Автор: Галеева Румия Равиловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 "Серебряное копытце" Населённый пункт: ХМАО, Тюменская область, г.Сургут Наименование материала: Статья Тема: "Родителям о воспитании культуры детей" Раздел: дошкольное образование
ХМАО г.Сургут
Культура охватывает все
– от умывания лица до
высот человеческой мысли.
М.Калинин .
Человек не рождается культурным – нравственные качества формируются
в нем по мере его воспитания и прежде всего воспитания в семье. Ведь
большую часть своей жизни ребенок проводит дома. Взаимоотношения
родителей между собой, с близкими, где ребенок учится, как следует себя
вести. Он впитывает пример родителей, прислушивается к их разговорам.
Из этого источника ребенок черпает сведения для построения своих
будущих взаимоотношений с людьми.
Родители должны ясно себе представить, какую личность по своим
нравственным и характерологическим качествам они хотели бы воспитать.
Имея четкую программу, родители изо дня в день следуют тому что,
считают самым важным в воспитании ребенка. Но вся сложность
воспитания заключается в том, что какими бы ни были
целенаправленными наши педагогические воздействия по отношению к
ребенку и даже как бы четко сам ребенок не понимал всю важность и
необходимость тех или иных качеств, не всегда происходит закрепление
их в личности и превращение в устойчивые личностные образования. И в
то же время целые комплексы привычек, качеств, которые нам, родителям
не нравятся, формируются у детей без специально организованных
упражнений и тренировок , без приучения, поощрения. В чем же дело?
Педагогическая наука объясняет это тем. Что то или иное новое качество –
хорошее или плохое – становится достоянием личности только в тех,
случаях. Когда ребенок оно согласуется со стремлениями и желаниями
самого ребенка.
Очень важно воспитывать у ребенка умение преодолевать серьезные
внутренние препятствия с тем, чтобы он постепенно научился подчинять
свои желания этому внутреннему «надо». Ведь жизнь человека в обществе
сопряжена с непременным контролем своих желаний и подчинением
личных интересов интересам общества. И поэтому ребенок должен
понять . что его интересы. Его права. Которые ему кажутся такими
естественными будут сталкиваться с такими же законными интересами
других людей. В силу этого маленький человек должен учиться подавлять
свободу своего самовыявления. Преодолевать некоторые свои желания.
Мы воспитываем у ребенка черты коллективиста, доброжелательность,
чуткость и отзывчивость. Учим его вести себя нравственно вне контроля и
принуждения. Можно привести немало фактов, свидетельствующих о том,
что поведение ребенка резко меняется в зависимости от того, насколько
осуществляется за ним контроль. В условиях контроля и принуждения
ребенок может выполнять все требования взрослых – быть послушным,
дисциплинированным, но как только контроль исчезает. Его буквально не
узнать. И взрослый человек тоже ведет себя по разному в зависимости от
того, ощущает ли он контроль со стороны знакомых, сослуживцев или
людей, с которыми он в данный момент общается, или его поведение
«свободно». Ведь коллективизм – это не какая-то отдельная, пусть даже
очень важная черта, это облик человека в целом. В противоположность
эгоизму коллективизм исходит из мотива сохранения и умножения
общественного достоинства.
Немаловажное значение в воспитании ребенка имеет его собственная
деятельность – игровая, трудовая, учебная. В игре ребенок обучается
нравственным формам поведения. Играя с детьми, он согласовывает свои
действия с действиями играющих, приучается подавлять свои желания,
подчинять их правилам коллективной игры. То есть уже в игре он получает
уроки нравственности, в ней зарождаются элементы коллективизма. В
трудовой деятельности у ребенка также формируется ряд нравственно
ценных качеств – чувство взаимопомощи, совести, долга.
Осуществляя процесс воспитания, мы не должны забывать о том, что
каждый возрастной период в развитии ребенка требует особого подхода и
что без учета возрастных возможностей ребенка мы не добьемся
определенных успехов в его воспитании. В психологии и педагогике
принята периодизация детства: 1) младенческий период – от рождения до
одного года; 2) преддошкольный – от одного года до трех лет; 3)
дошкольный - от трех лет до семи; 4) младший школьный – от семи до
одиннадцати; 5)средний школьный (подростковый) – от одиннадцати до
шестнадцати лет; 6) старший школьный (юношеский) – от шестнадцати до
восемнадцати лет.
Количество прожитых ребенком лет прямо не определяет степень его
психического развития: можно встретить немало случаев, когда
умственное развитие ребенка значительно превышает его возраст, и,
напротив, есть дети, общее психическое развитие которых отстает от
возраста. Однако в целом возраст в процессе психического развития
ребенка выступает фактор времени. Во-первых, по мере своего возрастного
продвижения вперед ребенок усваивает опыт взрослых, накапливает
собственные знания и опыт. Во-вторых, с годами созревает организм. Так,
у большинства детей умения сдерживать себя, проявлять волевое усилие,
настойчивость формируется лишь к концу дошкольного возраста, когда в
основном заканчивается развитие нервной системы, и в особенности
процесса торможения. Созревание организма прямо не определяет
психическое развитие ребенка, однако обеспечивает возникновение новых
возможностей в овладении теми или иными навыками. В развитии
психических процессов - восприятия, памяти, мышления. Поэтому
воспитание должно опираться на возможности каждого возрастного
периода. С другой стороны, в процессе воспитания мы должны учитывать
и то обстоятельство, что взаимоотношение ребенка с окружающим, или,
как говорят психологи, социальная ситуация развития существенно
меняется. Развитие ребенка раннего возраста всецело определяется
взрослым человеком: он удовлетворяет и органические потребности
ребенка, и первые духовные потребности . В дошкольном возрасте это
взаимоотношение со взрослым изменяется: ребенок уже значительно
освобождается от их опеки, его совместная деятельность со взрослыми
сменяется самостоятельным выполнением указаний последних. У ребенка
– дошкольника появляется огромный интерес к миру взрослых, к их
деятельности и взаимоотношениям. Наряду с этим у него зарождается
интерес к сверстникам, возникают общие игры, занятия. Ещё более
усложняются взаимоотношения ребенка с окружающим в школьном
возрасте. В младшем школьном возрасте первостепенное место в жизни
ребенка начинают занимать учитель, сверстники. Младшие школьники
безоговорочно принимают авторитет учителя, обращаются к нему по
самому незначительному поводу. В подростковом и юношеском возрасте
это отношение к учителю в целом изменяется: на смену эмоциональности
приходит критичность. На этих возрастных этапах ведущее значение в
жизни ребенка приобретают взаимоотношения со сверстниками. У
подростков и юношей формируются устойчивые дружеские связи со
сверстниками. С их требованием откровенности, отзывчивости и
сопереживания.
На ряду с этим каждый возрастной период характеризуется так
называемыми новообразованиями, или определенными достижениями, на
которые, как и на соответствующую социальную ситуации. Развития, мы и
должны опираться в своих воспитательных воздействиях . Кроме того,
каждый возрастной период сензитивнй по отношению к воспитывающим
воздействиям. Сензитивный возраст – это возраст оптимальных
возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны
психики. Для развития самосознания сензитивым является подростковый и
юношеский возраст.
Список литературы:
Кульчицкая Е.И. Родителям о воспитании культуры детей