Напоминание

Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями


Автор: Магомедова Разият Магомедовна
Должность: к.п.н., доцент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ДГПУ им. Р. Гамзатова
Населённый пункт: город Махачкала, Республика Дагестан
Наименование материала: Научная статья
Тема: Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями
Раздел: высшее образование





Назад




Магомедова Разият Магомедовна к.пед. наук,

доцент кафедры коррекционной

педагогики и специальной психологии

ФГБОУ ВО ДГПУ

Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми

нарушениями

Термин

«фонетико-фонематическое

недоразвитие

речи»

впервые

появился в 60-ых годах 20 века. Данное понятие введено исследователем

детской речи Р.Е. Левиной, которая на основе психологического изучения

речевых расстройств пришла к выводу о том, что у детей с сочетанием

нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность

процессов

формирования

артикулирования

восприятия

звуков,

отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

В сборнике «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи

у детей», авторами - составителями которого являлись сотрудники кафедры

логопедии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена

при участии специалистов Санкт - Петербургского Института раннего

вмешательства, даётся следующее определение: «Фонетико - фонематическое

недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной

системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами

вследствие дефектов воспитания и произношения фонем» [3, с.5].

Фонетический уровень составляет материальную основу языковой

системы, и нарушение его часто приводит к расстройству других, более

высоких уровней.

На важность и необходимость своевременного формирования

фонематического слуха указывали многие отечественные психологи и

педагоги Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин.

Особую значимость приобретает данная проблема в специальной

педагогике и логопедии. Исследованием фонематического слуха занимались

Г.А.Каше,

В.А.Ковшиков,

Р.Е.Левина,

Р.И.Лалаева,

Л.Ф.Спирова,

Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина.

Речь является одной из важнейших функций психики человека и

развивается

по

мере

формирования

мозга

человека,

поэтому

может

подвергаться

различным

нарушениям

вследствие

воздействующих

неблагоприятных факторов. Она развивается на основе слуха и некоторых

звуковых рефлексов, а проявляется с помощью голоса.

Как отмечал в работах С.С. Ляпидевский, их нарушения так же будут

отражаться на характеристиках речи, обуславливая те или иные особенности

[5].

Таким

образом,

работа

речеслухового

анализатораобуславливает

фонематическую сторону речи. Фонемой называется наименьшая единица

звукового строя языка, способная служить для образования и различения

значимых единиц языка (морфем и слов) [1]. Таким образом, фонетической

стороной

речи

называют

результат

скоординированной

работы

речедвигательного аппарата, то есть произнесение речевых звуков.

Недоразвитие фонематических процессов и функций негативно влияет

на все стороны речи ребенка. Без полноценного восприятия фонем, без

четкого их различения невозможно правильное произношение, что в

будущем

приводит

к

торможению

развития

лексики,

грамматики,

препятствует успешному овладению чтением и письмом. Из этого следует

цель моего исследования-найти необходимые и целесообразные методы,

приемы и способы, которые помогли бы корректировать нарушения

фонетико-фонематических процессов у детей [6].

Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического

восприятия

создаёт

серьёзные

препятствия

для

успешного

усвоения

программного материала по чтению и письму, так как оказываются

недостаточно

сформированными

практические

обобщения

о

звуковом

составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием

вырабатываются задолго до обучения в школе [4].

Фонематические дефекты сами собой не исчезают. Своевременно не

выявленные

и

не

устранённые

нарушения

закрепляются,

становятся

стойкими. Это приводит к тому, что ребёнок испытывает значительные

затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной

речи, но и в процессе овладения грамотой, письмом и чтением и как

следствие программой начального обучения в целом.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может также спровоцировать

возникновение

психологических

особенностей

(стеснительность,

замкнутость, нерешительность, замедленная включаемость в ситуацию

общения, нежелание поддерживать беседу, неумение вслушиваться в

звучащую речь). Такие дети стараются меньше говорить, замыкаются,

нарушается коммуникативная функция речи [2].

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный

подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих

разные

стороны

речевого

развития

фонетическую,

лексическую,

грамматическую и на их основе – задачу развития связной речи. Овладение

связной речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника и

владение связной монологической речью – высшее достижение речевого

воспитания дошкольников.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот

метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной

литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого

метода сегодня в работе с детьми неоспоримы: это образность языка, его

метафоричность, психологическая защищенность.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет

работа

над

автоматизацией

поставленных

звуков

и

введение

их

в

самостоятельную

речь.

Текст

сказки

расширяют

словарный

запас

дошкольников, помогает, верно, строить диалоги, а следовательно, влияют на

развитие связной монологической речи.

Следовательно, сказка – эффективное развивающее, коррекционное и

психотерапевтическое

средство

в

работе

с

детьми.

Опираясь

на

приобретенные

словообразовательные

навыки,

нужно

постепенно

формировать у детей умение подбирать однокоренные слова, которые

пригодятся ребенку не только в устной речи, но и в дальнейшем, при

поступлении в школу при обучении грамоте.

В нашем исследовании принимало участие 15 детей. Возрастной

диапазон детей от 5 до 6 лет. Данные, полученные на констатирующем этапе

эксперимента, продемонстрировали преимущественно низкий и средний

уровень развития связанной речи. При первичном обследовании детей с

фонетико-фонематическим недоразвитием были выявлены особенности

развития моторики и речи у детей подготовительной к школе группы.

В ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что у детей с

ФФНР имеются нарушения всех фонематических процессов, которые

подвергались исследованию. Качественный анализ результатов показал, что

старшим дошкольникам с ФФНР сложно составлять слова из звуков, данных

в правильной и нарушенной последовательности.

В процессе беседы с воспитателями нами был предложен план по

формированию

связанной

речи

в

процессе

пересказа

сказок

детей

дошкольного возраста с подключением родителей и воспитателей. Был

составлен

проект

«Мир

сказки».

Всестороннее

развитие

ребенка

-

дошкольника — это формирование речевых навыков.

Проводимая в течение формирующего этапа работа, включающая четко

подобранные сказки для развития связанной монологической речи, привела и

к улучшению связанной монологической речи, и к улучшению качества

коммуникации у детей, формированию навыков совместной деятельности,

развитию эмоционально-личностной сферы. У них появились отзывчивость,

интерес к окружающим людям.

Дети с удовольствием принимали участие в предложенных им

занятиях, и легко справлялись с заданиями пересказывания, отвечали на

поставленные вопросы. В результате проведения дополнительных занятий с

детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в процессе которых

у детей вырабатывались определенные двигательные навыки, выявлены

потенциальные возможности развития речи.

Показано, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

в старшем дошкольном возрасте при проведении дополнительных занятий,

учитывающих особенности состояния речи и моторики данной группы,

мотивацию, можно добиться более быстрой и эффективной положительной

динамики в состоянии произносительной стороны речи, а также развития

общей моторики в целом.

Список использованной литературы

1.

Беккер К.-П., Совак М. ЛОГОПЕДИЯ: пер. с нем.[Текст] / К.-П.

Беккер, М. Совак – М. : Медицина 1981. – 288 с.

2.

Китаева, Н. Н. Состояние фонематического анализа у старших

дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н. Н. Китаева//

Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2011. – № 4. – С. 27-35.

3.

Клинические основы дошкольной коррекционной педагогики и

специальной психологии: Сборник программ нормативных курсов для

высших учебных заведений/Под общ. Ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит.

Изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 176 с.

4.

Колесникова,

Е.

В.

Развитие

фонематического

слуха

у

дошкольников [Текст] / Е. В. Колесников. – М.: Просвещение, 2002. – 240 с.

5.

Ляпидевский С. С. Расстройства речи у детей и подростков

[Текст]/ под общ. ред. проф. С. С. Ляпидевского. – Москва: Медицина, 1969.

– 288 с

6.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:

учебное пособие / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М. :

Издательский центр «Академия», 2016. – 200 с.



В раздел образования