Автор: Занозовский Иван Андреевич
Должность: преподаватель по классу баяна и аккордеона
Учебное заведение: МБУДО « ДМШ № 7 им. А. С. Ключарева»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Статья
Тема: РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ БАЯНИСТА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: среднее образование
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ БАЯНИСТА В ДЕТСКОЙ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Работа с репертуаром является ключевым аспектом обучения игре
на
баяне
в
детской
музыкальной
школе.
Правильный
подбор
произведений, методическая последовательность в их изучении, а
также
учет
возрастных
и
психологических
особенностей
ребенка
играют важную роль в становлении будущего музыканта. В данной
статье
рассмотрим
основные
аспекты
работы
над
репертуаром
баяниста.
1. Подбор репертуара
Первым и важнейшим шагом в обучении баяниста является выбор
произведений.
Важно,
чтобы
репертуар
соответствовал
уровню
подготовки
ученика
и
его
музыкальным
интересам.
При
этом
необходимо учитывать несколько факторов:
Возраст и уровень технической подготовки. Произведения должны
соответствовать физическим возможностям ребенка. На начальном
этапе важно выбирать простые пьесы, которые помогут развивать
координацию рук, ритмическое чувство и музыкальное мышление.
Разнообразие
жанров
и
стилей.
Важным
аспектом
обучения
является
знакомство
с
различными
музыкальными
стилями.
Классическая музыка, народные мелодии, современные произведения
— все это способствует расширению музыкального кругозора ребенка.
Личностные предпочтения. Учитель должен учитывать музыкальные
вкусы ученика. Если ребенок заинтересован в определенном жанре
или композиторе, это поможет поддержать его интерес к обучению.
2. Методика работы над произведениями
Работа над репертуаром требует систематического подхода. Важно,
чтобы
ученик
развивал
не
только
технические
навыки,
но
и
музыкальное восприятие. Рассмотрим несколько ключевых моментов.
Анализ
произведения.
Перед
началом
работы
важно
проанализировать
музыкальный
текст:
определить
основную
тему,
выявить характерные ритмические и гармонические элементы. Это
поможет ученику лучше понять структуру произведения и осознанно
подойти к его исполнению
Постепенное освоение.
Не
следует
сразу
требовать
от
ученика
исполнения произведения в полную силу. Важно работать над каждым
фрагментом
по
отдельности,
развивая
технику
и
музыкальное
мышление. Начинать стоит с медленного темпа, уделяя внимание
точности игры и качеству звучания.
Работа над выразительностью. Музыкальное исполнение должно
быть наполнено эмоциональностью. Учитель должен объяснять, как с
помощью
динамики,
артикуляции
и
фразировки
можно
передать
характер произведения.
3. Развитие творческих навыков
Репертуар должен способствовать не только развитию техники, но и
раскрытию
творческого
потенциала
ребенка.
Важно
поощрять
учеников
к
импровизации,
самостоятельному
поиску
музыкальных
решений и интерпретации произведений. Это развивает креативность
и помогает лучше понимать музыку.
Кроме
того, участие в
концертах и
конкурсах является важным
этапом в работе над репертуаром. Это помогает ученикам научиться
справляться
с
волнением
и
прививает
навыки
сценического
мастерства.
4. Роль учителя
Учитель играет ключевую роль в процессе обучения. Он должен не
только быть технически грамотным музыкантом, но и уметь находить
индивидуальный
подход
к
каждому
ученику.
Важно
поддерживать
интерес
ребенка
к
музыке,
поощрять
его
успехи
и
помогать
преодолевать трудности.
Заключение
Работа над репертуаром баяниста в детской музыкальной школе —
это сложный и многогранный процесс, который требует методического
подхода,
внимания
к
деталям
и
творческого
подхода.
Правильно
подобранный репертуар, осознанная работа над произведениями и
поддержка учителя помогут ребенку не только освоить инструмент, но
и полюбить музыку, развить свои творческие способности и стать
гармоничной личностью.