Автор: Балыбин Дмитрий Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКП образовательное учреждение № 264
Населённый пункт: город Мариинск Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: «Обслуживание арматуры котельного агрегата»
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 264
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине «Учебная практика»
Профессия «Машинист (кочегар) котельной»
Тема: «Обслуживание арматуры котельного агрегата»
2025
Аннотация
Открытый урок по предмету «Учебная практика» по теме: «Обслуживание
арматуры котельного агрегата» проводится с применением современных информационно-
компьютерных технологий. Это оказывает положительное эмоциональное воздействие
наобучающихся, устанавливает межпредметную связь с дисциплиной «Технология работ
в котельной», способствует повышению эффективности обучения.
На учебном занятии используются действующие «Правила Госгортехнадзора к
устройству и эксплуатации котлов».
ПЛАН УРОКА
учебной практики
профессия Машинист(кочегар)котельной
№ и тема программы 5.Работы с арматурой и гарнитурой котла
Тема урока Обслуживание арматуры котельного агрегата
Обучающая цель урока Обобщить и систематизировать ранее полученные знания и
умения
Тип урока Урок по выполнению простых комплексных работ
Учебно-производственные работы Проверка исправности контрольной,
питательной
и предохранительной арматуры.
Материально-техническое оснащение Макет котельного агрегата, манометр,
водоуказательное стекло, предохранительный клапан, обратный питательный
клапан, водозапорный вентиль, презентация по теме «
Обслуживание арматуры
котельного агрегата
» текстовые материалы.
Ход урока:
Организационный момент (5мин):
–выявление отсутствующих обучающихся;
–проверка внешнего рабочего вида (наличие спец. одежды требованиям безопасности
труда;
–организация внимания и готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж (15 мин)
–сообщение темы;Обслуживание арматуры котельного агрегата
–ознакомление с целями; Закрепить знания и умения по о
бслуживанию арматуры
котельного агрегата
- Показ презентации по теме: «
Обслуживание арматуры котельного агрегата
»
Слайд №2: Устройство и принцип работы манометра
Слайд №3: Положения трехходового крана
Слайд№4: Проверка исправности манометра
Слайд №6: Устройство и принцип работы предохранительного клапана
Слайд №7: Продувкапредохранительного клапана
Слайд №8: Устройство и принцип работы водоуказательного стекла
Слайд №9: Продувкаводоуказательного стекла
Слайд №10:Устройство и принцип работы водозапорного вентиля
Слайд №11: Устройство и принцип работы обратного питательного клапана
-После демонстрации презентации обучающие получают индивидуальные задания
Текущий инструктаж(305мин) Деятельность обучающихся:
Обучающиеся выполняют индивидуальные задания
Обучающаяся показывает положения трехходового крана
Обучающаяся демонстрирует устройство и принцип работы манометра
Обучающаяся производит проверку исправности манометра
Обучающаяся показывает устройство и принцип работы водоуказательного стекла
Обучающаяся производит продувку водоуказательного стекла
Обучающаяся показывает устройство и принцип работы предохранительного клапана
Обучающаяся производит продувку предохранительного клапана
Обучающаяся демонстрирует назначение и устройство водозапорного вентиля
Обучающаяся демонстрирует назначение и устройство обратного клапана
Деятельность мастера производственного обучения:
–мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;
–наблюдение;
Заключительный инструктаж(15мин)
Цель нашего урока учебной практики по систематизации и обобщению знаний
достигнута. При выполнении работ, действий и демонстраций, ошибок допущено не
было. Действия и объяснение производимых работ проходили в соответствии с
изложенным материалом.
Оценки за урок выставлялись на момент выполнения работ по обслуживанию и
демонстрации арматуры.
–сообщение оценок;
–сообщение темы следующего урока;Работы по обслуживанию гарнитуры котла
–уборка рабочих мест.
Мастер производственного обучения Балыбин Д.И.
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
1.
Организационная часть
Организационный момент (5мин):
выявление отсутствующих обучающихся;
проверка внешнего рабочего вида (наличие спец. одежды требованиям безопасности
труда;
организация внимания и готовности обучающихся к уроку.
Сообщаю тему урока учебной практики
№ и тема программы 5.Работы с арматурой и гарнитурой котла
Тема урока: «Обслуживание арматуры котельного агрегата».
2.
Вводный инструктаж
2.1.
Обоснование значения изучаемой темы и учебной цели урока
-Знания об устройстве и обслуживании арматуры котла, которые используются
для безопасного обслуживания котельного агрегата, необходимы для безопасной
работы всей котельной установки.
- На этом уроке мыобобщим и систематизируем ранее полученные знания и уменияпо
устройству и обслуживанию арматуры котельного агрегата.
Открываю презентацию по теме
- Показ презентации по теме: «Обслуживание арматуры котельного агрегата»
Слайд №2: ОБСЛУЖИВАНИЕ МАНОМЕТРА
Сколько раз за смену продувается манометр?
Сколько положений имеет трехходовой кран?
В каком порядке продувается манометр?
Во время демонстрации на слайде заданы вопросы по обслуживанию манометра.
Слайд №3: Положения трехходового крана
Положение №1- Рабочее
Положение №2- Продувка манометра
Положение №3- Проверка рабочего манометра контрольным
Положение №4- Продувка сифонной трубки
Положение №5- Промежуточное положение для накопления конденсата
Слайд№4: Проверка исправности манометра
Порядок проведения проверки:
1.
Из положения 1 переводим кран в положение 2, при этом стрелка манометра
должна быстро и плавно опустится до нуля.
2.
Из положения 2 переводим кран в положение 1, при этом стрелка манометра
должна быстро и плавно вернутся на прежнее положение.
Слайд №6: Устройство и принцип работы предохранительного клапана
Слайд №7: Продувка предохранительного клапана
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОГО КЛАПАНА
•
Сколько раз за смену продувается предохранительный клапан?
•
Устройство и принцип работы клапана
•
Порядок продувки рычажного клапана
Слайд №8: Устройство и принцип работы водоуказательного стекла
Слайд №9: Продувка водоуказательного стекла
ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОДОУКАЗАТЕЛЬНЫХ СТЕКОЛ
•
Сколько раз за смену продувается водоуказательное стекло?
•
Устройство и принцип работы водоуказательного стекла
•
Порядок продувки водоуказательного стекла
Слайд №10:Устройство и принцип работы водозапорного вентиля
Слайд №11: Устройство и принцип работы обратного питательного клапана
Текущий инструктаж Деятельность обучающихся:
После демонстрации презентации обучающие получают индивидуальные
задания:
1.
Положения трехходового крана
2.
Устройство и принцип работы манометра
3.
Проверка исправности манометра
4.
Устройство и принцип работы водоуказательного стекла
5.
Продувка водоуказательного стекла
6.
Устройство и принцип работы предохранительного клапана
7.
Продувка предохранительного клапана
8.
Назначение и устройство водозапорного вентиля
9.
Назначение и устройство обратного клапана
Индивидуальные задания выполняются на макете «Вертикально-
цилиндрического котла»
Заключительный инструктаж(15мин)
Цель нашего урока учебной практики по систематизации и обобщению знаний
достигнута. При выполнении работ, действий и демонстраций, ошибок допущено не
было. Действия и объяснение производимых работ проходили в соответствии с
изложенным материалом.
Оценки за урок выставлялись на момент выполнения работ по обслуживанию и
демонстрации арматуры.
Используемая литература:
1.
Соколов Б.А., Котельные установки и их эксплуатация [Текст]:
Учебник для нач.проф.образования ,– Москва , Издательский центр
«Академия», 2005 -432 с.
2.
Презентация по теме: «Обслуживание арматуры котельного агрегата»
3.
Интернет ресурсы