Экзаменационный материал по швейному делу, 9 класс
Автор: Губачёва Ольга Николаевна Должность: учитель технологии Учебное заведение: ГКОУ Николаевская специальная школа-интернат Населённый пункт: ст. Николаевская, Константиновский р-н, Ростовская обл. Наименование материала: Методическая разработка Тема: Экзаменационный материал по швейному делу, 9 класс Раздел: среднее профессиональное
Экзаменационный материал
по «Швейному делу».
9 класс.
Пояснительная записка
Материал для экзамена (билеты, практическая часть) составлены на основании
следующих документов.
Закон РФ « Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года
№ 122-Ф3);
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся воспитанников с отклонением в развитии от 12. 03.1997 г. (с изменением
от 10.03.2000, 23.12.2002 г.)
Региональный
учебный
план
специального
(коррекционного)
образовательного
учреждения VIII вида от 10.07.2002 г..
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида 4-9 классов под редакцией В. В. Воронковой «Швейное дело» (Москва «Владос»
2001 г.)
Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида от 08.06.2001г.
№106;
Положение школы об итоговой аттестации выпускников;
Цель
проведения
экзамена:
установление
результативности
подготовки
выпускников
9-х
классов по швейному делу (соответствие знаний выпускников требованиям программы, глубина
и прочность полученных знаний, умение их применять в практической деятельности).
Экзамен по швейному
делу выпускников школы проводится в форме практической
экзаменационной работы и устных ответов по билетам.
Экзаменационный билет по швейному делу состоит из двух теоретических вопросов (всего
билетов 10), которые направлены на выявление знаний экзаменуемых по разделам программы
«Элементы
материаловедения»,
«Элементы
машиноведения»,
«Технология
изготовления
швейных изделий», а также из практической экзаменационной
работы.
Учитывая особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта,
теоретический материал и практическая экзаменационная работа дается с учетом уровневой
диагностики.
Порядок проведения экзамена:
На выполнение практической экзаменационной работы отводится
2-3 часа
(с учётом
особенностей психо-физического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
Задания,
включаемые
в
практическую
в
практическую
экзаменационную
работу,
соответствуют программным требованиям.
Для выполнения практической экзаменационной работы каждый экзаменуемый получает
чертеж, рисунок, знакомится с образцом-эталоном и техническими требованиями к изделию.
Практическая экзаменационная работа оценивается, если выполнено более половины ее
объема
Между практической экзаменационной работой и устным экзаменом рекомендуется
устанавливать 30-минутный перерыв.
Оценка устного ответа по билету:
Оценка «5» ставится, если выпускник обнаруживает понимание материала, дает
правильные, осознанные ответы на все вопросы билета, допускает единичные ошибки, которые
сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если выпускник дает ответ, в целом соответствующий требованиям
оценки «5», но допускает неточности, оговорки, которые исправляет с помощью учителя,
нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ.
Оценка «3» ставится, если выпускник обнаруживает знание и понимание основных
положений вопросов билета, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; при
незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «2» ставится, если выпускник обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной
части
содержания
экзаменационных
вопросов,
не
может
воспользоваться
помощью учителя.
Оценка «1» ставится выпускнику в том случае, если он обнаруживает полное незнание
экзаменационного материала, соответствующего его познавательным возможностям.
Оценка практической экзаменационной работы:
Оценка «5» ставится, если выпускник
• правильно подобрал нужный инструмент иорганизовал свое рабочее место;
• рационально спланировал работу;
• владеет приемами работы с инструментами и механизмами;
• выполнил работу в соответствии с техническими требованиями.
Оценка «4» ставится, если выпускник выполнил работу, в целом соответствующую
требованиям оценки «5», но допустил неточности, ошибки в одном из четырех
пунктов.
Оценка «3» ставится, если выпускник допустил ошибки, неточности в двух из четырех
пунктов требований оценки «5».
Оценка «2» ставится, если выпускник выполнил менее половины практической работы.
Оценка «1» за практическую работу не ставится.
Оценка результатов экзаменов по швейному делу:
оценка за экзамен выставляется отдельно за практическую экзаменационную работу и
устный ответ. Итоговая оценка за экзамен по трудовому обучению выставляется на основании
оценок, занесенных в протокол: за год, практическую экзаменационную работу и устный ответ.
Итоговая оценка «5» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, если на «5» или «4» оценен устный экзаменационный ответ и в
оценках за учебные четверти выпускного класса нет «3».
Итоговая оценка «4» выставляется, если на «4» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «5» или на «4» оценен устный экзаменационный ответ и в
оценках, занесенных в протокол нет «3».
Итоговая оценка «4» выставляется, если на «5» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ или по итогам учебных четвертей в
выпускном классе было не более двух «3».
Итоговая оценка «3» выставляется, если на «3» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «4» или «3» оценен устный экзаменационный ответ и в
оценках, занесенных в протокол, нет «2».
Итоговая оценка «3» выставляется, если на «4» выполнена практическая
экзаменационная работа, на «3» оценен устный ответ и по итогам учебных четвертей в
выпускном классе было более двух «3».
Содержание экзаменационных билетов по трудовому обучению включает в себя
образовательный минимум, определяемый программой «Швейное дело», учитывая требования
к уровню подготовки выпускников.
Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень
сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных
ЗУН обучающихся и знаний техники безопасности по швейному делу.
Т.к. обучение детей с нарушением интеллекта строится с учетом педагогической
дифференциации и по возможностям обучения дети с ограниченными возможностями здоровья
делятся на 4 группы, то и практическая работа представлена в разных вариантах.
Характеристики типологических групп:
1 группа: обучающиеся наиболее успешно овладевают программным материалом. Все задания,
как правило, выполняются этими учащимися самостоятельно. Они не испытывают больших
затруднений при выполнении изменения задания, в основном правильно используют
имеющийся опыт. Умение объяснять свои действия словами, свидетельствуют о сознательном
усвоении этими обучающимися программного материала. Им доступен некоторый уровень
обобщения. Полученные знания они успешнее других применяют на практике. При выполнении
сравнительно не сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь
взрослого. Однако, в условиях фронтальной работы при изучении нового материала или
изготовлении более сложного изделия у этих обучающихся все же проявляются затруднения в
ориентировании и планировании работы. Им, бывает, нужна дополнительная помощь в
умственных трудовых действиях. Эту помощь используют достаточно эффективно.
Приобретенные знания и умения дети 1 группы не теряют, могут применять и при выполнении
аналогичного и сравнительно нового задания.
2 группа: так же достаточно успешно обучаются в классе. Они в основном понимают
фронтальные объяснения, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать
элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в
выполнении всех видов заданий, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и
организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом они
снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной
помощью. Объяснения своих действий у обучающихся недостаточно точны.
3 группа: обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаются в
разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, предметно-информационной).
Успешность усвоения знаний зависит, в первую очередь, от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих детей характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала
(правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом,
установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во
время фронтальных занятий, им нужно дополнительное объяснение. Их отличает низкая
самостоятельность. Темп усвоения знаний значительно ниже, чем у детей 2 группы. Не теряют
приобретенные знания, могут применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое
несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Эти обучающиеся преодолевают
инертность. Значительная помощь им нужна в начале выполнения задания, после чего они
могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность
обучающихся этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в
изучаемом материале.
4 группа: обучающиеся, которые овладевают учебным материалом на низком уровне. При этом
только фронтального обучения для них недостаточно, они нуждаются в выполнении большого
количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и
подсказках во время выполнения работы. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности
им недоступно. Обучающимся требуется неоднократное объяснение учителя при выполнении
любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки используется одними учениками,
верно, другие в этих условиях допускают ошибки. Эти обучающиеся не видят своих ошибок в
работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение как исправить. Каждое
последующее задание ими воспринимается как новое. Знания усваиваются чисто механически,
быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем
предполагается программой вспомогательной школы.
Экзаменационный материал к итоговой аттестации :
Билет №1 - 2014
ГКОУ РО
ТО – 9
школ – интернат VIII вида
швейное дело
1.Простые виды ткацких переплетений.
2.Цельнокроеное платье. Мерки для построения чертежа платья.
Билет №2 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Получение и свойства хлопчатобумажных тканей.
2.Оборки. Их раскрой и обработка.
Билет №3 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Получение и свойства шерстяных тканей.
2.Правила безопасной работы на швейных машинах с электроприводом.
Билет №4 – 2014
ГКОУ РО ТО – 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Получение и свойства шелковых тканей.
2.Механизм регулятора строчки.
Билет №5 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Механизм иглы швейной машины и его назначение.
2.Прямая юбка. Мерки для построения чертежа прямой юбки.
Билет №6 – 2014
ГКОУ РО ТО – 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Отрезное платье. Способы соединения лифа с юбкой.
2.Краевые швы. Их назначение и применение.
Билет №7 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Получение и свойства льняных тканей.
2.Виды производства одежды.
Билет №8 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Электроутюг. Правила безопасной работы электроутюгом.
2.Получение и свойства синтетических волокон.
Билет №9 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Краеобметочная машина 51 – А класса.
2. Дисциплина труда и трудовой распорядок на производстве.
Билет №10 – 2014
ГКОУ РО ТО - 9
школа – интернат VIII вида швейное дело
1.Производственные швейные машины и их назначение.
2. Виды обтачек. Правила соединения с деталью.
Ответы на билеты к экзаменационному материалу по итоговой аттестации :
Швейное дело
Билет №1
1.Простые виды ткацких переплетений;
2. Цельнокроеное платье. Мерки для построения чертежа платья.
Ответ 1. (I-уровень)
В результате переплетения нитей основы и утка получают ткацкий рисунок.
Полотняное переплетение, .самое простое. Оно имеет одинаковый рисунок с лицевой и
изнаночной сторон. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетены через одну
нить. Это дает большую прочность ткани, стойкость к износу .Большую часть
хлопчатобумажных тканей вырабатывают полотняным переплетением.
Саржевое переплетение относят к простым видам ткацких переплетений. При этом
переплетении нити основы перекрывают две нити утка через одну нить. На-лицевой стороне
ткани образуется рисунок в виде рубчика, идущего в косом направлении полотна ткани. Ткани
саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению,
хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. Саржевым переплетением
вырабатывают некоторые хлопчатобумажные ткани, шелковые, шерстяные ткани.
Сатиновое переплетение относят к простым переплетениям. Оно имеет
большую плотность по утку, так как в этом переплетении одну нить утка
перекрывают четыре нити основы. Ткани, выработанные сатиновым переплетением,
с лицевой стороны гладкие, блестящие, а с изнаночной стороны матовые,
мягкие, менее прочные. Сатиновым переплетением вырабатывают сатин (х/б ткань).
Большое количество подкладочных тканей также вырабатывают сатиновым
переплетением.
Ответ 2. (I-уровень) Платья, детали переда и спинки которого вырезают из ткани целыми,
называют цельнокроеными. По силуэту они могут быть прилегающими, прямыми и
свободными. По крою - с рукавами и без рукавов, с воротниками и без воротников, с поясом и
без него. Застежка может быть спереди или сзади. По назначению цельнокроеные платья
бывают повседневные, домашние и для торжественных случаев. Шьют их из различных тканей,
с разными видами отделки. Для построения чертежа основы цельнокроеного платья снимают:
1.Полуобхват шеи (ПОш)
8 Ширина плеча (Шп)
2.Полуобхват груди I (ПОг)
9 Высота груди
3.Полуобхват груди II (ПОг)
10 Длина переда до талии (Дпт)
4.Полуобхват талии (Пот)
11 Длина спины (Дс)
5.Полуобхват бедер (ПОб)
12 Высота плеча косая (Впк)
6.Половина ширины груди(ПШг)
13 Половина центра груди (ПцгО
7.Половина ширины, спины (ПШс)
14 Длина изделия (Ди)
Билет № 2.
1 .Получение и свойства хлопчатобумажных тканей .
2.Оборки. Их раскрой и обработка.
Ответ: 1 (I-уровень).
Сырьём для получения хлопчатобумажных тканей служит волокно хлопка, из которого
вырабатывают хлопчатобумажную пряжу. Поэтому хлопчатобумажные ткани называют
натуральными. Из хлопчатобумажной пряжи на ткацких фабриках ткут ткани.
Хлопчатобумажные ткани имеют матовую (без блеска), шероховатую поверхность. При
растяжении срезов ткань сильно тянется по утку и почти не тянется по основе. При
выдёргивании нити из ткани и разрыве ее на конце образуется кисточка в виде ватки. Горит
хлопчатобумажная ткань ярким пламенем, чувствуется запах жженой бумаги, после сгорания
образуется серый пепел.
Хлопчатобумажная ткань мягкая, довольно прочная, лёгкая, мнётся при носке. Она хорошо
пропускает воздух, впитывает влагу, быстро сохнет. Эта ткань хорошо стирается, стойкая к
солнечным лучам
При раскрое срезы ткани не осыпаются. При стирке ткань даёт большую усадку по основе.
Ткани пропитывают различными составами для придания им определенных свойств: упругости
или мягкости, меньшей сминаемости, блеска. После обработки в отделочных цехах ткань
получает товарный вид
Утюжат хлопчатобумажную ткань с лицевой и изнаночной стороны по долевой нити.
Терморегулятор утюга ставят на указатель «хлопок». Хлопчатобумажная ткань – это ситец,
бязь, мадаполам, батист, байка, бумазея, фланель.
Ответ: 2 (I-уровень)
Оборками отделывают женские и детские платья, ночные сорочки, юбки, блузки, фартуки.
Оборка - это
полоска ткани, один срез которой собран на сборку и соединён с изделием. В оборках
различают срез
притачивания и отлетной срез.
Оборки раскраивают из основной или отделочной ткани по косому или поперечному
направлению нитей. Ширина ткани для оборки зависит от фасона изделия, она может быть в
полтора или два раза больше длины среза, к которому её притачивают. С целью экономии ткани
оборку можно составить из нескольких частей. Части оборки складывают лицевыми сторонами
внутрь, уравнивают срезы и стачивают по долевой нити, швы разутюживают, ширина шва 5-7
мм. Оборки также можно выполнить из шитья, кружев, лент.
Билет №3.
1.Получение и свойства шерстяных тканей.
2.Правила безопасной работы на швейных машинах с электроприводом
Ответ:
1 (I-уровень)
Шерсть - это волосяной покров животных: овец, коз, верблюдов Шерсть - очень ценное
сырьё. Шерстяное волокно получают из шерсти в результате специальной обработки.. Самое
большое количество шерсти дают овцы. Специальными ножницами или машинками шерсть
состригают
почти
цельной
неразрывной
массой,
которая
называется
руном.
Цвет
неокрашенного волокна может быть белым, серым, рыжим и черным
На ткацких фабриках из шерстяной волокна вырабатывают шерстяные ткани. По окраске
шерстяные ткани бывают гладкокрашеные, меланжевые, пестротканые. Пестротканые ткани
вырабатывают из ткани разного цвета. Меланжевые ткани вырабатывают из пряжи, которая
состоит из волокна разного цвета .
Свойства шерстяных тканей зависят от свойств шерстяного волокна, из которого их
вырабатывают. Эти ткани имеют нерезкий блеск, мягкие, достаточно прочные, стойкие к
износу, почти не мнутся, хорошо драпируются. Они пропускают воздух, впитывают влагу,
сохраняют тепло тела человека, имеют шероховатую поверхность. Шерстяные ткани имеют и
отрицательные свойства : при раскрое сильно тянутся, срезы их обладают осыпаемостью нитей.
Шерстяные ткани обладают пылеёмкостью, дают большую усадку после стирки. Учитывая это,
перед раскроем шерстяную ткань необходимо проутюжить через проутюжильник с
увлажнением -продекотировать, чтобы ткань сразу дала усадку.
Ответ 2.
1. Опасности в работе:
-
повреждение пальцев иглой;
-
попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины;
-
поражение электрическим током.
2. Что нужно сделать до начала работы:
-
застегнуть манжеты рукавов;
-
проверить исправность машины;
-
проверить перед соединением деталей, не осталось ли в них ручная игла или булавка.
3. Что нужно делать во время работы:
-
установку шпульного колпачка, заправку верхней нити производить при выключенной
машине;
-
не класть ножницы и другие инструменты около вращающихся частей машины;
-
не передавать ножницы, изделие или детали при включенной машине.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
-
выключить машину;
-
убрать рабочее место.
.
Билет №4.
1.Получение и свойства шелковых тканей.
2.Механизм регулятора строчки.
Ответ: 1 (I-уровень)
Натуральный шелк -
это тонкие нити, которые получают при размотке коконов гусеницы
тутового шелкопряда. Коконом называется плотная, похожая на крошечное яйцо оболочка,
которую шелковая гусеница туго свивает вокруг себя перед тем, как превратиться в куколку.
Через 15-17 дней куколка превращается в бабочку. Бабочка по выходе из кокона кладет яички, из
которых вылупляются гусеницы. Яичко, гусеница, куколка, бабочка – четыре стадии развития
шелкопряда.
Собирают коконы через 8 – 9 дней с начала завивки и передают на первичную обработку.
Цель первичной обработки шелка – размотать коконную нить, которая достигает 600-900 м. Эта
нить тонка, как паутина, поэтому несколько коконных нитей соединяют вместе и получают нити
шелка-сырца. С ними уже можно работать, то есть ткать шелковое полотно. Шелковые ткани
поступают в продажу под названиями: атлас, бархат, крепдешин, шифон и др.
Свойства натурального шелка. Натуральный шелк обладает хорошей гигроскопичностью,
впитывает
влагу
и
быстро
высыхает.
Но
под
действием
прямых
солнечных
лучей
он
разрушается быстрее, чем другие натуральные волокна. Волокна шелка во время горения
спекаются.
Косынки, блузки из натурального шелка приятно носить; они красивы, легки, хорошо
«дышат» - так же как все изделия из других натуральных волокон: шерсти, хлопка, льна.
Животное Шелк сырец Прядение
Ткань Ткачество Пряжа
Ответ: 2
(I-уровень)
Качество строчки определяется длиной стежка и натяжением верхней и нижней ниток.
При необходимости надо отрегулировать длину стежка и натяжение ниток с помощью
механизмов регулировки швейной машины: регулятора строчки и регулятора натяжения
верхней нитки. Регуляторы строчки различных машин отличаются по внешнему виду и
по способу регулировки. Регулятор строчки может быть установлен на длину стежка от 1-4
мм. Тонкие ткани стачивают строчкой с длиной стежка 2-2,5 мм. Для толстых тканей длину
стежка устанавливают в 2,5-3 мм. Для выполнения сборок устанавливают стежок в 4 мм.
Современные швейные машины с электроприводом могут выполнять прямую,
зигзагообразную и декоративные строчки, поэтому она имеет три регулятора строчки:
регулятор длины стежка, регулятор ширины зигзага, регулятор выбора вида декоративной
строчки
Натяжение верхней нити.
Билет №5
1 .Механизм иглы швейной машины и его назначение.
2. Прямая юбка. Мерки для построения чертежа прямой юбки.
Ответ: 1 (I-уровень)
В состав механизма иглы входит игловодитель, иглодержатель и винт.
Игловодитель соединен с главным валом машины и выполняет движение вниз и вверх. При
установке иглы надо поднять игловодитель в верхнее положение, ослабить винт игловодителя,
вставить иглу в игловодитель через иглодержатель до упора, длинным желобком в сторону
нитенаправителя и закрепить винтом.
. Машинная игла прокалывает ткань, проводит через неё верхнюю нитку и образует у своего
ушка петлю. Иглы бывают прямые и изогнутые (для подшивочных работ), толстые, тонкие,
длинные, короткие. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. чем больше
номер, тем толще игла. Номер иглы стоит на колбе. Хорошая работа швейной машины часто
зависит от качества иглы и установки ее в игловодителе.
7. игловодитель,
8. прижимной винт
9. игла
Ответ:2 (I-уровень)
Юбку по способу носки относят к поясным изделиям. Детали юбки называют полотнищами.
Крой прямой юбки состоит из двух деталей - переднего и заднего полотнищ. Юбки шьют из
хлопчатобумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей. Выбор ткани зависит от фасона,
назначения юбки, сезона. Для пошива прямой юбки можно использовать плотные узкие и
широкие ткани. Для обработки верхнего среза юбки применяют пояс, корсажную ленту,
резиновую тесьму. Для обработки застежки используют тесьму-молнию или крючки и петли.
Юбки оформляют складками, оборками, карманами, отделочными строчками. Для построения
чертежа прямой юбки снимают мерки: обхват талии, обхват бёдер, длина спины до талии, длина
изделия. Чертеж выполняют на правую половину фигуры, поэтому мерки обхватов записывают
в половинном размере. Мерки длины записывают полностью.
(
1.
Полуобхват талии - Пот.
2.
Полуобхват бедер - ПОб.
3.
Длина спины до талии- Дет.
4.
Длина изделия - Ди.
Билет №6.
1 .Отрезное платье. Способы соединения лифа с юбкой.
2.Краевые швы. Их получение и применение
Ответ: 1 . (I-уровень)
Платья, отрезные по линии талии или бёдер, бывают повседневные, домашние, спортивные,
для торжественных случаев. По силуэту они могут быть прилегающими, полуприлегающими,
свободными, прямыми.
Платье, отрезное имеет верхнюю часть – лиф и нижнюю часть юбку. Лиф состоит из деталей
переда (или полочек) и спинки, юбка из двух полотнищ: переднего и заднего.
Лиф может быть с рукавами и без рукавов, с воротником и без воротника, с застёжкой
посередине переда или спинки и без застёжки.
Юбка также может быть прямой, в складку, клешевой и из клиньев.
Лиф с юбкой соединяют стачным или накладным швом после полной обработки лифа и
юбки. В лифе должны быть обработаны вытачки, складки, застежка, стачаны боковые и
плечевые срезы, соединён с горловиной воротник. Рукава можно втачать после соединения
лифа с юбкой.
В юбке обрабатывают вытачки, складки; соединяют полотнища юбки.
Нижний срез юбки обрабатывают после соединения лифа с юбкой и уточнения длины изделия.
.
Ответ 2 .(I-уровень)
Краевые швы применяют для предохранения срезов деталей от осыпания и
для обработки краев деталей (краёв бортов, воротника, карманов, хлястиков,
низа рукавов, низа изделия и др.).
К этой группе швов относятся: швы вподгибку, обтачные и окантованные.
Швы вподгибку могут быть с открытым и закрытым срезом.
Обтачной шов является разновидностью стачного шва. Таким швом
соединяют клапаны, хлястики и манжеты с подкладкой, подборта с
полочками, верхний воротник с нижним воротником и др.
Окантовочные швы применяют для оформления срезов деталей изделий из
легко осыпающихся. толстых тканей без подкладки (внутренних краёв
подбортов. низа юбки, пройм и др.).
Билет №7
1. Получение и свойства льняных тканей.
2.Виды производства одежды.
Ответ:1 .(I-уровень)
Лен – травянистое однолетнее растение. Его выращивают для получения волокон,
которые находятся в стебле. Длина стеблей льна 35-100 см.
После
трепания
льна
получается
очищенное
льняное
волокно,
которое
поступает
на
прядильные фабрики.
Волокна льна толстые, прямые, очень прочные, на ощупь жесткие, по цвету светло-серые,
блестящие. По всей своей длине они имеют неодинаковую толщину.
Ценными свойствами льняного волокна является его способность быстро впитывать влагу
и быстро высыхать.
Получение
пряжи
из
льняного
волокна.
На
прядильной
фабрике
льняное
волокно
обрабатывают на различных машинах: чешут, вытягивают в ленту. Получается
ровница.
Льняная пряжа прочная, гладкая, неравномерная по толщине.
Из
льняной
пряжи
на
ткацких
фабриках
вырабатывают
ткани чистольняные
и
полульняные. В полульняных тканях добавлены хлопчатобумажная пряжа или другие волокна.
Ткань, полученная с ткацкого станка, имеет грязно-серый цвет. Ее подвергают отделке:
отваривают для удаления различных примесей и отбеливают. Затем ткань окрашивают в светлые
тона или наносят на нее рисунок. Часть льняных тканей выпускают неотбеленными. Такие
ткани имеют серый цвет и называют суровыми.
Свойства льняных тканей. Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они
изготовлены. Чистольняные ткани прочные, жесткие, не растягиваются по основе не тянутся по
утку. На ощупь они создают впечатление прохлады. Поверхность ткани гладкая, блестящая.
Чистольняные ткани сильно сминаются, хорошо впитывают влагу и быстро сохнут, легко
отстирываются и утюжатся.
Полульняные ткани имеют другие свойства. Полульняные ткани с добавлением хлопка
получаются более мягкие, матовые. Льняные ткани с добавление химических волокон более
прочные в носке, почти не мнутся.
Ответ 2 (I-уровень)
Изготовлением одежды для населения нашей страны занимается швейная промышленность, а
также швейные предприятия, службы быта (ателье, швейные мастерские), которые выполняют
пошив изделий по индивидуальным меркам.
Изготовление одежды на крупных швейных предприятиях называют массовым
производством. Оно характеризуется непрерывностью и ритмичностью производственного
процесса, что позволяет производственным швейным объединениям выпускать большое
количество однородных изделий. Швейные предприятия специализируются на производстве
какой-то определенной группы швейных изделий: женского платья, мужских пальто, мужских
костюмов, детской одежды и т.д.
Моделированием и конструированием одежды в швейной промышленности занимаются дома
моделей. Они открыты во всех крупных городах. В массовом производстве одежда
конструируется по стандартным размерам.
Ателье и швейные мастерские, службы быта занимаются пошивом и ремонтом одежды и
головных уборов по индивидуальным заказам населения в соответствии с направлениями моды.
Прием и оформление заказов на пошив производится в салонах ателье и мастерских. С
заказчика снимают мерки, фасон выбирает заказчик, изделия шьют почти всегда с двумя
примерками.
Билет №8
1. Электроутюг. Правила безопасной работы электроутюгом
2. Получение и свойства синтетических волокон.
Ответ: 1 (I-уровень)
Электрические утюги бывают с регулированием температуры и увлажнением ткани во
время утюжки – пароувлажнителем. У некоторых утюгов в ручке есть сигнальная лампочка,
которая зажигается при включении утюга в электрическую сеть.
На терморегуляторе утюга имеются обозначения: одна точка – слабый нагрев, две точки –
средний, три точки – сильный нагрев утюга.
Правила безопасной работы электрическим утюгом.
1.
работать стоя на резиновом коврике.
2.
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус с вилки.
3.
ставить утюг на подставку.
4.
следить, чтобы шнур не касался горячего утюга.
5.
следить за установкой указателя терморегулятора в зависимости от вида ткани.
6.
запрещается оставлять включенный утюг без присмотра.
7.
после работы утюг поставить на подставку и включить.
А) 1 — подошва, 2 — корпус, 3 — ручка, 4 — ручка терморегулятора,
5 — сигнальная лампа, 6 — шнур с вилкой
Ответ: 2 (I-уровень )
Синтетические волокна получают из продуктов переработки каменного угля, нефти и
природного газа. К наиболее распространенным синтетическим волокнам относятся капрон,
лавсан, нитрон.
Волокна капрона имеют гладкую блестящую поверхность, хорошо смачиваются водой и
быстро сохнут. Капрон чувствителен к действию тепла, уже при температуре 65 он теряет
прочность, поэтому утюжить изделия из капрона надо осторожно, на утюге должен быть
установлен символ «капрон» (один кружок).
Волокна капрона прочные, стойкие к износу, имеют не определённую большую длину. Все
волокна очень большой длины называют нитями. Из капроновых нитей вырабатывают лёгкие
ткани, трикотаж, кружево, ленты, тесьму. В смеси с шерстью и хлопком капроновое волокно
идёт на изготовление платьевых, костюмных и пальтовых тканей.
Волокна лавсана имеют гладкую матовую поверхность. Они прочные, стойкие к износу, не
мнутся. В чистом виде лавсан применяют для изготовления швейных ниток, кружева,
технических тканей, ворса искусственного меха, ковров. Из волокон лавсана в смеси с шерстью,
хлопком, льном, вискозой вырабатывают платьевые ткани, нижнее бельё, носки.
Волокна нитрона пушистые, матовые, по виду напоминают шерсть, поэтому их называют
«искусственной шерстью». Прочность и стойкость к износу у нитрона ниже, чем у капрона и
лавсана. В чистом виде нитрон применяют для изготовления трикотажных изделий: свитеров,
жакетов, шарфов. Используют для изготовления искусственного меха. Из волокон нитрона в
смеси с шерстью, вискозой, хлопком вырабатывают платьевые и костюмные ткани.
Билет №9
1.Краеобметочная машина 51 – А класса.
2. Дисциплина труда и трудовой распорядок на производстве.
Ответ:1 (I-уровень)
Краеобмёточная швейная машина 51 – А класса предназначена для обрезки и обмётывания
срезов припуска шва. Рабочие механизмы машины приводит в движение главный вал. Рабочие
органы машины: игла, петлитель, ширитель, ножи, рейка для продвижения ткани.
Игла имеет два длинных желобка: один мелкий, другой – глубокий. Нитка в ушко иглы
заправляется от работающего со стороны глубокого желобка.
Краеобмёточная машина не имеет челнока. Вместо него имеются петлитель и ширитель. В
петлитель заправляют нижнюю нитку. Ширитель служит для захвата и расширения петли.
Ножи служат для обрезки срезов шва перед его обмётыванием. Зубчатая рейка продвигает
ткань для обработки. Регулировку строчки выполняют при помощи двух регуляторов
натяжения ниток. При работе на краеобмёточной машине надо соблюдать больщую
осторожность и быть очень внимательным.
Ответ: 2 .(I-уровень)
Дисциплина труда-это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения,
определённым в соответствии с трудовым законодательством, трудовым договором,
коллективным договором и др.
Соблюдать дисциплину труда-это значит:
1.работать честно и добросовестно; вовремя приходить на работу, соблюдать установленную
продолжительность рабочего времени;
2.повышать производительность труда, улучшать качество продукции, не допускать брака в
работе;
3.соблюдать правила безопасной работы, выполнять правила производственной санитарии,
пользоваться спецодеждой;
4.Содержать в чистоте и порядке своё рабочее место, соблюдать чистоту в цехе и на территории
предприятия;
5. бережно относиться к машинам, станкам, инструментам, материалам;
6.применять передовые методы работы, повышать свою квалификацию.
Лучшие работники за честный и добросовестный труд поощряются: почётной грамотой,
выдачей премии, ценным подарком, объявлением благодарности, званием «Лучший по
профессии».
Трудовой кодекс предусматривает и меры наказания за опоздания на работу, нарушение
дисциплины, выпуск брак, это- замечание, выговор, увольнение.
Билет № 10
1. Производственные швейные машины и их назначение. 2.
Виды обтачек. Правила соединения с деталью.
Ответ:1 (I-уровень)
Для изготовления одежды на швейных фабриках и в ателье применяют различны швейные
машины. Они различаются по внешнему виду, устройству и назначению.
Машины, на которых выполняют стачивание разных деталей изделия, называют
универсальными. Есть машины специализированные. С их помощью выполняют только одну
или несколько операций. Например, на краеобмёточной машине сшивают и обмётывают
срезы
ткани. В швейном производстве используют также швейные машины – полуавтоматы. Эти
машины служат для пришивания пуговиц и крючков, обмётывания петель на белье и одежде.
После выполнения операции машина автоматически останавливается.
Машина
Скорость (частота
вращения главного
вала, обороты в
минуту)
Длина
стежка в
мм.
Назначение
22-А класса
ПМЗ
97-го класса
ОЗЛМ
1022- го класса
ОЗЛМ
3500
5000
4000
1 – 5
до 4
1,3 – 4,5
Для шитья
хлопчатобумажных и
шерстяных тканей.
Для шитья шёлковых,
хлопчатобумажных и
шерстяных тканей.
Для шитья
хлопчатобумажных и
шерстяных тканей.
Ответ: 2 (I -уровень)
Обтачка – это полоска ткани для обработки срезов или отделки деталей изделия. Длина
обтачки равна длине обрабатываемого среза. Ширина обтачки может быть от 2 до 4-5 см.
Обтачку можно стачать из нескольких полосок. Их соединяют по долевым срезам стачным
швом. Ширина шва 5-7 мм.
Обтачку
для
отделки
раскраивают
из
отделочной
ткани,
и
срез
детали
изделия
обрабатывают ею с лицевой стороны. Дополнительно к обтачке для отделки изделия можно
использовать тесьму, кружево.
По способу раскроя обтачки бывают долевые, поперечные и косые. Долевые обтачки
раскраивают
по
долевому
направлению
нитей
ткани,
поперечные
–
по
поперечному
направлению нитей. Для раскроя косой обтачки ткань необходимо сложить так, чтобы ее
поперечная нить точно совпадала с долевой, то получится косой сгиб ткани. При разрезании
ткани по косому направлению получается косой срез.
Косая
обтачка
имеет
сильное
растяжение,
поэтому
ею
обрабатывают
чаще
всего
закруглённые срезы деталей. Косая обтачка может быть одинарная и двойная.