Автор: Гурьева Христина Васильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Крест-Хальджайская СОШ"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Томпонский район с. Крест - Хальджай
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Повар - кондитер"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова»
муниципальный район «Томпонский район»
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 9-х классов
«Повар - кондитер»
Автор: Гурьева Христина Васильевна,
учитель технологии высшей категории
2024 - 2025 учебный год
Информационная карта
Организация-
разработчик:
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
«Крест-Хальджайская
средняя
общеобразовательная школа имени Героя Советского
Союза Ф. М. Охлопкова» муниципальный район
«Томпонский район»
Программа
внеурочной
деятельности:
«Повар - кондитер»
Автор-составитель:
Гурьева Христина Васильевна, учитель технологии
Аннотация
Программа
внеурочной
деятельности
«Аовар
-
кондитер»
знакомит
учащихся
9-х
классов
с
профессией «Повар, кондитер».
Профессия
повара,
кондитера
сегодня
является
довольно престижной и очень востребованной. Курс
предназначен для желающих овладеть интересной,
увлекательной и престижной профессией, научиться
разбираться в правилах современного поварского и
кондитерского искусства.
Программа курса включает материал по традициям
здорового
питания,
новым
технологиям
по
приготовлению
готовой
и
полуфабрикатной
продукции, их подачей.
В
результате
обучения
учащиеся
будут
иметь
представление о профессии и научатся выполнять
несложные работы по приготовлению отдельных
блюд и десертов, сервировки стола.
Продолжительност
ь программы:
Программа рассчитана на 34 часа в группах
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профессия повара, кондитер имеет перспективы карьерного роста.
Выпускники нашего колледжа пользуются спросом на рынке труда. После
окончания работают в престижных ресторанах, пользуясь заслуженным
признанием и уважением клиентов.
Целью программы является формирование у учащихся 9-х классов
интереса к профессии, опыта допрофессиональной деятельности в области
общественного питания.
Задачи:
- ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности
повара, кондитера;
- моделирование различных элементов профессиональной деятельности
повара, кондитера;
- создание условий для качественного выполнения профессиональной
пробы с использованием ресурсов профессиональной образовательной
организации;
- определение уровня готовности учащихся к выполнению проб.
Внеурочная
деятельность «Повар - кондитер»
является средством
актуализации
профессионального
самоопределения
и
активизации
творческого
потенциала
личности
обучающихся.
В
процессе
профессиональных
проб
учащиеся
получают
опыт
конкретной
профессиональной деятельности и пытаются определить, соответствует ли ее
характер их предпочтениям, способностям и умениям.
Внеурочная деятельность «Повар - кондитер» предусматривает три
аспекта технологический, ситуативный и функциональный. Их интеграция
позволяет воссоздать целостный образ профессии.
Внеурочная
деятельность
«Повар
-
кондитер»
направлена
на
формирование и развитие следующих компетенций:
- планировать собственной деятельности;
3
- работать с инвентарем и посудой;
- готовить и оформлять простейшие блюда, десерты;
- определять уровень своей готовности к выбору профессии.
Теоретические
сведения,
сообщаемые
обучающимся
в
ходе
подготовительного
этапа,
в
сочетании
с
наглядной
демонстрацией
инструментов, сырья, оборудования, документации, плакатов, рабочих
приемов
излагаются
в
форме
инструктажа.
Школьники
получают
информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах,
необходимых
для
овладения
профессией.
Знакомятся
с
технологией
определенных работ, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены.
Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы
предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося,
выполнения задания и оценку практических заданий данного этапа.
4
Тематический план:
№
п/п
Темы
Всего часов
1
Введение в профессию.
2
2
Техническое оснащение предприятий
общественного питания.
3
3
Первичная кулинарная обработка.
3
4
Нарезка продуктов.
3
5
Тепловая обработка продуктов.
3
6
Приготовление простых блюд.
3
7
Приготовление гарниров.
3
8
Приготовление простых кондитерских изделий
из теста.
4
9
Приготовление десертов.
4
10
Сервировка стола.
3
11
Анализ и рекомендации учащимся по выбору
сферы деятельности.
2
12
Итоговая работа.
1
Итого
34
5
Содержание профессиональной пробы
Занятие №1. Введение в профессию.
Общие сведения о профессии. История возникновения профессии
«Повар, кондитер». Плюсы и минусы. Где учиться. Обязанности, кому
подходит такая работа. Заработная плата, карьера и трудоустройство.
Социальная
значимость
профессии
в
обществе.
Личные
качества:
эстетический вкус, воображение, творческие задатки.
Вводное анкетирование.
Занятие №2. Техническое оснащение предприятий общественного
питания.
Организация рабочего места. Знакомство с оборудованием. Правила
подбора оборудования, инвентаря и инструментария, необходимого для
работы повара, кондитера.
Практическая
работа.
Подбор
посуды
и
инвентаря
для
приготовления кулинарных и кондитерских изделий.
Занятие
№3.
Первичная
кулинарная
обработка
и
нарезка
продуктов.
Задачами
первичной
обработки:
освобождение
продуктов
от
загрязнений и несъедобных частей; удаление из продуктов частей, имеющих
пониженную пищевую ценность; придание продукту размеров, формы и
состояния, соответствующих виду кулинарного изделия, для изготовления
которого
продукт
предназначается;
применение
воздействий,
обеспечивающих ускорение последующей тепловой обработки продукта.
Практическая работа.
Нарезать овощи брусочком, соломкой,
кубиком, дольками и ломтиками.
Занятие №4.Тепловая обработка продуктов.
Значение тепловой обработки. Изменения в продукте при тепловой
обработке. Виды тепловой обработки: варка, жаренье. Вспомогательные и
комбинированные способы тепловой обработки.
Практическая работа.
Приготовление омлета натурального с
использованием разных способов тепловой обработки (варка, жаренье и
запекание).
Занятие №5. Приготовление простых блюд и гарниров.
Приготовление каш и гарниров из круп: рассыпчатых каш из риса,
гречневой, пшеничной круп; вязких каш на воде и молоке из риса, пшена,
перловой, ячневой, овсяной, кукурузной и дробленой гречневой крупы;
жидких каш на воде и молоке из манной и ячневой крупы, овсяных хлопьев;
риса
отварного
с
откидыванием,
риса
парового,
гарниров
из
каш.
6
Приготовление простых блюд и гарниров из макаронных изделий: лапши
отварной с маслом; спагетти отварных с соусом (томатный, сливочный, с
растительным маслом); фигурных изделий отварных с сыром; запеканки из
макарон в яично-молочной смеси; гарниров из макаронных изделий
(вермишель, лапша, фигурные изделия).
Способы определения степени
готовности блюд и гарниров. Варианты оформления приготовленных
продуктов для подачи в виде блюда и гарнира. Температура подачи каш и
гарниров из круп.
Практическая работа.
Приготовление
рассыпчатых каш, варка
макарон сливным и несливным способом.
Занятие №6.
Приготовление простых кондитерских изделий из
теста, десертов.
Приготовление простых хлебобулочных изделий: простых булочек,
пампушек для борща, пирожков. Способы определения степени готовности
теста, полуфабрикатов и выпеченных простых хлебобулочных изделий.
Варианты дополнительного оформления простых хлебобулочных изделий.
Приготовление холодных десертов. Свежие фрукты и ягоды, компоты и
фрукты в сиропе, желированные блюда (кисели, желе, муссы, самбуки,
кремы), взбитые сливки, мороженое.
Практическая работа. Приготовление холодных десертов на основе
мороженого с добавлением ягод и фруктов.
Занятие №7. Сервировка стола.
Варианты
оформления
и
подачи
готовых
блюд.
Современные
тенденции в приготовлении, оформлении и подаче блюд. Инструменты для
оформления блюд.
Примеры
сервировки
и
украшения
стола
для
разных
случаев.
Рекомендуемая последовательность сервировки стола: скатерть, тарелки,
столовые приборы, стеклянная посуда, салфетки, специи, вазы с цветами,
холодные закуски и т.д.
Рефлексия приобретенного практического опыта.
Практическая работа. Игра «Накрываем стол».
Занятие №8. Итоговое занятие
Конкурс
кроссвордов
«Моя
профессия
повар,
кондитер».
Итоговое
анкетирование.
7
Материально-техническое
обеспечение программы профессиональной пробы
№
п/п
Наименование
Кол-во,
ед.
Оборудование
1
Плита электрическая ПЭСМ-4
1
2
Шкаф жарочный ШЖЭСМ-2К
1
3
Пароконвектомат
1
4
Универсальный привод ПУ-0,6 с набором сменных
механизмов
1
5
Стол производственный СП
2
6
Моечная ванна на одно отделение ВМ-1СМ
3
7
Стеллаж передвижной ВПСМ
1
8
Холодильный шкаф ШХ-0,4М
1
Инструменты
Разделочные доски с маркировкой
3
Ножи поварской тройки
2
Лопатки
2
Скалки
3
Ложки
4
Сито
1
Дуршлаг
1
Посуда
Кастрюли
3
Сковороды
3
Сотейники
1
Тарелки
-
Салатники
-
8
Литература
1.ФЗ РФ « О качестве и безопасности пищевых продуктов»/ Утв.02.01.2000
Ф3-29.
2.Правила
оказания
услуг
общественного
питания
(Постановление
Правительства РФ от 15.08. 97 №1036 с изменениями и дополнениями от
21.06.2001 №389)
3.Сборник
рецептур
блюд
и
кулинарных
изделий
для
предприятий
общественного питания. - М.: Санкт-Петербург, «Профикс»,2003
4.Сборник рецептур мучных кондитерских и булочных изделий.-М.: Санкт-
Петербург, «Профикс»,2007.
5.ГОСТ 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения».
6.ГОСТ Р 50763- 95 «Общественное питание. Кулинарная продукция,
реализуемая населению. Общие технические условия».
7.ГОСТ Р 50762- 95 «Общественное питание. Классификация предприятий»
8.СанПиН
2.3.6.1078-01
Гигиенические
требования
к
безопасности
и
пищевой ценности пищевых продуктов.
9.СанПиН 42- 123- 4117-86 Санитарные правила. Условия, сроки хранения
скоропортящихся продуктов.
10.Справочник технолога общественного питания. – М.: Колос, 2010
11.
Аграновский
Е.Д.
Организация
производства
в
общественном
питании .М.: Экономика, 2008.
12. Богушева В.И. Организация производства в общественном питании. М:,
Академия, 2009
13. Богушева В.И. Технология приготовления пищи. М:, Академия,2009
14.Бурашников
Ю.М.
Охрана
труда
в
пищевой
промышленности,
общественном питании и торговле. – М.: Академия, 2003.
15.Елхина В.Д., Ботов М.И., Кирпичников В.П. Оборудование предприятий
общетсвуенного питания. – М.: Академия, 2010.
16. Дементьева Е.П. Ресторанный бизнес. – М.: Феникс, 2009
17.
Главацкая
В.И.,
Киселева
И.Е.
Механическое
и
холодильное
оборудование предприятий общественного питания. – М.: Экономика, 2006.
18.
Ковалёв
Н.
И.,
Куткина
М.
М.,
Кравцова
В.
А..
Технология
приготовления пищи. — М.:, Академия,2010.
9
19.Калинина В.М. Техническое оснащение и охрана труда в общественном
питании. М.: Академия, 2007.
20.Кузнецова Л.С. Технология и организация производства кондитерских
изделий: учебник для СПО. –М.: Академия, 2009
21. Радченко Л.С. Организация производства предприятий общественного
питания. Учебник. – М:, Феникс, 2008.
22. Панова Л.А. Организация производства на предприятиях общественного
питания. Учебное пособие.- М.:Академия, 2009.
23. Торопова М.И. Организация производства предприятий общественного
питания. Учебник. - М.: Феникс,2010.
24. Методические указания по разработке выпускной квалификационной
работы. М:, 2013
25. Смагина И.Н.Организация коммерческой деятельности в общественном
питании. М:, Эксмо, 2009.
26. Никуленкова.Т.Т. Проектирование предприятий общественного питания.
М:, Экономика ,2008
27. Шумилкина. М.Н. Кондитер. М.: Феникс, 2010
10