы

гостеприимст

ва

-этикет

за

столом

Семейный

праздник

«Встречаем

Рождество». Прием

гостей.

Дарение

подарков.

Оформление

комнаты. Культура

поведения

детей.

Поощрение

вежливых

детей

специально

сделанными

значками.

-праздник

-презентации

-практикум

-пример

-наблюдение.

15

Сказочные

герои учатся

общаться

-добрый

поступок

-плохой

поступок

-дракон

внутри

человека

-уважение

Культура общения

при

разговоре.

Формы выражения

просьбы,

благодарности,

сочувствия.

Вежливая

просьба

в

различных

ситуациях.

Искусство

вести

разговор.

Роль

общения в жизни

людей.

-наблюдение

-диалог

-решение

ситуаций

16

Как и во что

играть

с

друзьями

-игра

-играющие

-азарт

Понятие

«игра»,

«играющие»,

«интерес», «азарт».

Основные

этические правила

поведения в игре.

Делу -

время, а

потехе час. Играй,

а дело не забывай.

В здоровом теле –

здоровый дух.

-работа с

дополнительными

источниками

информации

-театральная

постановка

-игра

17

Обобщение.

Разучивание игр.

-игра

Как и во что

играть

с

друзьями

Соблюдение

этических правил

поведения в игре.

18

Сказочные

герои

на

улице

-тротуар

-проезжая

часть

Улица

общественное

местонахождение

людей.

Внешний

вид человека перед

выходом на улицу.

Правила поведения

на улице. Умение

обратиться

с

просьбой.

-рассказ

-беседа

-объяснение

19

На прогулке

-культура

поведения на

улице,

отношение

к

окружающим,

правила

дорожного

движения,

(словарь)

Действие

в

опасных ситуациях.

Встреча знакомого

на улице.

-практикум

20

Сказочные

жители

в

театре

антракт

-занавес

Моделирование

и

проигрывание

ситуаций,

которые

помогут

обратить

внимание ребят на

основные правила.

Оформление

в

виде

аппликаций

билетов - памяток

-беседа

-работа

с

дополнительными

источниками

информации

-мастерская

21

Обобщение.

Посещение

театра

(виртуально)

-культура

поведения

в

театре

Культура

внешнего вида.

Культура

поведения в театре.

Театрализация

Слайды.

22

Пойми

меня

правильно

и

другие

люди

-мы

-они

Дать

понятие

«воля»,

«сила

воли», «характер»,

«настроение»,

«чувство».

Общение

с

друзьями,

родными; создание

ситуаций

для

оказания

помощи,

сострадания. Опыт

принятия других

-объяснение

-исследование

-воспитывающие

ситуации

23

Внимание

к

собеседнику

-культура

поведения во

время беседы

Формы

общения,

умение

не

вмешиваться

в

-беседа

-решение

ситуаций

разговор.

Умение

внимательно

слушать

собеседника

24

Твоё

настроение.

Умение

владеть

собой

-как

поднять

себе

настроение

–способы

самоконтроля

-отношение к

окружающим

Ценностные

опросы.

Человек

должен

владеть

своими

чувствами и своим

настроением,

стараться понимать

чувства

и

настроение других.

-беседа

-тренинг

25

На

лесной

полянке

-правила

поведения

в

лесу

-лесные игры

С помощью беседы

подводим детей к

выводу:

нужно

учиться

слушать

лес, нужно учиться

видеть его чудеса,

нужно

быть

добрым

и

по-

доброму

относиться ко все-

му,

что

в

лесу

растет и живет.

-беседа

-наблюдение

-театрализация

26

Добро и зло в

сказках

-добро

хорошо

-зло – плохо

Добро

и

зло

в

отношениях

между

людьми.

Главное в сказках

– победа добра над

злом.

27

Сказки

в

нашей жизни

-сказка

-жизнь

-этикет

Духовный

смысл

сказок.

Красота

героев сказок – их

поступки

во

имя

добра

и

красоты.

Отношение героев

сказок к природе, к

людям.

Зачем

людям

нужны

сказки.

28

Возвращение

добрых

чудес.

(Как

попасть

в

сказку?)

Волшебные,

чудесные,

правдивые

отношения между

людьми. Что в них

общего и в чем их

различие.

Волшебство, чудо в

сказках – мечты

-беседа

-анализ сказок

-сравнение

-театрализация

людей. Почему в

сказках всегда есть

правда и она

побеждает.

29

Возвращение

добрых чудес

-инсценировка

-конкурс

рисунков

«Я волшебник»

30

У

меня

зазвонил

телефон

-решение

ситуаций

телефонного

этикета

-культура

разговора

по

телефону

-правила

пользования

сотовым

телефоном

в

общественны

х местах и в

школе.

Телефон в нашей

жизни.

Номера

телефонов, которые

должен

знать

каждый (01, 02, 03),

ситуации

обращения,

данные,

которые

необходимо

сообщить.

Построение

разговора

по

телефону.

-назидательный

рассказ

-беседа

-решение

ситуаций

телефонного

этикета

31

Этикет и я –

неразлучные

друзья

Обобщение

знаний

-КВН

32

Приходите в

гости к нам,

будем очень

рады вам

Обобщение

знаний

Практикум-прием

гостей.

Литература:

1.

Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.

2.

Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.

3.

Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург:

Сред.-Урал. кн. издательство

4.

Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки

уроков». Школьная пресса,

5.

Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург:

Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.

6.

Алябьева Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., 2007.

C.24

7.

Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и

отношений у дошкольников. М. - 2008. С. 74

8.

. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р.С.,

Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. - М., 2010.

9.

Курочкина

И.Н.

Современный

этикет

и

воспитание

культуры

поведения

у

дошкольников. - М., 2001.

10. Курочкина И.Н. "О культуре поведения и этикете". // Дошкольное воспитание. 2003.

№ 10. С.31-43



В раздел образования