Автор: Филиппова Ольга Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ Чистопольская СШ
Населённый пункт: с. Чистое Поле
Наименование материала: Статья
Тема: Типология анализов художественных текстов
Раздел: среднее образование
Виды анализа художественного текста
• предварительный
• информативный
• комплексный
• лингвистический
• стилистический
• литературоведческий
• филологический
Текст является основной информативной единицей компетентностно-деятельностной парадигмы
образования
Текст
-
основная
информативная
единица
компетентностно-деятельностной
парадигмы
образования
Главной целью современного образования является изучение не механизмов, а смысла.
На элементарном уровне, доступном школьнику основной ступени, учитель показывает, что
связность – это формальные и смысловые связи предложений в тексте, а цельность – внутреннее,
органически присущее тексту смысловое единство.
Текст
-
основная
информативная
единица
компетентностно-деятельностной
парадигмы
образования
• Текст - одновременно и результат деятельности (автора) и материал, стимул для деятельности
(читателя интерпретатора).
• Текст - цель и средство, и результат обучения, прежде всего, языкам, а через них и всем другим
дисциплинам школьного цикла.
• Именно текстовая компетенция сводит воедино предметные, метапредметные и личностные
результаты обучения, объединяет и мотивирует изучение теоретического материала и развитие
речи на каждом уроке.
Текст
-
основная
информативная
единица
компетентностно-деятельностной
парадигмы
образования
• В школе текст изучается как языковая и как речевая единица (художественное произведение).
• На уроке русского языка текст используется как материал для изучения языковых компонентов,
«живущих» в тексте. На уроке литературы текст выступает как речевое произведение,
включающее комплекс сложных синтаксических целых, которые выступают в нём в качестве
смысловых частей. Текст предстаёт как результат, художественное произведение.
• На уроках русского языка и литературы идёт постоянная перекличка от изучения текста как
языковой единицы, включающей изучаемые языковые явления, к постижению текста как
художественной формы, «сотканной» из языка.
Анализ текста в УМК «Русский язык. 5-9 классы и 10-11 классы» для углублённого изучения под
редакцией В.В. Бабайцевой
• УМК «Русский язык. 5-9 классы и 10-11 классы» для углублённого изучения под редакцией В.В.
Бабайцевой содержит методически обоснованную систему анализа учебных текстов, обеспечивая
все этапы деятельностного урока: мотивационный, этап первичного предъявления нового
материала, все виды закрепления и повторения.
• Это УМК, в котором любая письменная работа на основе текста-образца сопровождается его
системным анализом. 6
Виды анализа текста в современной школе
1. предварительный
2. информативный
3. комплексный
4. лингвистический
5. стилистический
6. литературоведческий
7. филологический
Эти виды взаимно дополняют друг друга, но первые пять видов анализа текста формируют
универсальные учебные действия на уроке русского языка
Предварительный (системный) анализ текста
• Приложим к любой ступени анализа текста.
• Предшествует более конкретному анализу любого текста и на уроке литературы.
• Включает три составляющих: тема, тип, стиль.
Предварительный анализ текста на уроках русского языка
• Формулирование темы и заголовка текста предусматривает опору на ряды ключевых слов.
• Определение типа текста опирается на структуру его смысловых частей.
• Границы смысловых частей, как правило, показывают смену типов внутри текста.
• Типы текста определяются преимущественным использованием тех или иных синтаксических
структур. Описание создаётся сгущением двусоставных предложений с составными
именными сказуемыми, односоставных назывных, безличных предложений. Повествование
включает
двусоставные
предложения
с
глаголами-сказуемыми
активного
действия
преимущественно в форме совершенного вида, определённо-личные, неопределённо-личные
предложения.
Предварительный анализ текста на уроках русского языка
Предварительный анализ текста на уроках русского языка
Предварительный анализ текста на уроках литературы
• Можно ли однозначно определить тему и тип текстов стихотворений А.С. Пушкина «Узник»,
«Арион», «Пророк», стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»?..
• Неоднозначность ответов показывает, что гениальные стихотворения настолько многомерны,
что могут быть поняты только в результате углублённого филологического анализа. Тем не менее,
предварительный анализ текста может использоваться и здесь – «в первом приближении»,
настраивая учащихся на постепенное «проникновение» в текст-шифр.
Информативный анализ текста
• Имеет целью выбор нужной информации для составления собственного высказывания в
устной или письменной форме (рассуждения, пересказа, изложения, сочинения).
• Именно этот вид анализа имеет максимальный метапредметный потенциал.
• Это самый распространённый вид анализа текста при изучении содержания других предметов
школьного цикла, начинается он с составления плана в начальной школе. Конечный этап –
изложения разной формы и объёма.
Информативный анализ текста
Комплексный анализ текста
• Помогает развитию языковой компетенции.
•
Систематизирует
и
обобщает
знания
о
единицах
языка,
об
их
взаимосвязях
и
взаимоотношениях, которые максимально проявляются в тексте.
• Комплексный анализ в КИМах переплетается с информативным. Комплексный анализ текста
применяется на разных этапах современного урока русского языка:
• на мотивационном этапе перед изучением новой темы, чтобы показать её структуру и объём,
место в изучаемой системе;
• в процессе первичного предъявления нового материала,
• на этапе повторения и обобщения,
• в процессе тренинга.
• Комплексный анализ текста предваряет творческую работу (изложения и сочинения всех видов),
предъявляя образец с определённым языковым содержанием.
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста (подготовка к ГИА)
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста (связь с уроком литературы)
Комплексный анализ текста
Упорядочить систему комплексного анализа текста помогает опора на его предварительный
анализ.
•
Определение
темы
связано
с
выделением
ключевых
слов,
их
морфологической
принадлежностью, особенностями функционирования в тексте.
• Частеречная принадлежность слов связывает понятия смысловой цельности со структурной
связностью: определённый тип текста создаётся преимущественным выбором определённых
частей речи и синтаксических структур.
• Квалификация стилистической принадлежности текста напрямую связана с лексикой и
художественно изобразительными средствами. Таким образом, задания должны быть выстроены
в системной последовательности.
Лингвистический и стилистический анализ текста
• Лингвистический и стилистический анализ текста объединяет уроки русского языка и
литературы. В центре – анализ функций художественно-изобразительных языковых средств,
особенности употребления лексических, словообразовательных и синтаксических средств языка.
• Обычно лингвистический анализ ограничивается анализом слов в художественной функции, но в
последнее
время
стал
доступен
анализ
и
художественной
формы-образа
лирического
произведения.
Стилистический и литературоведческий анализ текста
• Стилистический анализ текста усложняется по мере изучения грамматики – морфологии и
синтаксиса: учащиеся постепенно накапливают знания, квалифицируя принадлежность текста к
определённому стилю при опоре на изученные грамматические средства.
• Литературоведческий анализ на уроках литературы определяет место произведения в
творческом пути автора, метод, проблемно-тематическое направление, в русле которого создано
художественное произведение, идею, её развитие, интертекстуальные связи, способы языкового
выражения авторской точки зрения, особенности художественного воплощения системы образов,
их художественную и нравственную оценку и т.д.
Филологический анализ текста
• Постижение художественного шифра (Ю.М. Лотман) произведения «от его языковой ткани».
• Филологический анализ предусматривает сотворчество с автором.
•
Современный
филологический
анализ
синтезирует
анализ
языка,
воплощённого
в
художественную форму произведения, с имплицитными смыслами, зашифрованными в нём.
• Филологический анализ прямо связан с теорией внутренней формы слова.
Филологический анализ текста
… «Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за словом, и читатель
может лучше самого поэта постигать идею его произведения. Сущность, сила такого произведения
не в том, что разумел под ним автор, а в том, как оно действует на читателя или зрителя,
следовательно, в неисчерпаемом возможном его содержании» (Потебня А.А. Мысль и язык. – М.,
1999. – С. 146). Проникая в потаённые смыслы художественного произведения, мы постепенно
воспитываем культурного внимательного
читателя, тонкого и проницательного ценителя
прекрасного – долгожданную отраду писателей.