Авторы: Серебровская Елена Александровна, Назаренко Анастасия Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ " Дмитриевский аграрный колледж"
Населённый пункт: с. Дмитриевка
Наименование материала: статья
Тема: Применение исследовательского метода обучения в образовательном процессе
Раздел: среднее профессиональное
Применение исследовательского метода обучения
в образовательном процессе
Серебровская Е.А., Назаренко А.А.
ОГАПОУ «Дмитриевский сельскохозяйственный техникум»
В современных, быстро меняющихся условиях, со столь интенсивным развитием
научно-технического
прогресса,
без
внедрения
нововведений,
в
том
числе
и
в
образовательный процесс не обойтись. Особенно актуальным становится применение
исследовательского метода обучения – как одного из средств модернизации образования.
«Исследование» призвано выходить за рамки учебного процесса, восстанавливать и
исправлять некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. В
нём заложено представление о способности личности анализировать факты и прогнозировать
ситуацию. Поэтому суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных
первоисточников, их анализе и производимых на его основании новых выводов.
Данная технология вызывает огромный интерес среди обучающихся. Так, с её
помощью
они
могут
раскрыть
не
только
исследовательскую
методику
изучения
предложенной темы, но и реализовать свой творческий потенциал.
Нужно отметить, что разработка и применение данной методики не нова. Методы
исследовательской работы стали вводиться в педагогическую работу ещё в последней трети
ХIX века. Историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, биолог А. Я. Герд,
естествоиспытатель Т. Гексли сформулировали общую идею метода, называвшегося у
разных педагогов: лабораторно-эвристическим, эвристическим, методом лабораторных
уроков,
опытно-испытательным,
естественно-научным,
исследовательским
подходом,
принципом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод вот уже более
100 лет способствует ликвидации системы одностороннего заучивания учебного материала,
способствует формированию готовности к работе, умственной деятельности, создавая
атмосферу увлечённости процессом, тем самым доставляя радость самостоятельного поиска
и открытия [1].
Каждый из преподавателей заинтересован пробудить в обучающихся
искру
познавательного интереса, дать не только максимальный объем знаний, но и желание и
стремление поиска новых горизонтов.
Исследовательская деятельность под руководством педагога позволяет обучающимся:
овладеть существенными научными понятиями, представлениями;
самостоятельно определить проблемные ситуации, найти пути для их разрешения;
точно описать факты, явления с применением общепризнанной технологии;
приобрести навык подбора фактов по их существенным признакам;
сгруппировать факты, признаки в соответствии с общенаучными правилами;
проанализировать факты и явления, вычленить из них общее и единое, случайное и
закономерное;
выстроить доказательство и давать опровержение.
Практика
показывает,
что
самостоятельная
работа
учащихся
с
различными
источниками знаний будет более успешной, если в её основележит конкретная программа
действий ученика, выстроенная в соответствиис определённой дидактической задачей и
содержанием учебного материала, с учётом подготовленности обучающихся. Так, метод
учебного проекта – это способ организации самостоятельной деятельности обучащихся,
интегрирующий
в
себе
проблемный
подход,
групповые
методы,
рефлексивные,
презентативные, исследовательские, поисковые методики. Кроме того метод проектов – это
замечательное дидактическое средство для обучения проектированию – умению находить
способы
решения
различных
проблем,
которые
постоянно
возникают
у
человека,
занимающего активную жизненную позицию [2].
Так, в Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме был организован проект: «В
памяти нашей – Герои!»
Цели проекта:
сохранение исторической памяти о героях Великой Отечественной войны и их
подвигах.
сбор и исследование биографического материала о Фомине Иване Захаровиче –
гордости земли Белгородской.
создание понимания о жертвенности и подвиге Советского народа в годы Великой
Отечественной войны.
развитие чувства патриотизма среди населения, в большей степени – у молодого
поколения, социально-значимой активности обучающихся.
внедрение использования современной системы считывания информации – QR-код
для быстрого доступа к историческим, биографическим сведениям.
В качестве главных задач проекта выступили:
1.
ознакомительная беседа с ныне живущими родственниками Фомина Ивана
Захаровича, в ходе которой была собрана информация о нём, его жизни.
2.
проведение анкетирования, опроса (интервьюирования) среди групп населения
различных возрастов, с целью последующего анализа и выявления наиболее интересной,
значимой информации в ходе реализации проекта.
3.
проведение познавательной беседы, мероприятия с учениками Дмитриевской
СОШ, студентами ОГАПОУ «ДСХТ», с участием приглашенных гостей о Фомине Иване
Захаровиче – герое, который жил, трудился на территории нашей родной земли, воевал и
героически погиб защищая наследие и будущее потомков [3].
4.
осуществление предложения администрации учебных заведений, администрации
городских и сельских поселений: дополнить сведения на памятных табличках более
подробной информацией – описанием подвига, за который был награжден герой;
использование современных технологий – возможность применять QR-код для быстрого
доступа к историческим, биографическим сведениям.
5.
призыв к населению к более тесному сотрудничеству с музеями, с целью
сохранения культурного, исторического наследия.
Реализация проекта «В памяти нашей – Герои!» способствует воспитанию у
населения,
а
именно
–
у
подрастающего
поколения,
чувства
патриотизма,
заинтересованности в изучении истории, истории родных и близких людей, своих земляков,
страны; расширяет знания о ВОВ, о героях войны; объединяет и консолидирует общество.
Значимость проекта заключается в увеличении числа потенциальных желающих
воспользоваться довольно лёгкой и доступной возможностью получения информации – о
героях Великой Отечественной войны и их подвигах, а это напрямую будет способствовать
развитию патриотического воспитания.
Проект уникален и актуален, так как о героях и их подвигах на памятниках, стелах,
монументах, барельефах и прочем, не присутствует информация о сути совершённого, то, за
что был награждён человек.
Новизна проекта кроется во внедрении в «исторический обиход» инновационных
информационных
технологий,
ведь
QR-код
на
памятных
табличках
пока
ещё
не
применяется.
Участвуя в научно-исследовательской работе, молодое поколение усваивает готовые
формы социальной жизни, приобретает собственный социальный опыт, занимает активную
жизненную позицию, которая помогает добиться позитивной самореализации. Полученные в
процессе творческой деятельности навыки и умения позволят учащимся чувствовать себя
приобщенными к культуре и науке, способными активно проявлять себя на рынке труда,
свободно распоряжаться образовательным капиталом.
Достоинством
исследовательского
метода
организации
учебной
деятельности
является
привитие
учащимся
навыка
сотрудничества.
Участники
исследовательской
деятельности не замыкаются на личностных интересах, учатся видеть проблемы и интересы
своих партнеров и понимать, что результаты их исследований будут использованы для
анализа полученных данных и формулирования выводов. Неверным было бы утверждать,
что, используя исследовательский метод обучения, учащиеся имитируют работу ученых, –
они действительно выполняют научное исследование, если верно определены проблематика,
тема и цели работы. Такое исследование может оказаться значимым с точки зрения вклада в
науку или привлечения внимания общественности к той или иной проблеме. Поэтому для
формирования целостной, гармоничной и инициативной личности воспитанника в процессе
обучения исследовательский метод следует использовать как можно чаще.
Библиография:
1.
Арцев, М. Н. Учебно-исследовательская деятельность учащихся: методические
рекомендации для учащихся и педагогов // Завуч. – 2005. – № 6.
2.
Файн, Т. А. Исследовательский подход в обучении // Лучшие страницы
педагогической прессы. – 2003.
3.
Летопись населённых пунктов Яковлевского района Белгородской области (с
первого упоминания в архивных документах до конца 1995 года) / отв. за вып. Колпаков
А.Н., Конкина Г.С., сост. Каланчина Н.В., Голубцова И.А. – Белгород: ЛитКараван, 2017.