Напоминание

К вопросу о реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Автор: Винецкий Рудольф Валентинович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа-гимназия №1"
Населённый пункт: г. Краснокамск
Наименование материала: Статья
Тема: К вопросу о реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Раздел: полное образование





Назад




Винецкий Р.В., учитель истории

МАОУ «Школа-гимназия № 1»

г.Краснокамска

К вопросу о реализации курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

В прошедшем учебном году в школах появился новый учебный предмет – «Основы

духовно-нравственной культуры народов России». Программа курса пришла не сразу,

учебники так и не поступили. Понятно, что педагоги стали организовывать учебный

процесс на ходу, исходя из своих знаний и практического опыта.

Предлагаю свой вариант организации курса. Так, вся учебная деятельность

разделяется на теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть, во-первых, содержит изучение географии и народонаселения

России. Цель – дать детям общее представление о народностях страны. Формы работы:

активные лекции, презентации, краткие рассказы учеников о тех народностях, которые им

известны, ответы на вопросы. Во-вторых, изучается география и народонаселение региона

(города и поселки края, народности, их населяющие). Формы работы : идентичны.

Практическая часть подразумевает проектную деятельность учащихся, где каждый

ученик должен сделать три проекта: первый – общее описание народности (территория,

хозяйственная деятельность, внешний вид, традиции и обычаи). Второй проект –

искусство народности, третий – национальная кухня.

Подготовительный этап: сбор информации и письменная работа «Как я буду

выполнять задание», где должна описываться пошаговая деятельность подготовки

проекта. Такой подход учит детей планированию, целеполаганию, умению четко

формулировать свои мысли. При этом, народность выбирается самими учениками, а

форма проекта – произвольная: устная или электронная презентация, индивидуальная или

групповая (до трех человек) работа. В течение урока может быть несколько выступлений с

дальнейшим обсуждением.

После

того,

как

все

выступят

с

первым

проектом,

вновь

проходит

подготовительный этап, а затем – переход ко второму проекту. Выбирать можно уже

ранее представленную народность, либо другую. Особенность второго проекта –

творческое выступление (исполнение песни, танца, стихотворение, обряд и т.д.). В случае,

если ученик не готов или не хочет лично выступать – он может сделать презентацию

(видеоролик или устный рассказ). Главное, чтобы это было сделано самостоятельно

(например, не скачать из интернета ролик, а переделать его или сделать композицию).

Третий проект самый интересный – кулинарный (национальная кухня). Ученики

должны познакомить друг друга с национальными блюдами. Предлагаются две формы

организации деятельности: гастрофестиваль, где дети приносят из дома приготовленное

блюдо и предлагают всем его продегустировать, либо снимают дома видеоролик, где они

рассказывают и показывают процесс приготовления национального блюда. Ролик

демонстрируется классу.

В заключение проводится итоговое занятие, где в рамках рефлексии дети

рассказывают, что нового, удивительного и полезного они узнали о духовно-нравственной

культуре народов России.



В раздел образования