Автор: Назарова Раиса Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д/с №91 "Росток"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Программа кружковой работы «Школа вежливости» для детей старшей группы (5-6 лет)
Тема: Кружковая работа в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №86 «Колокольчик»
городского округа “город Якутск”
Программа
кружковой работы
«Школа вежливости»
для детей старшей группы
(5-6 лет)
Руководитель: Назарова Р.Г.
Якутск 2021-2022
Цель: воспитание вежливости и культуры поведения.
Задачи:
1.
Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с
окружающими;
2.
Воспитывать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих;
3.
Воздействие на чувства, эмоции детей;
4.
Формирование опыта поведения;
5.
Развитие наблюдательности и умения отличать хорошее от плохого в повседневной
жизни, общении между людьми;
6.
Формирование у детей умения заниматься самовоспитанием и развитием в себе
ценных человеческих качеств.
Общая характеристика:
Соблюдение этикета является необходимым условием для успешного существования
человека в обществе. Жизнь показывает, что многие дети не умеют прилично вести себя:
они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают
общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети да и
родители книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев
воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками,
фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит задачу: дать детям знания и навыки
культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее
надо проводить как на занятиях, так и во внеурочное время.
,Программа кружковой деятельности «Школа вежливости» направлена на то, чтобы
дети, чувствовали себя свободно, естественно и раскованно в любом обществе и в любой
компании, нравились себе и окружающим своим внешним видом, манерами, умением
общаться. Но что для этого надо? Что делать? Как быть? Ответы на эти и другие вопросы
дети получат в школе этикета, как прилично одеваться и пользоваться столовыми
приборами, как дарить подарки и принимать .Узнают о дорогих гостей, как уметь вести
интересные беседы.
Так как дети почти не воспринимают откровенные наставления и назидания, то
педагогические советы в большей части программы растворены в сказке, театрализации и
игровых ситуациях.
Сказка-любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастическом,
игровом жанре легче всего преподносить ребёнку высокие нравственные истины. За основу
в программе берётся содержание сказки Васильевой - Гангнус Л.П. «Азбука вежливости».
Игровые ситуации помогут обучающимся лучше и глубже осмыслить ситуации
сказки, поступки её героев, дать оценку этим поступкам. Благодаря этим играм ребёнок не
только
быстрее усвоит обязательные правила вежливости, но и приучится к большей
самостоятельности в поступках и мыслях, получит первые трудовые навыки. Интересна и
увлекательна для детей будет театрализованная игра, в которой они принимают активное
участие.
В программе сочетается сказка, игра, праздник и беседы с детьми. В каждой из
предложенных ситуаций можно пронаблюдать за поведением и непосредственной реакцией
ребёнка, более глубоко изучить и познать его характер и, уже учитывая эти знания,
направлять его развитие.
В программе просматриваются:
культура поведения;
культура общения;
культура внешнего вида;
культура поведения за столом
Методы:
Методы формирования сознания, убеждения и чувств:
- сказки, назидательные рассказы, басни, где вывод (мораль) делают сами дети;
- объяснения, разъяснения, этические беседы.
- пример;
Методы организации деятельности:
- театрализация;
- упражнения;
- приучение - игра;
- требование - игра;
- воспитывающие ситуаци
Воспитание по программе «Школа вежливости» рассчитано по 1 занятию в неделю.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
знание основных моральных норм поведения
Обучающийся научится:
принимать и сохранять воспитательную задачу:
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с воспитателем или детьми результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
принимать участие в работе парами и группами;
договариваться, приходить к общему решению;
общаться с детьми и воспитателем, решать конфликтные ситуации;
использовать в общении правила вежливости
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
раскрывать сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый и вежливый человек,
честность, любовь к родителям и близким;
использовать правила поведения в общественных местах, в детском саду, в семейном
кругу, отношения с близкими людьми;
соблюдать правила гостеприимства, дарения и получения подарков, оформления
поздравлений;
соблюдать культуру внешнего вида, гигиену, следить за своим здоровьем;
культурно вести себя за столом, в гостях, пользоваться столовыми приборами.
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Понятия
Содержание
занятия
Формы и методы
работы
Примечание
1
Что
значит
быть
вежливым?
Азбука
вежливости
-этикет
-история
этикета
-виды этикета
Происхождение
понятия “этикет”.
Роль этикета в
настоящее время.
Фея страны
Вежливости
приглашает детей к
себе в гости.
Беседа,сюрпризн
ый момент-
«Кто и зачем
придумал правила
поведения».
Игровая ситуация
«Страна
Вежливости».
2
Сказочный
Город и его
жители
-вежливость
-вежливый
человек
Роль знакомства в
жизни и общении
людей.
Правила
поведения
при
знакомстве.
Виды
знакомств.
Представление
людей друг другу.
Формы проявления
интереса
к
человеку
-приучение-игра
3
Вежливые
слова
-доброе утро
-здравствуйте
-приятного
аппетита и др.
Приветствие – одна
из
форм
вежливости.
Роль
приветствия
в
жизни
людей.
Формы
приветствия
и
прощания. Правила
хорошего
тона.
Интонации
при
приветствии.
-беседа
-игры с мячом
-театрализация
4
О
том,
как
нужно вести
себя с мамой,
папой
и
другими
членами
семьи
-хороший
поступок
уважение
к
родителям.
Семья, родители,
родные (братья,
сестры, бабушки,
дедушки).
Отношения
поколений в семье.
Проявление любви
и уважения,
заботы,
сострадания,
помощи в семье.
Обида. Почему
надо уважать
старшее
поколение?
-моделирование и
проигрывание
ситуаций,
которые
помогут
обратить
внимание ребят на
проявление
заботы, помощи
близким людям.
Необходимость
учиться добру,
чуткости,
вниманию.
Обращение – одна
из форм речевого
этикета.
Зависимость
обращения людей
друг другу,
независимо от
возраста, пола,
социального
положения. Формы
обращения.
5
Обобщение.И
гра
«Кто
больше знает
вежливых
слов»,задани
я
«Как
можно…..»,р
ассматривани
е
сюжетных
картинок
на
тему
«Хорошо-
плохо»
-вежливый
человек
-вежливые
слова
-хорошая
манера
-хорошие
и
плохие
поступки.
Поупражнять детей
в произношении
вежливых слов и
выражений;
высказывать
суждения по
поводу поведения
героев. Закрепить
знания о правилах
хорошего тона,
манер. Создание
искусственные
ситуации, в
которых дети
должны показать
свои знания о
правилах
поведения.
-Игра с мячом
-задания
-ситуации
-рассматривание
картин.
6
Приятного
аппетита
-правила
хорошего
тона
Понятие
сервировки
стола.
Эстетика
украшения блюд на
столе.
Правила
поведения
за
столом
во
время
принятия
пищи.
История
возникновения
столовых
приборов.
-объяснительное
чтение
-беседа
-работа
с
источниками
информации
7
Правильное
пользование
столовыми
приборами
Как и что есть за
столом.
Правила
пользования
столовыми
приборами
во
-игра-имитация
-игра-приучение
время
трапезы.
Хорошие манеры за
столом.
8
О
гостеприимст
ве
-этикет
за
столом
Приглашение
в
гости,
способы
приглашения.
Подготовка
к
приёму
гостей.
Законы
гостеприимства.
Основные правила
поведения в гостях.
Встреча
гостей.
Приглашение
за
стол. Угощение за
столом
и
умение
вести беседу
-театрализация
9
Умеешь
ли
ты
радоваться
праздникам?
-праздник
-эмоции
-подарок
Дать
понятия
«праздник»,
«праздник в группе
детского
сада»,
«эмоции»,
показать, как эти
понятия
соотносятся
с
пониманием
эмоционального
мира человека.
-беседа
-наблюдение
-поделка
пригласительных
открыток.
10
Праздник чая
-этикет
за
столом
Практикум.
Правила этикета за
столом
-праздник
-практикум
-пример
11
Обобщение.
Приглашаем
гостей
-законы
гостеприимст
ва
-приглашение
гостей.
Подготовка
к
приему
гостей,
сервировка
стола.
Угощение
за
столом
и
умение
вести разговор за
столом.
Игры-
хороводы.
-решение
ситуаций
-практикум
-анализ.
12
О
подарках.
Цветочный
этикет
-правила
выбора,
получения
и
дарения
подарков
-дарение
цветов
-оформление
подарков
Дать понятия «день
рождения»,
«гость»,
«именинник»,
правила этикета на
дне рождения для
гостя.
Правила
этикета
на
дне
рождения
для
именинника.
-рассказ
-беседа
-инсценировка
-мастерская
Дарение подарков.
Сюжетно-ролевая
игра «Мы на дне
рождения».
13
Семейные
праздники
-культура
организации
семейного
торжества
-семейные
традиции
Оформление
приглашения
родителям
-беседа
-мастерская
14
Обобщение.
Праздник
«Семья»
-законы
гостеприимст
ва
-этикет
за
столом
Семейный
праздник
«Встречаем
Рождество». Прием
гостей.
Дарение
подарков.
Оформление
комнаты. Культура
поведения
детей.
Поощрение
вежливых
детей
специально
сделанными
значками.
-праздник
-презентации
-практикум
-пример
-наблюдение.
15
Сказочные
герои учатся
общаться
-добрый
поступок
-плохой
поступок
-дракон
внутри
человека
-уважение
Культура общения
при
разговоре.
Формы выражения
просьбы,
благодарности,
сочувствия.
Вежливая
просьба
в
различных
ситуациях.
Искусство
вести
разговор.
Роль
общения в жизни
людей.
-наблюдение
-диалог
-решение
ситуаций
16
Как и во что
играть
с
друзьями
-игра
-играющие
-азарт
Понятие
«игра»,
«играющие»,
«интерес», «азарт».
Основные
этические правила
поведения в игре.
Делу -
время, а
потехе час. Играй,
а дело не забывай.
В здоровом теле –
здоровый дух.
-работа с
дополнительными
источниками
информации
-театральная
постановка
-игра
17
Обобщение.
Разучивание игр.
-игра
Как и во что
играть
с
друзьями
Соблюдение
этических правил
поведения в игре.
18
Сказочные
герои
на
улице
-тротуар
-проезжая
часть
Улица
общественное
местонахождение
людей.
Внешний
вид человека перед
выходом на улицу.
Правила поведения
на улице. Умение
обратиться
с
просьбой.
-рассказ
-беседа
-объяснение
19
На прогулке
-культура
поведения на
улице,
отношение
к
окружающим,
правила
дорожного
движения,
(словарь)
Действие
в
опасных ситуациях.
Встреча знакомого
на улице.
-практикум
20
Сказочные
жители
в
театре
антракт
-занавес
Моделирование
и
проигрывание
ситуаций,
которые
помогут
обратить
внимание ребят на
основные правила.
Оформление
в
виде
аппликаций
билетов - памяток
-беседа
-работа
с
дополнительными
источниками
информации
-мастерская
21
Обобщение.
Посещение
театра
(виртуально)
-культура
поведения
в
театре
Культура
внешнего вида.
Культура
поведения в театре.
Театрализация
Слайды.
22
Пойми
меня
правильно
-я
и
другие
люди
-мы
-они
Дать
понятие
«воля»,
«сила
воли», «характер»,
«настроение»,
«чувство».
Общение
с
друзьями,
родными; создание
ситуаций
для
оказания
помощи,
сострадания. Опыт
принятия других
-объяснение
-исследование
-воспитывающие
ситуации
23
Внимание
к
собеседнику
-культура
поведения во
время беседы
Формы
общения,
умение
не
вмешиваться
в
-беседа
-решение
ситуаций
разговор.
Умение
внимательно
слушать
собеседника
24
Твоё
настроение.
Умение
владеть
собой
-как
поднять
себе
настроение
–способы
самоконтроля
-отношение к
окружающим
Ценностные
опросы.
Человек
должен
владеть
своими
чувствами и своим
настроением,
стараться понимать
чувства
и
настроение других.
-беседа
-тренинг
25
На
лесной
полянке
-правила
поведения
в
лесу
-лесные игры
С помощью беседы
подводим детей к
выводу:
нужно
учиться
слушать
лес, нужно учиться
видеть его чудеса,
нужно
быть
добрым
и
по-
доброму
относиться ко все-
му,
что
в
лесу
растет и живет.
-беседа
-наблюдение
-театрализация
26
Добро и зло в
сказках
-добро
–
хорошо
-зло – плохо
Добро
и
зло
в
отношениях
между
людьми.
Главное в сказках
– победа добра над
злом.
27
Сказки
в
нашей жизни
-сказка
-жизнь
-этикет
Духовный
смысл
сказок.
Красота
героев сказок – их
поступки
во
имя
добра
и
красоты.
Отношение героев
сказок к природе, к
людям.
Зачем
людям
нужны
сказки.
28
Возвращение
добрых
чудес.
(Как
попасть
в
сказку?)
Волшебные,
чудесные,
правдивые
отношения между
людьми. Что в них
общего и в чем их
различие.
Волшебство, чудо в
сказках – мечты
-беседа
-анализ сказок
-сравнение
-театрализация
людей. Почему в
сказках всегда есть
правда и она
побеждает.
29
Возвращение
добрых чудес
-инсценировка
-конкурс
рисунков
«Я волшебник»
30
У
меня
зазвонил
телефон
-решение
ситуаций
телефонного
этикета
-культура
разговора
по
телефону
-правила
пользования
сотовым
телефоном
в
общественны
х местах и в
школе.
Телефон в нашей
жизни.
Номера
телефонов, которые
должен
знать
каждый (01, 02, 03),
ситуации
обращения,
данные,
которые
необходимо
сообщить.
Построение
разговора
по
телефону.
-назидательный
рассказ
-беседа
-решение
ситуаций
телефонного
этикета
31
Этикет и я –
неразлучные
друзья
Обобщение
знаний
-КВН
32
Приходите в
гости к нам,
будем очень
рады вам
Обобщение
знаний
Практикум-прием
гостей.
Литература:
1.
Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
2.
Васильева - Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1988.
3.
Лихачёва Л.С. Уроки этикета: в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург:
Сред.-Урал. кн. издательство
4.
Старункина Е.Л. «Этика и этикет в начальной школе: программа и разработки
уроков». Школьная пресса,
5.
Школа этикета: поучения на всякий случай/ Сост. Л.С.Лихачёва. – Екатеринбург:
Сред.-Урал. кн. издательство, 1996.
6.
Алябьева Е.А. "Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками". - М., 2007.
C.24
7.
Буре Р.С., М.В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и
отношений у дошкольников. М. - 2008. С. 74
8.
. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд. // Буре Р.С.,
Година Г.Н., Шатова А.Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М. - М., 2010.
9.
Курочкина
И.Н.
Современный
этикет
и
воспитание
культуры
поведения
у
дошкольников. - М., 2001.
10. Курочкина И.Н. "О культуре поведения и этикете". // Дошкольное воспитание. 2003.
№ 10. С.31-43