Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа-гимназия №1"
Населённый пункт: г. Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: К вопросу о реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел: полное образование
Винецкий Р.В., учитель истории
МАОУ «Школа-гимназия № 1»
г.Краснокамска
К вопросу о реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В прошедшем учебном году в школах появился новый учебный предмет – «Основы
духовно-нравственной культуры народов России». Программа курса пришла не сразу,
учебники так и не поступили. Понятно, что педагоги стали организовывать учебный
процесс на ходу, исходя из своих знаний и практического опыта.
Предлагаю свой вариант организации курса. Так, вся учебная деятельность
разделяется на теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть, во-первых, содержит изучение географии и народонаселения
России. Цель – дать детям общее представление о народностях страны. Формы работы:
активные лекции, презентации, краткие рассказы учеников о тех народностях, которые им
известны, ответы на вопросы. Во-вторых, изучается география и народонаселение региона
(города и поселки края, народности, их населяющие). Формы работы : идентичны.
Практическая часть подразумевает проектную деятельность учащихся, где каждый
ученик должен сделать три проекта: первый – общее описание народности (территория,
хозяйственная деятельность, внешний вид, традиции и обычаи). Второй проект –
искусство народности, третий – национальная кухня.
Подготовительный этап: сбор информации и письменная работа «Как я буду
выполнять задание», где должна описываться пошаговая деятельность подготовки
проекта. Такой подход учит детей планированию, целеполаганию, умению четко
формулировать свои мысли. При этом, народность выбирается самими учениками, а
форма проекта – произвольная: устная или электронная презентация, индивидуальная или
групповая (до трех человек) работа. В течение урока может быть несколько выступлений с
дальнейшим обсуждением.
После
того,
как
все
выступят
с
первым
проектом,
вновь
проходит
подготовительный этап, а затем – переход ко второму проекту. Выбирать можно уже
ранее представленную народность, либо другую. Особенность второго проекта –
творческое выступление (исполнение песни, танца, стихотворение, обряд и т.д.). В случае,
если ученик не готов или не хочет лично выступать – он может сделать презентацию
(видеоролик или устный рассказ). Главное, чтобы это было сделано самостоятельно
(например, не скачать из интернета ролик, а переделать его или сделать композицию).
Третий проект самый интересный – кулинарный (национальная кухня). Ученики
должны познакомить друг друга с национальными блюдами. Предлагаются две формы
организации деятельности: гастрофестиваль, где дети приносят из дома приготовленное
блюдо и предлагают всем его продегустировать, либо снимают дома видеоролик, где они
рассказывают и показывают процесс приготовления национального блюда. Ролик
демонстрируется классу.
В заключение проводится итоговое занятие, где в рамках рефлексии дети
рассказывают, что нового, удивительного и полезного они узнали о духовно-нравственной
культуре народов России.