Автор: Забродская Татьяна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Гнёздышко" Населённый пункт: п.Пуровск Наименование материала: Конспект занятия Тема: "Знакомство с животными жарких и холодных стран" Раздел: дошкольное образование
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к
окружающему миру.
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества
на занятии.
Образовательные:
- углублять представления детей о диких животных жарких и холодных
стран.
- уточнять и расширять словарь по теме.
- систематизировать представления детей об умении животных
приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного
по внешнему виду.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую
моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарём:
- активизировать словарь: мерзлота, баобаб, пустыня, климат.
- ввести в активный словарь: Арктика, Северный Ледовитый океан,
Африка, тропический лес, тундра.
Материал:
- демонстрационные картины: «Тундра», «Бурый медведь»,
«Пустыня»
Предварительная работа:
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- рассматривание картин, иллюстраций,
- заучивание стихотворений, пословиц,
- отгадывание загадок,
- дидактические игры.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях, расположенных как в салоне самолёта. Педагог
предлагает отправиться в дальнее путешествие и говорит, что сначала
самолёт пролетит над холодными странами, потом сделает посадку в
Африке и, наконец, вернётся домой.
Педагог . Уважаемые пассажиры! Пристегните ремни! Взлёт! Наш самолёт
набрал заданную высоту и направляется на север. Посмотрите в
иллюминаторы.
(педагог показывает слайд тундры)
1
Педагог . Внизу под нами серая, унылая и седая равнина. И небо над ней
серое, скучное, седое. Мох, кочки – всё плоско и бесконечно. Если и
встретишь лес – то высотой по колено. Как называется эта земля, над которой
мы летим?
Дети . Тундра.
(Далее дети рассматривают изображённых на картине оленей).
Педагог читает стихотворение:
Быстрые ноги не вязнут в снегу,
Голову вскинул олень на бегу –
Вскинул высоко, как будто гордится,
Что человеку сумел пригодиться!
( Б. Заходер)
(Дети обсуждают, как приспособился олень к жизни в суровых условиях
тундры, что помогает ему выжить и как олень служит человеку)
Педагог . Услышали олени гул нашего самолёта, испугались, побежали далеко
в тундру. Давайте не будем им мешать. Наш самолёт продолжает полёт! …
Мы подлетаем к Арктике. Это большая часть земного шара, в центре которой
находится северный Ледовитый океан, покрытый льдами.
Здесь царит вечная мерзлота. Как вы думаете, каких животных можно
встретить среди мерзлоты, льда и воды?
Дети . Белых медведей.
Педагог: Далее идёт обсуждение и сравнение бурого и белого медведей по
следующим вопросам:
- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?
- Что общего между бурым и белым медведями?
- Какие между этими зверями различия?
(Бурый медведь – всеядный зверь, а белый – хищник. У них разное строение
лап, у белого – когти короткие, а у бурого – длинные. Различается у них и
строение головы: у бурого – большая круглая голова на короткой шее с
круглыми торчащими ушами, а у белого – голова с маленькими ушками,
вытянутая, на длинной шее.)
Педагог. Теперь наш самолёт берёт курс на юг. Путь у нас длинный, есть
время поиграть. В Петербургский зоопарк поступили новые звери.
Придумайте и загадайте, какие это звери.
(Ребёнок – ведущий изображает позой и движением задуманного зверя,
остальные дети отгадывают.)
Педагог: Ребята, посмотрите в иллюминатор, где мы пролетаем.
(ответы детей)
Педагог : Разнообразна природа Африки. Здесь и сплошная стена
тропического леса с буйной зеленью, и травянистые равнины с громадными
деревьями баобабами, и огромные пространства пустынь, где нет никакой
зелени. Наш самолет идет на посадку. Пристигнуть ремни. Нас встречает
жительница Африки обезьянка Чи-Чи.
(Дети выходят из самолета)
2
Чи-Чи: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас в моей любимой Африке!
Давайте все вместе порадуемся! (Включает песню «Если нравится тебе, то
делай так», дети танцуют)
Педагог: Ребята, посмотрите кто это?
Чи-Чи: Я боюсь верблюда! Он такой огромный!
Педагог: Посмотрите, какие кривые длинные ноги у него! Зачем они ему
такие?
(Дети рассказывают об особенностях строения ног верблюда)
Педагог: А почему у верблюда негладкая, неровная спина? Что у него за горы
на спине?
(Ответы детей)
Педагог: Шея такая длинная и изогнутая, ведь удобнее, когда шея
коротенькая и ровная, как у обезьянке Чи-Чи.
(Ответы детей)
Педагог: Вот что мне нравится у верблюда, так это его ресницы! Почему у
верблюда длинные ресницы.
(Ответы детей)
Педагог: Мы пересекли пустыню, и теперь верблюду уже не пройти по
густому тропическому лесу. Отпустим верблюда обратно, а сами
познакомимся с самым крупным животными на суше – со слоном.
(Рассказ воспитателя о слоне)
Педагог: Завести моторы! Взлет! У нас с вами было долгое путешествие, а
сейчас мы возвращаемся домой! Мы побывали с вами на холодном Севере и
в жаркой Африке. Путь неблизкий, и пока мы летим обратно, я загадаю вам
загадки о животных, а вы отгадаете и скажите, где они живут.
Загадки
Хозяин лесной
Просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Вот это случай очень редкий –
На голове растут две ветки.
(Олень)
Он решил, что он жираф,
И ходит голову задрав.
Говорят, из разных блюд
Лишь колючки ест …
(Верблюд)
3
С копытами, а не лошадь,
С рогами, а не козлик,
Высокий, как подъёмный кран.
(Жираф)
Педагог . Уважаемые пассажиры, наше путешествие заканчивается. Самолёт
прибывает в Пуровск. Экипаж самолёта благодарит и прощается с вами.
Всего вам доброго!
4