Автор: Магомедова Разият Магомедовна
Должность: к.п.н., доцент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями
Раздел: высшее образование
Магомедова Разият Магомедовна к.пед. наук,
доцент кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
ФГБОУ ВО ДГПУ
Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми
нарушениями
Термин
«фонетико-фонематическое
недоразвитие
речи»
впервые
появился в 60-ых годах 20 века. Данное понятие введено исследователем
детской речи Р.Е. Левиной, которая на основе психологического изучения
речевых расстройств пришла к выводу о том, что у детей с сочетанием
нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность
процессов
формирования
артикулирования
восприятия
звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
В сборнике «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи
у детей», авторами - составителями которого являлись сотрудники кафедры
логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена
при участии специалистов Санкт - Петербургского Института раннего
вмешательства, даётся следующее определение: «Фонетико - фонематическое
недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами
вследствие дефектов воспитания и произношения фонем» [3, с.5].
Фонетический уровень составляет материальную основу языковой
системы, и нарушение его часто приводит к расстройству других, более
высоких уровней.
На важность и необходимость своевременного формирования
фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и
педагоги Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин.
Особую значимость приобретает данная проблема в специальной
педагогике и логопедии. Исследованием фонематического слуха занимались
Г.А.Каше,
В.А.Ковшиков,
Р.Е.Левина,
Р.И.Лалаева,
Л.Ф.Спирова,
Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина.
Речь является одной из важнейших функций психики человека и
развивается
по
мере
формирования
мозга
человека,
поэтому
может
подвергаться
различным
нарушениям
вследствие
воздействующих
неблагоприятных факторов. Она развивается на основе слуха и некоторых
звуковых рефлексов, а проявляется с помощью голоса.
Как отмечал в работах С.С. Ляпидевский, их нарушения так же будут
отражаться на характеристиках речи, обуславливая те или иные особенности
[5].
Таким
образом,
работа
речеслухового
анализатораобуславливает
фонематическую сторону речи. Фонемой называется наименьшая единица
звукового строя языка, способная служить для образования и различения
значимых единиц языка (морфем и слов) [1]. Таким образом, фонетической
стороной
речи
называют
результат
скоординированной
работы
речедвигательного аппарата, то есть произнесение речевых звуков.
Недоразвитие фонематических процессов и функций негативно влияет
на все стороны речи ребенка. Без полноценного восприятия фонем, без
четкого их различения невозможно правильное произношение, что в
будущем
приводит
к
торможению
развития
лексики,
грамматики,
препятствует успешному овладению чтением и письмом. Из этого следует
цель моего исследования-найти необходимые и целесообразные методы,
приемы и способы, которые помогли бы корректировать нарушения
фонетико-фонематических процессов у детей [6].
Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического
восприятия
создаёт
серьёзные
препятствия
для
успешного
усвоения
программного материала по чтению и письму, так как оказываются
недостаточно
сформированными
практические
обобщения
о
звуковом
составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием
вырабатываются задолго до обучения в школе [4].
Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не
выявленные
и
не
устранённые
нарушения
закрепляются,
становятся
стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные
затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной
речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как
следствие программой начального обучения в целом.
Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать
возникновение
психологических
особенностей
(стеснительность,
замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию
общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в
звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются,
нарушается коммуникативная функция речи [2].
В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный
подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих
разные
стороны
речевого
развития
–
фонетическую,
лексическую,
грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи. Овладение
связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и
владение связной монологической речью – высшее достижение речевого
воспитания дошкольников.
Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот
метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной
литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого
метода сегодня в работе с детьми неоспоримы: это образность языка, его
метафоричность, психологическая защищенность.
Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет
работа
над
автоматизацией
поставленных
звуков
и
введение
их
в
самостоятельную
речь.
Текст
сказки
расширяют
словарный
запас
дошкольников, помогает, верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на
развитие связной монологической речи.
Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и
психотерапевтическое
средство
в
работе
с
детьми.
Опираясь
на
приобретенные
словообразовательные
навыки,
нужно
постепенно
формировать у детей умение подбирать однокоренные слова, которые
пригодятся ребенку не только в устной речи, но и в дальнейшем, при
поступлении в школу при обучении грамоте.
В нашем исследовании принимало участие 15 детей. Возрастной
диапазон детей от 5 до 6 лет. Данные, полученные на констатирующем этапе
эксперимента, продемонстрировали преимущественно низкий и средний
уровень развития связанной речи. При первичном обследовании детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием были выявлены особенности
развития моторики и речи у детей подготовительной к школе группы.
В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что у детей с
ФФНР имеются нарушения всех фонематических процессов, которые
подвергались исследованию. Качественный анализ результатов показал, что
старшим дошкольникам с ФФНР сложно составлять слова из звуков, данных
в правильной и нарушенной последовательности.
В процессе беседы с воспитателями нами был предложен план по
формированию
связанной
речи
в
процессе
пересказа
сказок
детей
дошкольного возраста с подключением родителей и воспитателей. Был
составлен
проект
«Мир
сказки».
Всестороннее
развитие
ребенка
-
дошкольника — это формирование речевых навыков.
Проводимая в течение формирующего этапа работа, включающая четко
подобранные сказки для развития связанной монологической речи, привела и
к улучшению связанной монологической речи, и к улучшению качества
коммуникации у детей, формированию навыков совместной деятельности,
развитию эмоционально-личностной сферы. У них появились отзывчивость,
интерес к окружающим людям.
Дети с удовольствием принимали участие в предложенных им
занятиях, и легко справлялись с заданиями пересказывания, отвечали на
поставленные вопросы. В результате проведения дополнительных занятий с
детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в процессе которых
у детей вырабатывались определенные двигательные навыки, выявлены
потенциальные возможности развития речи.
Показано, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
в старшем дошкольном возрасте при проведении дополнительных занятий,
учитывающих особенности состояния речи и моторики данной группы,
мотивацию, можно добиться более быстрой и эффективной положительной
динамики в состоянии произносительной стороны речи, а также развития
общей моторики в целом.
Список использованной литературы
1.
Беккер К.-П., Совак М. ЛОГОПЕДИЯ: пер. с нем.[Текст] / К.-П.
Беккер, М. Совак – М. : Медицина 1981. – 288 с.
2.
Китаева, Н. Н. Состояние фонематического анализа у старших
дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. Н. Китаева//
Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 4. – С. 27-35.
3.
Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и
специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для
высших учебных заведений/Под общ. Ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.
Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 176 с.
4.
Колесникова,
Е.
В.
Развитие
фонематического
слуха
у
дошкольников [Текст] / Е. В. Колесников. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.
5.
Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков
[Текст]/ под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. – Москва: Медицина, 1969.
– 288 с
6.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:
учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М. :
Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.